Во власти абсурда
Наряду с условно классическими сюжетными постановками, где сценическое действие подчиняется неким общепринятым законам логики, существует такое замечательное явление, как театр абсурда. Если попытаться описать это вкратце, то это пьесы, в которых зрителя сразу сбивают с толку, и он не понимает, что и где происходит. Иногда это не понимают и сами герои пьесы, например, программист Сережа – персонаж спектакля «Сережа очень тупой», поставленного режиссером Алексеем Кузминым-Тарасовым по одноименной пьесе Дмитрия Данилова в театре Мастерская Петра Фоменко.
Для любителей сравнивать спектакли есть хорошая новость. Пьеса Данилова была представлена в прошлом году на «Любимовке», и в интернете осталось видео с той читки, срежиссированной Михаилом Угаровым. За главного героя – 30-летнего программиста Сережу – читал сам Михаил Юрьевич, и это было очень смешно и драматично, поэтому если кому интересно, то рекомендуем с материалом ознакомиться просто для того, чтобы сопоставить свои ощущения от пьесы и персонажей.
Но вернемся к спектаклю Мастерской Фоменко. Он играется на старой сцене театра, в классической черной коробке, хотя в этот раз сценография пьесы в некоторой степени футуристична. На сцене расположены традиционные диван и компьютерное кресло, на задник сцены проецируются виды спальных районов, неоновая новостная лента радостно сообщает, что наступила весна, а Сережа (Андрей Миххалев) сосредоточенно перемещает компьютерную мышь. Ничто не предвещает беды. Но раздается настойчивый телефонный звонок. Звонит курьер, интригует непонятным «мы» и обещает быть «в течение часа». И на этом «часу» все и завязано. Ровно час в обычной квартире с неоновыми лампами пробудут три непонятные личности с птичьими фамилиями, одетые зеленую форму Службы Доставки. За это время они успеют поиграть в города по абсурдным правилам, рассказать о разнообразных нештатных ситуациях и оставить недоумевающему Сереже и его жене Маше (Мария Большова) непонятную коробку.
Попробуем остановиться поподробнее на этих курьерах, которых сыграли Василий Фирсов, Тагир Рахимов и Николай Орловский. Попробуем, но не сможем, потому что в театре абсурда никогда не раскрывают карты. Из общеизвестного: три – это сакральное число для русской культуры. Три поколения – условные старик, зрелый мужчина и молодой парень. Общая униформа – не коллегия ли из трех судей в течение часа выносила свой приговор? А в ходе осеннего обсуждения пьесы обсуждалась версия со всадниками Апокалипсиса, которых не по канону меньше на одного, но некое гнетущее впечатление курьеры произвели и на персонажей пьесы, и на зрителя. Интерпретаций может быть множество, и каждый зритель увидит в этих персонажах с лицами добрых психиатров что-то свое.
А вот финал спектакля решен в достаточно жизнеутверждающей манере, в отличие, кстати, от читки Михаила Угарова. Там жена главного героя выглядела ничуть не менее инфернальной, чем таинственные курьеры. А вот Маша и Сережа постановки Кузмина-Тарасова, наоборот, сплотились перед угрозой проникновения в их мир таинственных сил. Их разговор после ухода странных работников службы доставки на фоне кадров с прогулки был по-домашнему уютным и милым. И это замечательно, что пьесу читают и ставят по-разному, хочется пожелать ей долгого сценического пути и множества самых различных взглядов и подходов. А в настоящем мы радуемся чудесному, немного смешному и таинственному спектаклю о любви, которая в очередной раз победила все. Да и не такой уже тупой этот Сережа…
Источник: онлайн-журнал Porusski.ru
Для любителей сравнивать спектакли есть хорошая новость. Пьеса Данилова была представлена в прошлом году на «Любимовке», и в интернете осталось видео с той читки, срежиссированной Михаилом Угаровым. За главного героя – 30-летнего программиста Сережу – читал сам Михаил Юрьевич, и это было очень смешно и драматично, поэтому если кому интересно, то рекомендуем с материалом ознакомиться просто для того, чтобы сопоставить свои ощущения от пьесы и персонажей.
Но вернемся к спектаклю Мастерской Фоменко. Он играется на старой сцене театра, в классической черной коробке, хотя в этот раз сценография пьесы в некоторой степени футуристична. На сцене расположены традиционные диван и компьютерное кресло, на задник сцены проецируются виды спальных районов, неоновая новостная лента радостно сообщает, что наступила весна, а Сережа (Андрей Миххалев) сосредоточенно перемещает компьютерную мышь. Ничто не предвещает беды. Но раздается настойчивый телефонный звонок. Звонит курьер, интригует непонятным «мы» и обещает быть «в течение часа». И на этом «часу» все и завязано. Ровно час в обычной квартире с неоновыми лампами пробудут три непонятные личности с птичьими фамилиями, одетые зеленую форму Службы Доставки. За это время они успеют поиграть в города по абсурдным правилам, рассказать о разнообразных нештатных ситуациях и оставить недоумевающему Сереже и его жене Маше (Мария Большова) непонятную коробку.
Попробуем остановиться поподробнее на этих курьерах, которых сыграли Василий Фирсов, Тагир Рахимов и Николай Орловский. Попробуем, но не сможем, потому что в театре абсурда никогда не раскрывают карты. Из общеизвестного: три – это сакральное число для русской культуры. Три поколения – условные старик, зрелый мужчина и молодой парень. Общая униформа – не коллегия ли из трех судей в течение часа выносила свой приговор? А в ходе осеннего обсуждения пьесы обсуждалась версия со всадниками Апокалипсиса, которых не по канону меньше на одного, но некое гнетущее впечатление курьеры произвели и на персонажей пьесы, и на зрителя. Интерпретаций может быть множество, и каждый зритель увидит в этих персонажах с лицами добрых психиатров что-то свое.
А вот финал спектакля решен в достаточно жизнеутверждающей манере, в отличие, кстати, от читки Михаила Угарова. Там жена главного героя выглядела ничуть не менее инфернальной, чем таинственные курьеры. А вот Маша и Сережа постановки Кузмина-Тарасова, наоборот, сплотились перед угрозой проникновения в их мир таинственных сил. Их разговор после ухода странных работников службы доставки на фоне кадров с прогулки был по-домашнему уютным и милым. И это замечательно, что пьесу читают и ставят по-разному, хочется пожелать ей долгого сценического пути и множества самых различных взглядов и подходов. А в настоящем мы радуемся чудесному, немного смешному и таинственному спектаклю о любви, которая в очередной раз победила все. Да и не такой уже тупой этот Сережа…
Источник: онлайн-журнал Porusski.ru
Анна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010