Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя
В канун светлого праздника звезды в «Мастерской» возобновили уже легендарную «Двенадцатую ночь»
Действие комедии, как все помнят, происходит в фантастической Иллирии, на берегу теплого моря; все в пьесе дышит поэзией юга. Но это юг, увиденный из английского далека, из мира британских туманов, британской меланхолии и главного британского праздника священного для англичан Рождества. Как часто бывает у Шекспира, название режиссерский ключ к пьесе. Двенадцатая ночь последняя рождественская ночь. Отчаянная веселость уж я погуляю напоследок, уж я доберу свое! тут окрашена легкой прощальной печалью. Это праздник, знающий, что завтра ему конец, но оттого не перестающий быть собою. Тонкая, терпкая, занятная смесь. Хочешь радуйся жизни, хочешь печалуйся о ее быстротечности: вот уж именно what you will.
Шестого января 1990 года в переполненной гитисовцами 39-й аудитории я смотрел студенческий спектакль, в котором на сцену выходили (вернее, выбегали, врывались) будущие фоменковские звезды и любимцы театральной России. Их имена тогда никому ничего не говорили, хотя слухи о волшебной компании учеников Фоменко уже летали по Москве и публика уже принималась осаждать крошечные залы ГИТИСа в надежде попасть на «Волков и овец», «Приключение», «Владимира третьей степени». И конечно, на «Двенадцатую ночь», первую заметную работу Евгения Каменьковича, полную юного обаяния и сокрушительной энергии. На подмостках все пело, прыгало и плясало. Никакого memento mori, никакой прощальной меланхолии, прошлого нет, прощаться не с чем и ни к чему, все только начинается, вся жизнь впереди.
«Двенадцатой ночи» Каменьковича исполнилось ровно двадцать лет возраст, почтенный для всякого спектакля и просто неправдоподобный для театра, который все привыкли считать молодым (двадцать лет это вся дореволюционная история Художественного театра).
Спектакли увядают, как цветы, сколько ни лей воды в вазу, цветы чернеют, высыхают и съеживаются: чтобы не видеть процесс умирания, лучше выбрасывать их при первых признаках конца. Постановки шекспировских комедий обычно стареют особенно стремительно и бесповоротно. Они совсем беззащитны перед ходом времени в силу особой хрупкости состава этих странных сочинений молодого автора.
Должно быть, поэтому «Двенадцатую ночь» в театре Фоменко играли крайне редко, в последний раз кажется, под Рождество пять лет назад.
И вот теперь, в канун Рождества-2010, «Двенадцатая ночь, или Называйте как хотите» снова на фоменковских подмостках, на большой сцене нового театра. Спектакль за немногими исключениями сыгран первым составом, теми же актерами, что когда-то выходили на сцену гитисовской аудитории: Полина Кутепова Виола, Галина Тюнина Оливия, Мадлен Джабраилова Мария, Тагир Рахимов Мальволио, Карэн Бадалов шут, Андрей Казаков Орсино, Юрий Степанов сэр Эндрю Эгьючик.
Возобновляя полузабытый спектакль двадцатилетней давности, Евгений Каменькович, конечно, сильно рисковал. Попытка вернуться туда, где ты был счастлив в молодости, способна обернуться разочарованием, а на театральном языке провалом. Детский пушок, когда-то украшавший лица фоменковских учеников, давно слетел. Они стали знаменитыми мастерами, виртуозами театрального дела. А, как известно, приход зрелости почти всегда несет с собой не только приобретения, но и утраты никакие профессиональные умения не искупят ухода пленительной первоначальности, духом которой был полон тот давний ученический спектакль. Но Каменькович человек, как все знают, отважный (иначе никогда бы не взялся ставить «Улисса») снова пошел на риск и выиграл.
Актеры на сцене не ностальгировали о своей юности и тем более не иронизировали над ней. Они всей душой отдавались наслаждению игры, способной (школа Фоменко!) передавать тончайшие движения сердца. Они не имитировали молодость, они были упоительно молоды.
Неизвестный мне зритель, возвратившись с «Двенадцатой ночи», записал в своем блоге: «Они все еще прекрасны».
Я не стал сочинять рецензию на шекспировский спектакль для этого надо было описать, как летала по сцене стремительная Оливия, как горевал и обижался на весь свет сэр Эндрю, как Виола трепетала от близости возлюбленного, как взывал к мести разгневанный шут Мальволио в гамлетовском колете, как одна «шутка, свойственная театру», сменялась другой, а Фесте обращал к нам с подмостков свои умно-печальные глаза.
Я только попытался сказать, как мило и чудесно было в рождественский вечер у Петра Фоменко. Публика, переполнявшая зал, погрузилась в блаженное состояние полного кайфа (прошу прощения за неакадемическое выражение, но очень уж оно подходит к случаю), и именно поэтому была особенно чутка к сценическим тонкостям. Что не мешало ей валиться от смеха при очередных гэгах. На сцене и в зрительном зале всем правил дух веселой свободы, душевной размягченности, благорасположенности к миру и ожидания чудес. А что вы хотите Рождество в доме, и Святки ждут у дверей.
Шестого января 1990 года в переполненной гитисовцами 39-й аудитории я смотрел студенческий спектакль, в котором на сцену выходили (вернее, выбегали, врывались) будущие фоменковские звезды и любимцы театральной России. Их имена тогда никому ничего не говорили, хотя слухи о волшебной компании учеников Фоменко уже летали по Москве и публика уже принималась осаждать крошечные залы ГИТИСа в надежде попасть на «Волков и овец», «Приключение», «Владимира третьей степени». И конечно, на «Двенадцатую ночь», первую заметную работу Евгения Каменьковича, полную юного обаяния и сокрушительной энергии. На подмостках все пело, прыгало и плясало. Никакого memento mori, никакой прощальной меланхолии, прошлого нет, прощаться не с чем и ни к чему, все только начинается, вся жизнь впереди.
«Двенадцатой ночи» Каменьковича исполнилось ровно двадцать лет возраст, почтенный для всякого спектакля и просто неправдоподобный для театра, который все привыкли считать молодым (двадцать лет это вся дореволюционная история Художественного театра).
Спектакли увядают, как цветы, сколько ни лей воды в вазу, цветы чернеют, высыхают и съеживаются: чтобы не видеть процесс умирания, лучше выбрасывать их при первых признаках конца. Постановки шекспировских комедий обычно стареют особенно стремительно и бесповоротно. Они совсем беззащитны перед ходом времени в силу особой хрупкости состава этих странных сочинений молодого автора.
Должно быть, поэтому «Двенадцатую ночь» в театре Фоменко играли крайне редко, в последний раз кажется, под Рождество пять лет назад.
И вот теперь, в канун Рождества-2010, «Двенадцатая ночь, или Называйте как хотите» снова на фоменковских подмостках, на большой сцене нового театра. Спектакль за немногими исключениями сыгран первым составом, теми же актерами, что когда-то выходили на сцену гитисовской аудитории: Полина Кутепова Виола, Галина Тюнина Оливия, Мадлен Джабраилова Мария, Тагир Рахимов Мальволио, Карэн Бадалов шут, Андрей Казаков Орсино, Юрий Степанов сэр Эндрю Эгьючик.
Возобновляя полузабытый спектакль двадцатилетней давности, Евгений Каменькович, конечно, сильно рисковал. Попытка вернуться туда, где ты был счастлив в молодости, способна обернуться разочарованием, а на театральном языке провалом. Детский пушок, когда-то украшавший лица фоменковских учеников, давно слетел. Они стали знаменитыми мастерами, виртуозами театрального дела. А, как известно, приход зрелости почти всегда несет с собой не только приобретения, но и утраты никакие профессиональные умения не искупят ухода пленительной первоначальности, духом которой был полон тот давний ученический спектакль. Но Каменькович человек, как все знают, отважный (иначе никогда бы не взялся ставить «Улисса») снова пошел на риск и выиграл.
Актеры на сцене не ностальгировали о своей юности и тем более не иронизировали над ней. Они всей душой отдавались наслаждению игры, способной (школа Фоменко!) передавать тончайшие движения сердца. Они не имитировали молодость, они были упоительно молоды.
Неизвестный мне зритель, возвратившись с «Двенадцатой ночи», записал в своем блоге: «Они все еще прекрасны».
Я не стал сочинять рецензию на шекспировский спектакль для этого надо было описать, как летала по сцене стремительная Оливия, как горевал и обижался на весь свет сэр Эндрю, как Виола трепетала от близости возлюбленного, как взывал к мести разгневанный шут Мальволио в гамлетовском колете, как одна «шутка, свойственная театру», сменялась другой, а Фесте обращал к нам с подмостков свои умно-печальные глаза.
Я только попытался сказать, как мило и чудесно было в рождественский вечер у Петра Фоменко. Публика, переполнявшая зал, погрузилась в блаженное состояние полного кайфа (прошу прощения за неакадемическое выражение, но очень уж оно подходит к случаю), и именно поэтому была особенно чутка к сценическим тонкостям. Что не мешало ей валиться от смеха при очередных гэгах. На сцене и в зрительном зале всем правил дух веселой свободы, душевной размягченности, благорасположенности к миру и ожидания чудес. А что вы хотите Рождество в доме, и Святки ждут у дверей.
Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова