Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Мастерская Петра Наумовича Фоменко завязала 5 новелл Ги де Мопассана – «Знак», «Неосторожность», «Шпилька», «Избавилась», «В пути» – в один красивый и яркий «Подарок». Название смело можно понимать буквально. Спектакль Юрия Титова и вправду настоящий подарок как для зрителей, так и для артистов, которые купаются в этих историях, наполненных любовью — как реализованной, превратившейся в реальные отношения, так и той, которой суждено остаться лишь красивой мечтой. Что из этого можно назвать счастьем – вопрос личного выбора. Как и то, считать ли этот спектакль простой и легкой комедией, порой переходящей в водевиль, или попыткой весело и без назидания поговорить «о свойствах страстей», о том, почему «законный поцелуй никогда не сравнится с поцелуем украдкой», как некогда невероятно желанный человек может смертельно наскучить, а женщина с безупречной репутацией понять, что ее давно пора скомпрометировать.
Что самое страшное в отношениях? Скука, ответит большинство. И тут со времен Мопассана, то есть с конца 19 века, мало что изменилось. А что ее вызывает? Правильно, рутина. А иногда и то самое постоянство, которым отличаются длительные отношения. Что было между Баронессой де Гранжери (уморительная Роза Шмуклер) и ее нелепым усатым мужем Раулем (отличный Михаил Крылов) до того, как в один прекрасный солнечный день она не посмотрела на улицу и не увидела девушку легкого поведения, которая зазывала мужчин через окно? Об этом нам ничего неизвестно. Но, судя по всему, хотя бы по интерьеру их дома (художник-постановщик Мартын Степанов), жили они вполне себе нормально. Крепкая буржуазная семья, одна из тех, где все всегда, пусть и без блеска, но нормально. Так что же заставило порядочную даму начать искать внимания проходящих мужчин. Спортивный интерес? Желание проверить собственные женские чары? А может девушка в окне напротив стала «Знаком», что в их с мужем отношениях давно что-то не так, что в них давно не хватает воздуха. И тут отлично работает метафора окна. Она как бы переносит нас в мир сегодняшний. Ну разве вам никогда не случалось, находясь в паре, открывать окошко «Тиндера», ничего серьезного, так от скуки. Или просто нежно смотреть через стеклянную перегородку в кафе на красивого мужчину или девушку. Так, для блеска глаз. Чтобы вспомнить, что еще можешь нравиться. Но вот вопрос, а вдруг случайно, вместо того, чтобы просто проветриться, впустишь аромат любви и свободы. И что делать? А вот это уже далеко не водевиль и в реальности совсем не смешно. Хотя пока героиня Розы Шмуклер пересказывает подробности своего приключения подруге – маркизе де Реннедон (красивая, уточненная, роскошная как в утреннем облачении, так и в вечернем платье, Серафима Огарева), ты просто покатываешься вместе с залом со смеху.
Причем за это потом не стыдно. А то знаете, как бывает, сидишь на спектакле, хохочешь, а потом выходишь из театра и думаешь: «И как можно было ржать над такой глупостью?».
И вот одна «Неосторожность», всего лишь обмен сплетнями, и молодая красивая женщина задумалась и о своем браке. Как сказано у самого Мопассана: «После свадьбы они стали обожать друг друга уже по-земному. Сперва это было какое-то неутомимое чувственное исступление; затем оно сменилось восторженной нежностью, поэзией ласк более изощренных, милыми и вольными шалостями. Теперь же, еще не признаваясь себе в этом и, может быть, еще не понимая этого, они почувствовали пресыщение». При этом Поль де Реннедон в исполнении Амбарцума Кабаняна может запросто претендовать на звание того самого мужчины мечты. Красив, обаятелен, ироничен (интересно следить за тем, как меняется его мимика, когда он рассказывает жене о своих увлечениях до нее), готов к диалогу и к эксперименту. На нем идеально сидит как фрак, так и шелковый халат (художник по костюмам Олеся Скарына). Глядя на дуэт Кабаняна и Огаревой, сразу вспоминаешь не так давно вышедшие на этой же сцене «Опасные связи», где Серафима играет мадам де Турвель и в очередной раз жалеешь, что там нет такого Вальмона. Тут же как нельзя кстати, пришлось замечание одного моего коллеги, что красивый мужчина в спектакле – всегда индульгенция. Вот посмотришь, с какой яростью допрашивает маркиза мужа о том, сколько у него было женщин, то поверишь, что иногда красота – скорее доказательство вины и повод для подозрений. И что делать, когда червь сомнения засел в голове? Но это, опять же, совсем другая история.
Одну из которых поведает после смены в ресторане один официант другому. Да, да она именно о том, когда любовь становится наваждением, которая «Шпилькой» впилась в сердце – не вытащишь. «Избавиться» от такой гораздо сложнее, чем от наскучившего мужа, как в новелле «Избавилась».
И тем вернее (режиссер очень точно задал артистам тон), что все четыре истории сыграны весело, игриво, чувственно, иногда откровенно по-хулигански. Поначалу даже не задумываешься о том, что у «Подарка» есть второе дно и порой довольно серьезный подтекст, что каждая история может быть перевертышем. Смеешься над точными репликами, следишь за слаженной, словно канкан, игрой артистов и искренне наслаждаешься.
И тут в финале возникает пятая новелла, которая по стилю резко отличается от предыдущих – на первый взгляд, грустная, щемящая, печально романтичная. Она скорее напоминает рассказы Бунина, с которых Юрий Титов начинал карьеру режиссера. Графиня Баранова (Наталья Мартынова) смертельно больна и едет лечиться, в поезде незнакомец (совершенно переменившийся Амбарцум Кабанян) просит помочь ему пересечь границу. Они провели наедине ночь, не сказав друг другу ни слова. Но, встреча, очевидно, переменила жизнь обоим. Есть ли вариант, при котором они могли бы быть вместе? Ни в коем случае. Считать ли эту историю печальной? Не уверена. Ведь, как сказано во французском фильме «Встреча»: «Если вы не хотите, чтобы отношения заканчивались, просто не начинайте их».
Но, а главное, как мне кажется, любая любовь, даже самая несчастная и безответная, – подарок, ведь она помогает открыть самого себе. То же можно сказать и о театре, ведь хороший спектакль – это всегда по любви.
Источник: из соцсетей
Что самое страшное в отношениях? Скука, ответит большинство. И тут со времен Мопассана, то есть с конца 19 века, мало что изменилось. А что ее вызывает? Правильно, рутина. А иногда и то самое постоянство, которым отличаются длительные отношения. Что было между Баронессой де Гранжери (уморительная Роза Шмуклер) и ее нелепым усатым мужем Раулем (отличный Михаил Крылов) до того, как в один прекрасный солнечный день она не посмотрела на улицу и не увидела девушку легкого поведения, которая зазывала мужчин через окно? Об этом нам ничего неизвестно. Но, судя по всему, хотя бы по интерьеру их дома (художник-постановщик Мартын Степанов), жили они вполне себе нормально. Крепкая буржуазная семья, одна из тех, где все всегда, пусть и без блеска, но нормально. Так что же заставило порядочную даму начать искать внимания проходящих мужчин. Спортивный интерес? Желание проверить собственные женские чары? А может девушка в окне напротив стала «Знаком», что в их с мужем отношениях давно что-то не так, что в них давно не хватает воздуха. И тут отлично работает метафора окна. Она как бы переносит нас в мир сегодняшний. Ну разве вам никогда не случалось, находясь в паре, открывать окошко «Тиндера», ничего серьезного, так от скуки. Или просто нежно смотреть через стеклянную перегородку в кафе на красивого мужчину или девушку. Так, для блеска глаз. Чтобы вспомнить, что еще можешь нравиться. Но вот вопрос, а вдруг случайно, вместо того, чтобы просто проветриться, впустишь аромат любви и свободы. И что делать? А вот это уже далеко не водевиль и в реальности совсем не смешно. Хотя пока героиня Розы Шмуклер пересказывает подробности своего приключения подруге – маркизе де Реннедон (красивая, уточненная, роскошная как в утреннем облачении, так и в вечернем платье, Серафима Огарева), ты просто покатываешься вместе с залом со смеху.
Причем за это потом не стыдно. А то знаете, как бывает, сидишь на спектакле, хохочешь, а потом выходишь из театра и думаешь: «И как можно было ржать над такой глупостью?».
И вот одна «Неосторожность», всего лишь обмен сплетнями, и молодая красивая женщина задумалась и о своем браке. Как сказано у самого Мопассана: «После свадьбы они стали обожать друг друга уже по-земному. Сперва это было какое-то неутомимое чувственное исступление; затем оно сменилось восторженной нежностью, поэзией ласк более изощренных, милыми и вольными шалостями. Теперь же, еще не признаваясь себе в этом и, может быть, еще не понимая этого, они почувствовали пресыщение». При этом Поль де Реннедон в исполнении Амбарцума Кабаняна может запросто претендовать на звание того самого мужчины мечты. Красив, обаятелен, ироничен (интересно следить за тем, как меняется его мимика, когда он рассказывает жене о своих увлечениях до нее), готов к диалогу и к эксперименту. На нем идеально сидит как фрак, так и шелковый халат (художник по костюмам Олеся Скарына). Глядя на дуэт Кабаняна и Огаревой, сразу вспоминаешь не так давно вышедшие на этой же сцене «Опасные связи», где Серафима играет мадам де Турвель и в очередной раз жалеешь, что там нет такого Вальмона. Тут же как нельзя кстати, пришлось замечание одного моего коллеги, что красивый мужчина в спектакле – всегда индульгенция. Вот посмотришь, с какой яростью допрашивает маркиза мужа о том, сколько у него было женщин, то поверишь, что иногда красота – скорее доказательство вины и повод для подозрений. И что делать, когда червь сомнения засел в голове? Но это, опять же, совсем другая история.
Одну из которых поведает после смены в ресторане один официант другому. Да, да она именно о том, когда любовь становится наваждением, которая «Шпилькой» впилась в сердце – не вытащишь. «Избавиться» от такой гораздо сложнее, чем от наскучившего мужа, как в новелле «Избавилась».
И тем вернее (режиссер очень точно задал артистам тон), что все четыре истории сыграны весело, игриво, чувственно, иногда откровенно по-хулигански. Поначалу даже не задумываешься о том, что у «Подарка» есть второе дно и порой довольно серьезный подтекст, что каждая история может быть перевертышем. Смеешься над точными репликами, следишь за слаженной, словно канкан, игрой артистов и искренне наслаждаешься.
И тут в финале возникает пятая новелла, которая по стилю резко отличается от предыдущих – на первый взгляд, грустная, щемящая, печально романтичная. Она скорее напоминает рассказы Бунина, с которых Юрий Титов начинал карьеру режиссера. Графиня Баранова (Наталья Мартынова) смертельно больна и едет лечиться, в поезде незнакомец (совершенно переменившийся Амбарцум Кабанян) просит помочь ему пересечь границу. Они провели наедине ночь, не сказав друг другу ни слова. Но, встреча, очевидно, переменила жизнь обоим. Есть ли вариант, при котором они могли бы быть вместе? Ни в коем случае. Считать ли эту историю печальной? Не уверена. Ведь, как сказано во французском фильме «Встреча»: «Если вы не хотите, чтобы отношения заканчивались, просто не начинайте их».
Но, а главное, как мне кажется, любая любовь, даже самая несчастная и безответная, – подарок, ведь она помогает открыть самого себе. То же можно сказать и о театре, ведь хороший спектакль – это всегда по любви.
Источник: из соцсетей
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011