«Все настоящее дается трудно»
Актер Кирилл Пирогов побывал Чеховым и вот уже шесть лет пытается превратиться в носорога
Разговор с Кириллом Пироговым состоялся во время коротких гастролей в Петербурге Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», которые продлятся до 17 октября на сцене Александринки. Пирогов занят в спектаклях «Три сестры» и «Носорог». Актер обаятелен, улыбчив, интеллигентен. Порой застенчиво улыбаясь, Пирогов очень напоминал своего героя-интеллектуала Илью Сетевого в картине «Брат-2». Не было звездности, ни грамма снобизма, которым порой грешат московские артисты. С улыбкой он говорил о серьезных вещах, связанных с искусством и философией.
Кирилл, вы, кажется, первый и единственный актер, которого Петр Фоменко взял со стороны не из ГИТИСа, где выпустил четыре курса, а из Щукинского училища. Как вы думаете, почему он вас позвал?
Никогда это не обсуждалось. Я просто влился в его дом, принял атмосферу, она стала моей. Мы еще студентами делали совместный спектакль щукинско-гитисовский «Шум и ярость» по Фолкнеру. И после этого я, естественным образом, остался у Фоменко. Но единственным человеком со стороны я уже не являюсь. Таких, как я, сегодня очень много.
Чем вас привлекает этот театр? Психологизмом, приверженностью к классике?
Нельзя сказать, нравится мне этот театр чем-то или нет. Я вырос в этом театре как актер. И у меня не было такого момента в жизни, чтобы я выбирал себе театр, работу. Все случилось само собой. Мне тут очень хорошо. И порой хочется весь мир променять на театр, работать здесь, никуда не выходя.
При этом вы достаточно интересно заявили о себе в кино: «Орел и решка» Георгия Данелии, «Брат-2» Алексея Балабанова, «Дневник убийцы» Кирилла Серебренникова Играете не только положительных героев, но и негодяев, злодеев. А главное, играете своих современников. Получается, киноролями вы стремитесь восполнить прогал, который существует в театре в смысле современного материала? Ведь тут вы заняты только в классическом репертуаре
Нет никакого прогала. Я не восполняю какую-то пустоту. Материал действительно очень разный. Но ведь дело не в том, как одет человек и какая показана эпоха важна атмосфера, пространство, в котором режиссер и актеры ищут образы, характеры, символы. В кино почти не снимают фильмы, основанные на классическом материале. Этим объясняется такая разность персонажей в кино и театре. Но везде человек остается на первом месте.
Вас пригласил кинорежиссер Виталий Мельников на роль Чехова в фильме «Львы, орлы и куропатки»
Но это не есть классическая драматургия в прямом смысле. К Чехову, к тому, как он писал, это не имеет отношения. Там в основе воспоминания чудесной писательницы Лидии Авиловой, которая испытывала к Антону Павловичу особенные романтические чувства Это ее повествование о Чехове, о его приездах в Петербург, ее личное восприятие его творчества. Виталий Вячеславович привнес многое и от себя, добавил воспоминания Бунина. Но соглашусь с вами это было очень глубокое погружение в материал другой эпохи. Я благодарен Мельникову за это приглашение. Такой режиссер большая редкость в современном кино. С ним было нестрашно пуститься в это непростое плавание. С кем угодно было бы страшно, но не с ним. Он берется за материал только тогда, когда он его действительно волнует, когда хорошо представляет, что хочет сказать.
Образ Чехова у Мельникова и образ чеховского героя в «Трех сестрах» барона Тузенбаха каким-то образом смыкаются?
Внутри меня смыкаются. Внешне, я думаю, эта связь никак не проявляется. Но вообще я заметил взаимопроникновение этих вещей. Какое-то время находясь в облике Антона Павловича, погружаясь в его мысли, представления, перенимая привычки, словесные выражения, я начинал его лучше чувствовать. А с другой стороны, и работа в театре над чеховской драматургией мне помогала, может быть подспудно, найти ключ к разгадке характера Чехова. В нем ведь можно увидеть и отзывчивого доктора, помогающего страждущим, и циничного человека, даже мизантропа, можно угадать того, кто понял многое о любви, и того, кто так и не познал этой любви в полной мере. Я рад, что Чехова сегодня сняли с пьедестала, что меньше стало ложного пафоса в его сторону. Пафос это всегда искривление, увод от истины.
Вы не знакомы с Леонидом Мозговым, который играл Чехова в картине Александра Сокурова «Камень»?
Знаком, замечательный актер, он бывал на наших спектаклях. Но я, простите, не знал, что Мозговой играл Чехова! Было бы интересно услышать его мнение о том, как мне удалось перевоплотиться в Антона Павловича. Кстати, фильм «Львы, орлы и куропатки» скоро выходит в прокат.
Вы получили литературную премию «Чайка» за роль Беранже в спектакле «Носорог» по пьесе Эжена Ионеско в постановке Ивана Поповски. Это была трудная работа?
Очень сложная для постановки вещь. Все настоящее трудно дается. Если что-то там зацеплялось, то это было большой радостью. В пьесе есть современное звучание, и вечный вопрос, который возникает перед человеком во все времена: как остаться человеком? Беранже пытается уйти к носорогам, стать таким, как они. А у него не получается. Он из последних сил пытается и не может. Пьесу считали антифашистской. Но Ионеско не хотел, чтобы ее трактовали только так. Она шире и многограннее. С каждым человеком в жизни происходят невероятные превращения. Порой помимо своей воли, порой сознательно он идет на то, о чем раньше и представления не имел.
Вы играете эту роль уже шесть лет не надоело?
Нет. Потому что роль меняется вместе со спектаклем. Спектакль постоянно находится в движении. И мне очень нравится театр абсурда. Хотя сам Ионеско не называл его так он называл это просто театром правды. Разве сегодня жизнь, которая вокруг нас, не напоминает тот же абсурд? В «Носороге», кроме перевернутых предлагаемых обстоятельств, все остальное реально… И даже полудокументально. Ионеско хотел, чтобы это не играли, а жили бы этим. Насколько я знаю, он не любил «представленческий» театр, нажимную игру.
Мне кажется, этот абсурд как правду жизни зрители хорошо почувствовали в фильме «Брат-2». Там есть правда, за которую борется Данила Багров. И есть абсурд, в котором эта правда существовать не может. А еще есть стойкое ощущение, что герои похожи на своих исполнителей.
Да, это так, мы во многом ориентировались на себя, шли от своих характеров. При этом было очень интересно поставить себя в новые обстоятельства.
Вы сдружились с Сергеем Бодровым после этого фильма?
Мы стали дружить до фильма Леша Балабанов нас познакомил раньше, уже, видно, предполагая какую-то нашу родственность. Потому и чувствуется в картине наша дружеская привязанность друг к другу. А потом уже Сережа пригласил меня в свой страшноватый фильм «Сестры», который еще больше нас сблизил.
Насколько я знаю, именно роль в «Брате-2» принесла вам известность? Наутро вы проснулись знаменитым?
Нет. Мне кажется, известность ко мне пришла чуть раньше, после картины Георгия Данелии «Орел и решка» это очень дорогая для меня картина. Первая и у такого известного режиссера!
Вы явно везунчик по жизни. В 33 года стали заслуженным артистом России. ..
Не знаю, везение ли это? Я к тому времени много работал в театре, много ролей было. Думаю, нам всем повезло всем тем, кого собрал под свое крыло Петр Наумович.
Как работается с Фоменко? В каком-то интервью вы говорили, что вначале, в первом вашем спектакле «Таня-Таня», вы его просто боялись, да и другие актеры называли Фоменко «грозовой тучей»?
Это было давно. Теперь я уже его не боюсь, наверное, вошел в другую весовую категорию. С Петром Наумовичем очень интересно и очень трудно. Нужно учиться серьезно.
Он часто бывает чем-то недоволен?
Он никогда не показывает, что ему что-то не нравится. И невозможно понять, что он думает на самом деле. Он работает и работает. Однажды его спросили: что такое творчество? И Петр Наумович ответил: «Я не знаю, что такое творчество, но я знаю, что такое работа».
Фоменко скуп на добрые слова?
Нет, он умеет хвалить других, часто говорит артистам, какие они талантливые. Он нас всех поддерживает всегда.
Какая ваша любимая роль в театре? Тузенбах, Беранже?
И та и другая очень любимые они мучительно рождались и потому, наверное, любимые. А вообще много любимых. Но лучше говорить не о ролях, а о спектаклях. Фоменко, например, очень ценит, когда артисты играют спектакли, а не роли. Он всегда нас, актеров, воспитывает в этом смысле. Мы же часто пытаемся тянуть одеяло на себя. А надо чувствовать партнера на сцене и составлять ансамбль. Мне кажется, именно это у нас хорошо получается.
// Беседовала Елена Добрякова.
Разговор с Кириллом Пироговым состоялся во время коротких гастролей в Петербурге Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», которые продлятся до 17 октября на сцене Александринки. Пирогов занят в спектаклях «Три сестры» и «Носорог». Актер обаятелен, улыбчив, интеллигентен. Порой застенчиво улыбаясь, Пирогов очень напоминал своего героя-интеллектуала Илью Сетевого в картине «Брат-2». Не было звездности, ни грамма снобизма, которым порой грешат московские артисты. С улыбкой он говорил о серьезных вещах, связанных с искусством и философией.
Кирилл, вы, кажется, первый и единственный актер, которого Петр Фоменко взял со стороны не из ГИТИСа, где выпустил четыре курса, а из Щукинского училища. Как вы думаете, почему он вас позвал?
Никогда это не обсуждалось. Я просто влился в его дом, принял атмосферу, она стала моей. Мы еще студентами делали совместный спектакль щукинско-гитисовский «Шум и ярость» по Фолкнеру. И после этого я, естественным образом, остался у Фоменко. Но единственным человеком со стороны я уже не являюсь. Таких, как я, сегодня очень много.
Чем вас привлекает этот театр? Психологизмом, приверженностью к классике?
Нельзя сказать, нравится мне этот театр чем-то или нет. Я вырос в этом театре как актер. И у меня не было такого момента в жизни, чтобы я выбирал себе театр, работу. Все случилось само собой. Мне тут очень хорошо. И порой хочется весь мир променять на театр, работать здесь, никуда не выходя.
При этом вы достаточно интересно заявили о себе в кино: «Орел и решка» Георгия Данелии, «Брат-2» Алексея Балабанова, «Дневник убийцы» Кирилла Серебренникова Играете не только положительных героев, но и негодяев, злодеев. А главное, играете своих современников. Получается, киноролями вы стремитесь восполнить прогал, который существует в театре в смысле современного материала? Ведь тут вы заняты только в классическом репертуаре
Нет никакого прогала. Я не восполняю какую-то пустоту. Материал действительно очень разный. Но ведь дело не в том, как одет человек и какая показана эпоха важна атмосфера, пространство, в котором режиссер и актеры ищут образы, характеры, символы. В кино почти не снимают фильмы, основанные на классическом материале. Этим объясняется такая разность персонажей в кино и театре. Но везде человек остается на первом месте.
Вас пригласил кинорежиссер Виталий Мельников на роль Чехова в фильме «Львы, орлы и куропатки»
Но это не есть классическая драматургия в прямом смысле. К Чехову, к тому, как он писал, это не имеет отношения. Там в основе воспоминания чудесной писательницы Лидии Авиловой, которая испытывала к Антону Павловичу особенные романтические чувства Это ее повествование о Чехове, о его приездах в Петербург, ее личное восприятие его творчества. Виталий Вячеславович привнес многое и от себя, добавил воспоминания Бунина. Но соглашусь с вами это было очень глубокое погружение в материал другой эпохи. Я благодарен Мельникову за это приглашение. Такой режиссер большая редкость в современном кино. С ним было нестрашно пуститься в это непростое плавание. С кем угодно было бы страшно, но не с ним. Он берется за материал только тогда, когда он его действительно волнует, когда хорошо представляет, что хочет сказать.
Образ Чехова у Мельникова и образ чеховского героя в «Трех сестрах» барона Тузенбаха каким-то образом смыкаются?
Внутри меня смыкаются. Внешне, я думаю, эта связь никак не проявляется. Но вообще я заметил взаимопроникновение этих вещей. Какое-то время находясь в облике Антона Павловича, погружаясь в его мысли, представления, перенимая привычки, словесные выражения, я начинал его лучше чувствовать. А с другой стороны, и работа в театре над чеховской драматургией мне помогала, может быть подспудно, найти ключ к разгадке характера Чехова. В нем ведь можно увидеть и отзывчивого доктора, помогающего страждущим, и циничного человека, даже мизантропа, можно угадать того, кто понял многое о любви, и того, кто так и не познал этой любви в полной мере. Я рад, что Чехова сегодня сняли с пьедестала, что меньше стало ложного пафоса в его сторону. Пафос это всегда искривление, увод от истины.
Вы не знакомы с Леонидом Мозговым, который играл Чехова в картине Александра Сокурова «Камень»?
Знаком, замечательный актер, он бывал на наших спектаклях. Но я, простите, не знал, что Мозговой играл Чехова! Было бы интересно услышать его мнение о том, как мне удалось перевоплотиться в Антона Павловича. Кстати, фильм «Львы, орлы и куропатки» скоро выходит в прокат.
Вы получили литературную премию «Чайка» за роль Беранже в спектакле «Носорог» по пьесе Эжена Ионеско в постановке Ивана Поповски. Это была трудная работа?
Очень сложная для постановки вещь. Все настоящее трудно дается. Если что-то там зацеплялось, то это было большой радостью. В пьесе есть современное звучание, и вечный вопрос, который возникает перед человеком во все времена: как остаться человеком? Беранже пытается уйти к носорогам, стать таким, как они. А у него не получается. Он из последних сил пытается и не может. Пьесу считали антифашистской. Но Ионеско не хотел, чтобы ее трактовали только так. Она шире и многограннее. С каждым человеком в жизни происходят невероятные превращения. Порой помимо своей воли, порой сознательно он идет на то, о чем раньше и представления не имел.
Вы играете эту роль уже шесть лет не надоело?
Нет. Потому что роль меняется вместе со спектаклем. Спектакль постоянно находится в движении. И мне очень нравится театр абсурда. Хотя сам Ионеско не называл его так он называл это просто театром правды. Разве сегодня жизнь, которая вокруг нас, не напоминает тот же абсурд? В «Носороге», кроме перевернутых предлагаемых обстоятельств, все остальное реально… И даже полудокументально. Ионеско хотел, чтобы это не играли, а жили бы этим. Насколько я знаю, он не любил «представленческий» театр, нажимную игру.
Мне кажется, этот абсурд как правду жизни зрители хорошо почувствовали в фильме «Брат-2». Там есть правда, за которую борется Данила Багров. И есть абсурд, в котором эта правда существовать не может. А еще есть стойкое ощущение, что герои похожи на своих исполнителей.
Да, это так, мы во многом ориентировались на себя, шли от своих характеров. При этом было очень интересно поставить себя в новые обстоятельства.
Вы сдружились с Сергеем Бодровым после этого фильма?
Мы стали дружить до фильма Леша Балабанов нас познакомил раньше, уже, видно, предполагая какую-то нашу родственность. Потому и чувствуется в картине наша дружеская привязанность друг к другу. А потом уже Сережа пригласил меня в свой страшноватый фильм «Сестры», который еще больше нас сблизил.
Насколько я знаю, именно роль в «Брате-2» принесла вам известность? Наутро вы проснулись знаменитым?
Нет. Мне кажется, известность ко мне пришла чуть раньше, после картины Георгия Данелии «Орел и решка» это очень дорогая для меня картина. Первая и у такого известного режиссера!
Вы явно везунчик по жизни. В 33 года стали заслуженным артистом России. ..
Не знаю, везение ли это? Я к тому времени много работал в театре, много ролей было. Думаю, нам всем повезло всем тем, кого собрал под свое крыло Петр Наумович.
Как работается с Фоменко? В каком-то интервью вы говорили, что вначале, в первом вашем спектакле «Таня-Таня», вы его просто боялись, да и другие актеры называли Фоменко «грозовой тучей»?
Это было давно. Теперь я уже его не боюсь, наверное, вошел в другую весовую категорию. С Петром Наумовичем очень интересно и очень трудно. Нужно учиться серьезно.
Он часто бывает чем-то недоволен?
Он никогда не показывает, что ему что-то не нравится. И невозможно понять, что он думает на самом деле. Он работает и работает. Однажды его спросили: что такое творчество? И Петр Наумович ответил: «Я не знаю, что такое творчество, но я знаю, что такое работа».
Фоменко скуп на добрые слова?
Нет, он умеет хвалить других, часто говорит артистам, какие они талантливые. Он нас всех поддерживает всегда.
Какая ваша любимая роль в театре? Тузенбах, Беранже?
И та и другая очень любимые они мучительно рождались и потому, наверное, любимые. А вообще много любимых. Но лучше говорить не о ролях, а о спектаклях. Фоменко, например, очень ценит, когда артисты играют спектакли, а не роли. Он всегда нас, актеров, воспитывает в этом смысле. Мы же часто пытаемся тянуть одеяло на себя. А надо чувствовать партнера на сцене и составлять ансамбль. Мне кажется, именно это у нас хорошо получается.
// Беседовала Елена Добрякова.
«Невское время», 14.10.2011
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова