В стране интриг и иллюзий
«Театральный роман» Булгакова это театральное искушение. Темы закулисья, внутренних интриг, запутанных производственных процессов захватывают. Зрителям интересно все тайное, а скрытое от глаз тяжелым занавесом недоступно посвященным. Но то, что для публики тайна, для актеров ежедневный быт, порой доходящий до абсурда. Пародировать такое отдельное удовольствие.
Парадоксы театральной магии, неразрывные от прозы театральной кухни, в спектакле «Мастерской П. Фоменко» вышли на первый план. А горькая, автобиографичная драма писателя, тема его непростых отношений с Художественным театром (названным в романе «Независимым») несколько стушевались перед натиском обаятельного гротеска. И хотя повествование, как и в книге, идет на сцене от лица Максудова (alter ego самого Булгакова), то «Театральный роман» в «Мастерской» рассказывается от имени театра. «Основоположники», «середняки», актерская молодежь, администраторы, секретари, управляющие… Многочисленное театральное население, как мозаика из ярких мини-портретиков, сложилось в коллективного героя, ставшего главным. Театр в этом спектакле уверенно отстаивает свою, лицедейскую «правду», зачастую выдавая за нее изысканную ложь. Новичок, не чувствующий всех тонкостей и подводных течений затейливого закулисного существования, обречен быть отверженным.
Кирилл Пирогов в роли Максудова не стал сопротивляться ситуации, подтвердив истину, что театр искусство коллективное, а актер, даже играющий главную роль, не солист, а участник коллективного процесса. Хотя, наверное, если бы Пирогов захотел, мог бы написать свой захватывающий роман об истории этой постановки. Рассказал бы о том, почему из списка литературы, предложенного Петром Наумовичем, выбрал именно эту книгу. Поведал бы об удачном самостоятельном отрывке первой режиссерской пробе. О дальнейших режиссерских мытарствах возможно ли, постоянно находясь в действии, еще и руководить остальными? О том, что привнес в постановку подключившийся на определенном этапе Иван Поповски. Что сделал сам Петр Наумович, взявшийся спасать положение…
А пока мы читаем эту «книгу», глядя на сцену. Видим дрожащее пятно света, пробивающееся сквозь густой мрак, белое облако дыма, слышим таинственную музыку Ильи Саца к «Синей птице»… Наверное, именно так снисходит вдохновение, волнуя предчувствием замысла новой реальности. В редкие минуты одиночества Максудов Пирогова, поглощенный творчеством сочинителя, великолепен. Одухотворенным взглядом следит за миром, рождающимся в его воображении и неведомым образом обретающим самостоятельность. Театр реальный и театр придуманный сливаются воедино. Пленник иллюзий Максудов идеализирует заповедное пространство, куда ему путь заказан. Пытается вникнуть в его законы, и ничего не понимает. Репетиции, интриги, совещания, новые интриги Непреклонные секретарши бдительно берегут симметрию раскола в Художественном театре (действие романа охватывает время ссоры его основателей). У правой кулисы, возле портрета Немировича-Данченко, Поликсена Васильевна Торопецкая (Галина Тюнина) ловкая в делах и суровая с каждым, кто не вовремя попадет под руку. Слева, при Станиславском, властная Августа Менажраки, сочно сыгранная Мадлен Джабраиловой. Щегольская шевелюра непокорных волос, горделивый вид, лукавый прищур вечного пересчета в уме цифр, параграфов, ходов тщательно простроенных интриг… С такой, на всякий случай, лучше держаться поосторожнее.
Кульминация гротескного путешествия Максудова читка пьесы отцу-основателю Ивану Васильевичу (если бы Станиславский, послуживший его прототипом, взглянул на «себя» в исполнении Максима Литовченко, то позабыл бы свое знаменитое «не верю»). Но и эта встреча не просвещает, а все больше запутывает неофита. Роль доброго наставника берет на себя артист Бомбардов (сосредоточенно сыгранный Никитой Тюниным). Именно благодаря ему сцена со старейшинами театра, разбирающими пьесу Максудова, превращается в подобие кукольного балета. Бомбардов многое проясняет новичку, рассеивает наивные иллюзии, ниспровергает авторитеты. Театр жесток к чужаку. Производство, отлаженное до последней шестеренки, отвергает человека творчества. И в финале Максудов уходит в тот же белый дым, увлекаясь новым великим замыслом, проговаривая строки романа о Мастере и Маргарите, не испытывая никаких мук отчаяния из-за несбывшихся театральных надежд.
Спектаклям «Мастерской П. Фоменко» свойственно расти со временем. Наверняка окрепнет и «Театральный роман». Возможно, и в роли Максудова усилится горечь и драматизм личности, не принятой миром, куда он так стремился. Ведь это давняя актерская тема Кирилла Пирогова, пронзительно играющего и Тузенбаха в «Трех сестрах», и Беранже в «Носороге», и Фауста в «Триптихе».
Парадоксы театральной магии, неразрывные от прозы театральной кухни, в спектакле «Мастерской П. Фоменко» вышли на первый план. А горькая, автобиографичная драма писателя, тема его непростых отношений с Художественным театром (названным в романе «Независимым») несколько стушевались перед натиском обаятельного гротеска. И хотя повествование, как и в книге, идет на сцене от лица Максудова (alter ego самого Булгакова), то «Театральный роман» в «Мастерской» рассказывается от имени театра. «Основоположники», «середняки», актерская молодежь, администраторы, секретари, управляющие… Многочисленное театральное население, как мозаика из ярких мини-портретиков, сложилось в коллективного героя, ставшего главным. Театр в этом спектакле уверенно отстаивает свою, лицедейскую «правду», зачастую выдавая за нее изысканную ложь. Новичок, не чувствующий всех тонкостей и подводных течений затейливого закулисного существования, обречен быть отверженным.
Кирилл Пирогов в роли Максудова не стал сопротивляться ситуации, подтвердив истину, что театр искусство коллективное, а актер, даже играющий главную роль, не солист, а участник коллективного процесса. Хотя, наверное, если бы Пирогов захотел, мог бы написать свой захватывающий роман об истории этой постановки. Рассказал бы о том, почему из списка литературы, предложенного Петром Наумовичем, выбрал именно эту книгу. Поведал бы об удачном самостоятельном отрывке первой режиссерской пробе. О дальнейших режиссерских мытарствах возможно ли, постоянно находясь в действии, еще и руководить остальными? О том, что привнес в постановку подключившийся на определенном этапе Иван Поповски. Что сделал сам Петр Наумович, взявшийся спасать положение…
А пока мы читаем эту «книгу», глядя на сцену. Видим дрожащее пятно света, пробивающееся сквозь густой мрак, белое облако дыма, слышим таинственную музыку Ильи Саца к «Синей птице»… Наверное, именно так снисходит вдохновение, волнуя предчувствием замысла новой реальности. В редкие минуты одиночества Максудов Пирогова, поглощенный творчеством сочинителя, великолепен. Одухотворенным взглядом следит за миром, рождающимся в его воображении и неведомым образом обретающим самостоятельность. Театр реальный и театр придуманный сливаются воедино. Пленник иллюзий Максудов идеализирует заповедное пространство, куда ему путь заказан. Пытается вникнуть в его законы, и ничего не понимает. Репетиции, интриги, совещания, новые интриги Непреклонные секретарши бдительно берегут симметрию раскола в Художественном театре (действие романа охватывает время ссоры его основателей). У правой кулисы, возле портрета Немировича-Данченко, Поликсена Васильевна Торопецкая (Галина Тюнина) ловкая в делах и суровая с каждым, кто не вовремя попадет под руку. Слева, при Станиславском, властная Августа Менажраки, сочно сыгранная Мадлен Джабраиловой. Щегольская шевелюра непокорных волос, горделивый вид, лукавый прищур вечного пересчета в уме цифр, параграфов, ходов тщательно простроенных интриг… С такой, на всякий случай, лучше держаться поосторожнее.
Кульминация гротескного путешествия Максудова читка пьесы отцу-основателю Ивану Васильевичу (если бы Станиславский, послуживший его прототипом, взглянул на «себя» в исполнении Максима Литовченко, то позабыл бы свое знаменитое «не верю»). Но и эта встреча не просвещает, а все больше запутывает неофита. Роль доброго наставника берет на себя артист Бомбардов (сосредоточенно сыгранный Никитой Тюниным). Именно благодаря ему сцена со старейшинами театра, разбирающими пьесу Максудова, превращается в подобие кукольного балета. Бомбардов многое проясняет новичку, рассеивает наивные иллюзии, ниспровергает авторитеты. Театр жесток к чужаку. Производство, отлаженное до последней шестеренки, отвергает человека творчества. И в финале Максудов уходит в тот же белый дым, увлекаясь новым великим замыслом, проговаривая строки романа о Мастере и Маргарите, не испытывая никаких мук отчаяния из-за несбывшихся театральных надежд.
Спектаклям «Мастерской П. Фоменко» свойственно расти со временем. Наверняка окрепнет и «Театральный роман». Возможно, и в роли Максудова усилится горечь и драматизм личности, не принятой миром, куда он так стремился. Ведь это давняя актерская тема Кирилла Пирогова, пронзительно играющего и Тузенбаха в «Трех сестрах», и Беранже в «Носороге», и Фауста в «Триптихе».
Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова