Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбу
В спектакле «Заходите-заходите» варят настоящий суп и обнимают свадебное платье
Не успели отгреметь поздравительные речи в адрес 80-летия основателя Мастерской Петра Фоменко, как ученик мэтра Юрий Буторин преподнес мастеру подарок выпустил премьеру «Заходите-заходите».
Спектакль родился из зарисовки по роману известного современного израильского прозаика Мейра Шалева, которую Буторин показал на «вечере проб и ошибок» традиционном закрытом показе Мастерской, где актеры имеют возможность сыграть отрывки из полюбившихся произведений. Удачные наброски перерастают в спектакли, коими в последние годы пополнился репертуар театра.
Почему был принят к постановке роман «Как несколько дней», понять нетрудно. Поэтический причудливый мир палестинской деревушки, в которой живут герои Шалева, напоминает русскую деревню, воспетую Фоменко в спектакле по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».
Здесь любовь побеждает смерть хотя бы потому, что диалог между живыми и умершими не заканчивается. В обоих произведениях чувственное и плотское гармонично сочетается с возвышенным и эфемерным, природа и поэзия сливаются воедино. И если у Вахтина в качестве рассказчика может выступать огородное пугало, то у Шалева главный герой похож сразу на трех своих возможных отцов. От одного унаследовал золотистые волосы, от другого покатые плечи, от третьего большие, не по росту ступни.
Несмотря на явное сходство постановок, «Заходите-заходите», как и предыдущие работы Юрия Буторина, обнадеживает отсутствием копирования стиля мастера. Видно, что этот замечательный актер, решивший сменить профессию, обладает своим узнаваемым режиссерским почерком. С Фоменко его роднит умение воспевать жизнь, даже если она похожа на печальную сказку с плохим концом.
В инсценировку из густонаселенного романа, этих израильских «Ста лет одиночества» он включил линию Якова Шейнфельда и его сына Зейде, встречавшихся раз в 12 лет за трапезой, чтобы поделиться воспоминаниями о прошлом.
Вместе с художником Владимиром Максимовым режиссер поместил героев в большую изящную клетку, выдвинув на первый план стол, за которым они трапезничают во время своих редких встреч, а под потолком на тросах подвесил деревянную скамью, на которой время от времени лежит, обнимая подвенечное платье, покойный Яков.
В прошлом Яков был влюблен в мать Зейде, загадочную Юдит. Этой женщине-тайне посвящена львиная доля разговоров отца с сыном. Яков долго завоевывал красавицу, однажды подъехал к ее дому на телеге, открыл клетки с канарейками и выпустил всех птиц на волю. В назначенный час, когда Яков и Юдит должны были пожениться, невеста не пришла на свадьбу, а вместо себя прислала маленького Зейде со свадебным платьем.
Обезумевший жених обручился с этим платьем и всю дальнейшую жизнь терялся в загадках, почему возлюбленная в последний момент передумала.
В течение спектакля зритель из обрывков воспоминаний пытается воссоздать картину происшедшего и узнать разгадку. Попутно он с удовольствием погружается в вымышленный мир деревушки, где обитают чудаки и все возлюбленные похожи на героев картины Шагала. Два актера Владимир Топцов (Яков) и Николай Орловский (Зейде) ведут его через ироничный «вкусный» авторский текст к простому и закономерному финалу.
В результате спектакль оставляет приятное послевкусие. К светлой грусти и размышлениям о загадочной природе женской любви и мимолетности жизни добавляется радость, к спектаклю имеющая косвенное, но бесспорное отношение: официально завершивший в 2003 году свою педагогическую деятельность Петр Фоменко неофициально продолжает дарить театральному миру одаренных учеников.
Спектакль родился из зарисовки по роману известного современного израильского прозаика Мейра Шалева, которую Буторин показал на «вечере проб и ошибок» традиционном закрытом показе Мастерской, где актеры имеют возможность сыграть отрывки из полюбившихся произведений. Удачные наброски перерастают в спектакли, коими в последние годы пополнился репертуар театра.
Почему был принят к постановке роман «Как несколько дней», понять нетрудно. Поэтический причудливый мир палестинской деревушки, в которой живут герои Шалева, напоминает русскую деревню, воспетую Фоменко в спектакле по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».
Здесь любовь побеждает смерть хотя бы потому, что диалог между живыми и умершими не заканчивается. В обоих произведениях чувственное и плотское гармонично сочетается с возвышенным и эфемерным, природа и поэзия сливаются воедино. И если у Вахтина в качестве рассказчика может выступать огородное пугало, то у Шалева главный герой похож сразу на трех своих возможных отцов. От одного унаследовал золотистые волосы, от другого покатые плечи, от третьего большие, не по росту ступни.
Несмотря на явное сходство постановок, «Заходите-заходите», как и предыдущие работы Юрия Буторина, обнадеживает отсутствием копирования стиля мастера. Видно, что этот замечательный актер, решивший сменить профессию, обладает своим узнаваемым режиссерским почерком. С Фоменко его роднит умение воспевать жизнь, даже если она похожа на печальную сказку с плохим концом.
В инсценировку из густонаселенного романа, этих израильских «Ста лет одиночества» он включил линию Якова Шейнфельда и его сына Зейде, встречавшихся раз в 12 лет за трапезой, чтобы поделиться воспоминаниями о прошлом.
Вместе с художником Владимиром Максимовым режиссер поместил героев в большую изящную клетку, выдвинув на первый план стол, за которым они трапезничают во время своих редких встреч, а под потолком на тросах подвесил деревянную скамью, на которой время от времени лежит, обнимая подвенечное платье, покойный Яков.
В прошлом Яков был влюблен в мать Зейде, загадочную Юдит. Этой женщине-тайне посвящена львиная доля разговоров отца с сыном. Яков долго завоевывал красавицу, однажды подъехал к ее дому на телеге, открыл клетки с канарейками и выпустил всех птиц на волю. В назначенный час, когда Яков и Юдит должны были пожениться, невеста не пришла на свадьбу, а вместо себя прислала маленького Зейде со свадебным платьем.
Обезумевший жених обручился с этим платьем и всю дальнейшую жизнь терялся в загадках, почему возлюбленная в последний момент передумала.
В течение спектакля зритель из обрывков воспоминаний пытается воссоздать картину происшедшего и узнать разгадку. Попутно он с удовольствием погружается в вымышленный мир деревушки, где обитают чудаки и все возлюбленные похожи на героев картины Шагала. Два актера Владимир Топцов (Яков) и Николай Орловский (Зейде) ведут его через ироничный «вкусный» авторский текст к простому и закономерному финалу.
В результате спектакль оставляет приятное послевкусие. К светлой грусти и размышлениям о загадочной природе женской любви и мимолетности жизни добавляется радость, к спектаклю имеющая косвенное, но бесспорное отношение: официально завершивший в 2003 году свою педагогическую деятельность Петр Фоменко неофициально продолжает дарить театральному миру одаренных учеников.
Алла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010