Судьбы Бобика и Тоби
В «Мастерской Фоменко» представили необычный взгляд на Чехова
Под занавес юбилейного чеховского года Евгений Каменькович показал давно репетировавшуюся постановку, состоящую из двух самостоятельных частей: водевиля «Медведь» Чехова и пьесы ирландского драматурга Брайана Фрила «После занавеса». Популярный драматург еще до премьеры посетил юбилейный Чеховский фестиваль, посмотрел постановки «Мастерской» и любезно признал Москву «самым театральным городом мира».
Драматический триптих Брайана Фрила «После занавеса» имеет подзаголовок «чеховские мотивы» и состоит из трех разножанровых пьес. Первая («Курортные забавы») представляет собой инсценировку рассказа «Дама с собачкой». Вторая («Медведь») близкое к первоисточнику переложение одноименного чеховского водевиля. Наконец, третья часть, давшая название всему циклу, «После занавеса» оригинальная пьеса, в которой действуют постаревшие на двадцать лет Соня Серебрякова и Андрей Прозоров. Именно третья часть и заинтересовала Евгения Каменьковича, который вначале создал на ее основе телеспектакль для канала «Культура», а потом выпустил и сценическую версию. Правда, в спектакле «Мастерской» к пьесе «После занавеса», играющейся во втором акте, был добавлен «Медведь», причем не в переложении Брайана Фрила, а чеховский оригинал. Уверена, что русская публика, с чеховским водевилем давно сроднившаяся, не поняла бы, почему знакомый текст подписан иностранной фамилией. Труднее понять горячий интерес Евгения Каменьковича к пьесе «После занавеса» прямо скажем, весьма далекой от лучших образцов драматургии Фрила, хотя бы от «Танцев на празднике урожая» (прекрасно шедших на сцене «Мастерской»). Впрочем, юбилейный чеховский год диктовал репертуарные шаги и куда более странные.
В результате неожиданного альянса двух авторов новая постановка Евгения Каменьковича распалась на автономные части, не связанные между собой ни жанрово, ни стилистически, ни по принципу контраста. Легкомысленное «тра-ла-ла» (которое автор считал главным мотивом своего «Медведя») Каменькович усилил и огрубил. Чеховская провинциальная вдовушка Попова с ямочками на щеках превратилась в исполнении Натальи Курдюбовой в роскошную богемную даму-эмансипэ, которая свое семимесячное вдовство скрашивает непрерывным издевательством над покойным муженьком: круглосуточно лепит его обнаженную статую, с мощным торсом и малюсенькой головой, к которой она то прилепит лягушачьи губы, то вытянет нос под Буратино… Брутальный кредитор и отставной артиллерист, которого играет Евгений Цыганов, смотрится недотепой-бухгалтером с портфелем под мышкой (почему брутальный мачо нашего кино на сцене «Мастерской» играет преимущественно мурзиков вопрос открытый). Такому Смирнову никак не веришь, когда он рассказывает о своих любовных победах и внушительном донжуанском списке. Наконец, для престарелого лакея Луки Никиты Тюнина придуман целый арсенал самых разных комедийных приемов: от пения арий до нежного баюкания гигантской лошадиной головы, обозначающей любимого коня Тоби. Богатство режиссерской фантазии здесь настолько избыточно, что под ее мощным покровом как-то блекнет чеховская водевильная интрига, построенная именно на неожиданном преображении характеров: нежная вдовушка оказывается бой-бабой, а грубоватый воин теряет от любви голову, как робкий юнец.
В противовес бравурно-театральной первой части, залитой ослепительным светом софитов, вторая часть идет в полумраке, на фоне кинохроники начала XX века: кадры войн мировой и гражданской, свист паровозов, холодный сквозняк из разбитых окон вокзальной забегаловки. Посетителей немного. «Похоже, сегодня мы опять одни». констатирует Андрей Прозоров (Никита Зверев). Утвердительно хмыкнет ведьма-буфетчица (Дмитрий Захаров), у Фрила только упоминаемая, а у Каменьковича воплотившаяся в фактотума постановки: и на пианино бренчит, и с чучелом чайки бегает, и комментирует происходящее: «Интеллигенция! Тьфу!»
У Андрея и Сони вяжется и ветвится тот бесконечный разговор за жизнь, когда выбалтываешь случайному знакомому неприглядную семейную подноготную. Прозоров рассказывает об уходе к Протопопову жены, о самоубийстве сестры Маши, безнадежно ожидавшей весточки от Вершинина, о том, что Бобик сидит в московской тюрьме… У Сони свои горести. Умер отец, и его молодая жена Елена («красивая, умная, обаятельная, но немного бессердечная») переехала в Войницевку, дядя Ваня решил показать свои способности и безнадежно запутался в долгах, а когда Елена из имения уехала, то пережитый душевный кризис быстро свел его в могилу Женившийся на Елене и брошенный ею Астров много пьет и тогда навещает Соню, в поисках подходящего плеча для опоры. А теперь грозятся отобрать дом и имение, и Соня в Москве воюет с Наркомземом.
Фрил договаривает и дожимает сюжеты, которые у Чехова только подразумеваются (надо ли пояснять, что эта жесткая определенность судеб уплощает характеры героев). Фрил дописывает судьбы, исходя из известного и абсолютно игнорируя то невероятное, что всегда поджидает самых обычных людей на сломах истории. Балованный Бобик, естественно, идет по плохой дорожке, сестры не доезжают до Москвы и не выходят замуж. И даже пережитая революция не меняет колеи судеб: Астров продолжает сажать леса (это в Гражданскую-то войну), Елена катается по заграницам (то же замечание), а Соня находит утешение в харьковской водочке.
Чудные актеры Никита Зверев и Полина Кутепова выжимают максимум игровых возможностей из сухой тряпки драматургического материала. И тратят столько сил, грации и нервной энергии на ремесленную поделку, что их с лихвой хватило бы и на «Дядю Ваню», и на «Три сестры». Можно понять Евгения Каменьковича, который после опыта с «чеховскими мотивами», объявил, что теперь возьмется за самого Антона Павловича. Решение правильное: еще Грибоедов одобрял тех храбрецов, что предпочитают оригиналы списку.
Драматический триптих Брайана Фрила «После занавеса» имеет подзаголовок «чеховские мотивы» и состоит из трех разножанровых пьес. Первая («Курортные забавы») представляет собой инсценировку рассказа «Дама с собачкой». Вторая («Медведь») близкое к первоисточнику переложение одноименного чеховского водевиля. Наконец, третья часть, давшая название всему циклу, «После занавеса» оригинальная пьеса, в которой действуют постаревшие на двадцать лет Соня Серебрякова и Андрей Прозоров. Именно третья часть и заинтересовала Евгения Каменьковича, который вначале создал на ее основе телеспектакль для канала «Культура», а потом выпустил и сценическую версию. Правда, в спектакле «Мастерской» к пьесе «После занавеса», играющейся во втором акте, был добавлен «Медведь», причем не в переложении Брайана Фрила, а чеховский оригинал. Уверена, что русская публика, с чеховским водевилем давно сроднившаяся, не поняла бы, почему знакомый текст подписан иностранной фамилией. Труднее понять горячий интерес Евгения Каменьковича к пьесе «После занавеса» прямо скажем, весьма далекой от лучших образцов драматургии Фрила, хотя бы от «Танцев на празднике урожая» (прекрасно шедших на сцене «Мастерской»). Впрочем, юбилейный чеховский год диктовал репертуарные шаги и куда более странные.
В результате неожиданного альянса двух авторов новая постановка Евгения Каменьковича распалась на автономные части, не связанные между собой ни жанрово, ни стилистически, ни по принципу контраста. Легкомысленное «тра-ла-ла» (которое автор считал главным мотивом своего «Медведя») Каменькович усилил и огрубил. Чеховская провинциальная вдовушка Попова с ямочками на щеках превратилась в исполнении Натальи Курдюбовой в роскошную богемную даму-эмансипэ, которая свое семимесячное вдовство скрашивает непрерывным издевательством над покойным муженьком: круглосуточно лепит его обнаженную статую, с мощным торсом и малюсенькой головой, к которой она то прилепит лягушачьи губы, то вытянет нос под Буратино… Брутальный кредитор и отставной артиллерист, которого играет Евгений Цыганов, смотрится недотепой-бухгалтером с портфелем под мышкой (почему брутальный мачо нашего кино на сцене «Мастерской» играет преимущественно мурзиков вопрос открытый). Такому Смирнову никак не веришь, когда он рассказывает о своих любовных победах и внушительном донжуанском списке. Наконец, для престарелого лакея Луки Никиты Тюнина придуман целый арсенал самых разных комедийных приемов: от пения арий до нежного баюкания гигантской лошадиной головы, обозначающей любимого коня Тоби. Богатство режиссерской фантазии здесь настолько избыточно, что под ее мощным покровом как-то блекнет чеховская водевильная интрига, построенная именно на неожиданном преображении характеров: нежная вдовушка оказывается бой-бабой, а грубоватый воин теряет от любви голову, как робкий юнец.
В противовес бравурно-театральной первой части, залитой ослепительным светом софитов, вторая часть идет в полумраке, на фоне кинохроники начала XX века: кадры войн мировой и гражданской, свист паровозов, холодный сквозняк из разбитых окон вокзальной забегаловки. Посетителей немного. «Похоже, сегодня мы опять одни». констатирует Андрей Прозоров (Никита Зверев). Утвердительно хмыкнет ведьма-буфетчица (Дмитрий Захаров), у Фрила только упоминаемая, а у Каменьковича воплотившаяся в фактотума постановки: и на пианино бренчит, и с чучелом чайки бегает, и комментирует происходящее: «Интеллигенция! Тьфу!»
У Андрея и Сони вяжется и ветвится тот бесконечный разговор за жизнь, когда выбалтываешь случайному знакомому неприглядную семейную подноготную. Прозоров рассказывает об уходе к Протопопову жены, о самоубийстве сестры Маши, безнадежно ожидавшей весточки от Вершинина, о том, что Бобик сидит в московской тюрьме… У Сони свои горести. Умер отец, и его молодая жена Елена («красивая, умная, обаятельная, но немного бессердечная») переехала в Войницевку, дядя Ваня решил показать свои способности и безнадежно запутался в долгах, а когда Елена из имения уехала, то пережитый душевный кризис быстро свел его в могилу Женившийся на Елене и брошенный ею Астров много пьет и тогда навещает Соню, в поисках подходящего плеча для опоры. А теперь грозятся отобрать дом и имение, и Соня в Москве воюет с Наркомземом.
Фрил договаривает и дожимает сюжеты, которые у Чехова только подразумеваются (надо ли пояснять, что эта жесткая определенность судеб уплощает характеры героев). Фрил дописывает судьбы, исходя из известного и абсолютно игнорируя то невероятное, что всегда поджидает самых обычных людей на сломах истории. Балованный Бобик, естественно, идет по плохой дорожке, сестры не доезжают до Москвы и не выходят замуж. И даже пережитая революция не меняет колеи судеб: Астров продолжает сажать леса (это в Гражданскую-то войну), Елена катается по заграницам (то же замечание), а Соня находит утешение в харьковской водочке.
Чудные актеры Никита Зверев и Полина Кутепова выжимают максимум игровых возможностей из сухой тряпки драматургического материала. И тратят столько сил, грации и нервной энергии на ремесленную поделку, что их с лихвой хватило бы и на «Дядю Ваню», и на «Три сестры». Можно понять Евгения Каменьковича, который после опыта с «чеховскими мотивами», объявил, что теперь возьмется за самого Антона Павловича. Решение правильное: еще Грибоедов одобрял тех храбрецов, что предпочитают оригиналы списку.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,