Девятый вал на набережной Тараса Шевченко
«Триптих» в Мастерской Петра Фоменко
Театр у Петра Фоменко не только никак не связан с жизнью, но, более того, противоположен ей, особенно той, что окружает нас. Театр может выжить, если осознает, что ничего не должен нуждам низкой жизни. Кажется, на таком постулате вновь настаивает известный режиссер своей последней премьерой «Триптих» по произведениям А. С. Пушкина.
Этот вызов, который брошен Петром Наумовичем не год и не два назад, возможно, становится все более и более если не радикальным, то настойчивым, и в союзники для этих целей теперь забирается «наше все» Александр Сергеевич.
В пушкинский «Триптих» Фоменко включает три произведения поэта: «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцена из Фауста». Спектакль идет три часа с двумя антрактами в новом пространстве Малой сцены, которую вычленили из недавно построенного театра. Словно Фоменко, войдя в это здание, беспокойно ходил, ходил, чтобы найти, наконец, в мраморе и стекле свое место, в котором ему самому хотелось бы жить.
Казалось бы, что может объединить поэтический анекдот, маленькую трагедию, исследующую страсть, и полемический набросок о Фаусте? Подсказку дает сам Фоменко, поскольку каждой из частей триптиха режиссером дано и свое название, и свое жанровое определение: первая часть «Граф N» «сантиментальный анекдот» в стихах, вторая «О, Донна Анна!» маленькая ироническая трагедия и, наконец, последняя «Мне скучно, бес» бурлеск. Соседа-сочинителя Лидина, Дон Гуана и Фауста играет Кирилл Пирогов. Наталью Павловну, Донну Анну и Гретхен Галина Тюнина. Такие назначения на роль лишний раз доказывают, что режиссер предложил триптих, объединенный общей идеей.
Еще предстоит разгадать все скрытые смыслы этого зашифрованного спектакля, насыщенного культурными подтекстами, аллюзиями и ассоциациями. Поначалу же кажется, что в Пушкине Фоменко нашел союзника по обманчиво легкой игре, только игру поэтическую режиссер перевел в театральную. Поэт в спектакле дан в нескольких им же созданных воплощениях. В «Графе N» это трудно не заметить. Соседа Лидина в намеренно откровенном гриме Пушкина Фоменко пристраивает на верхотуре, над сценой, где, поигрывая пером, сочинитель взирает с чердачных высот на происходящее, чему он тайный участник и лукавый наблюдатель. Тут Наталья Павловна умирает от скуки и не встает проводить мужа на охоту, зато шустрая Параша Мадлен Джабраиловой тут как тут, и по двум-трем репликам, легким взглядам сыграно и то, как она «порою с барином шалит, порой на барина кричит». И флирт неуклюжего ловеласа графа Нулина (Карен Бадалов) в поле особого внимания человека с бакенбардами наверху. «Сантиментальный анекдот» повод поиронизировать над псевдотеатральностью, над комическим гиперреализмом, когда актеры всерьез думают сыграть Пушкина и опрометчиво полагают, что если напялить кучерявый парик и приклеить пышные баки, закинуть голову и взять в руки гусиное перо, то образ готов. И потому не стоит доверять тому, что вроде бы играется анекдот, отчасти играется пародия. Однако эта театральная насмешка не превращается в капустник, хотя и упакована в лукавый водевиль.
Мысль о том, что Дон Гуан находит свою последнюю любовь в мадридской затворнице, кажется по этому спектаклю сомнительной. Уже была Инеза, почившая. Ее изваяние (в спектакле живое воплощение надгробия изображает Моника Санторо) тут же на кладбище, где погребен муж Донны Анны. Об умершей возлюбленной вспоминает здесь Дон Гуан, который жаждет, как ему кажется, любви до гроба. Он достиг ворот Мадрида вроде бы, чтобы увидеть Лауру, но, увидев пятку Донны Анны, проскользнувшей к монахам, одержим взятием новой высоты. И Донна Анна, и Лаура совсем не те, что нарисованы воображением Дон Гуана, они проще, прозаичнее. И каменная десница пожаловавшего на ужин Каменного гостя есть стальное рукопожатие, которое вручается Дон Гуану самой Донной Анной. Однако пока остается неясным, кто же этот визитер с мадридского кладбища: еще один обманутый рогоносец, проигравший схватку с соблазнителем и после собственной смерти? Или это издевка над моралите, и Дон Гуан никуда не проваливается. Нет никакого наказания, а есть еще одна жертва донжуанского списка? И стоит довериться словам Лепорелло: «Будут и другие».
Фауст с Мефистофелем в третьей самой зашифрованной части спектакля превращают театр в пространство тотальной игры, иронии с помощью стихотворения Бродского «Два часа в резервуаре». Корабль с известною болезнью, который велит утопить Мефистофелю Фауст, накрывает волной. В спектакле это бушующее по заказу море шелковое полотно, словно раздуваемое штормовым ветром, накрывает сцену, а вместе с ней и зрительный зал. Театр опускает свой занавес, а зрители оказываются под одним с актерами куполом волны.
Этот вызов, который брошен Петром Наумовичем не год и не два назад, возможно, становится все более и более если не радикальным, то настойчивым, и в союзники для этих целей теперь забирается «наше все» Александр Сергеевич.
В пушкинский «Триптих» Фоменко включает три произведения поэта: «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцена из Фауста». Спектакль идет три часа с двумя антрактами в новом пространстве Малой сцены, которую вычленили из недавно построенного театра. Словно Фоменко, войдя в это здание, беспокойно ходил, ходил, чтобы найти, наконец, в мраморе и стекле свое место, в котором ему самому хотелось бы жить.
Казалось бы, что может объединить поэтический анекдот, маленькую трагедию, исследующую страсть, и полемический набросок о Фаусте? Подсказку дает сам Фоменко, поскольку каждой из частей триптиха режиссером дано и свое название, и свое жанровое определение: первая часть «Граф N» «сантиментальный анекдот» в стихах, вторая «О, Донна Анна!» маленькая ироническая трагедия и, наконец, последняя «Мне скучно, бес» бурлеск. Соседа-сочинителя Лидина, Дон Гуана и Фауста играет Кирилл Пирогов. Наталью Павловну, Донну Анну и Гретхен Галина Тюнина. Такие назначения на роль лишний раз доказывают, что режиссер предложил триптих, объединенный общей идеей.
Еще предстоит разгадать все скрытые смыслы этого зашифрованного спектакля, насыщенного культурными подтекстами, аллюзиями и ассоциациями. Поначалу же кажется, что в Пушкине Фоменко нашел союзника по обманчиво легкой игре, только игру поэтическую режиссер перевел в театральную. Поэт в спектакле дан в нескольких им же созданных воплощениях. В «Графе N» это трудно не заметить. Соседа Лидина в намеренно откровенном гриме Пушкина Фоменко пристраивает на верхотуре, над сценой, где, поигрывая пером, сочинитель взирает с чердачных высот на происходящее, чему он тайный участник и лукавый наблюдатель. Тут Наталья Павловна умирает от скуки и не встает проводить мужа на охоту, зато шустрая Параша Мадлен Джабраиловой тут как тут, и по двум-трем репликам, легким взглядам сыграно и то, как она «порою с барином шалит, порой на барина кричит». И флирт неуклюжего ловеласа графа Нулина (Карен Бадалов) в поле особого внимания человека с бакенбардами наверху. «Сантиментальный анекдот» повод поиронизировать над псевдотеатральностью, над комическим гиперреализмом, когда актеры всерьез думают сыграть Пушкина и опрометчиво полагают, что если напялить кучерявый парик и приклеить пышные баки, закинуть голову и взять в руки гусиное перо, то образ готов. И потому не стоит доверять тому, что вроде бы играется анекдот, отчасти играется пародия. Однако эта театральная насмешка не превращается в капустник, хотя и упакована в лукавый водевиль.
Мысль о том, что Дон Гуан находит свою последнюю любовь в мадридской затворнице, кажется по этому спектаклю сомнительной. Уже была Инеза, почившая. Ее изваяние (в спектакле живое воплощение надгробия изображает Моника Санторо) тут же на кладбище, где погребен муж Донны Анны. Об умершей возлюбленной вспоминает здесь Дон Гуан, который жаждет, как ему кажется, любви до гроба. Он достиг ворот Мадрида вроде бы, чтобы увидеть Лауру, но, увидев пятку Донны Анны, проскользнувшей к монахам, одержим взятием новой высоты. И Донна Анна, и Лаура совсем не те, что нарисованы воображением Дон Гуана, они проще, прозаичнее. И каменная десница пожаловавшего на ужин Каменного гостя есть стальное рукопожатие, которое вручается Дон Гуану самой Донной Анной. Однако пока остается неясным, кто же этот визитер с мадридского кладбища: еще один обманутый рогоносец, проигравший схватку с соблазнителем и после собственной смерти? Или это издевка над моралите, и Дон Гуан никуда не проваливается. Нет никакого наказания, а есть еще одна жертва донжуанского списка? И стоит довериться словам Лепорелло: «Будут и другие».
Фауст с Мефистофелем в третьей самой зашифрованной части спектакля превращают театр в пространство тотальной игры, иронии с помощью стихотворения Бродского «Два часа в резервуаре». Корабль с известною болезнью, который велит утопить Мефистофелю Фауст, накрывает волной. В спектакле это бушующее по заказу море шелковое полотно, словно раздуваемое штормовым ветром, накрывает сцену, а вместе с ней и зрительный зал. Театр опускает свой занавес, а зрители оказываются под одним с актерами куполом волны.
Ольга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова