Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет Париж
Спектакль «Безумная из Шайо» по пьесе французского новеллиста, драматурга и дипломата Жана Жироду вновь появился в репертуаре театра «Мастерская Петра Фоменко». Это восстановленная версия, результат работы режиссера возобновления Кирилла Пирогова. Премьера «Безумной» состоялась в далеком 2002 году. Тогда спектакль ставил ныне покойный Фоменко, а Пирогов играл в представлении одну из эпизодических ролей.
С тех пор минуло более 10 лет. Ушел из жизни Петр Наумович, частично сменился актерский состав, задействованный в постановке (роль Безумной из Конкорд теперь исполняет Ирина Горбачева, председателя «О. Б. П. Н.» Никита Тюнин, барона Томара Евгений Цыганов, а изыскателя Юрий Буторин), да и представляют теперь «Безумную» на новой сцене на набережной Тараса Шевченко. Но остались базовые, основные штрихи мастера, которые сегодня позволяют нанести на сценический холст новый рисунок по старому, проверенному временем лекалу.
Продолжать чужую работу ох, и нелегкое это дело. Зрители, которые приходят на «Безумную» делятся на две категории: «новички», не видевшие оригинальной версии, и те, кто уже смотрел фоменковскую постановку. Последние куда строже. Они сравнивают, критикуют, разочаровываются или же одобрительно кивают головами, дескать, ловко поймал Пирогов эстафетную Палочку, выпавшую из рук Петра Наумовича.
В свое время «Безумную из Шайо» отметили в трех номинация театральной премии «Золотая Маска»: «Лучшая работа режиссера», «Лучший спектакль в драме. Малая форма» и «Лучшая женская роль. Галина Тюнина».
Тюнина блистает на сцене и сегодня. Хрупкая старушка, с головы до ног укутанная в фиолетовое одеяние, шарфы, горностаевый воротник, который на поверку оказывается кроличьим. В ее руках, украшенных кольцами (одно из них с топазом дама непременно надевает на исповедь, больно уж хорошо сверкает камень под церковным сводом), изысканный старинный зонтик, а в петлице изящный цветок.
Героиня Тюниной, монотонно, нараспев, читающая свои длинные монологи, привлекает внимание вне зависимости от важности отведенных ей мизансцен. Шаркая ногами, осваивая сценическое пространство, которое в первом акте стилизовано под террасу типичного французского кафе с круглыми столиками и большими витринами, почтенная дама, шутя, рассказывает о своей жизни.
Каждый день у Безумной Орели много дел: заштопать юбку красной ниткой, разгладить страусиные перья, посмотреть в оборотную сторону гонга (только в него, ибо зеркало искажает изображение), почитать газету (из года в год одну и ту же во избежание неприятных информационных сюрпризов). Этот нехитрый распорядок у кого-то вызовет усмешку, а вот у потенциального утопленника Пьера неугасимую жажду жизни. Так, непринужденно и незатейливо, доживающая свой век старушка, спасает молодого человека от верной гибели, а потом устраивает его счастье с певуньей-судомойкой Ирмой.
Но главная миссия Безумной еще впереди. Именно ей предстоит избавить Париж от алчных дельцов из «Объединенного Банка Парижских Недр». Его учредители председатель Эмиль Дюраншон, Жан-Ипполит барон Томар, биржевой заяц Жорж Шопен и изыскатель Человек без имени задумали перерыть окрестности в поисках нефти. Все четверо крайне ассоциальны. Они запрещают играть уличным музыкантам, пытаются бросить в Сену несостоявшегося утопленника, называют Безумную Сумасшедшей (хотя подобное определение к ней вряд ли относится) и собираются упечь ее в дом для умалишенных.
Члены «О. Б. П. Н.» типичные представители «сутенеров вещей», которые в великом множестве расплодились в некогда приветливом и улыбчивом Париже. Узнать их легко «в правом глазу подлость, в левом тревога». Именно эти возмутители общественного порядка только и знают, что превращать любую вещь в товар, а потом продавать его втридорога.
И плохо пришлось бы тихому местечку с кофейней Francis на углу какой-то неведомой улицы, если бы не Безумная из Шайо, заручившаяся поддержкой верных подруг Безумной из Пасси, Безумной из Конкорд и Безумной и Сан-Сюльпис. Эти старушки в пестрых нарядах, беседующие с вымышленными возлюбленными, кружащиеся в неистовом танце вокруг кровати Орели, подвешенной к потолку на длинных тросах, ловко обводят вокруг пальца нечистых на руку дельцов, распевая «Песенку о прекрасной полячке».
Спектакль, с его яркими фантастическими образами, пышными дамскими кринолинами, непомерно объемными париками, французской речью и живой музыкой скрипачки и пианиста, создает забытую атмосферу детских сказочных постановок, когда зритель верит на сцене возможно все. Пьесу, написанную Жираду в 1940-х годах, можно соотносить с современными реалиями, благо сходства прототипов и современников присутствует: «сутенеры вещей», аферисты и наивные борцы за справедливость не перевелись и ныне. А можно просто наслаждаться атмосферой уютного Парижа в центре Москвы, притопывая ногой в такт веселой «полячке».
Иногда хорошо забытое старое становится новым. И постановка «Безумной» Пирогова наглядный тому пример.
С тех пор минуло более 10 лет. Ушел из жизни Петр Наумович, частично сменился актерский состав, задействованный в постановке (роль Безумной из Конкорд теперь исполняет Ирина Горбачева, председателя «О. Б. П. Н.» Никита Тюнин, барона Томара Евгений Цыганов, а изыскателя Юрий Буторин), да и представляют теперь «Безумную» на новой сцене на набережной Тараса Шевченко. Но остались базовые, основные штрихи мастера, которые сегодня позволяют нанести на сценический холст новый рисунок по старому, проверенному временем лекалу.
Продолжать чужую работу ох, и нелегкое это дело. Зрители, которые приходят на «Безумную» делятся на две категории: «новички», не видевшие оригинальной версии, и те, кто уже смотрел фоменковскую постановку. Последние куда строже. Они сравнивают, критикуют, разочаровываются или же одобрительно кивают головами, дескать, ловко поймал Пирогов эстафетную Палочку, выпавшую из рук Петра Наумовича.
В свое время «Безумную из Шайо» отметили в трех номинация театральной премии «Золотая Маска»: «Лучшая работа режиссера», «Лучший спектакль в драме. Малая форма» и «Лучшая женская роль. Галина Тюнина».
Тюнина блистает на сцене и сегодня. Хрупкая старушка, с головы до ног укутанная в фиолетовое одеяние, шарфы, горностаевый воротник, который на поверку оказывается кроличьим. В ее руках, украшенных кольцами (одно из них с топазом дама непременно надевает на исповедь, больно уж хорошо сверкает камень под церковным сводом), изысканный старинный зонтик, а в петлице изящный цветок.
Героиня Тюниной, монотонно, нараспев, читающая свои длинные монологи, привлекает внимание вне зависимости от важности отведенных ей мизансцен. Шаркая ногами, осваивая сценическое пространство, которое в первом акте стилизовано под террасу типичного французского кафе с круглыми столиками и большими витринами, почтенная дама, шутя, рассказывает о своей жизни.
Каждый день у Безумной Орели много дел: заштопать юбку красной ниткой, разгладить страусиные перья, посмотреть в оборотную сторону гонга (только в него, ибо зеркало искажает изображение), почитать газету (из года в год одну и ту же во избежание неприятных информационных сюрпризов). Этот нехитрый распорядок у кого-то вызовет усмешку, а вот у потенциального утопленника Пьера неугасимую жажду жизни. Так, непринужденно и незатейливо, доживающая свой век старушка, спасает молодого человека от верной гибели, а потом устраивает его счастье с певуньей-судомойкой Ирмой.
Но главная миссия Безумной еще впереди. Именно ей предстоит избавить Париж от алчных дельцов из «Объединенного Банка Парижских Недр». Его учредители председатель Эмиль Дюраншон, Жан-Ипполит барон Томар, биржевой заяц Жорж Шопен и изыскатель Человек без имени задумали перерыть окрестности в поисках нефти. Все четверо крайне ассоциальны. Они запрещают играть уличным музыкантам, пытаются бросить в Сену несостоявшегося утопленника, называют Безумную Сумасшедшей (хотя подобное определение к ней вряд ли относится) и собираются упечь ее в дом для умалишенных.
Члены «О. Б. П. Н.» типичные представители «сутенеров вещей», которые в великом множестве расплодились в некогда приветливом и улыбчивом Париже. Узнать их легко «в правом глазу подлость, в левом тревога». Именно эти возмутители общественного порядка только и знают, что превращать любую вещь в товар, а потом продавать его втридорога.
И плохо пришлось бы тихому местечку с кофейней Francis на углу какой-то неведомой улицы, если бы не Безумная из Шайо, заручившаяся поддержкой верных подруг Безумной из Пасси, Безумной из Конкорд и Безумной и Сан-Сюльпис. Эти старушки в пестрых нарядах, беседующие с вымышленными возлюбленными, кружащиеся в неистовом танце вокруг кровати Орели, подвешенной к потолку на длинных тросах, ловко обводят вокруг пальца нечистых на руку дельцов, распевая «Песенку о прекрасной полячке».
Спектакль, с его яркими фантастическими образами, пышными дамскими кринолинами, непомерно объемными париками, французской речью и живой музыкой скрипачки и пианиста, создает забытую атмосферу детских сказочных постановок, когда зритель верит на сцене возможно все. Пьесу, написанную Жираду в 1940-х годах, можно соотносить с современными реалиями, благо сходства прототипов и современников присутствует: «сутенеры вещей», аферисты и наивные борцы за справедливость не перевелись и ныне. А можно просто наслаждаться атмосферой уютного Парижа в центре Москвы, притопывая ногой в такт веселой «полячке».
Иногда хорошо забытое старое становится новым. И постановка «Безумной» Пирогова наглядный тому пример.
Алла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова