В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан
Автор инсценировки и режиссер спектакля «Подарок» Юрий Титов выбрал для своей постановки пять рассказов Ги де Мопассана. Можно сказать, что все они про любовь, но это будет не точно. Скорее, они исследуют поле вокруг того самого «основного инстинкта», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан.
Вот рассказ «Знак». Он вовсе не о любви о самооценке женщины в ходе вечной «войны полов». Порядочная светская дама Баронесса де Гранжери (Роза Шмуклер) наблюдает с балкона, как одним взглядом из окна завлекает мужчин в свои сети поселившаяся напротив профессионалка. Ей становится интересно: а я бы так смогла? Она пытается. И у нее получается! Но как быть с мужем? Неожиданная развязка, циничная, но смешная, превращает сцену в настоящий анекдот.
Те зрители, что устали от осовременивания классики на сегодняшних подмостках, на этом спектакле получат удовольствие: костюмы художника Олеси Скарыны изобретательно возвращают нас в конец XIX века с его турнюрами, шелковыми пеньюарами, изобилием дамских украшений на шляпках, сумочках, белье… Помимо возвращения в эпоху, костюмы просто интересно разглядывать как отдельное произведение искусства. Впрочем, актеры чувствуют себя в этих нарядах вполне уверенно.
Вот сцена «Неосторожность». Угасающую в супружестве пылкую чувственность молодая дама (Серафима Огарева) пытается разжечь, увлекши мужа (Амбарцум Кабанян) в кабачок с отдельными кабинетами, где он, конечно, бывал, со своими прежними пассиями. Она принуждает его рассказывать о бывших любовницах и за ее пуританскими восклицаниями: «Как это гадко!», так и слышится «давай, давай еще подробностей!». Смесь вожделения и ревности, игра между женским лукавством и наивным простодушием мужчины, честно рапортующим, что проститутки ему нравились больше, чем порядочные, потому что он вообще не любит дилетантов, передана актерами с тончайшими нюансами. Именно эта психологическая игра на грани человеческого и животного в человеке, эти мерцающие, бликующие движения от чувств к инстинктам и обратно, что так забавляла, интриговала и интересовала самого Мопассана, передана в этом сюжете с наибольшей яркостью.
Вообще к достоинствам спектакля, придуманного и поставленного молодыми, надо отнести те мельчайшие «этюдные» движения мимики, жестов, поз, что наполняют действо смыслом и заставляют публику радостно смеяться. Вот баронесса, в смятении чувств рассказывающая подруге о своем падении, берет предложенный бокал, вроде бы автоматически отпивает из него, но, распробовав вкус, почти уже готова переключиться на гастрономическую тему. Вот завлеченный ею «клиент» уже с готовностью опирается на стол в гостиной, но услышав скрип, морщится и резко спрашивает: «Где у вас спальня?».
Самый анекдотичный из рассказов «Избавилась» постановщики вообще превратили в каскад танцевальных номеров. Соблазнительница-горничная (Александра Титова), Муж Рауль (Михаил Крылов) и Роза Шмуклер в роли все той же коварной баронессы выразительно играют с предметами и собственными телами: намеки так прозрачны, так явны, но при этом (вот удивительно-то для нынешних подмостков!) абсолютно лишены вульгарной непристойности. Несколько инородно выглядит в этой круговерти анекдотов лиричный рассказ «В пути», напоминающий, скорее, стиль позднего Чехова, а не раннего Мопассана. Очевидно, авторы хотели реабилитировать горячую чувственность последнего возвышенным чувством, которое, конечно, ему тоже было не чуждо. Только удавалось в описании хуже. Как впрочем, случилось это и с авторами постановки.
Источник: «Российская газета»
Вот рассказ «Знак». Он вовсе не о любви о самооценке женщины в ходе вечной «войны полов». Порядочная светская дама Баронесса де Гранжери (Роза Шмуклер) наблюдает с балкона, как одним взглядом из окна завлекает мужчин в свои сети поселившаяся напротив профессионалка. Ей становится интересно: а я бы так смогла? Она пытается. И у нее получается! Но как быть с мужем? Неожиданная развязка, циничная, но смешная, превращает сцену в настоящий анекдот.
Те зрители, что устали от осовременивания классики на сегодняшних подмостках, на этом спектакле получат удовольствие: костюмы художника Олеси Скарыны изобретательно возвращают нас в конец XIX века с его турнюрами, шелковыми пеньюарами, изобилием дамских украшений на шляпках, сумочках, белье… Помимо возвращения в эпоху, костюмы просто интересно разглядывать как отдельное произведение искусства. Впрочем, актеры чувствуют себя в этих нарядах вполне уверенно.
Вот сцена «Неосторожность». Угасающую в супружестве пылкую чувственность молодая дама (Серафима Огарева) пытается разжечь, увлекши мужа (Амбарцум Кабанян) в кабачок с отдельными кабинетами, где он, конечно, бывал, со своими прежними пассиями. Она принуждает его рассказывать о бывших любовницах и за ее пуританскими восклицаниями: «Как это гадко!», так и слышится «давай, давай еще подробностей!». Смесь вожделения и ревности, игра между женским лукавством и наивным простодушием мужчины, честно рапортующим, что проститутки ему нравились больше, чем порядочные, потому что он вообще не любит дилетантов, передана актерами с тончайшими нюансами. Именно эта психологическая игра на грани человеческого и животного в человеке, эти мерцающие, бликующие движения от чувств к инстинктам и обратно, что так забавляла, интриговала и интересовала самого Мопассана, передана в этом сюжете с наибольшей яркостью.
Вообще к достоинствам спектакля, придуманного и поставленного молодыми, надо отнести те мельчайшие «этюдные» движения мимики, жестов, поз, что наполняют действо смыслом и заставляют публику радостно смеяться. Вот баронесса, в смятении чувств рассказывающая подруге о своем падении, берет предложенный бокал, вроде бы автоматически отпивает из него, но, распробовав вкус, почти уже готова переключиться на гастрономическую тему. Вот завлеченный ею «клиент» уже с готовностью опирается на стол в гостиной, но услышав скрип, морщится и резко спрашивает: «Где у вас спальня?».
Самый анекдотичный из рассказов «Избавилась» постановщики вообще превратили в каскад танцевальных номеров. Соблазнительница-горничная (Александра Титова), Муж Рауль (Михаил Крылов) и Роза Шмуклер в роли все той же коварной баронессы выразительно играют с предметами и собственными телами: намеки так прозрачны, так явны, но при этом (вот удивительно-то для нынешних подмостков!) абсолютно лишены вульгарной непристойности. Несколько инородно выглядит в этой круговерти анекдотов лиричный рассказ «В пути», напоминающий, скорее, стиль позднего Чехова, а не раннего Мопассана. Очевидно, авторы хотели реабилитировать горячую чувственность последнего возвышенным чувством, которое, конечно, ему тоже было не чуждо. Только удавалось в описании хуже. Как впрочем, случилось это и с авторами постановки.
Источник: «Российская газета»
Ольга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011