Российская риторика
Сегодняшние горьковские постановки как будто сознательно уходят от конкретных ответов, которые раньше звучали слишком определенно, ныне они предпочитают задавать вопросы, на которые каждый вправе дать свой ответ.
«Дачники» и «Варвары» в «Мастерской П. Фоменко»
Волна перестроечного азарта как будто смела Горького с «корабля современности». Горький «вернулся» в середине 90-х. В сезон 1994/95 гг. в Москве премьеры прошли сразу в четырех театрах: «Дачники» (под другим названием «Трагикомические сцены из дачной жизни») в Театре им. К. С. Станиславского, «Варвары» в Театре им. Евг. Вахтангова, «Последние» в Театре п/р О. Табакова, «Враги» в «Содружестве актеров Таганки». Особенно в первых двух было отчетливо ощутимо влияние чеховской стилистики. Не прямая стилизация Горького под Чехова, а попытка полнее передать общность мотивов, характеров, настроений. На первый план вышел Горький лирик, психолог, исследователь человеческих душ.
В последние годы к пьесам Горького стали чаще обращаться молодые. В театре «Мастерская П. Фоменко» с небольшим временным отрывом были поставлены «Дачники» и «Варвары». «Дачников» в режиссуре Вениамина Скальника играли тогда еще учащиеся студии, некоторые из них сегодня вошли в труппу театра и стали участниками второго горьковского спектакля, поставленного Евгением Каменьковичем. И если в сценических версиях этих пьес середины 90-х у режиссеров старшего поколения Виталия Ланского и Аркадия Каца наряду с прочим звучал и социальный аспект тема внутренней эмиграции интеллигенции в переломную эпоху, то в последних постановках акцент окончательно сместился в сторону сугубо личных взаимоотношений героев. Заметно изменился и жанр спектаклей.
В «Дачниках» подсказка словно была взята из самого текста: «печальный водевиль». Музыка и смех звучали в спектакле гораздо больше, чем обычно. Взгляд на происходящее стал чуть остраненно ироничным, но одновременно заинтересованным и внимательным. Ведь молодые не перечитывали пьесу заново, а просто читали ее вновь. Потому новизна их взгляда выглядела так органично и естественно. Хотя простота иногда переходила в упрощенность. Такого Горького узнать не всегда легко, но узнавать весьма интересно. В нем больше контрастных сочетаний острого драматизма и почти фарсовой гротескности. А решение отдельных сцен столь неожиданно и непривычно, что порой ставит в тупик, но чаще поражает емкостью и точностью попадания. В «Дачниках» к тому же многие акценты сместились не только благодаря абсолютно свободному взгляду исполнителей на пьесу, но и в силу их юного возраста.
Откровенно комичен юный, забавно суетливый Басов (М. Крылов), в нем еще нет того устало равнодушного, циничного шутовства, которое обычно игралось исполнителями старшего поколения. И Варвара Михайловна (Н. Благих) строга и серьезна, но нет в ней традиционной деловитой принципиальности, а просто боль обманувшейся женщины, создавшей себе кумира и страстно желавшей увидеть то, что нет в реальности, а потому не сразу прозревшей и понявшей, что именно Шалимов (А. Горячев) циничен, груб и озлоблен. Он понимает, что потерял своего читателя, но это не вызывает у него той горечи, которая была, к примеру, в Шалимове Кореневе (в спектакле Театра им. К. С. Станиславского), более близком к Тригорину, с его неудовлетворенностью жизнью и собственным творчеством. Шалимов Горячев зол скорее оттого, что потерял славу, успех, а в это дачное место он приехал отдохнуть, расслабиться. Но у него вдруг наворачиваются на глазах слезы, когда трогательно наивная, смешная Калерия (О. Левитина) хвалит его рассказы. В этой юной поэтессе нет ничего отрешенно декадентского, она мила и немного жалковата в своем суетливом стремлении привлечь к себе внимание. Даже колкости Власа (А. Щенников) по отношению к ней она с надеждой принимает за признаки неравнодушия. Влас же открыт, оптимистичен, но отнюдь не задиристо агрессивен. Его шутки лишены привычного «социального подтекста», а все его действия направлены на завоевание предмета его страстной любви строгой, «застегнутой на все пуговицы» Марьи Львовны (А. Немоляева), этой любви болезненно страшащейся и страдающей из-за своей нерешительности.
У каждого из героев свои личные проблемы, которыми хочется поделиться, чтобы облегчить душу, или же просто убежать, спрятаться от них. Это и мелкие семейные неурядицы нелепого, нервно заикающегося Дудакова (П. Руттас) и его жены суетливой болтушки Ольги (Н. Домерецкая) и давняя вражда Суслова (П. Сборщиков) и Юлии (Г. Кашковская). Суслова как теоретика «обывательской философии» изначально воспринимали со знаком минус, в последние годы в его речах стали находить искренность и правоту. В спектакле «фоменок» несмотря на то, что спор с ним доходит едва ли не до драки, скандал достаточно быстро стихает. К тому же скандал тоже одна из форм общения. А ведь эти люди собираются вместе, читают под музыку стихи, поют по-итальянски, разыгрывая южные страсти, лихо пляшут и веселятся в меру сил, чтобы заглушить свои печали и тревоги, которые живут в них подспудно. И если раньше финал «Дачников» чаще всего был полон оптимистического пафоса общественной борьбы, то сегодня это скорее общий нервный срыв, которым неожиданно завершается «водевильное» веселье. Но жизнь продолжается, а потому горьковским героям, как и чеховским, «надо жить».
Преемственность чеховских настроений, открываемая в горьковских пьесах, попытка глубже вникнуть в характеры, лишенные четких и заранее определенных социальных ориентиров, меняют структуру постановок, а стремление к подробному, детальному прочтению их протяженность. Продолжительность обоих спектаклей «Мастерской П. Фоменко» около четырех часов. Но если, несмотря на это, в «Дачниках» есть единый твердый стержень, обеспечивающий целостность постановки, которая смотрится легко и динамично, то «Варвары», словно рассыпающиеся на отдельные эпизоды, выглядят порой затянутыми и тяжеловесными. Постановочная нечеткость приводит к сбою ритма и монотонности, отдельные эпизоды «провисают» и кажутся необязательными. Создается ощущение, что режиссер больше сосредоточен на подробной разработке отдельных характеров, нежели на создании целого. Потому в спектакле преимущественно обращают на себя внимание отдельные актерские работы.
Непривычная Надежда Монахова (Г. Тюнина) не жаждущая бурных страстей роскошная уездная красавица, а внешне сдержанная, искренняя и непосредственная женщина, равнодушная к успеху у поклонников, но открытая, откровенная в своих чувствах и совершенно неприемлющая предательства и обмана. Черкун (С. Тарамаев) резкий и грубый циник, задавшийся целью мстить людям за былые унижения. В то же время в нем нет агрессии завоевателя (какая была у недавнего вахтанговского Черкуна Суханова), не похож он и на жалкого плебея, откровенно унижающего других ради собственного возвышения, В нем вообще нет какой бы то ни было поступательной энергии ни разрушительной, ни созидательной. Остается заключить, что главное его состояние и главное оружие равнодушие. Пожалуй, единственная живая реакция возникает у Черкуна в разговоре с Лидией Павловной, проявившей к его комплексам и потенциальным возможностям искренний интерес.
То, что Лидию играет Ксения Кутепова, а жену Черкуна Анну Полина Кутепова, наверное, уже само по себе можно воспринимать как постановочное решение, к финалу их внешнее сходство усиливается еще и почти одинаковыми костюмами. Но когда в итоге практически все героини спектакля оказываются одетыми в платья из одной красной ткани, первоначальная версия утрачивает смысл, да и разгадка режиссерского знака становится затруднительной. Что означает это всеобщее приобщение к любимому цвету Надежды Монаховой? То ли, что у всех этих женщин одинаковая судьба, то ли, что сами они одинаковы. У Лидии и Анны внешнее сходство действительно постепенно не только дополняется внутренним, но в конечном счете они как бы меняются местами: поначалу строгая, уверенная в себе Лидия утрачивает душевный покой и выдержку, а внешне веселая, но жестоко униженная в своей любви Анна ценой страданий обретает внутреннюю силу и достоинство. Однако в чем их сходство с любопытной кокеткой Марьей Ивановной (П. Агуреева) или суматошной, откровенно глуповатой болтушкой Пелагеей Ивановной (О. Левитина), агрессивно задиристой Катей (М. Джабраилова) или энергичной, добродушной Татьяной Николаевной (Л. Аринина)? Объединяет их разве что скука, царящая в небольшом городке, слегка скрашиваемая редкими зваными вечерами, да неоправдавшиеся надежды на приезжих из столицы. Действие спектакля предваряется долгим проходом вдоль площадки вглядывающихся в даль «местных обывателей», вооружившихся биноклями в ожидании гостей.
Гости же, экипированные в черную кожу и напоминающие, говоря современным языком, «крутых новых русских», вносят в жизнь города не разнообразие, но разрушение, никаких особых усилий к тому не прилагая. Цыганов (Р. Юскаев) даже свои иронические колкости произносит вяло, неохотно, и за Надеждой ухаживает как-то неловко, бесцветно. Степан Лукин (К. Пирогов), лихо убеждающий Катю покинуть отчий дом, тоже никому зла не желает. Здесь никто ни с кем в открытую не воюет и никто никого не завоевывает. Однако погибшая Надежда и спившийся добродушный, безвольный толстяк Гриша (Ю. Степанов), убитый горем Монахов (А. Казаков), раздавленный, утративший былой гонор и самоуверенность Редозубов (Т. Рахимов), окончательно выбитый из колеи Доктор (К. Бадалов) и обиженный Павлин Савельевич (О. Любимов) это то, что приезжие оставляют после себя в так нетерпеливо ожидавшем их городе. Но, возможно, обыватели сами оказались слишком доверчивыми и готовыми к тому, чтобы их завоевали. Поскольку конфликт в спектакле выстроен недостаточно точно и многие персонажи существуют как бы отдельно, сами по себе, то и ответ на вопрос «кто виноват?» затруднителен. Впрочем, вопрос этот в России почти всегда остается риторическим.
«Дачники» и «Варвары» в «Мастерской П. Фоменко»
Волна перестроечного азарта как будто смела Горького с «корабля современности». Горький «вернулся» в середине 90-х. В сезон 1994/95 гг. в Москве премьеры прошли сразу в четырех театрах: «Дачники» (под другим названием «Трагикомические сцены из дачной жизни») в Театре им. К. С. Станиславского, «Варвары» в Театре им. Евг. Вахтангова, «Последние» в Театре п/р О. Табакова, «Враги» в «Содружестве актеров Таганки». Особенно в первых двух было отчетливо ощутимо влияние чеховской стилистики. Не прямая стилизация Горького под Чехова, а попытка полнее передать общность мотивов, характеров, настроений. На первый план вышел Горький лирик, психолог, исследователь человеческих душ.
В последние годы к пьесам Горького стали чаще обращаться молодые. В театре «Мастерская П. Фоменко» с небольшим временным отрывом были поставлены «Дачники» и «Варвары». «Дачников» в режиссуре Вениамина Скальника играли тогда еще учащиеся студии, некоторые из них сегодня вошли в труппу театра и стали участниками второго горьковского спектакля, поставленного Евгением Каменьковичем. И если в сценических версиях этих пьес середины 90-х у режиссеров старшего поколения Виталия Ланского и Аркадия Каца наряду с прочим звучал и социальный аспект тема внутренней эмиграции интеллигенции в переломную эпоху, то в последних постановках акцент окончательно сместился в сторону сугубо личных взаимоотношений героев. Заметно изменился и жанр спектаклей.
В «Дачниках» подсказка словно была взята из самого текста: «печальный водевиль». Музыка и смех звучали в спектакле гораздо больше, чем обычно. Взгляд на происходящее стал чуть остраненно ироничным, но одновременно заинтересованным и внимательным. Ведь молодые не перечитывали пьесу заново, а просто читали ее вновь. Потому новизна их взгляда выглядела так органично и естественно. Хотя простота иногда переходила в упрощенность. Такого Горького узнать не всегда легко, но узнавать весьма интересно. В нем больше контрастных сочетаний острого драматизма и почти фарсовой гротескности. А решение отдельных сцен столь неожиданно и непривычно, что порой ставит в тупик, но чаще поражает емкостью и точностью попадания. В «Дачниках» к тому же многие акценты сместились не только благодаря абсолютно свободному взгляду исполнителей на пьесу, но и в силу их юного возраста.
Откровенно комичен юный, забавно суетливый Басов (М. Крылов), в нем еще нет того устало равнодушного, циничного шутовства, которое обычно игралось исполнителями старшего поколения. И Варвара Михайловна (Н. Благих) строга и серьезна, но нет в ней традиционной деловитой принципиальности, а просто боль обманувшейся женщины, создавшей себе кумира и страстно желавшей увидеть то, что нет в реальности, а потому не сразу прозревшей и понявшей, что именно Шалимов (А. Горячев) циничен, груб и озлоблен. Он понимает, что потерял своего читателя, но это не вызывает у него той горечи, которая была, к примеру, в Шалимове Кореневе (в спектакле Театра им. К. С. Станиславского), более близком к Тригорину, с его неудовлетворенностью жизнью и собственным творчеством. Шалимов Горячев зол скорее оттого, что потерял славу, успех, а в это дачное место он приехал отдохнуть, расслабиться. Но у него вдруг наворачиваются на глазах слезы, когда трогательно наивная, смешная Калерия (О. Левитина) хвалит его рассказы. В этой юной поэтессе нет ничего отрешенно декадентского, она мила и немного жалковата в своем суетливом стремлении привлечь к себе внимание. Даже колкости Власа (А. Щенников) по отношению к ней она с надеждой принимает за признаки неравнодушия. Влас же открыт, оптимистичен, но отнюдь не задиристо агрессивен. Его шутки лишены привычного «социального подтекста», а все его действия направлены на завоевание предмета его страстной любви строгой, «застегнутой на все пуговицы» Марьи Львовны (А. Немоляева), этой любви болезненно страшащейся и страдающей из-за своей нерешительности.
У каждого из героев свои личные проблемы, которыми хочется поделиться, чтобы облегчить душу, или же просто убежать, спрятаться от них. Это и мелкие семейные неурядицы нелепого, нервно заикающегося Дудакова (П. Руттас) и его жены суетливой болтушки Ольги (Н. Домерецкая) и давняя вражда Суслова (П. Сборщиков) и Юлии (Г. Кашковская). Суслова как теоретика «обывательской философии» изначально воспринимали со знаком минус, в последние годы в его речах стали находить искренность и правоту. В спектакле «фоменок» несмотря на то, что спор с ним доходит едва ли не до драки, скандал достаточно быстро стихает. К тому же скандал тоже одна из форм общения. А ведь эти люди собираются вместе, читают под музыку стихи, поют по-итальянски, разыгрывая южные страсти, лихо пляшут и веселятся в меру сил, чтобы заглушить свои печали и тревоги, которые живут в них подспудно. И если раньше финал «Дачников» чаще всего был полон оптимистического пафоса общественной борьбы, то сегодня это скорее общий нервный срыв, которым неожиданно завершается «водевильное» веселье. Но жизнь продолжается, а потому горьковским героям, как и чеховским, «надо жить».
Преемственность чеховских настроений, открываемая в горьковских пьесах, попытка глубже вникнуть в характеры, лишенные четких и заранее определенных социальных ориентиров, меняют структуру постановок, а стремление к подробному, детальному прочтению их протяженность. Продолжительность обоих спектаклей «Мастерской П. Фоменко» около четырех часов. Но если, несмотря на это, в «Дачниках» есть единый твердый стержень, обеспечивающий целостность постановки, которая смотрится легко и динамично, то «Варвары», словно рассыпающиеся на отдельные эпизоды, выглядят порой затянутыми и тяжеловесными. Постановочная нечеткость приводит к сбою ритма и монотонности, отдельные эпизоды «провисают» и кажутся необязательными. Создается ощущение, что режиссер больше сосредоточен на подробной разработке отдельных характеров, нежели на создании целого. Потому в спектакле преимущественно обращают на себя внимание отдельные актерские работы.
Непривычная Надежда Монахова (Г. Тюнина) не жаждущая бурных страстей роскошная уездная красавица, а внешне сдержанная, искренняя и непосредственная женщина, равнодушная к успеху у поклонников, но открытая, откровенная в своих чувствах и совершенно неприемлющая предательства и обмана. Черкун (С. Тарамаев) резкий и грубый циник, задавшийся целью мстить людям за былые унижения. В то же время в нем нет агрессии завоевателя (какая была у недавнего вахтанговского Черкуна Суханова), не похож он и на жалкого плебея, откровенно унижающего других ради собственного возвышения, В нем вообще нет какой бы то ни было поступательной энергии ни разрушительной, ни созидательной. Остается заключить, что главное его состояние и главное оружие равнодушие. Пожалуй, единственная живая реакция возникает у Черкуна в разговоре с Лидией Павловной, проявившей к его комплексам и потенциальным возможностям искренний интерес.
То, что Лидию играет Ксения Кутепова, а жену Черкуна Анну Полина Кутепова, наверное, уже само по себе можно воспринимать как постановочное решение, к финалу их внешнее сходство усиливается еще и почти одинаковыми костюмами. Но когда в итоге практически все героини спектакля оказываются одетыми в платья из одной красной ткани, первоначальная версия утрачивает смысл, да и разгадка режиссерского знака становится затруднительной. Что означает это всеобщее приобщение к любимому цвету Надежды Монаховой? То ли, что у всех этих женщин одинаковая судьба, то ли, что сами они одинаковы. У Лидии и Анны внешнее сходство действительно постепенно не только дополняется внутренним, но в конечном счете они как бы меняются местами: поначалу строгая, уверенная в себе Лидия утрачивает душевный покой и выдержку, а внешне веселая, но жестоко униженная в своей любви Анна ценой страданий обретает внутреннюю силу и достоинство. Однако в чем их сходство с любопытной кокеткой Марьей Ивановной (П. Агуреева) или суматошной, откровенно глуповатой болтушкой Пелагеей Ивановной (О. Левитина), агрессивно задиристой Катей (М. Джабраилова) или энергичной, добродушной Татьяной Николаевной (Л. Аринина)? Объединяет их разве что скука, царящая в небольшом городке, слегка скрашиваемая редкими зваными вечерами, да неоправдавшиеся надежды на приезжих из столицы. Действие спектакля предваряется долгим проходом вдоль площадки вглядывающихся в даль «местных обывателей», вооружившихся биноклями в ожидании гостей.
Гости же, экипированные в черную кожу и напоминающие, говоря современным языком, «крутых новых русских», вносят в жизнь города не разнообразие, но разрушение, никаких особых усилий к тому не прилагая. Цыганов (Р. Юскаев) даже свои иронические колкости произносит вяло, неохотно, и за Надеждой ухаживает как-то неловко, бесцветно. Степан Лукин (К. Пирогов), лихо убеждающий Катю покинуть отчий дом, тоже никому зла не желает. Здесь никто ни с кем в открытую не воюет и никто никого не завоевывает. Однако погибшая Надежда и спившийся добродушный, безвольный толстяк Гриша (Ю. Степанов), убитый горем Монахов (А. Казаков), раздавленный, утративший былой гонор и самоуверенность Редозубов (Т. Рахимов), окончательно выбитый из колеи Доктор (К. Бадалов) и обиженный Павлин Савельевич (О. Любимов) это то, что приезжие оставляют после себя в так нетерпеливо ожидавшем их городе. Но, возможно, обыватели сами оказались слишком доверчивыми и готовыми к тому, чтобы их завоевали. Поскольку конфликт в спектакле выстроен недостаточно точно и многие персонажи существуют как бы отдельно, сами по себе, то и ответ на вопрос «кто виноват?» затруднителен. Впрочем, вопрос этот в России почти всегда остается риторическим.
Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шутЕлена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верюТатьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь«Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно»«Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонтГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожествуМайя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппаАлена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова