Игра в театр
В новом помещении «Мастерская Фоменко» играет по-старому
В последнее время новые труппы в Москве плодятся со скоростью, заставляющей вспомнить о кроликах. Популярные артисты (Табаков, Калягин, Джигарханян) обзавелись театрами имени себя; личности не столь именитые делят столичную географию или изощряются в придумывании оригинальных названий: Театр эмоциональной драмы, Театр Луны, «Сопричастность», «Глас», «Вишневый сад», «Параджановское фойе», «Мир искусства», «Весь мир», «Русский дом», «Фест», «МОСТ», «МЕЛ», «АпАРТе», «Драм-антре»
Однако девять из каждого десятка этих заведений с точки зрения театрального искусства являются несуществующими: за годы работы они не произвели ни одной не то чтобы достойной внимания, но попросту пристойной постановки. Критиков на их премьеры и фуршетом не заманишь, а те, кого повышенное чувство профессионального долга заставляет-таки принять приглашение, после с ужасом говорят коллегам: «Больше никогда в жизни!» Публика, правда, ходит, поскольку она давно уже разошлась с критикой; но велика ли цена аншлагов, если билеты стоят где тридцать, а где и пятнадцать рублей: дешевле, чем в кино. Естественно, без бюджетных ассигнований дело не обходится. А мы еще плачем, что власти не дают денег на культуру!
Главное же, большинство этих трупп сумело раздобыть себе помещения. А вот театр «Мастерская Фоменко» до недавних пор своего дома не имел — ситуация тем более парадоксальная, что именно «фоменки» своим успехом как бы оправдывали существование всех прочих, доказывая: новые театры надо открывать обязательно. Пусть расцветают все цветы: авось какой-нибудь один порадует своей красотой и свежестью.
На новом месте
Когда «Мастерская Фоменко» наконец-то получила свой дом — крохотный кинотеатр «Киев» в сталинском доме на Кутузовском проспекте, поклонники молодого театра затаили дыханье в ожидании чего-нибудь «эдакого». Разочарование принесла уже афиша — пьесу Горького «Варвары» поставил не сам «мастер», а «подмастерье» Евгений Каменькович.
Перед премьерой постановщик говорил, что пьеса вновь стала своевременной и публика сразу поймет, про что это. Теоретически оно верно: Горький писал о пришествии капитализма в Россию, сейчас эта история повторяется; но на практике аналогия не срабатывает. Спектакль поставлен строго по тексту, а вот кто у нас нынче выступает в роли «варваров», с чем и зачем пришли они в «избяную», «деревянную» Русь, с начала века (получается) ничуть не изменившуюся, как нам относиться к разыгрываемой драме и как относится к ней сам постановщик, остается решительно непонятным. Вся актуализация сводится к тому, что приезжие из столицы одеты в черную кожу; это, конечно, должно говорить об их «современности», но какого сорта? Еще более невнятна вторая костюмная «метафора»: к финалу дамы одна за другой переодеваются в платья цвета зари. Кто-то из рецензентов робко предположил, что, может, всех их надлежит считать коллективной жертвой общемужского «варварства»; идея, конечно, увлекательная, однако ни с чем, кроме экипировки, не связанная и порожденная, похоже, единственно лишь благожелательным намерением найти в постановке хоть какой-то смысл. Ибо других нету.
Взамен зрителю предлагаются обстоятельность и скука. Вялотекущее действие, продолжающееся три с половиной часа, тонет в бытовых подробностях типа постоянного выпивания и закусывания или раскладывания пасьянса, которые отыгрываются старательно и порой забавно. Вообще «фоменки», как всегда, органичны и милы, но ничего сколько-нибудь свежего, неожиданного в их игре нет. Напротив, все более чем привычно, все знакомо до мелочей. Все тот же набор своеобразных интонаций звучит в высоких ломких голосах двойняшек Кутеповых, по-прежнему зеркально похожих, хотя здесь они играют не близнецов и не маму с дочкой, но совершенно разных женщин; ни один новый жест не поколебал тонкого изящества Галины Тюниной, до автоматизма отработано юношеское обаяние Кирилла Пирогова, как всегда элегантно язвителен Карэн Бадалов и так далее по списку. А хуже всего то, что артисты не справляются с изображением сильных эмоций и сложных психологических поворотов, которых требует драма Горького. Этот недостаток особенно очевиден в крохотном зале, отменяющем дистанцию между сценой и зрителем, так что до актерского «холодного носа» можно буквально дотронуться рукой.
Ностальгический вздох
Мы полюбили «фоменок», еще когда они учились в ГИТИСе, причем делать скидки на нежный возраст отнюдь не приходилось: уже на втором-третьем курсе студенты демонстрировали не только естественное обаяние молодости и счастливый азарт игры, но уверенное мастерство, которому могли бы позавидовать и опытные профессионалы. Восторженную реакцию Москвы подтвердили зарубежные авторитеты: «Владимир III степени» (постановка Сергея Женовача) заслужил главный приз Международного фестиваля студенческих спектаклей, а дипломная работа мастерской, «Волки и овцы» (постановка Петра Фоменко), получила Гран-при уже на «взрослом» фестивале в Торуни (Польша).
Понятно, что «фоменки» не захотели расставаться и в 1993 году перешли на положение театра, сохранив студенческое название «Мастерская Фоменко». И хотя первые его спектакли, поставленные «подмастерьем» Евгением Каменьковичем — «Как важно быть серьезным» и «Двенадцатая ночь», — не стали крупными театральными событиями, в них сохранялись «фирменные» свойства коллектива: блистательная легкость, заразительный азарт игры, неотразимая элегантность, артистизм и победительная сила молодых, нерастраченных дарований. Все это увлекало тем сильней, что общий фон выглядел уныло.
Дорога в никуда
Поиски новой манеры ознаменовались у «фоменок» спектаклем «Таня-Таня» по пьесе студентки Литинститута Оли Мухиной: эдакая «детская», наивно-претенциозная игра в постмодернизм, начатая выпускником мастерской Андреем Приходько и законченная Мастером; слишком много претерпевший от разных запретителей, он не стал закрывать работу ученика, но больше таких экспериментов на своей сцене не допускал. Следом появился добросовестный «Месяц в деревне» Сергея Женовача, впервые потребовавший от артистов подлинного драматизма, умения «переживать», изображать сложные, переломные состояния и впервые обнаруживший те недостатки, которые теперь так отчетливо выявились в «Варварах». Затем, в «Чичикове», которого поставил сам Петр Наумович, «фоменки» заговорили вдруг языком проповеди, пусть разбавленной юмором и всегдашней театральностью. Но если игра в театр была по обыкновению хороша, то проповеднический пафос вышел, увы, неубедительным. Засим наступила пауза, оправдываемая ремонтом полученного наконец помещения и вообще нехваткой денег. Но за материальными причинами явственно проступала растерянность: что делать, куда плыть?
Скорбное бесчувствие
Отсутствие драматической напряженности и идейного накала характерно для всего современного искусства, отдавшего на откуп масскульту и высокий пафос, и мужественную героику, и вечную любовь, а себе оставившего умные, изощренные, «элитарные» культурные игры, по большей части сугубо ироничные, но иногда проникнутые «скорбным бесчувствием». Можно искать объяснений в теории эстетики, как то делает Михаил Ямпольский (см. статью «Безразличие как принцип существования», «Эксперт» № 48 за 1999 год), а можно просто сказать, что все мысли и страсти себя исчерпали. Как бы то ни было, театру сложнее прочих избавиться от живой эмоциональности, ибо он занимает промежуточное положение. Будучи искусством по определению немассовым (поскольку не тиражируем), он, однако, не может гордо сказать зрителям: «Подите прочь! Какое дело » К тому же материалом здесь является живой человек, актер, которым нельзя играть, как словами или художественными объектами: напротив, он сам хочет играть; при этом театральный репертуар непредставим без классики, и если интерпретаторы не хотят (а «фоменки» не хотят) ее травестировать, то должны «проживать».
Есть, правда, третий вариант: представлять комедию, которая отлично может обойтись веселым азартом игры, стихией легкомысленного лицедейства в лучшем смысле этого слова. Что «фоменки» и делали в первых своих спектаклях; за что мы их и любили. Но театр, как любой живой организм, должен развиваться. И если наши любимцы остановились в развитии, это не вина их, а беда. Общая беда сегодняшнего искусства, оцепенело уставившегося в пустоту бесчувствия.
Виды на будущее
А тем временем по театральной Москве, мгновенно замечающей все достойное внимания, расползается слух: в ГИТИСе дают та-акую «Аркадию»! Постановка пьесы Тома Стоппарда, в прошлом году осуществленная Евгением Каменьковичем на втором курсе мастерской Фоменко, имеет скромное обозначение «текстовый тренинг», но на самом деле это полноценный спектакль с отличными актерскими работами, которые поражают зрелым мастерством. Одно плохо: в нем не увидишь любви, которую сам Стоппард считает главным содержанием своей пьесы. Очень хотелось бы списать эту недостачу на юные лета исполнителей, однако судьба старших «фоменок» мешает предаться упованьям. В том-то и проблема, что за ранним мастерством отнюдь не следует быстрое созревание чувств; в том и драма, что сегодня искусство очень много знает и умеет, но очень мало может.
Однако девять из каждого десятка этих заведений с точки зрения театрального искусства являются несуществующими: за годы работы они не произвели ни одной не то чтобы достойной внимания, но попросту пристойной постановки. Критиков на их премьеры и фуршетом не заманишь, а те, кого повышенное чувство профессионального долга заставляет-таки принять приглашение, после с ужасом говорят коллегам: «Больше никогда в жизни!» Публика, правда, ходит, поскольку она давно уже разошлась с критикой; но велика ли цена аншлагов, если билеты стоят где тридцать, а где и пятнадцать рублей: дешевле, чем в кино. Естественно, без бюджетных ассигнований дело не обходится. А мы еще плачем, что власти не дают денег на культуру!
Главное же, большинство этих трупп сумело раздобыть себе помещения. А вот театр «Мастерская Фоменко» до недавних пор своего дома не имел — ситуация тем более парадоксальная, что именно «фоменки» своим успехом как бы оправдывали существование всех прочих, доказывая: новые театры надо открывать обязательно. Пусть расцветают все цветы: авось какой-нибудь один порадует своей красотой и свежестью.
На новом месте
Когда «Мастерская Фоменко» наконец-то получила свой дом — крохотный кинотеатр «Киев» в сталинском доме на Кутузовском проспекте, поклонники молодого театра затаили дыханье в ожидании чего-нибудь «эдакого». Разочарование принесла уже афиша — пьесу Горького «Варвары» поставил не сам «мастер», а «подмастерье» Евгений Каменькович.
Перед премьерой постановщик говорил, что пьеса вновь стала своевременной и публика сразу поймет, про что это. Теоретически оно верно: Горький писал о пришествии капитализма в Россию, сейчас эта история повторяется; но на практике аналогия не срабатывает. Спектакль поставлен строго по тексту, а вот кто у нас нынче выступает в роли «варваров», с чем и зачем пришли они в «избяную», «деревянную» Русь, с начала века (получается) ничуть не изменившуюся, как нам относиться к разыгрываемой драме и как относится к ней сам постановщик, остается решительно непонятным. Вся актуализация сводится к тому, что приезжие из столицы одеты в черную кожу; это, конечно, должно говорить об их «современности», но какого сорта? Еще более невнятна вторая костюмная «метафора»: к финалу дамы одна за другой переодеваются в платья цвета зари. Кто-то из рецензентов робко предположил, что, может, всех их надлежит считать коллективной жертвой общемужского «варварства»; идея, конечно, увлекательная, однако ни с чем, кроме экипировки, не связанная и порожденная, похоже, единственно лишь благожелательным намерением найти в постановке хоть какой-то смысл. Ибо других нету.
Взамен зрителю предлагаются обстоятельность и скука. Вялотекущее действие, продолжающееся три с половиной часа, тонет в бытовых подробностях типа постоянного выпивания и закусывания или раскладывания пасьянса, которые отыгрываются старательно и порой забавно. Вообще «фоменки», как всегда, органичны и милы, но ничего сколько-нибудь свежего, неожиданного в их игре нет. Напротив, все более чем привычно, все знакомо до мелочей. Все тот же набор своеобразных интонаций звучит в высоких ломких голосах двойняшек Кутеповых, по-прежнему зеркально похожих, хотя здесь они играют не близнецов и не маму с дочкой, но совершенно разных женщин; ни один новый жест не поколебал тонкого изящества Галины Тюниной, до автоматизма отработано юношеское обаяние Кирилла Пирогова, как всегда элегантно язвителен Карэн Бадалов и так далее по списку. А хуже всего то, что артисты не справляются с изображением сильных эмоций и сложных психологических поворотов, которых требует драма Горького. Этот недостаток особенно очевиден в крохотном зале, отменяющем дистанцию между сценой и зрителем, так что до актерского «холодного носа» можно буквально дотронуться рукой.
Ностальгический вздох
Мы полюбили «фоменок», еще когда они учились в ГИТИСе, причем делать скидки на нежный возраст отнюдь не приходилось: уже на втором-третьем курсе студенты демонстрировали не только естественное обаяние молодости и счастливый азарт игры, но уверенное мастерство, которому могли бы позавидовать и опытные профессионалы. Восторженную реакцию Москвы подтвердили зарубежные авторитеты: «Владимир III степени» (постановка Сергея Женовача) заслужил главный приз Международного фестиваля студенческих спектаклей, а дипломная работа мастерской, «Волки и овцы» (постановка Петра Фоменко), получила Гран-при уже на «взрослом» фестивале в Торуни (Польша).
Понятно, что «фоменки» не захотели расставаться и в 1993 году перешли на положение театра, сохранив студенческое название «Мастерская Фоменко». И хотя первые его спектакли, поставленные «подмастерьем» Евгением Каменьковичем — «Как важно быть серьезным» и «Двенадцатая ночь», — не стали крупными театральными событиями, в них сохранялись «фирменные» свойства коллектива: блистательная легкость, заразительный азарт игры, неотразимая элегантность, артистизм и победительная сила молодых, нерастраченных дарований. Все это увлекало тем сильней, что общий фон выглядел уныло.
Дорога в никуда
Поиски новой манеры ознаменовались у «фоменок» спектаклем «Таня-Таня» по пьесе студентки Литинститута Оли Мухиной: эдакая «детская», наивно-претенциозная игра в постмодернизм, начатая выпускником мастерской Андреем Приходько и законченная Мастером; слишком много претерпевший от разных запретителей, он не стал закрывать работу ученика, но больше таких экспериментов на своей сцене не допускал. Следом появился добросовестный «Месяц в деревне» Сергея Женовача, впервые потребовавший от артистов подлинного драматизма, умения «переживать», изображать сложные, переломные состояния и впервые обнаруживший те недостатки, которые теперь так отчетливо выявились в «Варварах». Затем, в «Чичикове», которого поставил сам Петр Наумович, «фоменки» заговорили вдруг языком проповеди, пусть разбавленной юмором и всегдашней театральностью. Но если игра в театр была по обыкновению хороша, то проповеднический пафос вышел, увы, неубедительным. Засим наступила пауза, оправдываемая ремонтом полученного наконец помещения и вообще нехваткой денег. Но за материальными причинами явственно проступала растерянность: что делать, куда плыть?
Скорбное бесчувствие
Отсутствие драматической напряженности и идейного накала характерно для всего современного искусства, отдавшего на откуп масскульту и высокий пафос, и мужественную героику, и вечную любовь, а себе оставившего умные, изощренные, «элитарные» культурные игры, по большей части сугубо ироничные, но иногда проникнутые «скорбным бесчувствием». Можно искать объяснений в теории эстетики, как то делает Михаил Ямпольский (см. статью «Безразличие как принцип существования», «Эксперт» № 48 за 1999 год), а можно просто сказать, что все мысли и страсти себя исчерпали. Как бы то ни было, театру сложнее прочих избавиться от живой эмоциональности, ибо он занимает промежуточное положение. Будучи искусством по определению немассовым (поскольку не тиражируем), он, однако, не может гордо сказать зрителям: «Подите прочь! Какое дело » К тому же материалом здесь является живой человек, актер, которым нельзя играть, как словами или художественными объектами: напротив, он сам хочет играть; при этом театральный репертуар непредставим без классики, и если интерпретаторы не хотят (а «фоменки» не хотят) ее травестировать, то должны «проживать».
Есть, правда, третий вариант: представлять комедию, которая отлично может обойтись веселым азартом игры, стихией легкомысленного лицедейства в лучшем смысле этого слова. Что «фоменки» и делали в первых своих спектаклях; за что мы их и любили. Но театр, как любой живой организм, должен развиваться. И если наши любимцы остановились в развитии, это не вина их, а беда. Общая беда сегодняшнего искусства, оцепенело уставившегося в пустоту бесчувствия.
Виды на будущее
А тем временем по театральной Москве, мгновенно замечающей все достойное внимания, расползается слух: в ГИТИСе дают та-акую «Аркадию»! Постановка пьесы Тома Стоппарда, в прошлом году осуществленная Евгением Каменьковичем на втором курсе мастерской Фоменко, имеет скромное обозначение «текстовый тренинг», но на самом деле это полноценный спектакль с отличными актерскими работами, которые поражают зрелым мастерством. Одно плохо: в нем не увидишь любви, которую сам Стоппард считает главным содержанием своей пьесы. Очень хотелось бы списать эту недостачу на юные лета исполнителей, однако судьба старших «фоменок» мешает предаться упованьям. В том-то и проблема, что за ранним мастерством отнюдь не следует быстрое созревание чувств; в том и драма, что сегодня искусство очень много знает и умеет, но очень мало может.
Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова