Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…
В Мастерской Петра Фоменко поставили спектакль «Триптих». Что такое истинная, а не биологическая, смерть для творческого человека? Что есть жизнь? И что такое творческий суицид?
Эти вопросы задают себе создатели спектакля, жанр которого лежит между водевилем и мистерией. Точнее, три части спектакля выполнены в разных жанрах. Первая часть «Граф N» («Граф Нулин») «сантиментальный анекдот» в стихах, вторая «О Дона Анна!» («Каменный гость») «маленькая ироническая трагедия», и, наконец, последняя «Мне скучно, бес…» (о Фаусте) бурлеск.
«Триптих» в Мастерской Петра Фоменко давно ожидаемая премьера. Спектакль репетировали несколько лет. Это наводит на мысль, что работа над спектаклем затевалась Петром Фоменко не столько для выпуска готового продукта, сколько для внутренних потребностей труппы. Думаю, что почти ежедневный тренинг труппы похож на спевку хора, когда слаженность и чистота звучания важнее, чем просто пополнение репертуара. Думая в этом направлении, легко представить сегодняшние театры-монастыри как некую структуру, заточенную на успех. Есть в мировом театре такие опыты буквально монастырской жизни актеров. Но у нас что-то не привилось… Избитое выражение «театр-храм» хочется заменить на более трезвое суждение: серьезная сосредоточенность сродни монастырской аскезе. Ведь в московском мегаполисе у актеров возникает столько соблазнов съемки в сериалах, кино, участие в антрепризе. Актерский инструмент зачастую разбалтывается, и подобно музыкальному инструменту нуждается в настройке. В очередной раз Петр Фоменко делает своим актерам прививку поэзии и красоты, задает высокую планку. Виден результат филигранной работы с актерской речью, со звучанием поэтического текста, когда ясность смысла не мешает «темноте стиха». После этой премьеры особенно любопытно читать не рецензии, а именно интервью участников спектакля. Как они повзрослели за время этой работы? Что изменилось в понимании профессии и себя в профессии?
Очевидно, есть потребность в настройке не только актерского аппарата, но и в настройке смыслов. Тексты Пушкина, Гете и Бродского взяты именно из этих соображений уж больно много вокруг бессмыслицы, голых сюжетов, не отягощенных смыслом. Это экологически вредно для здоровья нации. Вообще мысль об экологически чистом театре возникает с порога, точнее, с посещения гардероба театра. Там зрителей встречают юноши и девушки в марлевых медицинских повязках. В этом есть особая ирония: повсюду вирус гриппа, и не только. Люди в марлевых повязках производят впечатление безопасного пространства. Хочется мыслит шире: все-таки, несмотря ни на что, Мастерская Фоменко остается островком экологической чистоты в культурном пространстве.
Сегодня в аналитических статьях как никогда популярна тема интерпретации классических текстов. Что можно и что нельзя на этом пути? Где грань между творческим хулиганством и эгоцентричным выпячиванием своего «Я»? Примером фоменковского милого хулиганства можно назвать гомерически смешные сцены между графом Нулиным и Натальей Павловной. Пушкинская фраза «придвинув свой прибор» здесь проиллюстрирована движением сломанной, загипсованной ноги Нулина, выставленной вперед, как ружье. Эта сломанная нога будет создавать множество комических ситуаций для неудачного любовника, который посмел проникнуть в будуар к хозяйке дома и получил решительный отпор. Но сама сцена неловкого и неудачного обольщения хромого графа, постоянно теряющего свой парик, смешна до колик. При этом актеры нигде не впадают в поверхностный эстрадный юмор ради сиюминутного успеха. И это результат хорошей школы, прививки вкуса.
«Граф Нулин» выглядит как пародия на традиционный театр, который потчует зрителя привычной жвачкой тягучими лав стори. Актеры и пародируют, и умиляются, а зрители готовы в энный раз облиться слезами над банальностью. Да и сам любовный треугольник не так прост, как кажется. Граф крадется к избраннице, и на его пути возникает огромный гобелен, изображающий картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция». Античный сюжет как раз о неудачном обольщении: Лукреция дала отпор соблазнителю. Когда Нулин потерпит фиаско, и в воздухе уже повиснет мысль о моральном резюме, так тотчас гобелен после падения будет повешен вновь, но вверх ногами. Поворот на 180 градусов и ракурса картины, и ракурса смысла. Лукреция уже лежит вверх ногами, призывная, соблазнительная. Так и смыслы самой этой истории неоднозначные, ускользающие, зыбкие. Оказывается, расположением героини пользуется сосед Лидин, «двадцати трех лет..», как на распев произнесет актриса Галина Тюнина. Лишь хочешь вынести мораль как жизнь опрокидывает представление об истине. Да и есть ли истина в конечной инстанции? Или ее границы зависят от полноты информации? Этот лукавый агностицизм свидетельство мудрого возраста режиссера. Есть особая прелесть видеть историю как бы его глазами.
Раз уж спектакль назван словом «триптих», то речь идет, вероятно, о таких понятиях как Рай, Ад и миссия Спасителя. Религиозный оттенок названия спектакля наводит на мысль именно о театральной религии. Кажется, что режиссер проводит своих актеров через необходимость высказаться на все эти темы: о добре и зле, об их неоднозначности в мире, где нет разделения на черное и белое. Может быть, поэтому в спектакле так много серых красок во всех оттенках? Рассуждая о грехе, создатели спектакля нигде не впадают в морализаторский пафос. Достаточно того, что само понятие греха можно вычленить. Кстати, в последней части спектакля, в истории о Фаусте, аллегорические персонажи Греха и Смерти будут резаться в карты.
«Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю….» В чем спасение? Пожалуй, спасительным выглядит лишь творчество в широком смысле слова. В первой части, в деревенской идиллии о неудачном соблазнении в роли творца выступает персонаж по имени Лидин, сосед главной героини, поэт его играет артист Кирилл Пирогов в портретном гриме Пушкина. Во второй части спектакля, в истории о похождениях Дон Гуана, его, соблазнителя всех времен и народов, можно тоже назвать творцом. А сколько творческого воображения нужно, чтобы увидев крошечную пятку Доны Анны, вообразить все остальное! Эта сцена сыграна обстоятельно, тонко, прозрачно, музыкально деревянные сабо актрисы Галины Тюниной мерно постукивают по мраморному полу, создавая ритмический рисунок. Акварельная легкость картинки, прелесть стиха. Дон Гуан натура творческая, он поэт женской красоты, любви, жизни. Кажется, Пушкин рассуждает в этой истории о неуловимости счастья. Оно как нестойкое химическое соединение, существующее лишь долю секунды. Но все же существующее! «Я - Дон Гуан, и я тебя люблю», эти слова звучат как признание немыслимого счастья и несчастья в одну и ту же минуту. Эта сладко-горькое послевкусие одно из самых сильных впечатлений спектакля.
В финале этой истории нас пугает и одновременно смешит облик Командора. Это маленький человечек, с набеленным лицом и следами трупного разложения. Почти комический персонаж, но мурашки бегут по спине.
Но есть и третья часть, о Фаусте. Когда человек предает свой талант, он становится легкой добычей и беса, и смерти. Тема конечности жизни сама по себе не исключает оптимизма, но мысль об омертвении при жизни самая ужасающая. История Фауста пример творческого суицида. Спектакль выруливает в сторону Апокалипсиса. Тема смерти завернута не в фантик детской страшилки, а в эстетскую упаковку, сродни картинам Босха.
Хотя поток творческой витальной энергии временами выносит нас к светлым эмоциям, но в финале создатели спектакля инсценируют Апокалипсис по полной программе. Фауст просит Мефистофеля утопить пиратский корабль. Над головами зрителей, шурша, проносится шелковый полог. Когда сидишь, задрав голову, и видишь, как волны шелка смыкаются у тебя над головой, чувства охватывают нешуточные: накрывает волной. И хочется хватануть глоток воздуха напоследок. Вот он финал: и праведник, и грешник закончат одинаково. Может быть, все напрасно? Эта мысль, кощунственная с религиозной точки зрения, повисает в воздухе.
Этот спектакль хочется назвать безупречным, как не бывает претензий к высказыванию Мастера, близкого тебе по мироощущению. Можно лишь явственнее приблизиться к его замыслу. Не сразу, с годами, так как этот спектакль обречен на постепенное его осмысление: сейчас, через пять лет, десять… Этот спектакль зрителю на вырост. Так как новые смыслы открываются каждый раз заново в безупречных драпировках дорогих тканей, в изысканной световой партитуре, в пугающей глубине сценического пространства, в изобретательности грима, в точеном профиле Галины Тюниной, в аристократичных кистях рук Карэна Бадалова, в упрямых интонациях Кирилла Пирогова, двигающегося от актерской юности к зрелости.
Кстати, и профиль Пушкина на занавесе меняется после каждой части спектакля то исчезнет горестная складка губ, то, к финалу, появится яростная брутальность.
Эти вопросы задают себе создатели спектакля, жанр которого лежит между водевилем и мистерией. Точнее, три части спектакля выполнены в разных жанрах. Первая часть «Граф N» («Граф Нулин») «сантиментальный анекдот» в стихах, вторая «О Дона Анна!» («Каменный гость») «маленькая ироническая трагедия», и, наконец, последняя «Мне скучно, бес…» (о Фаусте) бурлеск.
«Триптих» в Мастерской Петра Фоменко давно ожидаемая премьера. Спектакль репетировали несколько лет. Это наводит на мысль, что работа над спектаклем затевалась Петром Фоменко не столько для выпуска готового продукта, сколько для внутренних потребностей труппы. Думаю, что почти ежедневный тренинг труппы похож на спевку хора, когда слаженность и чистота звучания важнее, чем просто пополнение репертуара. Думая в этом направлении, легко представить сегодняшние театры-монастыри как некую структуру, заточенную на успех. Есть в мировом театре такие опыты буквально монастырской жизни актеров. Но у нас что-то не привилось… Избитое выражение «театр-храм» хочется заменить на более трезвое суждение: серьезная сосредоточенность сродни монастырской аскезе. Ведь в московском мегаполисе у актеров возникает столько соблазнов съемки в сериалах, кино, участие в антрепризе. Актерский инструмент зачастую разбалтывается, и подобно музыкальному инструменту нуждается в настройке. В очередной раз Петр Фоменко делает своим актерам прививку поэзии и красоты, задает высокую планку. Виден результат филигранной работы с актерской речью, со звучанием поэтического текста, когда ясность смысла не мешает «темноте стиха». После этой премьеры особенно любопытно читать не рецензии, а именно интервью участников спектакля. Как они повзрослели за время этой работы? Что изменилось в понимании профессии и себя в профессии?
Очевидно, есть потребность в настройке не только актерского аппарата, но и в настройке смыслов. Тексты Пушкина, Гете и Бродского взяты именно из этих соображений уж больно много вокруг бессмыслицы, голых сюжетов, не отягощенных смыслом. Это экологически вредно для здоровья нации. Вообще мысль об экологически чистом театре возникает с порога, точнее, с посещения гардероба театра. Там зрителей встречают юноши и девушки в марлевых медицинских повязках. В этом есть особая ирония: повсюду вирус гриппа, и не только. Люди в марлевых повязках производят впечатление безопасного пространства. Хочется мыслит шире: все-таки, несмотря ни на что, Мастерская Фоменко остается островком экологической чистоты в культурном пространстве.
Сегодня в аналитических статьях как никогда популярна тема интерпретации классических текстов. Что можно и что нельзя на этом пути? Где грань между творческим хулиганством и эгоцентричным выпячиванием своего «Я»? Примером фоменковского милого хулиганства можно назвать гомерически смешные сцены между графом Нулиным и Натальей Павловной. Пушкинская фраза «придвинув свой прибор» здесь проиллюстрирована движением сломанной, загипсованной ноги Нулина, выставленной вперед, как ружье. Эта сломанная нога будет создавать множество комических ситуаций для неудачного любовника, который посмел проникнуть в будуар к хозяйке дома и получил решительный отпор. Но сама сцена неловкого и неудачного обольщения хромого графа, постоянно теряющего свой парик, смешна до колик. При этом актеры нигде не впадают в поверхностный эстрадный юмор ради сиюминутного успеха. И это результат хорошей школы, прививки вкуса.
«Граф Нулин» выглядит как пародия на традиционный театр, который потчует зрителя привычной жвачкой тягучими лав стори. Актеры и пародируют, и умиляются, а зрители готовы в энный раз облиться слезами над банальностью. Да и сам любовный треугольник не так прост, как кажется. Граф крадется к избраннице, и на его пути возникает огромный гобелен, изображающий картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция». Античный сюжет как раз о неудачном обольщении: Лукреция дала отпор соблазнителю. Когда Нулин потерпит фиаско, и в воздухе уже повиснет мысль о моральном резюме, так тотчас гобелен после падения будет повешен вновь, но вверх ногами. Поворот на 180 градусов и ракурса картины, и ракурса смысла. Лукреция уже лежит вверх ногами, призывная, соблазнительная. Так и смыслы самой этой истории неоднозначные, ускользающие, зыбкие. Оказывается, расположением героини пользуется сосед Лидин, «двадцати трех лет..», как на распев произнесет актриса Галина Тюнина. Лишь хочешь вынести мораль как жизнь опрокидывает представление об истине. Да и есть ли истина в конечной инстанции? Или ее границы зависят от полноты информации? Этот лукавый агностицизм свидетельство мудрого возраста режиссера. Есть особая прелесть видеть историю как бы его глазами.
Раз уж спектакль назван словом «триптих», то речь идет, вероятно, о таких понятиях как Рай, Ад и миссия Спасителя. Религиозный оттенок названия спектакля наводит на мысль именно о театральной религии. Кажется, что режиссер проводит своих актеров через необходимость высказаться на все эти темы: о добре и зле, об их неоднозначности в мире, где нет разделения на черное и белое. Может быть, поэтому в спектакле так много серых красок во всех оттенках? Рассуждая о грехе, создатели спектакля нигде не впадают в морализаторский пафос. Достаточно того, что само понятие греха можно вычленить. Кстати, в последней части спектакля, в истории о Фаусте, аллегорические персонажи Греха и Смерти будут резаться в карты.
«Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю….» В чем спасение? Пожалуй, спасительным выглядит лишь творчество в широком смысле слова. В первой части, в деревенской идиллии о неудачном соблазнении в роли творца выступает персонаж по имени Лидин, сосед главной героини, поэт его играет артист Кирилл Пирогов в портретном гриме Пушкина. Во второй части спектакля, в истории о похождениях Дон Гуана, его, соблазнителя всех времен и народов, можно тоже назвать творцом. А сколько творческого воображения нужно, чтобы увидев крошечную пятку Доны Анны, вообразить все остальное! Эта сцена сыграна обстоятельно, тонко, прозрачно, музыкально деревянные сабо актрисы Галины Тюниной мерно постукивают по мраморному полу, создавая ритмический рисунок. Акварельная легкость картинки, прелесть стиха. Дон Гуан натура творческая, он поэт женской красоты, любви, жизни. Кажется, Пушкин рассуждает в этой истории о неуловимости счастья. Оно как нестойкое химическое соединение, существующее лишь долю секунды. Но все же существующее! «Я - Дон Гуан, и я тебя люблю», эти слова звучат как признание немыслимого счастья и несчастья в одну и ту же минуту. Эта сладко-горькое послевкусие одно из самых сильных впечатлений спектакля.
В финале этой истории нас пугает и одновременно смешит облик Командора. Это маленький человечек, с набеленным лицом и следами трупного разложения. Почти комический персонаж, но мурашки бегут по спине.
Но есть и третья часть, о Фаусте. Когда человек предает свой талант, он становится легкой добычей и беса, и смерти. Тема конечности жизни сама по себе не исключает оптимизма, но мысль об омертвении при жизни самая ужасающая. История Фауста пример творческого суицида. Спектакль выруливает в сторону Апокалипсиса. Тема смерти завернута не в фантик детской страшилки, а в эстетскую упаковку, сродни картинам Босха.
Хотя поток творческой витальной энергии временами выносит нас к светлым эмоциям, но в финале создатели спектакля инсценируют Апокалипсис по полной программе. Фауст просит Мефистофеля утопить пиратский корабль. Над головами зрителей, шурша, проносится шелковый полог. Когда сидишь, задрав голову, и видишь, как волны шелка смыкаются у тебя над головой, чувства охватывают нешуточные: накрывает волной. И хочется хватануть глоток воздуха напоследок. Вот он финал: и праведник, и грешник закончат одинаково. Может быть, все напрасно? Эта мысль, кощунственная с религиозной точки зрения, повисает в воздухе.
Этот спектакль хочется назвать безупречным, как не бывает претензий к высказыванию Мастера, близкого тебе по мироощущению. Можно лишь явственнее приблизиться к его замыслу. Не сразу, с годами, так как этот спектакль обречен на постепенное его осмысление: сейчас, через пять лет, десять… Этот спектакль зрителю на вырост. Так как новые смыслы открываются каждый раз заново в безупречных драпировках дорогих тканей, в изысканной световой партитуре, в пугающей глубине сценического пространства, в изобретательности грима, в точеном профиле Галины Тюниной, в аристократичных кистях рук Карэна Бадалова, в упрямых интонациях Кирилла Пирогова, двигающегося от актерской юности к зрелости.
Кстати, и профиль Пушкина на занавесе меняется после каждой части спектакля то исчезнет горестная складка губ, то, к финалу, появится яростная брутальность.
Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова