«Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»
«Соборяне» один из самых успешных романов Лескова, равно как сложный и глубокий, который кажется совершенно не приспособленным для театральной сцены. И не потому, что написан в форме хроники, а герои его люди духовные, просто у человеческой психики есть парадоксальное свойство – добродетельность вызывает скуку и отторжение, тогда как в греховности чувствуется сладость и притягательность… Откуда-то из глубин души извлекается сомнение в том, действительно ли чья-то жизнь может быть наполнена солнечным божественным сиянием, и в таких персонажах хочется выявить некие изъяны, неправильности.
В самой первой редакции у романа было название «Чающие движения воды», именно его и выбрал для спектакля режиссёр Евгений Каменькович. Сразу следует разобраться почему и какой смысл вложен в эту мелодичную, но малопонятную фразу? «Чаять» слово книжное и устаревшее, чаять, значит, ожидать, но что значит «чающие движения воды»?
Есть евангельская притча об Ангеле, который появлялся в одной из купелей Иерусалима и «возмущал» в ней воду, отчего она становилась целебной и исцеляла первого в неё окунувшегося. «Чающими движения воды» называли толпу ожидающих этого чудесного момента людей. Однажды Ангел сам вышел к одному немощному калеке, который физически не смог бы успеть войти в купель. Но вся «чающая» толпа переполнилась злобой и обвинила Ангела за нарушение «шаббата», запрета на любую деятельность в субботу. Ангел и исцеленный подверглись хуле, а произошедшее чуда померкло.
Так же и в сюжете, главный герой священник Савелий Туберозов и его жена Наталья, вместе с двумя другими священнослужителями отцом Захарией и дьяком Ахиллой, живут в городе Старгороде, ревностно и беззаветно служат людям, и все трое являются мишенью для нападок и насмешек со стороны властей и отдельно взятых жителей. По ходу спектаклю можно заметить, как некоторое недоверие и настороженность к героям сменяются нарастающим вниманием и напряжением. Зрители привыкают и очень близко к сердцу начинают принимать этих людей. Отменные, превосходные актёрские работы!
Правда и простота – первые слова, которые приходят на ум, когда смотришь на Ивана Верховых в роли Туберозова. Но за этой простотой чувствуется достоинство истины, внутренняя серьёзность. Абсолютный пассионарий, о котором писал Лев Гумилев, который свою жизнь он воспринимает как служение людям.
Сила отца Савелия кроется в силе его веры, чистоте её выражения, чистоте душевных помыслов. Во всем облике, манере, характере главное – невероятное благородство, несвойственное нашему дню. При этом он имеет свои слабости, потребности, свой характер, свою личность. Иван Верховых достойно готовит зрителей к катарсической кульминации образа в финале спектакля.
Не сразу становится ясным, что его жена Наталья имеет силу не меньшую, только выраженную по-иному. Роман написан в жанре хроники, и для того, чтобы перенести его на сцену, Александра Кесельман прошла через все возрасты своей героини, начиная с девических лет до старости. Щемящая правда её игры, нежность актёрского рисунка и потрясающая жертвенность её характера, не может заставить не восхищаться созданным ею образом. Молодая актриса поразительно тонко сыграла женщину непостижимой душевной теплоты и привлекательности.
Жизнь в Старгороде, освещают ещё двое героев. Владимир Свирский истово, от души, играет безбашенного дьякона Ахиллу, с безрасчётной жаждой жизни. Николай Орловский, актёр с волшебно живым лицом, очень хорош в образе молодого болезненного священника отца Захария, наполненного ребяческой простотой. В нем есть особая трогательность присущая людям открытым, доверчивым, лишенным какого бы то ни было лукавства. Оба они нежно и по сыновьему любят отца Савелия. Они и есть – соборяне, то есть те, кто действует единодушно. Финал спектакля покажет, почему всё-таки Лесков окончательным названием своего романа сделал «Соборяне».
В музыке есть сочетание трех звуков, которые называются «дьявольский тритон», и считается, что своим зловещим звучанием они вызывают темные силы. По принципу противопоставления светлого и темного, как музыку Всенощного бдения оттеняет «Фантастическая симфония» Берлиоза, так и на сцене возникают фигуры, олицетворяющее зло, безусловное или не слишком отчетливое, но существующее не где-то в космическом пространстве, а именно в людях. Дьявол может вылезти из человека и превратиться в зло осязаемое, липкое и сальное. Всё зло творится на сцене именно людьми – так кольцо темных людей вокруг соборян начинает сжиматься. И среди прочих появляется совершенно макабрический персонаж Измаил Термосесов. Александр Мичков превосходно играет его на грани фола, том самом, когда человек перестаёт быть человеком и становится кем-то другим. В образ вложена настолько низкая низкочастотная энергия, что возникает явная опасность материализации зла. Все остальные «злодеи» – помещица Бизюкина, предводитель дворянства, исправник, князь Борноволоков, цензор Троадий, учитель Препотентский лишь только его свита.
О чем же «Чающие движения воды»?
Спектакль дарует понимание, что жизнь без стремления к свету если не мертва, то не достигает того уровня, который необходим для полноты бытия. Главный вопрос не что будет с тобой, а с кем ты – с Богом или Дьяволом, и тогда что имеет большую ценность – чистая совесть или материальные богатства? И точка, поставленная в финале, превращается в многоточие…
Источник: Русский блоггер
В самой первой редакции у романа было название «Чающие движения воды», именно его и выбрал для спектакля режиссёр Евгений Каменькович. Сразу следует разобраться почему и какой смысл вложен в эту мелодичную, но малопонятную фразу? «Чаять» слово книжное и устаревшее, чаять, значит, ожидать, но что значит «чающие движения воды»?
Есть евангельская притча об Ангеле, который появлялся в одной из купелей Иерусалима и «возмущал» в ней воду, отчего она становилась целебной и исцеляла первого в неё окунувшегося. «Чающими движения воды» называли толпу ожидающих этого чудесного момента людей. Однажды Ангел сам вышел к одному немощному калеке, который физически не смог бы успеть войти в купель. Но вся «чающая» толпа переполнилась злобой и обвинила Ангела за нарушение «шаббата», запрета на любую деятельность в субботу. Ангел и исцеленный подверглись хуле, а произошедшее чуда померкло.
Так же и в сюжете, главный герой священник Савелий Туберозов и его жена Наталья, вместе с двумя другими священнослужителями отцом Захарией и дьяком Ахиллой, живут в городе Старгороде, ревностно и беззаветно служат людям, и все трое являются мишенью для нападок и насмешек со стороны властей и отдельно взятых жителей. По ходу спектаклю можно заметить, как некоторое недоверие и настороженность к героям сменяются нарастающим вниманием и напряжением. Зрители привыкают и очень близко к сердцу начинают принимать этих людей. Отменные, превосходные актёрские работы!
Правда и простота – первые слова, которые приходят на ум, когда смотришь на Ивана Верховых в роли Туберозова. Но за этой простотой чувствуется достоинство истины, внутренняя серьёзность. Абсолютный пассионарий, о котором писал Лев Гумилев, который свою жизнь он воспринимает как служение людям.
Сила отца Савелия кроется в силе его веры, чистоте её выражения, чистоте душевных помыслов. Во всем облике, манере, характере главное – невероятное благородство, несвойственное нашему дню. При этом он имеет свои слабости, потребности, свой характер, свою личность. Иван Верховых достойно готовит зрителей к катарсической кульминации образа в финале спектакля.
Не сразу становится ясным, что его жена Наталья имеет силу не меньшую, только выраженную по-иному. Роман написан в жанре хроники, и для того, чтобы перенести его на сцену, Александра Кесельман прошла через все возрасты своей героини, начиная с девических лет до старости. Щемящая правда её игры, нежность актёрского рисунка и потрясающая жертвенность её характера, не может заставить не восхищаться созданным ею образом. Молодая актриса поразительно тонко сыграла женщину непостижимой душевной теплоты и привлекательности.
Жизнь в Старгороде, освещают ещё двое героев. Владимир Свирский истово, от души, играет безбашенного дьякона Ахиллу, с безрасчётной жаждой жизни. Николай Орловский, актёр с волшебно живым лицом, очень хорош в образе молодого болезненного священника отца Захария, наполненного ребяческой простотой. В нем есть особая трогательность присущая людям открытым, доверчивым, лишенным какого бы то ни было лукавства. Оба они нежно и по сыновьему любят отца Савелия. Они и есть – соборяне, то есть те, кто действует единодушно. Финал спектакля покажет, почему всё-таки Лесков окончательным названием своего романа сделал «Соборяне».
В музыке есть сочетание трех звуков, которые называются «дьявольский тритон», и считается, что своим зловещим звучанием они вызывают темные силы. По принципу противопоставления светлого и темного, как музыку Всенощного бдения оттеняет «Фантастическая симфония» Берлиоза, так и на сцене возникают фигуры, олицетворяющее зло, безусловное или не слишком отчетливое, но существующее не где-то в космическом пространстве, а именно в людях. Дьявол может вылезти из человека и превратиться в зло осязаемое, липкое и сальное. Всё зло творится на сцене именно людьми – так кольцо темных людей вокруг соборян начинает сжиматься. И среди прочих появляется совершенно макабрический персонаж Измаил Термосесов. Александр Мичков превосходно играет его на грани фола, том самом, когда человек перестаёт быть человеком и становится кем-то другим. В образ вложена настолько низкая низкочастотная энергия, что возникает явная опасность материализации зла. Все остальные «злодеи» – помещица Бизюкина, предводитель дворянства, исправник, князь Борноволоков, цензор Троадий, учитель Препотентский лишь только его свита.
О чем же «Чающие движения воды»?
Спектакль дарует понимание, что жизнь без стремления к свету если не мертва, то не достигает того уровня, который необходим для полноты бытия. Главный вопрос не что будет с тобой, а с кем ты – с Богом или Дьяволом, и тогда что имеет большую ценность – чистая совесть или материальные богатства? И точка, поставленная в финале, превращается в многоточие…
Источник: Русский блоггер
Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010