Популярный театр обратился к «Божественной комедии»
Ад и рай в Мастерской Фоменко
Последней премьерой сезона в Мастерской Петра Фоменко стала «Божественная комедия» Данте Алигьери. В памятник средневековой литературы в переводе Михаила Лозинского погрузился молодой режиссер Юрий Титов. Похоже, только молодые могут взяться за произведения, которые веками сопровождают эпитеты «величайшее», «титаническое», «непревзойденное». С премьерного показа обозреватель «МК».
«Божественной комедии. Вариации» (La Divina Commedia) в популярном московском театре, как ни странно, отвели небольшое пространство на Старой сцене. Но стесненные условия, похоже, только раззадорили фантазию режиссера, художника, да и всей постановочной команды, вознамерившейся рукотворно, без видео и прочих эффектов, не прибегая к помощи ИИ, воссоздать загробный мир. На земле-то, если посмотреть, сейчас сущий ад, а его ещё и в театре показывают. Монументальное творение Данте — путешествие как раз туда, являющееся, по сути, энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. К восприятию поэмы, состоящей из трех частей — «Ад», «Чистилище» и «Рай», которые в свою очередь составлены автором из 33 кантиков, то есть песен (только в «Аду» их 34 как символ дисгармонии), современный зритель вряд ли готов.
Но Мастерская Фоменко не опускает планку литературных предпочтений: здесь Данте вышел одновременно с есенинской драматической поэмой «Пугачев», и зритель все-таки отправляется в долгое и небезопасное для себя путешествие. Впрочем, почему долгое? «Божественная комедия», на создание которой у Данте ушло 13 лет, а у переводчика Лозинского — 8, у режиссера Титова плотно уложена в 2 часовых акта.
А вот небезопасным путешествие оказалось в прямом смысле слова: зрительские трибуны установлены в центре совсем небольшого зала на фурке, которую беспрестанно вращают туда-сюда, а она ещё и скрипит. И скрип усиливают громом, сильными звуками все ж таки мы попали в преисподнюю. Надо сказать, что Титов с художником Мартыном Степановым ловко освоили пространство и распределили в нем ее обитателей: грешников, блудниц, сводников и обольстителей, льстецов, убийц, а также добродетельных язычников, блаженных и выдающихся деятелей античной культуры — Аристотеля с Гомером…Сцены буквально у ног зрителей первого ряда, вокруг и в узком проходе, который разделяет трибуны надвое. Сменяя друг друга, они возникают из дверей в холодном контровом свете и туда же исчезают. Так зрители вовлечены в мистерию.
Круги ада, чистилища, рая проходит Данте: «Свой путь земной пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Его роль исполняет сам режиссёр, которому явно непросто и играть, и следить за спектаклем.
Я, прочитав над входом, в вышине,
Такие знаки сумрачного цвета,
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».
Данте будет сопровождать поэт Вергилий (Николай Орловский), тень которого послана поэту его покойной возлюбленной Беатриче.
Библейская история разворачивается на наших глазах. Действие крайне напряженно и атмосферно граничит с трэшем, сопровождаемое, как это принято у Фоменко, живой музыкой, что по большей части доносится из-за дверей (музыкальное оформление Николая Орловского). И когда музыканты выходят и присоединяются к актёрам, окончательно становится понятен масштаб постановки: в «Божественной» занято порядка 25 человек. Вместе со зрителем они ищут ответы на сложнейшие вопросы, не теряющие своей актуальности со времен сотворения мира: что есть добро и зло, в чем грех и почему так мало раскаяния?
Источник: «Московский комсомолец»
«Божественной комедии. Вариации» (La Divina Commedia) в популярном московском театре, как ни странно, отвели небольшое пространство на Старой сцене. Но стесненные условия, похоже, только раззадорили фантазию режиссера, художника, да и всей постановочной команды, вознамерившейся рукотворно, без видео и прочих эффектов, не прибегая к помощи ИИ, воссоздать загробный мир. На земле-то, если посмотреть, сейчас сущий ад, а его ещё и в театре показывают. Монументальное творение Данте — путешествие как раз туда, являющееся, по сути, энциклопедией научных, политических, философских и богословских знаний. К восприятию поэмы, состоящей из трех частей — «Ад», «Чистилище» и «Рай», которые в свою очередь составлены автором из 33 кантиков, то есть песен (только в «Аду» их 34 как символ дисгармонии), современный зритель вряд ли готов.
Но Мастерская Фоменко не опускает планку литературных предпочтений: здесь Данте вышел одновременно с есенинской драматической поэмой «Пугачев», и зритель все-таки отправляется в долгое и небезопасное для себя путешествие. Впрочем, почему долгое? «Божественная комедия», на создание которой у Данте ушло 13 лет, а у переводчика Лозинского — 8, у режиссера Титова плотно уложена в 2 часовых акта.
А вот небезопасным путешествие оказалось в прямом смысле слова: зрительские трибуны установлены в центре совсем небольшого зала на фурке, которую беспрестанно вращают туда-сюда, а она ещё и скрипит. И скрип усиливают громом, сильными звуками все ж таки мы попали в преисподнюю. Надо сказать, что Титов с художником Мартыном Степановым ловко освоили пространство и распределили в нем ее обитателей: грешников, блудниц, сводников и обольстителей, льстецов, убийц, а также добродетельных язычников, блаженных и выдающихся деятелей античной культуры — Аристотеля с Гомером…Сцены буквально у ног зрителей первого ряда, вокруг и в узком проходе, который разделяет трибуны надвое. Сменяя друг друга, они возникают из дверей в холодном контровом свете и туда же исчезают. Так зрители вовлечены в мистерию.
Круги ада, чистилища, рая проходит Данте: «Свой путь земной пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Его роль исполняет сам режиссёр, которому явно непросто и играть, и следить за спектаклем.
Я, прочитав над входом, в вышине,
Такие знаки сумрачного цвета,
Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне».
Данте будет сопровождать поэт Вергилий (Николай Орловский), тень которого послана поэту его покойной возлюбленной Беатриче.
Библейская история разворачивается на наших глазах. Действие крайне напряженно и атмосферно граничит с трэшем, сопровождаемое, как это принято у Фоменко, живой музыкой, что по большей части доносится из-за дверей (музыкальное оформление Николая Орловского). И когда музыканты выходят и присоединяются к актёрам, окончательно становится понятен масштаб постановки: в «Божественной» занято порядка 25 человек. Вместе со зрителем они ищут ответы на сложнейшие вопросы, не теряющие своей актуальности со времен сотворения мира: что есть добро и зло, в чем грех и почему так мало раскаяния?
Источник: «Московский комсомолец»
Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010