Олег Табаков: «Я умею прощать».
Олег Павлович ТАБАКОВ руководит сразу двумя театрами собственным и МХТ. Сегодня он делится размышлениями о жизни.
«Чес по синагогам» не по мне
Когда вы назначали время для интервью, спросили: «О чем будем говорить? Ведь я успешный госслужащий». Что означает для вас быть госслужащим?
Действовать по совести.
Финансовый кризис как-то затрагивает Художественный театр или вам удается обойти опасные рифы?
Сегодня я получил странное письмо. Не приказ и не распоряжение, а просьбу. Меня просят притормозить распределение президентского гранта. Подобная просьба в контексте кризиса звучит провокационно. Такие вопросы надо решать директивно, но ни в коем случае не перекладывать ответственность на плечи нижестоящих. В иерархии Министерства культуры РФ я являюсь именно таким.
Если бы вы не руководили двумя театрами, а оставались только играющим актером, как бы строили свою карьеру?
Никак. Лет тридцать назад, когда я играл спектакль в Художественном по пьесе Александра Гельмана «Скамейка», один из старых администраторов предложил мне: «Олег Павлович, вы хотите, чтобы я сделал вам выезд на три года?» Я сказал, что у меня нет времени для такого турне. Тем не менее он снова пришел и на цифрах показал, что можно очень неплохо заработать. Это называется коммерческий прокат спектакля. Вполне допускаю, что кому-то подобное интересно. Может быть, понимая, что костлявая рука голода грозит ухватиться за горло моих детей, я и пошел бы на подобное. Но, к счастью, это не так.
Вы предпочитаете полноценные гастроли?
Не просто предпочитаю, а считаю это единственно возможным делом. То, о чем мы с вами только что говорили, называется «чес по синагогам», прошу прощения за вульгарность театрального жаргона. Я только единожды совершил такую ошибку. Меня просто уговорили.
Это унизительно для актера?
Да ничего для меня не было унизительного! Я как играл в Москве, так и играю и за ее пределами. «Я не желаю этим заниматься», как говорил Илья Ильич Обломов. Правда, он в отличие от меня владел тремястами Захарами. И когда мне раздаются подобные предложения из Германии, Канады, США, я благодарю и отказываюсь.
Телеканалы постоянно крутят фильмы, созданные в советское время. Создатели и участники тех фильмов не получают никаких авторских отчислений. Многие живут в бедности.
Года через полтора, когда уйдет этот кризис, надо будет сосредоточиться на одной из практических акций. Мы жалобно скулим, когда уходит очередной наш товарищ, невнятно каемся Правда, к чести моих коллег, есть те, кто помогает своим товарищам.
Я знаю, что вы помогали Татьяне Лиозновой, которая вошла в историю фильмом «Семнадцать мгновений весны»?
Не обсуждается. Не обо мне речь. Надо ребром поставить вопрос хотя бы о минимальном взимании с телеканалов наших денег, которые могут выглядеть как компенсация. Я готов не брать эти отчисления себе. Пусть эти деньги пойдут в фонд поддержания российского актерства. Думаю, что это впереди.
Пить некогда
Говорят, когда вы были молодым, Игорь Ильинский, старейший актер, спросил вас: «Пьешь?» Ваш ответ его изумил: «Некогда». Это правда?
Давайте миф оставим мифом (смеется). Это несущественно. Важнее, что Игорь Владимирович Ильинский был среди тех немногочисленных людей, кто поддержал меня в одном деле. Они душевно щедро отнеслись к моей попытке начать учить детей, чтобы впоследствии родилось театральное дело. Среди поддержавших идею были Валентин Катаев, Виктор Розов, Святослав Рихтер, Владимир Лакшин, Дмитрий Журавлев.
Когда вы пришли в Художественный театр, то запретили алкоголь. А еще какие-то табу вы считаете нужным устанавливать?
Хамство, премьерство, грубые нарушения театральной этики. Я очень сурово наказываю людей, которые опаздывают или срывают работу. Серьезно денежно наказываю.
А какие-то табу не удалось внедрить?
Все, что я обещал, выполнил.
В 2010 году заканчивается ваш контракт художественного руководителя МХТ. Что вы планируете?
Планировать что-либо в моем возрасте не очень скромно. Правда, результаты последней диспансеризации обнадеживающие и даже для кого-то пугающие (смеется). «Протянет еще!» Хочу я или не хочу, но размышляю о деле. Примером для меня является жизнь и судьба одного из руководителей Художественного театра Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В 1943 году, когда только-только отогнали немцев от Сталинграда и еще никто не знал определенно, кто победит, Владимир Иванович убеждает, заставляет советское правительство открыть Школу-студию МХАТ. А через четыре месяца он умер. Это образец, способ жизни. Если говорить обо мне, то последующую службу или продолжение служения этому театру я связываю с очень важной перспективой строительством филиала Художественного театра. Есть даже место, указанное первым вице-премьером.
А где?
А вот визави (показывает на здание напротив Художественного театра), Камергерский, дом № 4. Так называемая гостиница «Шевалье» и далее в сторону Госдумы, весь этот квадрат. Для чего? Речь идет о возможностях нынешней труппы. Чтобы их реализовывать, требуется две большие сцены. Но не только поэтому. Прежде всего мне надо поставить на ноги новое поколение, которое, кстати говоря, очень внятно за последние год-полтора заявило о себе.
Кого вы имеете в виду?
Пореченкова, Хабенского, Трухина, Белого, Чурсина. Режиссера Евгения Писарева. Идущих за ними выпускников Школы-студии МХАТ, Свету Колпакову из Щукинского училища, привезенных мной из других городов и весей. Сегодня молодые актеры выходят на большую сцену два-три раза в месяц. Так они не научатся играть. В этом ремесле никто не отменил передачу знания и умения из рук в руки. В годы Великой Отечественной, когда радиодело было еще в зачаточном состоянии, командир эскадрильи качал крыльями, что означало: «Делай, как я». Так я учился, глядя на Евгения Евстигнеева, Олега Ефремова или Лилю Толмачеву.
Вы еще затеяли строительство и открытие театральной школы?
Обязательно. Мне кажется, если я этого не сделаю, то и никто не сделает. Там уже выстроено шестиэтажное здание! Ранним летом этого года, даст бог, будет произведен первый набор.
Вы сами будете делать набор?
Конечно.
Объявите конкурс?
Нет, наверное. Будут выбраны четыре-пять городов от Владивостока до Калининграда, которые станут узловыми. Хабами, как говорят в Аэрофлоте. В эти города будут стекаться претенденты, отобранные из других близлежащих городов. А потом города-хабы также произведут отжим соискателей. Из расчета пять человек на место 120 человек надо будет привезти в Москву. И здесь они выдержат конкурс.
Какой возраст?
Ученики, окончившие 9-й класс средней школы. Эту форму называют колледжем, еще какими-то зарубежными словами. Но я не люблю ими пользоваться. Это ремесленное театральное училище. Или как при государе-императоре императорское Тенишевское театральное училище. Возрождается хорошо забытое старое.
На своем первом спектакле я заснул
Станиславский считал одним из своих грехов неумение прощать тех, кто уходил от него. Вы прощаете?
Я умею прощать. Пусть это звучит нескромно, но это единственное мое достоинство перед Константином Сергеевичем.
И все-таки, что вы испытываете, когда, вложив столько сил, видите, что они уходят из дома? Машков, Миронов
Человек ищет, где лучше, рыба где глубже. Я всегда задаю вопрос: «Там, куда ты идешь, тебе будет лучше?» Если человек говорит: «Да». Все! Я ведь их люблю. Что можно за любовь требовать? Если любишь, значит, прощаешь. А если не прощаешь, значит, несильно любишь.
Вы любите готовить?
Я утром готовлю себе кашу. Могу картошку сварить или пожарить, варю себе сосиски. Я всегда сам это делаю.
А где Марина?
Женщина не всегда просыпается в тот момент, когда мужчина хочет есть. У Марины столько серьезных забот. Она жестко дисциплинирована. Я диву даюсь, как у нее не путаются рецепты лекарств, необходимые для членов семьи. Многое другое по отношению к детям на ней. Как она боролась с нашей строительной промышленностью! Года два назад я совершил глупость. Понимал, что родившейся Маше надо дышать где-то свежим воздухом, и затеял строить дачу. Это легло во многом на женские плечи.
А что с дачей?
Дача разобрана. Я купил участок вместе с домом. А люди, которые продавали этот участок, не удосужились сделать технический анализ этого дома. Если бы мы туда въехали, он бы развалился, могли погибнуть люди. Дом разобрали, фундамент остался. Может быть, когда-нибудь вернемся туда. Я снимаю четвертушку дома в «Рублево». Там замечательно, красиво. Участок упирается в излучину Москвы-реки. Там столетние сосны. Это дача Лазаря Кагановича. Он понимал толк в участках.
Что в планах?
Многое: «Эрик XIV» Стриндберга, «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Дети солнца» М. Горького, «Обрыв» Гончарова, «Дворянское гнездо» И. Тургенева. Думаю о Гоголе, Чехове. Хотя меня очень интересует и современная литература. Я имею в виду Алексея Иванова, Захара Прилепина, Дмитрия Быкова, Алексея Варламова. Вот-вот выпускаем спектакль «Женитьба Фигаро», где сыграю Графа.
Вы организовали школу в Америке 17 лет назад. Можете сравнить их актеров и наших?
Талантливые люди такие же, как и здесь. Я очень подружился во время нашей общей работы с замечательным актером Харви Кейтелем. Он недавно прислал платьице и жакет Машке. Видно, узнал где-то, что у меня родилась дочь. Нежное ему спасибо. Мы работали с ним семь-восемь лет назад, а все равно думаем друг о друге, радуемся. С американцами мы во многом схожи. Мы разнимся с французами, с немцами. Я работал много и там и там, но таланты везде таланты.
Не возникало ли у вас чувство досады, что вашу международную карьеру советская власть подсекла?
Я по-другому смотрю на эту проблему. Думаю, Платонов прав, когда пишет: «Россия без меня не полная». Недавно вернулся из Челябинска. Был в Одессе, Киеве, Калининграде. Я должен зрителям. Не все же у нас миллионеры, миллиардеры. Есть и такие зрители, которые приносят свои последние деньги за билет на спектакль, как приносила моя мать, когда приезжал в Саратов Художественный театр.
Вас с собой брала?
Денег не хватало. На первом спектакле, который видел в возрасте шести с половиной лет, заснул. Спустя 11 лет меня как участника самодеятельности драматического кружка Саратовского дворца пионеров за государственный счет увезли на теплоходе в Москву. Мы с девушкой пошли по Петровке от ЦУМа. Дойдя до Петровского монастыря, увидели указатель в переулок, где находился филиал Художественного театра. Пошел, купил с рук два билета на «Три сестры». И помню, как плакал на спектакле, как это ни совестно для мужика.
Если бы кто-то вам шепнул тогда, что вы будете руководить Художественным театром?
Все равно тогда бы я не поверил.
«Чес по синагогам» не по мне
Когда вы назначали время для интервью, спросили: «О чем будем говорить? Ведь я успешный госслужащий». Что означает для вас быть госслужащим?
Действовать по совести.
Финансовый кризис как-то затрагивает Художественный театр или вам удается обойти опасные рифы?
Сегодня я получил странное письмо. Не приказ и не распоряжение, а просьбу. Меня просят притормозить распределение президентского гранта. Подобная просьба в контексте кризиса звучит провокационно. Такие вопросы надо решать директивно, но ни в коем случае не перекладывать ответственность на плечи нижестоящих. В иерархии Министерства культуры РФ я являюсь именно таким.
Если бы вы не руководили двумя театрами, а оставались только играющим актером, как бы строили свою карьеру?
Никак. Лет тридцать назад, когда я играл спектакль в Художественном по пьесе Александра Гельмана «Скамейка», один из старых администраторов предложил мне: «Олег Павлович, вы хотите, чтобы я сделал вам выезд на три года?» Я сказал, что у меня нет времени для такого турне. Тем не менее он снова пришел и на цифрах показал, что можно очень неплохо заработать. Это называется коммерческий прокат спектакля. Вполне допускаю, что кому-то подобное интересно. Может быть, понимая, что костлявая рука голода грозит ухватиться за горло моих детей, я и пошел бы на подобное. Но, к счастью, это не так.
Вы предпочитаете полноценные гастроли?
Не просто предпочитаю, а считаю это единственно возможным делом. То, о чем мы с вами только что говорили, называется «чес по синагогам», прошу прощения за вульгарность театрального жаргона. Я только единожды совершил такую ошибку. Меня просто уговорили.
Это унизительно для актера?
Да ничего для меня не было унизительного! Я как играл в Москве, так и играю и за ее пределами. «Я не желаю этим заниматься», как говорил Илья Ильич Обломов. Правда, он в отличие от меня владел тремястами Захарами. И когда мне раздаются подобные предложения из Германии, Канады, США, я благодарю и отказываюсь.
Телеканалы постоянно крутят фильмы, созданные в советское время. Создатели и участники тех фильмов не получают никаких авторских отчислений. Многие живут в бедности.
Года через полтора, когда уйдет этот кризис, надо будет сосредоточиться на одной из практических акций. Мы жалобно скулим, когда уходит очередной наш товарищ, невнятно каемся Правда, к чести моих коллег, есть те, кто помогает своим товарищам.
Я знаю, что вы помогали Татьяне Лиозновой, которая вошла в историю фильмом «Семнадцать мгновений весны»?
Не обсуждается. Не обо мне речь. Надо ребром поставить вопрос хотя бы о минимальном взимании с телеканалов наших денег, которые могут выглядеть как компенсация. Я готов не брать эти отчисления себе. Пусть эти деньги пойдут в фонд поддержания российского актерства. Думаю, что это впереди.
Пить некогда
Говорят, когда вы были молодым, Игорь Ильинский, старейший актер, спросил вас: «Пьешь?» Ваш ответ его изумил: «Некогда». Это правда?
Давайте миф оставим мифом (смеется). Это несущественно. Важнее, что Игорь Владимирович Ильинский был среди тех немногочисленных людей, кто поддержал меня в одном деле. Они душевно щедро отнеслись к моей попытке начать учить детей, чтобы впоследствии родилось театральное дело. Среди поддержавших идею были Валентин Катаев, Виктор Розов, Святослав Рихтер, Владимир Лакшин, Дмитрий Журавлев.
Когда вы пришли в Художественный театр, то запретили алкоголь. А еще какие-то табу вы считаете нужным устанавливать?
Хамство, премьерство, грубые нарушения театральной этики. Я очень сурово наказываю людей, которые опаздывают или срывают работу. Серьезно денежно наказываю.
А какие-то табу не удалось внедрить?
Все, что я обещал, выполнил.
В 2010 году заканчивается ваш контракт художественного руководителя МХТ. Что вы планируете?
Планировать что-либо в моем возрасте не очень скромно. Правда, результаты последней диспансеризации обнадеживающие и даже для кого-то пугающие (смеется). «Протянет еще!» Хочу я или не хочу, но размышляю о деле. Примером для меня является жизнь и судьба одного из руководителей Художественного театра Владимира Ивановича Немировича-Данченко. В 1943 году, когда только-только отогнали немцев от Сталинграда и еще никто не знал определенно, кто победит, Владимир Иванович убеждает, заставляет советское правительство открыть Школу-студию МХАТ. А через четыре месяца он умер. Это образец, способ жизни. Если говорить обо мне, то последующую службу или продолжение служения этому театру я связываю с очень важной перспективой строительством филиала Художественного театра. Есть даже место, указанное первым вице-премьером.
А где?
А вот визави (показывает на здание напротив Художественного театра), Камергерский, дом № 4. Так называемая гостиница «Шевалье» и далее в сторону Госдумы, весь этот квадрат. Для чего? Речь идет о возможностях нынешней труппы. Чтобы их реализовывать, требуется две большие сцены. Но не только поэтому. Прежде всего мне надо поставить на ноги новое поколение, которое, кстати говоря, очень внятно за последние год-полтора заявило о себе.
Кого вы имеете в виду?
Пореченкова, Хабенского, Трухина, Белого, Чурсина. Режиссера Евгения Писарева. Идущих за ними выпускников Школы-студии МХАТ, Свету Колпакову из Щукинского училища, привезенных мной из других городов и весей. Сегодня молодые актеры выходят на большую сцену два-три раза в месяц. Так они не научатся играть. В этом ремесле никто не отменил передачу знания и умения из рук в руки. В годы Великой Отечественной, когда радиодело было еще в зачаточном состоянии, командир эскадрильи качал крыльями, что означало: «Делай, как я». Так я учился, глядя на Евгения Евстигнеева, Олега Ефремова или Лилю Толмачеву.
Вы еще затеяли строительство и открытие театральной школы?
Обязательно. Мне кажется, если я этого не сделаю, то и никто не сделает. Там уже выстроено шестиэтажное здание! Ранним летом этого года, даст бог, будет произведен первый набор.
Вы сами будете делать набор?
Конечно.
Объявите конкурс?
Нет, наверное. Будут выбраны четыре-пять городов от Владивостока до Калининграда, которые станут узловыми. Хабами, как говорят в Аэрофлоте. В эти города будут стекаться претенденты, отобранные из других близлежащих городов. А потом города-хабы также произведут отжим соискателей. Из расчета пять человек на место 120 человек надо будет привезти в Москву. И здесь они выдержат конкурс.
Какой возраст?
Ученики, окончившие 9-й класс средней школы. Эту форму называют колледжем, еще какими-то зарубежными словами. Но я не люблю ими пользоваться. Это ремесленное театральное училище. Или как при государе-императоре императорское Тенишевское театральное училище. Возрождается хорошо забытое старое.
На своем первом спектакле я заснул
Станиславский считал одним из своих грехов неумение прощать тех, кто уходил от него. Вы прощаете?
Я умею прощать. Пусть это звучит нескромно, но это единственное мое достоинство перед Константином Сергеевичем.
И все-таки, что вы испытываете, когда, вложив столько сил, видите, что они уходят из дома? Машков, Миронов
Человек ищет, где лучше, рыба где глубже. Я всегда задаю вопрос: «Там, куда ты идешь, тебе будет лучше?» Если человек говорит: «Да». Все! Я ведь их люблю. Что можно за любовь требовать? Если любишь, значит, прощаешь. А если не прощаешь, значит, несильно любишь.
Вы любите готовить?
Я утром готовлю себе кашу. Могу картошку сварить или пожарить, варю себе сосиски. Я всегда сам это делаю.
А где Марина?
Женщина не всегда просыпается в тот момент, когда мужчина хочет есть. У Марины столько серьезных забот. Она жестко дисциплинирована. Я диву даюсь, как у нее не путаются рецепты лекарств, необходимые для членов семьи. Многое другое по отношению к детям на ней. Как она боролась с нашей строительной промышленностью! Года два назад я совершил глупость. Понимал, что родившейся Маше надо дышать где-то свежим воздухом, и затеял строить дачу. Это легло во многом на женские плечи.
А что с дачей?
Дача разобрана. Я купил участок вместе с домом. А люди, которые продавали этот участок, не удосужились сделать технический анализ этого дома. Если бы мы туда въехали, он бы развалился, могли погибнуть люди. Дом разобрали, фундамент остался. Может быть, когда-нибудь вернемся туда. Я снимаю четвертушку дома в «Рублево». Там замечательно, красиво. Участок упирается в излучину Москвы-реки. Там столетние сосны. Это дача Лазаря Кагановича. Он понимал толк в участках.
Что в планах?
Многое: «Эрик XIV» Стриндберга, «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Дети солнца» М. Горького, «Обрыв» Гончарова, «Дворянское гнездо» И. Тургенева. Думаю о Гоголе, Чехове. Хотя меня очень интересует и современная литература. Я имею в виду Алексея Иванова, Захара Прилепина, Дмитрия Быкова, Алексея Варламова. Вот-вот выпускаем спектакль «Женитьба Фигаро», где сыграю Графа.
Вы организовали школу в Америке 17 лет назад. Можете сравнить их актеров и наших?
Талантливые люди такие же, как и здесь. Я очень подружился во время нашей общей работы с замечательным актером Харви Кейтелем. Он недавно прислал платьице и жакет Машке. Видно, узнал где-то, что у меня родилась дочь. Нежное ему спасибо. Мы работали с ним семь-восемь лет назад, а все равно думаем друг о друге, радуемся. С американцами мы во многом схожи. Мы разнимся с французами, с немцами. Я работал много и там и там, но таланты везде таланты.
Не возникало ли у вас чувство досады, что вашу международную карьеру советская власть подсекла?
Я по-другому смотрю на эту проблему. Думаю, Платонов прав, когда пишет: «Россия без меня не полная». Недавно вернулся из Челябинска. Был в Одессе, Киеве, Калининграде. Я должен зрителям. Не все же у нас миллионеры, миллиардеры. Есть и такие зрители, которые приносят свои последние деньги за билет на спектакль, как приносила моя мать, когда приезжал в Саратов Художественный театр.
Вас с собой брала?
Денег не хватало. На первом спектакле, который видел в возрасте шести с половиной лет, заснул. Спустя 11 лет меня как участника самодеятельности драматического кружка Саратовского дворца пионеров за государственный счет увезли на теплоходе в Москву. Мы с девушкой пошли по Петровке от ЦУМа. Дойдя до Петровского монастыря, увидели указатель в переулок, где находился филиал Художественного театра. Пошел, купил с рук два билета на «Три сестры». И помню, как плакал на спектакле, как это ни совестно для мужика.
Если бы кто-то вам шепнул тогда, что вы будете руководить Художественным театром?
Все равно тогда бы я не поверил.
Ольга Галахова, «Аргументы недели», 5.02.2009
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,