Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»
Актриса «Мастерской Петра Фоменко», Серафима Огарёва известна зрителям по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Капитаны», «Пятая группа крови», «Прощание», «Слепой расчет», «Тест на беременность» и других. Но именно театр «стучит в ее сердце». Среди недавних ярких образов актрисы — президентша де Турвель в «Опасных связах», пьесе, поставленной режиссером Егором Перегудовым по известному роману Пьера Шодерло де Лакло.
Роман Шодерло де Лакло эротический, но мир в этом смысле уже претерпел столько изменений. .. Насколько актуальна сейчас эта тема?
Я открыла этот материал еще до того, как мы принялись репетировать. Когда начался карантин, театр попросил актеров записывать монологи, поэзию и выкладывать на сайт, чтобы оставалась какая-то связь со зрителем. Я тогда решила сделать несколько монологов из «Опасных связей», но начала читать, и мне показалось, что текст какой-то «мыльный». И когда заговорили, что Егор Перегудов готовит спектакль по «Опасным связям», я поначалу не поверила: «Господи, неужели не мог какой-то материал получше выбрать?» Но все равно очень обрадовалась, когда узнала, что он меня тоже зовет в работу. А когда начали разбирать роман, я постепенно влюбилась в это произведение. Чем дальше, тем больше меня удивляло то, как точно и глубоко это написано. И особенно мне нравилась моя героиня. Я очень боролась за то, чтобы оставить все мельчайшие подробности, потому что без них она кажется плоской.
На сцене стоит длинный стол, уставленный всевозможными яствами. Это символ пресыщения?
Безусловно, подобные переживания возможны только в каком-то очень сытом времени. Потому этот роман и имеет прямое отношение к нашему обществу. У нас было практически все, что только можно было пожелать. Именно в таких условиях люди обычно начинают придумывать себе проблемы и страдания, хотя реально никаких жизненных сложностей у них нет.
Какая основная черта характера вашей героини?
Моя героиня живет в придуманном мире. Она очень религиозна и считает себя хорошим и правильным человеком. И получается, что сама судьба делает из нее человека живого и очень настоящего. Она жертвенна и готова на многое, лишь бы любимый был счастлив. Она ради него живет. Когда любимый умирает, умирает и она. Неистовая в вере, она также неистова в самопожертвовании. Она себя не бережет
На ваш взгляд, в этом романе есть любовь, или все намного сложнее?
Для меня, безусловно, есть, потому что без этого невозможно играть. Героиня нарушает заповедь и этим разрушает собственное представление о себе. Оказалось, всех этих добродетелей в ней просто нет И я думаю, она не жалеет о потере. До встречи с Вальмонтом она пребывала в тяжелой гордыне. Мне кажется, именно это и есть духовная жизнь.
К какому человеческому греху вы чувствуете наибольшее снисхождение?
Самый большой грех — это самооправдание, когда ты не можешь признать ошибку и покаяться. Нет ничего, что Бог не может простить человеку. Но когда ты понимаешь, что поступил так или иначе, потому что слаб, и нет тебе никаких оправданий, то это уже оправдание.
Умение что-то выстраивать, видеть перспективу, пусть и в свою пользу, — это положительное качество? Или нет? И интрига сама по себе – некое зло и нечестность?
Я не знаю. Сама совсем ничего не умею в этом плане, полный профан. Мне что скажут, в то я и верю. Совершенно не умею строить планы, все получается наоборот.
Серафима, как вы для себя формулируете понятие «любовь»? Вам кажется, это что-то непроходящее или все-таки нечто конечное?
Я думаю, что это, конечно, не проходит. Любовь и вечность для меня равны. Не помню, кто именно писал о том, что благодаря любви у человека есть опыт вечности, есть опыт Бога, ведь когда один говорит другому: «Я тебя люблю», это означает буквально «Ты — бессмертен, ты никогда не умрешь».
Что вы думаете о ревности?
Я ревнивый человек, безусловно, и эгоистичный. Хочу себе всё и сразу, но, опять же, когда получается пойти по другому пути, по пути любви, чувствую освобождение. Отпуская, становишься счастливее.
Вы легко прощаете?
Самое сложное — это просить прощения. Прощать легче. Я не знаю, что можно не простить другому человеку. А вот попросить прощения — это все-таки поступок, хоть и сложно. Просить прощения — значит принять поражение. Даже внутренне признать, что я не права, стоит невероятных усилий.
Если говорить об актерской профессии, в какой момент вам стало ясно, что это ваше дело? Или, может, этот момент еще не наступил?
У меня сложные отношения с профессией. Поняла, что она моя, в 5 лет. Я видела своих родителей на сцене, и для меня это была мечта. Я говорю про неистовость моей героини, и я сама очень с ней в этом близка, понимаю ее. Так же неистово бросаюсь во все, что мне встречается на пути. У меня нет меры Когда окончила институт и стала играть в театре, то неистово купалась в том, к чему шла. Потом у меня было очень сильное перегорание, в какой-то момент даже пожалела, что пошла в актрисы, я кончилась внутренне, мне очень сложно было выходить на сцену, нечего было сказать Грубо говоря, я сожгла всё, что можно было
И как вы выбрались из этого состояния?
Я действительно хотела уходить из профессии, думала, что невозможно больше оставаться актрисой ни секунды, но, наверное, нашла какой-то баланс Теперь стараюсь быть к себе внимательной в этом смысле, мне больше не хочется выходить на сцену в таком истощении, а значит, нужно набирать, искать ресурсы, которые наполняют.
То есть вы нашли какое-то замещение?
Да, конечно. Я балансирую, то теряю, то нахожу какие-то вещи, которые меня наполняют вне театра, так и спасаюсь Если чувствую, что истощена, то понимаю: нужно набирать ресурсы из жизни. Мне, наверное, даже помогло то перегорание, потому что я начала любить жизнь, а не театр. Жизнь можно получить только в жизни.
Надо стучаться и проявить упорство, даже если много раз ничего не получается?
Мне кажется, что упираться не надо, а я очень упертая. Если что-то такое происходит, скорее всего, в этом есть какой-то ключ для движения. Думаю, вообще для актера успех — это такое мимолетное понятие. Люблю фразу, которую сказала Людмила Максакова: «У актера нет былых заслуг». То есть вчера спектакль прошел хорошо, а сегодня плохо и ты никому не расскажешь, что вчера было иначе
Как вы относитесь к путешествиям?
Очень люблю и мечтаю больше путешествовать, но пока это особо не складывалось, потому что театр — такое место, где все время надо быть. Путешествие — это великолепно, я перед отпуском была в каком-то преддепрессивном периоде, чувствовала, что у меня ничего не ладится, казалось, не могу собрать ничего. Но вот я выехала на отдых и поразилась тому, насколько быстро все прошло. Когда увидела природу, море, закат, солнце, песок — я обомлела
Никогда не хотели уехать в другую страну и больше не вернуться?
Я очень люблю заграницу. Всегда представляю себе, каково это, если бы я жила здесь или здесь Но так глубинно, конечно, не хочу никуда переезжать. Если трезво думать или сердцем, наоборот, то нет ничего, что меня бы позвало в другую страну. Разные обстоятельства бывают у людей. Брат у меня в Польше, мама в Сербии, у них так сложились обстоятельства. А я ощущаю свою судьбу здесь. Я люблю нашу страну, мне здесь все родное, отчего щемит сердце. Природа — она такая странная, холодная, но такая красивая и близкая Я люблю Церковь, для меня это тоже часть России, и думаю, что в таком глубоком смысле ни в какой другой стране мира я не встречусь с ней Для меня это все важные вещи, с которыми я срослась сердцем.
Что может вам поднять настроение за минуту?
Люди близкие, любимые и танцы. Я занимаюсь джазом, и это меня заряжает.
Источник: «Философия отдыха»
Роман Шодерло де Лакло эротический, но мир в этом смысле уже претерпел столько изменений. .. Насколько актуальна сейчас эта тема?
Я открыла этот материал еще до того, как мы принялись репетировать. Когда начался карантин, театр попросил актеров записывать монологи, поэзию и выкладывать на сайт, чтобы оставалась какая-то связь со зрителем. Я тогда решила сделать несколько монологов из «Опасных связей», но начала читать, и мне показалось, что текст какой-то «мыльный». И когда заговорили, что Егор Перегудов готовит спектакль по «Опасным связям», я поначалу не поверила: «Господи, неужели не мог какой-то материал получше выбрать?» Но все равно очень обрадовалась, когда узнала, что он меня тоже зовет в работу. А когда начали разбирать роман, я постепенно влюбилась в это произведение. Чем дальше, тем больше меня удивляло то, как точно и глубоко это написано. И особенно мне нравилась моя героиня. Я очень боролась за то, чтобы оставить все мельчайшие подробности, потому что без них она кажется плоской.
На сцене стоит длинный стол, уставленный всевозможными яствами. Это символ пресыщения?
Безусловно, подобные переживания возможны только в каком-то очень сытом времени. Потому этот роман и имеет прямое отношение к нашему обществу. У нас было практически все, что только можно было пожелать. Именно в таких условиях люди обычно начинают придумывать себе проблемы и страдания, хотя реально никаких жизненных сложностей у них нет.
Какая основная черта характера вашей героини?
Моя героиня живет в придуманном мире. Она очень религиозна и считает себя хорошим и правильным человеком. И получается, что сама судьба делает из нее человека живого и очень настоящего. Она жертвенна и готова на многое, лишь бы любимый был счастлив. Она ради него живет. Когда любимый умирает, умирает и она. Неистовая в вере, она также неистова в самопожертвовании. Она себя не бережет
На ваш взгляд, в этом романе есть любовь, или все намного сложнее?
Для меня, безусловно, есть, потому что без этого невозможно играть. Героиня нарушает заповедь и этим разрушает собственное представление о себе. Оказалось, всех этих добродетелей в ней просто нет И я думаю, она не жалеет о потере. До встречи с Вальмонтом она пребывала в тяжелой гордыне. Мне кажется, именно это и есть духовная жизнь.
К какому человеческому греху вы чувствуете наибольшее снисхождение?
Самый большой грех — это самооправдание, когда ты не можешь признать ошибку и покаяться. Нет ничего, что Бог не может простить человеку. Но когда ты понимаешь, что поступил так или иначе, потому что слаб, и нет тебе никаких оправданий, то это уже оправдание.
Умение что-то выстраивать, видеть перспективу, пусть и в свою пользу, — это положительное качество? Или нет? И интрига сама по себе – некое зло и нечестность?
Я не знаю. Сама совсем ничего не умею в этом плане, полный профан. Мне что скажут, в то я и верю. Совершенно не умею строить планы, все получается наоборот.
Серафима, как вы для себя формулируете понятие «любовь»? Вам кажется, это что-то непроходящее или все-таки нечто конечное?
Я думаю, что это, конечно, не проходит. Любовь и вечность для меня равны. Не помню, кто именно писал о том, что благодаря любви у человека есть опыт вечности, есть опыт Бога, ведь когда один говорит другому: «Я тебя люблю», это означает буквально «Ты — бессмертен, ты никогда не умрешь».
Что вы думаете о ревности?
Я ревнивый человек, безусловно, и эгоистичный. Хочу себе всё и сразу, но, опять же, когда получается пойти по другому пути, по пути любви, чувствую освобождение. Отпуская, становишься счастливее.
Вы легко прощаете?
Самое сложное — это просить прощения. Прощать легче. Я не знаю, что можно не простить другому человеку. А вот попросить прощения — это все-таки поступок, хоть и сложно. Просить прощения — значит принять поражение. Даже внутренне признать, что я не права, стоит невероятных усилий.
Если говорить об актерской профессии, в какой момент вам стало ясно, что это ваше дело? Или, может, этот момент еще не наступил?
У меня сложные отношения с профессией. Поняла, что она моя, в 5 лет. Я видела своих родителей на сцене, и для меня это была мечта. Я говорю про неистовость моей героини, и я сама очень с ней в этом близка, понимаю ее. Так же неистово бросаюсь во все, что мне встречается на пути. У меня нет меры Когда окончила институт и стала играть в театре, то неистово купалась в том, к чему шла. Потом у меня было очень сильное перегорание, в какой-то момент даже пожалела, что пошла в актрисы, я кончилась внутренне, мне очень сложно было выходить на сцену, нечего было сказать Грубо говоря, я сожгла всё, что можно было
И как вы выбрались из этого состояния?
Я действительно хотела уходить из профессии, думала, что невозможно больше оставаться актрисой ни секунды, но, наверное, нашла какой-то баланс Теперь стараюсь быть к себе внимательной в этом смысле, мне больше не хочется выходить на сцену в таком истощении, а значит, нужно набирать, искать ресурсы, которые наполняют.
То есть вы нашли какое-то замещение?
Да, конечно. Я балансирую, то теряю, то нахожу какие-то вещи, которые меня наполняют вне театра, так и спасаюсь Если чувствую, что истощена, то понимаю: нужно набирать ресурсы из жизни. Мне, наверное, даже помогло то перегорание, потому что я начала любить жизнь, а не театр. Жизнь можно получить только в жизни.
Надо стучаться и проявить упорство, даже если много раз ничего не получается?
Мне кажется, что упираться не надо, а я очень упертая. Если что-то такое происходит, скорее всего, в этом есть какой-то ключ для движения. Думаю, вообще для актера успех — это такое мимолетное понятие. Люблю фразу, которую сказала Людмила Максакова: «У актера нет былых заслуг». То есть вчера спектакль прошел хорошо, а сегодня плохо и ты никому не расскажешь, что вчера было иначе
Как вы относитесь к путешествиям?
Очень люблю и мечтаю больше путешествовать, но пока это особо не складывалось, потому что театр — такое место, где все время надо быть. Путешествие — это великолепно, я перед отпуском была в каком-то преддепрессивном периоде, чувствовала, что у меня ничего не ладится, казалось, не могу собрать ничего. Но вот я выехала на отдых и поразилась тому, насколько быстро все прошло. Когда увидела природу, море, закат, солнце, песок — я обомлела
Никогда не хотели уехать в другую страну и больше не вернуться?
Я очень люблю заграницу. Всегда представляю себе, каково это, если бы я жила здесь или здесь Но так глубинно, конечно, не хочу никуда переезжать. Если трезво думать или сердцем, наоборот, то нет ничего, что меня бы позвало в другую страну. Разные обстоятельства бывают у людей. Брат у меня в Польше, мама в Сербии, у них так сложились обстоятельства. А я ощущаю свою судьбу здесь. Я люблю нашу страну, мне здесь все родное, отчего щемит сердце. Природа — она такая странная, холодная, но такая красивая и близкая Я люблю Церковь, для меня это тоже часть России, и думаю, что в таком глубоком смысле ни в какой другой стране мира я не встречусь с ней Для меня это все важные вещи, с которыми я срослась сердцем.
Что может вам поднять настроение за минуту?
Люди близкие, любимые и танцы. Я занимаюсь джазом, и это меня заряжает.
Источник: «Философия отдыха»
Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011