Профиль молнией сверкает
Последние спектакли Петра Фоменко обнаруживают в нем то, к чему мы не привыкли. Пресловутое «легкое дыхание» сменилось мрачноватой иронией. Сыпучая материя человеколюбия тяжелой, плотной тканью неоптимистичного взгляда на мир и его бренных обитателей. Вроде бы просится понятие «итоги», которые якобы подводит немолодой Мастер. Но (и это как раз вселяет оптимизм) в том, как режиссер Фоменко резко меняет акцент и манеру высказывания, видно как раз развитие и движение. Пусть не хватает «Бесприданнице» А. Н. Островского и нынешней премьере «Триптих» по А. С. Пушкину милых, воздушных прелестей привычной фоменковской режиссуры. Зато не наблюдается признаков заштампованности. Интересно, что «Бесприданница» и «Триптих» выпущены в новом, технологически продвинутом здании театра. Но между этими спектаклями Фоменко сделал «Сказку Арденнского леса» в старом, обжитом помещении и со всеми признаками прежнего стиля, который нам так полюбился. Видимо, здесь есть прямая связь: новое здание строилось слишком долго, в бесконечных мытарствах, и в нем самом, хайтековски шикарном, есть нечто, чему противится природа этого художника. Новоселье для театра всегда испытание на прочность художественного метода, в случае, конечно, если таковой метод прежде наличествовал. Уникальный же мир Петра Фоменко, человека, не дружащего с компьютерами и мобильниками, режиссера, способного уловить целую историю в одном вздохе или легком повороте головы, наверняка непросто сопрягается с новым, современным театральным пространством. Не оттого ли в пушкинском «Триптихе» именно работа с пространством играет чуть ли не главную роль? Режиссер здесь с каким-то жестким самоотвержением пускает в ход подвесные люльки, движущиеся полотнища ткани, анфилады театрального фойе, открывающиеся в глубине сценической коробки (художник Владимир Максимов). Это фойе, со ступенями, дверными проемами и визуальной недостижимостью потолка красиво работает во второй части «Триптиха» маленькой трагедии «Каменный гость». Возникает иллюзия католического храма или старого средневекового дома, где шелестит одеждами безутешная Донна Анна (Галина Тюнина), прячется опальный Дон Гуан (Кирилл Пирогов), маячит серебристая статуя Командора (Олег Нирян). В третьей же части «Сцена из Фауста» белая, холодная архитектурная глубина и вовсе превращается в лабиринты ада, а зрителей в финале едва не накрывает черным трепещущим полотном. «Всех утопить» желание Фауста расправиться с плывущим вдали кораблем материализуется таким, почти что прямым образом.
Логика композиции этого спектакля столь же прозрачна, сколь мрачна. Сначала анекдот, изящный пустячок, поэма «Граф Нулин». В середине «Каменный гость», трагедия о свойствах страсти. И, наконец, Фауст, которого Пушкин застает в тот момент, когда все желания уже исполнены, все страсти утолены, а счастья нет, и дальше тишина. В «Графе Нулине» еще угадывается привычный стиль «Мастерской». Здесь всю историю сочиняет, полеживая на верхотуре, Лидин Кирилл Пирогов в пушкинском гриме («Смеялся Лидин, их сосед, / Помещик двадцати трех лет»), а персонажи подхватывают и развивают строки в сюжет. Нулин Карэн Бадалов имеет откровенно опереточный вид, недалеко от него уходит и одуревшая от деревенской скуки помещица Наталья Павловна Галина Тюнина. Тут есть и дурацкие романсы под клавикорды, и даже звучат пассажи из оперетты «Летучая мышь» к моменту, когда наш ловелас проник в спальню и опростоволосился. В другой раз этот пустячок вырос бы у Фоменко в прелестную вещицу, но здесь чего-то не хватает, вероятно, того самого легкого дыхания и того самого оптимизма.
К «Каменному гостю» режиссер ставит жанровую приписку «Маленькая ироническая трагедия». Но иронии в этой части, в сущности, немного, больше горького предчувствия. Персонажи кажутся маленькими фигурками в огромном открывшемся пространстве, просто игрушками в руках судьбы. Одна лишь Лаура ведет свою сцену близко от зрительских глаз. Мадлен Джабраилова играет отлично, но в ее Лауре более всего впечатляет не очарование и темперамент, а циничная беспечность. Прямо на теле убиенного Дона Карлоса они с Гуаном сливаются в поцелуе, и слуги просцениума так и уносят эту «слитную», не столько ироническую, сколько зловещую композицию за кулисы.
«Сцена из Фауста» обозначена как «бурлеск». Бадалов становится меланхолично рассудительным Мефистофелем, а Пирогов растерянным Фаустом. Короткий текст-диалог Пушкина разбавлен стихами Иосифа Бродского «Два часа в резервуаре» и фрагментами из Гете, ими сопровождается путешествие Фауста по аду, и это действо способно ошеломить. Хотя бы потому, что от Петра Фоменко никто не ожидал такого количества сценических красивостей. Тут возникает тень Гретхен в глубине, в голубоватом свете, с вечно крутящейся прялкой, а до нее надо еще преодолеть «море» из трепещущего куска ткани. Тут, чуть ли не по законам кабаре, орудуют маски, именуемые Смерть и Грех, с набеленными лицами и костлявыми руками, а также появляется ведьма-дьяволица с чудовищными накладными грудями. Эта компания нет-нет, да и напомнит наши тщетные попытки экранизации, а также инсценизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Стихи Бродского переводят пушкинский отрывок в некое вселенское, вневременное измерение. И все же это дополнение, к тому же поставленное с не свойственной «Мастерской Петра Фоменко» грубой театральностью, кажется имплантантом, который плохо приживается. И даже черное шелковое полотнище, летящее в финале через весь зал, выглядит принадлежностью совсем другого театра. Того, который ищет красивые постановочные эффекты, «подпирая» ими собственные возможности актеров. Вот и профиль Пушкина на занавесе под конец заострился и засверкал, как молния. С этим спектаклем Петр Фоменко будто хотел прорваться в иные, надчеловеческие сферы. Новое здание театра отделяет от старого всего-то ширина небольшой улицы. Они стоят визави, но совсем не похожи друг на друга. За старым зданием идет целый массив добротных, видавших век домов. За новым сверкает своими нечеловеческими огнями Москва-Сити.
Логика композиции этого спектакля столь же прозрачна, сколь мрачна. Сначала анекдот, изящный пустячок, поэма «Граф Нулин». В середине «Каменный гость», трагедия о свойствах страсти. И, наконец, Фауст, которого Пушкин застает в тот момент, когда все желания уже исполнены, все страсти утолены, а счастья нет, и дальше тишина. В «Графе Нулине» еще угадывается привычный стиль «Мастерской». Здесь всю историю сочиняет, полеживая на верхотуре, Лидин Кирилл Пирогов в пушкинском гриме («Смеялся Лидин, их сосед, / Помещик двадцати трех лет»), а персонажи подхватывают и развивают строки в сюжет. Нулин Карэн Бадалов имеет откровенно опереточный вид, недалеко от него уходит и одуревшая от деревенской скуки помещица Наталья Павловна Галина Тюнина. Тут есть и дурацкие романсы под клавикорды, и даже звучат пассажи из оперетты «Летучая мышь» к моменту, когда наш ловелас проник в спальню и опростоволосился. В другой раз этот пустячок вырос бы у Фоменко в прелестную вещицу, но здесь чего-то не хватает, вероятно, того самого легкого дыхания и того самого оптимизма.
К «Каменному гостю» режиссер ставит жанровую приписку «Маленькая ироническая трагедия». Но иронии в этой части, в сущности, немного, больше горького предчувствия. Персонажи кажутся маленькими фигурками в огромном открывшемся пространстве, просто игрушками в руках судьбы. Одна лишь Лаура ведет свою сцену близко от зрительских глаз. Мадлен Джабраилова играет отлично, но в ее Лауре более всего впечатляет не очарование и темперамент, а циничная беспечность. Прямо на теле убиенного Дона Карлоса они с Гуаном сливаются в поцелуе, и слуги просцениума так и уносят эту «слитную», не столько ироническую, сколько зловещую композицию за кулисы.
«Сцена из Фауста» обозначена как «бурлеск». Бадалов становится меланхолично рассудительным Мефистофелем, а Пирогов растерянным Фаустом. Короткий текст-диалог Пушкина разбавлен стихами Иосифа Бродского «Два часа в резервуаре» и фрагментами из Гете, ими сопровождается путешествие Фауста по аду, и это действо способно ошеломить. Хотя бы потому, что от Петра Фоменко никто не ожидал такого количества сценических красивостей. Тут возникает тень Гретхен в глубине, в голубоватом свете, с вечно крутящейся прялкой, а до нее надо еще преодолеть «море» из трепещущего куска ткани. Тут, чуть ли не по законам кабаре, орудуют маски, именуемые Смерть и Грех, с набеленными лицами и костлявыми руками, а также появляется ведьма-дьяволица с чудовищными накладными грудями. Эта компания нет-нет, да и напомнит наши тщетные попытки экранизации, а также инсценизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Стихи Бродского переводят пушкинский отрывок в некое вселенское, вневременное измерение. И все же это дополнение, к тому же поставленное с не свойственной «Мастерской Петра Фоменко» грубой театральностью, кажется имплантантом, который плохо приживается. И даже черное шелковое полотнище, летящее в финале через весь зал, выглядит принадлежностью совсем другого театра. Того, который ищет красивые постановочные эффекты, «подпирая» ими собственные возможности актеров. Вот и профиль Пушкина на занавесе под конец заострился и засверкал, как молния. С этим спектаклем Петр Фоменко будто хотел прорваться в иные, надчеловеческие сферы. Новое здание театра отделяет от старого всего-то ширина небольшой улицы. Они стоят визави, но совсем не похожи друг на друга. За старым зданием идет целый массив добротных, видавших век домов. За новым сверкает своими нечеловеческими огнями Москва-Сити.
Наталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова