Любовь, только любовь
Пьеса «Испанцы в Дании» — рискованный выбор, который в данном случае совершенно неожиданно себя оправдал. Имя Мериме на слуху, но кто знает, что он написал еще что-то, кроме новеллы «Кармен», сюжет которой сделал бессмертным Жорж Бизе? Сюжет «Испанцев в Дании» если и был кому-то известен, то почти наверняка оказался благополучно забыт на фоне других, более актуальных драматургических произведений. Действие пьесы разворачивается в период наполеоновских войн — благодаря «Войне и миру» чрезвычайно близкий и навсегда родной нам исторический период. Но что происходило за пределами России и в каких отношения Франция находилась с Испанией и Великобританией, представляется несколько смутно. А ведь на этом строится интрига пьесы. Мы понимаем только, что французы заодно с испанцами, но держатся по отношению к ним весьма настороженно и готовы в любой момент уличить их в заговоре и использовать это как удобный случай для того, чтобы их перестрелять, причем с превеликим удовольствием. К англичанам французы относятся еще более настороженно, но зато как к ним тянутся испанцы, которые мечтают только о том, чтобы поскорее вернуться на свою родину!
Кирилл Пирогов «Испанцами в Дании» последовал традиции, издавна утвердившейся в Мастерской Петра Фоменко: открывать новый или полузабытый драматургический материал.
Зритель следит за развитием сюжета и понимает, что ему и в самом деле интересно не только то, как это будет сыграно, какой еще трюк придумает режиссер-постановщик, но и то, что будет дальше. Однако Пирогов этим не ограничился. Он создал отличное сценическое действие, проникнутое духом XIX века. О, эти прекрасные дамы, внезапно оказывающиеся на острове среди мужчин, изголодавшихся по любви, а потом оказывающиеся еще и шпионками, а потом ради любви отказывающиеся от денег… О, эти мужчины, которые ради благосклонности дамы готовы на любой подвиг и даже совершают его прямо у нас на глазах… О, эти прекрасные интриги, которые вьются буквально из ничего… Но на самом деле всего этого почти наверняка было бы мало для того, чтобы получился хороший спектакль.
Кирилла Пирогова большая часть публики знает как отличного киноактера, дебютировавшего на экране больше двадцати лет назад в фильме Георгия Данелии «Орел и решка», а постоянные зрители Мастерской Петра Фоменко — как одного из корифеев театра. Но до сих пор его режиссерский опыт был ограничен сорежиссурой с самим мастером на спектакле «Театральный роман». Это уникальный опыт, но достаточен ли он для полноценной самостоятельной работы? Оказалось, что да. У Пирогова получился исключительный спектакль, где все как в первый раз. Как будто он вложил в «Испанцев» все, что накопилось в нем за годы работы в театре. Каждая сцена начинена постановочной фантазией и любовью к персонажам. Актеры не живут, а именно играют на сцене, но что больше всего увлекает — мастерство, с каким они это делают. При этом артисты выкладываются ничуть не меньше режиссера, словно этот спектакль — их шанс на что-то, о чем они так давно мечтали. Но и это еще не все.
Режиссер максимально приблизил зрителя к сцене. Кажется, что ближе уже невозможно. И если вдруг смотришь спектакль откуда-то из глубины зала, а тем более с галерки, то что-то не так — ты будто чужой на этом празднике жизни. На показах «Испанцев в Дании» все зрители сидят максимально близко к сцене и почти вовлечены в действие: протяни руку — и окажешься в другой реальности, реальности XIX века. Это решение позволило режиссеру ввести в действие очень много тонких жестов, которые издалека можно и не разглядеть. Издалека они могли бы визуально предстать яркими притягательными пятнами, но не более того. Но в этом спектакле важны детали, их так много. И прежде всего в игре актеров. Не так часто встретишь в репертуарном театре хороший кастинг. Если на первых ролях еще можно увидеть актеров, попадающих в образ не только внутренне, но и внешне, то на ролях второго плана может быть кто угодно. В «Испанцах» кастинг — идеальный. Все на своих местах. Особенно 27-летняя Полина Айрапетова в роли матери двоих очень взрослых детей.
В своей игре она не пытается добавить себе возраста, внешне она остается такой, какая есть, обладающей каким-то всепроникающим эротизмом. Она выглядит ровесницей своей дочери, но при этом наделяет свою героиню деталями, которые позволяют нам уловить тот возрастной диапазон, в котором она сейчас внутренне пребывает: интонация, какие-то почти неуловимые жесты… Феерический выход на сцену совершает Андрей Миххалев в роли громоподобного Шарля Леблана, до того успев появиться на сцене в роли тихого, почти незаметного хозяина гостиницы, а Александр Мичков преображается из слуги Лафлера в лейтенанта английского флота, и ты понимаешь, что актер раздвоился на еще одну роль, лишь из описания спектакля — настолько ты захвачен происходящим на сцене и настолько оказываются убедительны актеры. Денис Аврамов невероятно обаятелен в роли полковника Хуана Диаса. Ему под стать исполнительница роли мадам де Куланж — Мария Большова. Все без исключения преображаются на сцене и творят чудеса актерской игры.
Проспер Мериме заводит своих героев — французов, испанцев и англичан — на уединенный остров. Среди них оказываются мужчина и женщина, которым в самую пору влюбиться. Почти классический сюжет. Но между ними возникает несколько препятствий. Женщина — шпионка; ее брат — воинственный мужлан, который был бы рад убить ее возлюбленного. И через все эти препятствия пробивается любовь, о которой именно так можно было писать, видимо, только в позапрошлом веке. На сцене бушуют страсти, которые и автор, а вслед за ним и режиссер приправляют иронией. Не обходится спектакль без песен и танцев. Они возникают в действии самым естественным образом, хотя у них если и есть какая-то логика, то только эмоциональная — словно бы режиссеру захотелось, чтобы в этот момент все танцевали, и все танцуют. В финале Полина Айрапетова поет, и этому тоже нет какого-то логического объяснения. Но это просто прекрасно. А ты понимаешь, что все-таки Мериме был неплохим автором и слава его «Кармен» вполне заслуженна.
Источник: «Эксперт»
Кирилл Пирогов «Испанцами в Дании» последовал традиции, издавна утвердившейся в Мастерской Петра Фоменко: открывать новый или полузабытый драматургический материал.
Зритель следит за развитием сюжета и понимает, что ему и в самом деле интересно не только то, как это будет сыграно, какой еще трюк придумает режиссер-постановщик, но и то, что будет дальше. Однако Пирогов этим не ограничился. Он создал отличное сценическое действие, проникнутое духом XIX века. О, эти прекрасные дамы, внезапно оказывающиеся на острове среди мужчин, изголодавшихся по любви, а потом оказывающиеся еще и шпионками, а потом ради любви отказывающиеся от денег… О, эти мужчины, которые ради благосклонности дамы готовы на любой подвиг и даже совершают его прямо у нас на глазах… О, эти прекрасные интриги, которые вьются буквально из ничего… Но на самом деле всего этого почти наверняка было бы мало для того, чтобы получился хороший спектакль.
Кирилла Пирогова большая часть публики знает как отличного киноактера, дебютировавшего на экране больше двадцати лет назад в фильме Георгия Данелии «Орел и решка», а постоянные зрители Мастерской Петра Фоменко — как одного из корифеев театра. Но до сих пор его режиссерский опыт был ограничен сорежиссурой с самим мастером на спектакле «Театральный роман». Это уникальный опыт, но достаточен ли он для полноценной самостоятельной работы? Оказалось, что да. У Пирогова получился исключительный спектакль, где все как в первый раз. Как будто он вложил в «Испанцев» все, что накопилось в нем за годы работы в театре. Каждая сцена начинена постановочной фантазией и любовью к персонажам. Актеры не живут, а именно играют на сцене, но что больше всего увлекает — мастерство, с каким они это делают. При этом артисты выкладываются ничуть не меньше режиссера, словно этот спектакль — их шанс на что-то, о чем они так давно мечтали. Но и это еще не все.
Режиссер максимально приблизил зрителя к сцене. Кажется, что ближе уже невозможно. И если вдруг смотришь спектакль откуда-то из глубины зала, а тем более с галерки, то что-то не так — ты будто чужой на этом празднике жизни. На показах «Испанцев в Дании» все зрители сидят максимально близко к сцене и почти вовлечены в действие: протяни руку — и окажешься в другой реальности, реальности XIX века. Это решение позволило режиссеру ввести в действие очень много тонких жестов, которые издалека можно и не разглядеть. Издалека они могли бы визуально предстать яркими притягательными пятнами, но не более того. Но в этом спектакле важны детали, их так много. И прежде всего в игре актеров. Не так часто встретишь в репертуарном театре хороший кастинг. Если на первых ролях еще можно увидеть актеров, попадающих в образ не только внутренне, но и внешне, то на ролях второго плана может быть кто угодно. В «Испанцах» кастинг — идеальный. Все на своих местах. Особенно 27-летняя Полина Айрапетова в роли матери двоих очень взрослых детей.
В своей игре она не пытается добавить себе возраста, внешне она остается такой, какая есть, обладающей каким-то всепроникающим эротизмом. Она выглядит ровесницей своей дочери, но при этом наделяет свою героиню деталями, которые позволяют нам уловить тот возрастной диапазон, в котором она сейчас внутренне пребывает: интонация, какие-то почти неуловимые жесты… Феерический выход на сцену совершает Андрей Миххалев в роли громоподобного Шарля Леблана, до того успев появиться на сцене в роли тихого, почти незаметного хозяина гостиницы, а Александр Мичков преображается из слуги Лафлера в лейтенанта английского флота, и ты понимаешь, что актер раздвоился на еще одну роль, лишь из описания спектакля — настолько ты захвачен происходящим на сцене и настолько оказываются убедительны актеры. Денис Аврамов невероятно обаятелен в роли полковника Хуана Диаса. Ему под стать исполнительница роли мадам де Куланж — Мария Большова. Все без исключения преображаются на сцене и творят чудеса актерской игры.
Проспер Мериме заводит своих героев — французов, испанцев и англичан — на уединенный остров. Среди них оказываются мужчина и женщина, которым в самую пору влюбиться. Почти классический сюжет. Но между ними возникает несколько препятствий. Женщина — шпионка; ее брат — воинственный мужлан, который был бы рад убить ее возлюбленного. И через все эти препятствия пробивается любовь, о которой именно так можно было писать, видимо, только в позапрошлом веке. На сцене бушуют страсти, которые и автор, а вслед за ним и режиссер приправляют иронией. Не обходится спектакль без песен и танцев. Они возникают в действии самым естественным образом, хотя у них если и есть какая-то логика, то только эмоциональная — словно бы режиссеру захотелось, чтобы в этот момент все танцевали, и все танцуют. В финале Полина Айрапетова поет, и этому тоже нет какого-то логического объяснения. Но это просто прекрасно. А ты понимаешь, что все-таки Мериме был неплохим автором и слава его «Кармен» вполне заслуженна.
Источник: «Эксперт»
Вячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова