Театрально-анатомический роман
Пляски в анатомическом театре. В Мастерской Петра Фоменко под марш из «Синей птицы» состоялся парад живых мертвецов. The New Times постигал современное жестокое прочтение «Театрального романа»
В «Театральном романе» Михаил Булгаков в уморительных подробностях описал свое первое пришествие в Московский Художественный театр, спрятав под псевдонимами весь легендарный советский бомонд середины 30-х. В этом же - увы, не завершенном сатирическом памфлете Булгаков объяснился в любви к прекрасному и абсурдному миру под названием «театр», как единственно возможному убежищу от кошмарного абсурда советской действительности. Вот это убийственное сочетание смешного и жуткого пожалуй, самый модный и востребованный коктейль сегодняшнего дня.
Этот мир мой
Из черноты и мрака заплеванных московских переулков, под волшебные звуки музыки композитора Саца к мхатовской «Синей птице», изломанной нервной походкой к нам приближался человек в длинном черном пальто и широкополой черной шляпе, сжимая под мышкой пухлую затертую папку неприятного розового цвета. Подойдя к рампе, человек беспокойно оглянулся по сторонам, а затем громким тревожным шепотом поведал леденящую кровь историю о содержимом затертой папки. Кирилл Пирогов (Максудов), ведущий актер Мастерской Фоменко, вместе с актером Никитой Тюниным (Бомбардов) и под художественным руководством Мастера Петра Наумовича Фоменко (на сцене не появляется) разложили «Театральный роман» для своей сцены и определили придуманный спектакль как «мистификацию», что вполне бы устроило автора. Булгаковский мрачный юмор, «юмор висельника», расползается по телу спектакля, как «черная лужица вокруг головы». Именно он позволяет авторам инсценировки допускать некоторые вольности по отношению к первоисточнику: комнатка Максудова лишится столь притягательного дивана с торчащей пружиной, а вместо браунинга, спертого у приятеля-энкавэдэшника, герой воспользуется электрическим шнуром с горящей голой лампочкой на конце. В такой дурацкой позе с обмотанным вокруг шеи проводом застигнут его звуки «Фауста» из соседней квартиры, и долгожданный выход Мефистофеля спасет его от неминуемой смерти. «Мефистофель»-Рудольфи (Олег Нирян) появится вовремя и, не снимая с головы бархатного берета, прочтет максудовский роман, потом попросит выбросить всего лишь три слова: Апокалипсис, архангелы и дьявол. Задумавшему свести счеты с жизнью меланхолику из газеты «Гудок» (у Булгакова «Пароходство») придется активно в эту ненавистную жизнь включаться. Запущенное кем-то неведомым бешеное дьявольское колесо судьбы неожиданно примчит его к желтым стенам театра. Именно здесь герой встретит своего Вергилия артиста Бомбардова, который проведет его по всем кругам перевернутого ада, наполненного непонятными словами, звуками и поступками. Именно здесь, потрясенный бессмыслицей и величием театрального кошмара, он скажет слова, перевернувшие его жизнь: «Этот мир мой».
Да, то был мир, в котором мог укрыться сумасшедший, обезумевший от кошмара повседневности с ее будничным непрерывным хамством и обреченной нищетой, с крысами в комнатах и запахом мочи в подъездах, с унизительной работой в «должности» и унизительным жалованьем, с рабской привычкой скрывать хорошее образование и хорошие манеры, с вечной манией преследования, разлившейся потным страхом по ночным простыням… «Этот мир мой» звучит как спасение, как победа надежды над смыслом. Прекрасно играет Максудова Кирилл Пирогов настоящим гордым интеллигентом, загнанным, задушенным торжествующей диктатурой быдла, от которой невозможно спрятаться нигде. Это сломленный человек с непокорившимся жаром таланта, сжигающим его изнутри, требующим выхода. В таком пограничном состоянии он и попадает в объятия Бомбардова, который подарит ему эту возможность второй реальности.
Теория Воплощения
Сцены на Сивцевом Вражке, в гостях у Ивана Васильевича и за кулисами Независимого театра спектакль в спектакле с чудесными многообещающими актерскими зарисовками и даже с отдельными исполнительскими шедеврами. Центр этой части безусловно Иван Васильевич (Максим Литовченко), за которым скрывается сам Константин Сергеевич Станиславский, автор системы своего имени. Восседающий на пухлом диване, закутанный в женскую вязаную кофту и клетчатый плед, Иван Васильевич всплывает из оркестровой ямы, как из преисподней. Все как полагается: пенсне, ухоженные руки с длинными аристократическими пальцами, четко очерченный рот, приглаженные седые волосы, обнажающие высокий величественный лоб парадный портрет, а не человек! Чушь, которая извергается из его безупречных уст, и есть продолжение кафкианского кошмара, так точно диагностируемого Вергилием-Бомбардовым. И чем глубже пытается Максудов вникнуть в смысл произносимого бреда, тем очевиднее становится догадка: этот прекрасный манящий мир мертв. Живые мертвецы собираются на шабаш под вечную прекрасную музыку в белых костюмах, в искусственных соболях и фальшивых драгоценностях, улыбаются друг другу змеиными улыбками и рассаживаются на сцене, как для постановочной фотографии. Они говорят заученные слова, что произносили сотни, тысячи раз до этого, и слышат только то, что хотят услышать. Дыхание ровно, глаза стеклянны, улыбки, жесты, мимика все зафиксировано для вечности. «Сергей Леонтьевич, милости просим! тонким женским голосом почти пропоет создатель Теории Воплощения. Не прикажете ли закусить чего-нибудь?» И в ответ на растерянный взгляд Максудова вспомнит про буфетчика Ермолая Ивановича, который такой «кудесник», что и в самое отчаянное время «весь театр поголовно осетриной спас от голоду!»
Так Никита Сергеевич Михалков обычно общается с потенциальными жертвами по-хозяйски оглядывая собравшуюся рядом высокопоставленную челядь, призывая ее раствориться в атмосфере великодушия и снисходительного умиления. Теория Воплощения, разработанная Иваном Васильевичем, научила артистку Пряхину красиво страдать и звонко щебетать, но лишь немного приблизила ее к образу и подобию живого человека.
Внутренняя пустота, выхолощенность и отвратительная, шибающая в нос лживость, вот то, что объединяет этот «музей мадам Тюссо» с нынешней творческой элитой, распластавшейся пушистым ковром у подножия вертикали. Мир, который наивный Максудов принял за волшебный и чистый, оказался безжизненным и страшным, как искусно подправленное гримером лицо покойника. А Теория Воплощения всего лишь способ выживания, позволяющий избавиться от мук совести и интеллигентской рефлексии.
Этот мир мой
Из черноты и мрака заплеванных московских переулков, под волшебные звуки музыки композитора Саца к мхатовской «Синей птице», изломанной нервной походкой к нам приближался человек в длинном черном пальто и широкополой черной шляпе, сжимая под мышкой пухлую затертую папку неприятного розового цвета. Подойдя к рампе, человек беспокойно оглянулся по сторонам, а затем громким тревожным шепотом поведал леденящую кровь историю о содержимом затертой папки. Кирилл Пирогов (Максудов), ведущий актер Мастерской Фоменко, вместе с актером Никитой Тюниным (Бомбардов) и под художественным руководством Мастера Петра Наумовича Фоменко (на сцене не появляется) разложили «Театральный роман» для своей сцены и определили придуманный спектакль как «мистификацию», что вполне бы устроило автора. Булгаковский мрачный юмор, «юмор висельника», расползается по телу спектакля, как «черная лужица вокруг головы». Именно он позволяет авторам инсценировки допускать некоторые вольности по отношению к первоисточнику: комнатка Максудова лишится столь притягательного дивана с торчащей пружиной, а вместо браунинга, спертого у приятеля-энкавэдэшника, герой воспользуется электрическим шнуром с горящей голой лампочкой на конце. В такой дурацкой позе с обмотанным вокруг шеи проводом застигнут его звуки «Фауста» из соседней квартиры, и долгожданный выход Мефистофеля спасет его от неминуемой смерти. «Мефистофель»-Рудольфи (Олег Нирян) появится вовремя и, не снимая с головы бархатного берета, прочтет максудовский роман, потом попросит выбросить всего лишь три слова: Апокалипсис, архангелы и дьявол. Задумавшему свести счеты с жизнью меланхолику из газеты «Гудок» (у Булгакова «Пароходство») придется активно в эту ненавистную жизнь включаться. Запущенное кем-то неведомым бешеное дьявольское колесо судьбы неожиданно примчит его к желтым стенам театра. Именно здесь герой встретит своего Вергилия артиста Бомбардова, который проведет его по всем кругам перевернутого ада, наполненного непонятными словами, звуками и поступками. Именно здесь, потрясенный бессмыслицей и величием театрального кошмара, он скажет слова, перевернувшие его жизнь: «Этот мир мой».
Да, то был мир, в котором мог укрыться сумасшедший, обезумевший от кошмара повседневности с ее будничным непрерывным хамством и обреченной нищетой, с крысами в комнатах и запахом мочи в подъездах, с унизительной работой в «должности» и унизительным жалованьем, с рабской привычкой скрывать хорошее образование и хорошие манеры, с вечной манией преследования, разлившейся потным страхом по ночным простыням… «Этот мир мой» звучит как спасение, как победа надежды над смыслом. Прекрасно играет Максудова Кирилл Пирогов настоящим гордым интеллигентом, загнанным, задушенным торжествующей диктатурой быдла, от которой невозможно спрятаться нигде. Это сломленный человек с непокорившимся жаром таланта, сжигающим его изнутри, требующим выхода. В таком пограничном состоянии он и попадает в объятия Бомбардова, который подарит ему эту возможность второй реальности.
Теория Воплощения
Сцены на Сивцевом Вражке, в гостях у Ивана Васильевича и за кулисами Независимого театра спектакль в спектакле с чудесными многообещающими актерскими зарисовками и даже с отдельными исполнительскими шедеврами. Центр этой части безусловно Иван Васильевич (Максим Литовченко), за которым скрывается сам Константин Сергеевич Станиславский, автор системы своего имени. Восседающий на пухлом диване, закутанный в женскую вязаную кофту и клетчатый плед, Иван Васильевич всплывает из оркестровой ямы, как из преисподней. Все как полагается: пенсне, ухоженные руки с длинными аристократическими пальцами, четко очерченный рот, приглаженные седые волосы, обнажающие высокий величественный лоб парадный портрет, а не человек! Чушь, которая извергается из его безупречных уст, и есть продолжение кафкианского кошмара, так точно диагностируемого Вергилием-Бомбардовым. И чем глубже пытается Максудов вникнуть в смысл произносимого бреда, тем очевиднее становится догадка: этот прекрасный манящий мир мертв. Живые мертвецы собираются на шабаш под вечную прекрасную музыку в белых костюмах, в искусственных соболях и фальшивых драгоценностях, улыбаются друг другу змеиными улыбками и рассаживаются на сцене, как для постановочной фотографии. Они говорят заученные слова, что произносили сотни, тысячи раз до этого, и слышат только то, что хотят услышать. Дыхание ровно, глаза стеклянны, улыбки, жесты, мимика все зафиксировано для вечности. «Сергей Леонтьевич, милости просим! тонким женским голосом почти пропоет создатель Теории Воплощения. Не прикажете ли закусить чего-нибудь?» И в ответ на растерянный взгляд Максудова вспомнит про буфетчика Ермолая Ивановича, который такой «кудесник», что и в самое отчаянное время «весь театр поголовно осетриной спас от голоду!»
Так Никита Сергеевич Михалков обычно общается с потенциальными жертвами по-хозяйски оглядывая собравшуюся рядом высокопоставленную челядь, призывая ее раствориться в атмосфере великодушия и снисходительного умиления. Теория Воплощения, разработанная Иваном Васильевичем, научила артистку Пряхину красиво страдать и звонко щебетать, но лишь немного приблизила ее к образу и подобию живого человека.
Внутренняя пустота, выхолощенность и отвратительная, шибающая в нос лживость, вот то, что объединяет этот «музей мадам Тюссо» с нынешней творческой элитой, распластавшейся пушистым ковром у подножия вертикали. Мир, который наивный Максудов принял за волшебный и чистый, оказался безжизненным и страшным, как искусно подправленное гримером лицо покойника. А Теория Воплощения всего лишь способ выживания, позволяющий избавиться от мук совести и интеллигентской рефлексии.
Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова