Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»
Когда мы договаривались о съемке с актрисой Полиной Кутеповой┌ она попросила┌ чтобы интервью у нее брала ее сестра Злата. Нам показалось это замечательной идеей┌ и мы с радостью согласились. Получилось весьма интересно то┌ что надо для новогоднего номера! Итак┌ перед вами беседа двух сестер
P. S. Фотосессию┌ зная о занятости Полины┌ мы провели заранее в LOTTE HOTEL MOSCOW и сам формат съемки┌ уже привычный для читателей┌ менять не стали.
Когда деревья были большими, а проблемы маленькими, самым знаменательным событием недели в нашей семье был обязательный воскресный обед, за которым всем раздавались прозвища, как правило, в стихах веселья ради и рифмы для. К тому времени как наступало время десерта, «доставалось» всем от самого старшего, отца, до самой младшей, Полины. Судя по дружному хохоту, обеды удавались. Несмотря на сомнительную рифму.
Прошли годы, кроны деревьев стали ближе, а проблемы больше. Но, похоже, одно остается в семье Кутеповых неизменным: как только мы собираемся вместе, концентрация смеха в этой точке земного шара зашкаливает. Способность посмеяться над собой, взятая из детства, не раз выручала нас, помогая взглянуть под другим углом на внештатную ситуацию. Впрочем, надо признаться, смеяться с удовольствием мы умеем и в обычной жизни. Ниже привожу выдержки из совместного с сестрой моей Полей «чаепития». Прости меня, Полиночка, я не сказала о своем ренегатстве, материализовавшемся во включенном диктофоне.
О ГАЛЬПЕТРЕ И ДЖУЛИАННЕ МУР
ЗЛАТА КУТЕПОВА: Поля, вот тебе Джулианна Мур нравится? (После секунд молчания, потраченных на конвертацию звукового образа в зрительный, Полина утвердительно кивает, доедая шоколадную конфету.) И мне нравится. Она все же очень похожа на тебя внешне. Может, даже больше, чем Ксеня. Я всегда вздрагиваю, когда вижу ее фотографию. Особенно в цвете. Мне вообще рыжие актрисы нравятся.
ПОЛИНА КУТЕПОВА: И мне тоже. Особенно Ксения Кутепова. И в цвете, и в черно-белом варианте, и на сцене, и на экране. (Дружный смех.)
З. К. : Ну, это понятно, сестра как жена Цезаря вне всяких сомнений.
П. К. : Да нет, мне на самом деле очень нравится актриса Ксения Кутепова. Другое дело, что как сестра-близнец я понимаю, почему она в этой сцене вот так поднимает брови, вот так молчит, понимаю и жду этого. А если она не делает того, что я уже подспудно ожидаю, то восторгаюсь еще больше новой найденной реакцией, новым точным оттенком. Ну не знаю, понимаешь ли ты меня.
З. К. : Да, мне кажется, что да. А теперь представь, как я смотрю спектакли, где вы обе на сцене. Все то же самое, только в двойном размере. (Очередной взрыв хохота.)
П. К. : Именно поэтому очень переживаю за реакцию родных. Я, когда знаю, что в зале мама или ты, волнуюсь втройне. И у Ксении так же. Особенно на премьерных показах, и всегда жду потом, что вы скажете. (Улыбнувшись.) Вы ведь такие язвы!
З. К. : Да неправда! Я с абсолютным трепетом отношусь к тому, что вы делаете. Просто есть спектакли, в которые влюбляешься и можешь смотреть их по многу раз. Как, например, «Самое важное» (постановка Е. Каменьковича. З. К. ), а бывает, что только мозгом смотришь и не больше.
П. К. : А у меня там Гальпетра (персонаж спектакля. Прим. ред.). Одна из любимых ролей Ксении. Я прямо иногда кожей чувствую это удовольствие, когда смотрю на то, что она делает в «Самом важном». И всегда поражаюсь, насколько она может быть гениальной характерной актрисой.
З. К. : Думаю, что многие гламурные издания изменили бы подход как минимум к съемке вас с Ксеней, если бы видели ваши работы в театре. Меньше было бы залакированного глянца, больше живого.
П. К. : А зачем? Это же закон их жанра, он такой существует и этим живет. Как жанровое голливудское кино все должно работать именно в рамках жанра, иначе его не будут смотреть. А потом… (улыбается) мне иногда нравится смотреть на свои журнальные фотографии. Если удачные, конечно, если фотограф хороший, концепция неизбитая. А читатель, как и зритель, разный: кто-то со вниманием прочитает рецензию на новый спектакль, а кого-то больше интересует, в чем я была одета на премьере. Это не значит, что кто-то лучше или хуже, просто разные и все.
З. К. : Душа моя, да ты просто не по годам мудра.
П. К. : По годам, по годам. А то, что со временем начинаешь меньше судить и развешивать ярлыки, становишься более терпимым, так это да. Разве у тебя не так?
З. К. : Не знаю… Может, и так. С годами своя позиция, свои взгляды тоже становятся четче, оформленнее, что ли.
П. К. : Да, но одно другого не исключает.
З. К. : Кстати, о фотографиях и красоте. Один мой знакомый, очень хороший фотограф, увидел твою фотографию, такую, знаешь, чистую, без грима совсем, и восхитился. Какое, говорит, прекрасное и в то же время гуттаперчевое лицо.
(Полина отрывается от чашки, вскидывает по-кутеповски брови и через мгновение захлебывается хохотом и чаем.)
П. К. : (Откашлявшись.) Кошмар какой! Как это ужасно звучит: «гуттаперчевое лицо»! То есть я понимаю, что он хотел сказать, но звучит смешно. Хотя ты знаешь, именно эта особенность моего лица много раз мне помогала.
З. К. : Ты имеешь в виду «Пелагию»? (в сериале «Пелагия и белый бульдог» героиня внешне меняется от неприметной монахини в очечках до светской красавицы. Прим. ред.).
П. К. : Ну да, и Пелагию в том числе.
О СВЯЩЕННЫХ КОРОВАХ
З. К. : А ты не боишься не влезть в костюм, Полечка? Это, между прочим, уже третья. Или четвертая?
(Полина застывает с конфетой во рту, смотрит на меня, воплощенную ехидну, слегка исподлобья, брови опять взметываются вверх, и, наконец, она не выдерживает и хохочет.)
П. К. : Нет, не боюсь. После трех-четырех часов на сцене не то что три эти штуки, килограмм конфет сжигается, и следов не остается. А когда еще и съемки прибавляются с утра до вечера, то вообще в отрицательные величины уходишь. Диеты это для «сидячих», не для нас. Ну, во всяком случае, не для нас с Ксенией. Хотя знаешь, я подумала, на самом деле я не так много ем. И в принципе неприхотлива, вернее, терпима. Но опять-таки это скорее оттого, что во время увлеченности работой, процессом просто иногда бывает не до еды. Отъедаюсь в редких промежутках, когда нет съемок и есть короткий отдых между спектаклями в несколько дней.
З. К. : Ну и отсыпаешься ведь тоже, да?
П. К. : О, это да! Ты же знаешь, сон «священная корова» сестер Кутеповых. Чувствую себя, когда не выспалась, ужасно. Для меня сон это все: и здоровье, и красота, и мир в семье, и настроение. К нашему с Ксенией сну вообще все относятся с большим пиететом. А у актеров проблемы со сном, бессонница не редкость. Это как профессиональное заболевание, только никто не выдает молоко за вредность. Если ты работаешь на сцене, я имею в виду, работаешь по-настоящему, то затормозить потом этот маховик очень сложно.
З. К. : То есть сегодня ты выспалась? Смеешься, болтаешь вот тут со мной.
П. К. : Выспалась, но устала. Но устать лучше, чем не выспаться. Просто я сегодня ездила на запись читала в тон-студии шесть часов подряд для аудиокниги.
З. К. : Полина, но зачем? Ведь денег это больших не приносит по сравнению со съемками, например, а времени и сил отнимает, как я вижу, много…
П. К. : Ну, во-первых, это интересно. Знаешь, иногда такие любопытные или необычные с творческой точки зрения проекты предлагают, что невозможно отказаться. Да и хочется себя в новых каких-то форматах попробовать. Невозможно же все гонораром мерить. Вот ты меня недавно спросила, зачем я на те (мы обсуждали с Полиной одно не самое привлекательное с профессиональной точки зрения, но хорошо оплачиваемое предложение. З. К. ) съемки согласилась. Так ведь и для того, чтобы потом позволить себе интересную запись на радио, или малобюджетный фильм, или еще какой-то проект. И я не одна, так многие актеры поступают. И не только в России, но и европейские и голливудские актеры тоже.
З. К. : А потом еще как хорошо, когда, например, только голосом работаешь: костюм не надеваешь, гримироваться не надо…
П. К. : (Смеется.) Точно-точно. Хотя вот ты смеешься, а знаешь, как лицо устает от грима. Я думаю, актрисы меньше всех других женщин в обычной жизни косметикой пользуются, а уж тоном вообще. Просто каждая старается дать коже подышать, восстановиться. А у рыжих кожа в принципе тонкая, с ней приходится очень бережно обращаться.
З. К. : Учитывая еще нашу московскую воду, после которой все стягивает и сохнет, как в пустыне…
П. К. : А я уже давно свела к минимуму общение своего лица с водопроводной водой. Либо отфильтрованная, либо, что еще лучше, минеральная, ну еще можно остывшую кипяченую. И стараюсь почти не загорать. Летом на солнце длинный рукав и шляпа или бейсболка и очки. И тебе настоятельно рекомендую. Все-таки кожа очень быстро стареет от солнца.
З. К. : Да? А с мешками под глазами как борешься? Они ведь у всех есть, просто для актрисы это как-то насущнее.
П. К. : Новых рецептов, по-моему, еще никто особо не изобрел: на ночь жидкости не пить и высыпаться.
З. К. : Ну, про сон уже слышали, знаем (посмеиваюсь я), а вот что касается новых рецептов: ты мазь от геморроя уже пробовала? (Обеим понятно, что сейчас грянет взрыв, что перед очередной лавиной хохота остались секунды и сдерживает ее только одно: Полина еще не успела разгадать, в чем подвох. Кто раскололся первой, я не помню.) Ну что ты смеешься, я же серьезно (вытираю я слезы). Половина ведущих в Останкино пользуются этим средством в бесконечной борьбе с мешками под глазами. Для них, знаешь ли, это несмешно, им каждый день в эфир.
П. К. : Нет, про такой рецепт впервые слышу. И что, работает?
З. К. : Говорят, работает. Лучше любого лифтингового крема.
П. К. : Ну, с этими кремами с лифтинг-эффектом, я считаю, все же надо быть очень осторожными, стараться начинать ими пользоваться как можно позднее, я имею в виду возраст. Все-таки эффект привыкания никто не отменял.
З. К. : М-да… (Ощупываю я свое лицо, пытаясь заглянуть в зеркало.)
П. К. : Да нет, ты сегодня неплохо выглядишь. Это у тебя лифтинговый крем или мазь от геморроя? (Вот так в семье Кутеповых любая шутка с легкостью может вернуться к тебе бумерангом.)
О ПОРОСЯТАХ И БУДУЩИХ ДВОРНИКАХ
З. К. : Скажи мне, дорогая, а ты так и не пробовала повторить подвиг 15-летней давности приготовить вареники с вишней? (Евгений Каменькович, известный режиссер, профессор РАТИ и по совместительству муж Полины, родом из славного града Киева. Понятно, что любовь к вареникам с вишней у него предопределена от рождения. Так вот, находясь в ожидании их будущей дочери, моя сестра совершила, на наш с Ксенией взгляд, почти героический поступок: своими руками замесила тесто, приготовила начинку и накормила в результате мужа и гостей настоящими, не покупными варениками с вишней. Ни я, ни Ксения, честно признаемся, никогда ни на что подобное не сподвиглись.)
П. К. : Нет, и думаю, что я еще не скоро решусь на это. Зато я запекала поросенка в сметане и делала утку, фаршированную яблоками. А вот вареники… Разве что когда в преклонном возрасте стану благостной старушкой в белом чепце и захочу побаловать внуков. (Образ Полины в чепце, окруженной выводком сорванцов, рассмешил нас обеих. )
З. К. : Интересно, а Женя осознает, что ему досталась жемчужина, нет, алмаз «Орлов» семьи Кутеповых?
П. К. : Женя? Ну не знаю, не знаю… Полагаю, когда ел поросенка, осознавал про алмаз, а когда с совместной репетиции очередного спектакля едет домой, думает, что этот алмаз огранить бы, чтобы не спорил до хрипоты.
НАДЯ: (Дочь Полины и Евгения Каменьковича, моя старшая племянница, заглядывает к нам.) У вас тут что, комната смеха? Вы так хохочете, что абсолютно невозможно заниматься, вы меня отвлекаете, мне же тоже хочется чая и посмеяться! А я не могу, мне надо физику доделать.
(Мы с Полиной делаем серьезные лица, извиняемся и переходим на полушепот.)
З. К. : Ты представляешь, что через пять лет Наде будет столько же, сколько тебе в начале съемок в «Насте» у Данелии? Кстати, она вам уже сообщила, что вроде бы не против заняться тем же ремеслом? На тот момент, когда она говорила об этом мне, родителей, по ее выражению, она еще этим не пугала.
П. К. : Да-да, я уже в курсе. Что, конечно, противоречит всем ее заверениям, что «в актрисы ни-ни, на худой конец в режиссеры, но и это только в крайнем случае».
З. К. : Ну, либо крайний случай настал, либо…
П. К. : Либо, надеюсь, ветер наших желаний переменится. Недавно она ездила со мной на съемки на пару дней, ей предложили маленькую роль дочери моей героини, и я дала согласие на это в надежде, что понюхает и поймет, как все это непросто и сколько сил нужно. И тогда я почти с удовлетворением видела ее недовольное лицо наутро, когда пришлось вставать чуть ли не затемно холодно, противно и ехать в не очень комфортных условиях. И я Наде тогда сказала: «А теперь представь, что это может быть каждый день?» А вообще она, когда ей надоедают вопросами о будущей профессии, отвечает, что собирается стать дворником.
З. К. : Прекрасно, нам очень нужны дворники со знанием японского, английского и французского языков. Правда, с этим она опоздала лет на 25-30, эпоха дворников-бродских закончилась. Батеньки, какие у тебя красивые серьги! Наклонись, я взгляну.
П. К. : А это видела? (Поля приподнимает волосы. Ну уши, и что? Смеется и приближает левое ухо практически к моим глазам. Теперь отчетливо видна вторая дырка.) Надя решила проколоть себе вторые дырки, ну и мне пришлось. Надо было поддержать.
З. К. : Понимаю…
П. К. : (Смеется.) Нет, не понимаешь. Поймешь, когда твоя дорастет до переходного возраста.
З. К. : Что, тяжко?
П. К. : Да, забавный период. Я, честно говоря, думала уже, что нас чаша сия миновала и мы так, по касательной, прошлись мимо сложностей, которые обычно бывают у подростков. А теперь думаю, что все только начинается.
З. К. : Не гневи Бога, Поля. Надя у нас, прости, у тебя золото, а не ребенок. Во всяком случае, на фоне других в этом возрасте.
П. К. : Не знаю, не знаю. Фыркает, обижается… (Поля вздыхает, уходя по кутеповской привычке глубоко в себя.)
З. К. : Ну конечно, если проблемами характера считать гиперответственность и страсть к учебе, то тогда, конечно, ты несчастная мать.
П. К. : (Расхохотавшись.) Да, кошмар! Я думаю, это у нее от Жени. Женя такой же ответственный и обязательный. Хотя я не помню, чтобы и тезка ее и по совместительству бабушка наша Надежда Николаевна куда-нибудь хоть раз опоздала или не сделала того, что обещала.
З. К. : Да уж, это точно. Кстати, признайся, ты ведь на это и надеялась, когда Надю в честь мамы называла?
П. К. : (Смеется.) Точно-точно. Расчет оправдался.
Конечно, подумала я, перечитав написанное, лучше сестры никто не побеседует. Даже если видел все спектакли и фильмы. Потому что жизнь больше работы.
P. S. Если бы тебе предложили интересную работу, такую, о какой мечтать только могла, но для этого пришлось бы не видеть близких целый год, даже по скайпу, ты бы согласилась? Даже со скайпом точно нет.
Самое лучшее событие в твоей жизни? Рождение дочери и поступление на курс к Петру Наумовичу Фоменко. Правда, в обратной хронологии.
Есть что-то, о чем не знает Ксения? Прости меня, Ксения. Да, есть.
Если бы тебе предложили сделать операцию у лучшего в мире пластического хирурга, что бы ты изменила в своей внешности? Сейчас ничего. А с возрастом… не знаю. Хочется, конечно, сказать, что просто надо уметь стареть достойно, но я не знаю, что я скажу потом.
Приходилось ли совершать такие поступки, о которых сейчас жалеешь? Конечно, как и всем. Мне кажется, люди рисуются, когда говорят: « Я ни о чем в своей жизни не жалею!» А если это на самом деле так, то мне их жалко.
Театр или, точнее, работа и жизнь равнозначные понятия? Нет, жизнь больше, чем театр или работа. Почему ты удивилась?
Расскажешь рецепт того замечательного тыквенного супа? Легко. Берешь тыкву, чистишь, режешь и заливаешь небольшим количеством воды. Можешь добавить лук, морковь и, если хочешь, для густоты картофелину. Варишь до готовности, посолив, но не переваривая, потом блендером смешиваешь со сливками. Да! Главный секрет в белых сухариках, их надо потом подать с супом.
Если бы ты родила сейчас еще ребенка, как бы отреагировала на это твоя дочь Надя, как ты думаешь? Спроси у нее. Хотя забавный вопрос, я даже не знаю. Предполагаю, была бы вся гамма чувств с ее стороны, и не только положительных.
Что такое женская мудрость, с твоей точки зрения? Да почему только женская? Думаю, что любая мудрость заключается в понимании того, что мир и любовь сильнее убеждений и принципов. Просто на словах это легко, а на деле трудно.
Что бы ты могла пожелать или посоветовать себе такого, что могла бы пожелать и посоветовать и другим женщинам? Всегда очищать на ночь лицо, как бы ни устали. А учить их жизни я не имею права.
P. S. Фотосессию┌ зная о занятости Полины┌ мы провели заранее в LOTTE HOTEL MOSCOW и сам формат съемки┌ уже привычный для читателей┌ менять не стали.
Когда деревья были большими, а проблемы маленькими, самым знаменательным событием недели в нашей семье был обязательный воскресный обед, за которым всем раздавались прозвища, как правило, в стихах веселья ради и рифмы для. К тому времени как наступало время десерта, «доставалось» всем от самого старшего, отца, до самой младшей, Полины. Судя по дружному хохоту, обеды удавались. Несмотря на сомнительную рифму.
Прошли годы, кроны деревьев стали ближе, а проблемы больше. Но, похоже, одно остается в семье Кутеповых неизменным: как только мы собираемся вместе, концентрация смеха в этой точке земного шара зашкаливает. Способность посмеяться над собой, взятая из детства, не раз выручала нас, помогая взглянуть под другим углом на внештатную ситуацию. Впрочем, надо признаться, смеяться с удовольствием мы умеем и в обычной жизни. Ниже привожу выдержки из совместного с сестрой моей Полей «чаепития». Прости меня, Полиночка, я не сказала о своем ренегатстве, материализовавшемся во включенном диктофоне.
О ГАЛЬПЕТРЕ И ДЖУЛИАННЕ МУР
ЗЛАТА КУТЕПОВА: Поля, вот тебе Джулианна Мур нравится? (После секунд молчания, потраченных на конвертацию звукового образа в зрительный, Полина утвердительно кивает, доедая шоколадную конфету.) И мне нравится. Она все же очень похожа на тебя внешне. Может, даже больше, чем Ксеня. Я всегда вздрагиваю, когда вижу ее фотографию. Особенно в цвете. Мне вообще рыжие актрисы нравятся.
ПОЛИНА КУТЕПОВА: И мне тоже. Особенно Ксения Кутепова. И в цвете, и в черно-белом варианте, и на сцене, и на экране. (Дружный смех.)
З. К. : Ну, это понятно, сестра как жена Цезаря вне всяких сомнений.
П. К. : Да нет, мне на самом деле очень нравится актриса Ксения Кутепова. Другое дело, что как сестра-близнец я понимаю, почему она в этой сцене вот так поднимает брови, вот так молчит, понимаю и жду этого. А если она не делает того, что я уже подспудно ожидаю, то восторгаюсь еще больше новой найденной реакцией, новым точным оттенком. Ну не знаю, понимаешь ли ты меня.
З. К. : Да, мне кажется, что да. А теперь представь, как я смотрю спектакли, где вы обе на сцене. Все то же самое, только в двойном размере. (Очередной взрыв хохота.)
П. К. : Именно поэтому очень переживаю за реакцию родных. Я, когда знаю, что в зале мама или ты, волнуюсь втройне. И у Ксении так же. Особенно на премьерных показах, и всегда жду потом, что вы скажете. (Улыбнувшись.) Вы ведь такие язвы!
З. К. : Да неправда! Я с абсолютным трепетом отношусь к тому, что вы делаете. Просто есть спектакли, в которые влюбляешься и можешь смотреть их по многу раз. Как, например, «Самое важное» (постановка Е. Каменьковича. З. К. ), а бывает, что только мозгом смотришь и не больше.
П. К. : А у меня там Гальпетра (персонаж спектакля. Прим. ред.). Одна из любимых ролей Ксении. Я прямо иногда кожей чувствую это удовольствие, когда смотрю на то, что она делает в «Самом важном». И всегда поражаюсь, насколько она может быть гениальной характерной актрисой.
З. К. : Думаю, что многие гламурные издания изменили бы подход как минимум к съемке вас с Ксеней, если бы видели ваши работы в театре. Меньше было бы залакированного глянца, больше живого.
П. К. : А зачем? Это же закон их жанра, он такой существует и этим живет. Как жанровое голливудское кино все должно работать именно в рамках жанра, иначе его не будут смотреть. А потом… (улыбается) мне иногда нравится смотреть на свои журнальные фотографии. Если удачные, конечно, если фотограф хороший, концепция неизбитая. А читатель, как и зритель, разный: кто-то со вниманием прочитает рецензию на новый спектакль, а кого-то больше интересует, в чем я была одета на премьере. Это не значит, что кто-то лучше или хуже, просто разные и все.
З. К. : Душа моя, да ты просто не по годам мудра.
П. К. : По годам, по годам. А то, что со временем начинаешь меньше судить и развешивать ярлыки, становишься более терпимым, так это да. Разве у тебя не так?
З. К. : Не знаю… Может, и так. С годами своя позиция, свои взгляды тоже становятся четче, оформленнее, что ли.
П. К. : Да, но одно другого не исключает.
З. К. : Кстати, о фотографиях и красоте. Один мой знакомый, очень хороший фотограф, увидел твою фотографию, такую, знаешь, чистую, без грима совсем, и восхитился. Какое, говорит, прекрасное и в то же время гуттаперчевое лицо.
(Полина отрывается от чашки, вскидывает по-кутеповски брови и через мгновение захлебывается хохотом и чаем.)
П. К. : (Откашлявшись.) Кошмар какой! Как это ужасно звучит: «гуттаперчевое лицо»! То есть я понимаю, что он хотел сказать, но звучит смешно. Хотя ты знаешь, именно эта особенность моего лица много раз мне помогала.
З. К. : Ты имеешь в виду «Пелагию»? (в сериале «Пелагия и белый бульдог» героиня внешне меняется от неприметной монахини в очечках до светской красавицы. Прим. ред.).
П. К. : Ну да, и Пелагию в том числе.
О СВЯЩЕННЫХ КОРОВАХ
З. К. : А ты не боишься не влезть в костюм, Полечка? Это, между прочим, уже третья. Или четвертая?
(Полина застывает с конфетой во рту, смотрит на меня, воплощенную ехидну, слегка исподлобья, брови опять взметываются вверх, и, наконец, она не выдерживает и хохочет.)
П. К. : Нет, не боюсь. После трех-четырех часов на сцене не то что три эти штуки, килограмм конфет сжигается, и следов не остается. А когда еще и съемки прибавляются с утра до вечера, то вообще в отрицательные величины уходишь. Диеты это для «сидячих», не для нас. Ну, во всяком случае, не для нас с Ксенией. Хотя знаешь, я подумала, на самом деле я не так много ем. И в принципе неприхотлива, вернее, терпима. Но опять-таки это скорее оттого, что во время увлеченности работой, процессом просто иногда бывает не до еды. Отъедаюсь в редких промежутках, когда нет съемок и есть короткий отдых между спектаклями в несколько дней.
З. К. : Ну и отсыпаешься ведь тоже, да?
П. К. : О, это да! Ты же знаешь, сон «священная корова» сестер Кутеповых. Чувствую себя, когда не выспалась, ужасно. Для меня сон это все: и здоровье, и красота, и мир в семье, и настроение. К нашему с Ксенией сну вообще все относятся с большим пиететом. А у актеров проблемы со сном, бессонница не редкость. Это как профессиональное заболевание, только никто не выдает молоко за вредность. Если ты работаешь на сцене, я имею в виду, работаешь по-настоящему, то затормозить потом этот маховик очень сложно.
З. К. : То есть сегодня ты выспалась? Смеешься, болтаешь вот тут со мной.
П. К. : Выспалась, но устала. Но устать лучше, чем не выспаться. Просто я сегодня ездила на запись читала в тон-студии шесть часов подряд для аудиокниги.
З. К. : Полина, но зачем? Ведь денег это больших не приносит по сравнению со съемками, например, а времени и сил отнимает, как я вижу, много…
П. К. : Ну, во-первых, это интересно. Знаешь, иногда такие любопытные или необычные с творческой точки зрения проекты предлагают, что невозможно отказаться. Да и хочется себя в новых каких-то форматах попробовать. Невозможно же все гонораром мерить. Вот ты меня недавно спросила, зачем я на те (мы обсуждали с Полиной одно не самое привлекательное с профессиональной точки зрения, но хорошо оплачиваемое предложение. З. К. ) съемки согласилась. Так ведь и для того, чтобы потом позволить себе интересную запись на радио, или малобюджетный фильм, или еще какой-то проект. И я не одна, так многие актеры поступают. И не только в России, но и европейские и голливудские актеры тоже.
З. К. : А потом еще как хорошо, когда, например, только голосом работаешь: костюм не надеваешь, гримироваться не надо…
П. К. : (Смеется.) Точно-точно. Хотя вот ты смеешься, а знаешь, как лицо устает от грима. Я думаю, актрисы меньше всех других женщин в обычной жизни косметикой пользуются, а уж тоном вообще. Просто каждая старается дать коже подышать, восстановиться. А у рыжих кожа в принципе тонкая, с ней приходится очень бережно обращаться.
З. К. : Учитывая еще нашу московскую воду, после которой все стягивает и сохнет, как в пустыне…
П. К. : А я уже давно свела к минимуму общение своего лица с водопроводной водой. Либо отфильтрованная, либо, что еще лучше, минеральная, ну еще можно остывшую кипяченую. И стараюсь почти не загорать. Летом на солнце длинный рукав и шляпа или бейсболка и очки. И тебе настоятельно рекомендую. Все-таки кожа очень быстро стареет от солнца.
З. К. : Да? А с мешками под глазами как борешься? Они ведь у всех есть, просто для актрисы это как-то насущнее.
П. К. : Новых рецептов, по-моему, еще никто особо не изобрел: на ночь жидкости не пить и высыпаться.
З. К. : Ну, про сон уже слышали, знаем (посмеиваюсь я), а вот что касается новых рецептов: ты мазь от геморроя уже пробовала? (Обеим понятно, что сейчас грянет взрыв, что перед очередной лавиной хохота остались секунды и сдерживает ее только одно: Полина еще не успела разгадать, в чем подвох. Кто раскололся первой, я не помню.) Ну что ты смеешься, я же серьезно (вытираю я слезы). Половина ведущих в Останкино пользуются этим средством в бесконечной борьбе с мешками под глазами. Для них, знаешь ли, это несмешно, им каждый день в эфир.
П. К. : Нет, про такой рецепт впервые слышу. И что, работает?
З. К. : Говорят, работает. Лучше любого лифтингового крема.
П. К. : Ну, с этими кремами с лифтинг-эффектом, я считаю, все же надо быть очень осторожными, стараться начинать ими пользоваться как можно позднее, я имею в виду возраст. Все-таки эффект привыкания никто не отменял.
З. К. : М-да… (Ощупываю я свое лицо, пытаясь заглянуть в зеркало.)
П. К. : Да нет, ты сегодня неплохо выглядишь. Это у тебя лифтинговый крем или мазь от геморроя? (Вот так в семье Кутеповых любая шутка с легкостью может вернуться к тебе бумерангом.)
О ПОРОСЯТАХ И БУДУЩИХ ДВОРНИКАХ
З. К. : Скажи мне, дорогая, а ты так и не пробовала повторить подвиг 15-летней давности приготовить вареники с вишней? (Евгений Каменькович, известный режиссер, профессор РАТИ и по совместительству муж Полины, родом из славного града Киева. Понятно, что любовь к вареникам с вишней у него предопределена от рождения. Так вот, находясь в ожидании их будущей дочери, моя сестра совершила, на наш с Ксенией взгляд, почти героический поступок: своими руками замесила тесто, приготовила начинку и накормила в результате мужа и гостей настоящими, не покупными варениками с вишней. Ни я, ни Ксения, честно признаемся, никогда ни на что подобное не сподвиглись.)
П. К. : Нет, и думаю, что я еще не скоро решусь на это. Зато я запекала поросенка в сметане и делала утку, фаршированную яблоками. А вот вареники… Разве что когда в преклонном возрасте стану благостной старушкой в белом чепце и захочу побаловать внуков. (Образ Полины в чепце, окруженной выводком сорванцов, рассмешил нас обеих. )
З. К. : Интересно, а Женя осознает, что ему досталась жемчужина, нет, алмаз «Орлов» семьи Кутеповых?
П. К. : Женя? Ну не знаю, не знаю… Полагаю, когда ел поросенка, осознавал про алмаз, а когда с совместной репетиции очередного спектакля едет домой, думает, что этот алмаз огранить бы, чтобы не спорил до хрипоты.
НАДЯ: (Дочь Полины и Евгения Каменьковича, моя старшая племянница, заглядывает к нам.) У вас тут что, комната смеха? Вы так хохочете, что абсолютно невозможно заниматься, вы меня отвлекаете, мне же тоже хочется чая и посмеяться! А я не могу, мне надо физику доделать.
(Мы с Полиной делаем серьезные лица, извиняемся и переходим на полушепот.)
З. К. : Ты представляешь, что через пять лет Наде будет столько же, сколько тебе в начале съемок в «Насте» у Данелии? Кстати, она вам уже сообщила, что вроде бы не против заняться тем же ремеслом? На тот момент, когда она говорила об этом мне, родителей, по ее выражению, она еще этим не пугала.
П. К. : Да-да, я уже в курсе. Что, конечно, противоречит всем ее заверениям, что «в актрисы ни-ни, на худой конец в режиссеры, но и это только в крайнем случае».
З. К. : Ну, либо крайний случай настал, либо…
П. К. : Либо, надеюсь, ветер наших желаний переменится. Недавно она ездила со мной на съемки на пару дней, ей предложили маленькую роль дочери моей героини, и я дала согласие на это в надежде, что понюхает и поймет, как все это непросто и сколько сил нужно. И тогда я почти с удовлетворением видела ее недовольное лицо наутро, когда пришлось вставать чуть ли не затемно холодно, противно и ехать в не очень комфортных условиях. И я Наде тогда сказала: «А теперь представь, что это может быть каждый день?» А вообще она, когда ей надоедают вопросами о будущей профессии, отвечает, что собирается стать дворником.
З. К. : Прекрасно, нам очень нужны дворники со знанием японского, английского и французского языков. Правда, с этим она опоздала лет на 25-30, эпоха дворников-бродских закончилась. Батеньки, какие у тебя красивые серьги! Наклонись, я взгляну.
П. К. : А это видела? (Поля приподнимает волосы. Ну уши, и что? Смеется и приближает левое ухо практически к моим глазам. Теперь отчетливо видна вторая дырка.) Надя решила проколоть себе вторые дырки, ну и мне пришлось. Надо было поддержать.
З. К. : Понимаю…
П. К. : (Смеется.) Нет, не понимаешь. Поймешь, когда твоя дорастет до переходного возраста.
З. К. : Что, тяжко?
П. К. : Да, забавный период. Я, честно говоря, думала уже, что нас чаша сия миновала и мы так, по касательной, прошлись мимо сложностей, которые обычно бывают у подростков. А теперь думаю, что все только начинается.
З. К. : Не гневи Бога, Поля. Надя у нас, прости, у тебя золото, а не ребенок. Во всяком случае, на фоне других в этом возрасте.
П. К. : Не знаю, не знаю. Фыркает, обижается… (Поля вздыхает, уходя по кутеповской привычке глубоко в себя.)
З. К. : Ну конечно, если проблемами характера считать гиперответственность и страсть к учебе, то тогда, конечно, ты несчастная мать.
П. К. : (Расхохотавшись.) Да, кошмар! Я думаю, это у нее от Жени. Женя такой же ответственный и обязательный. Хотя я не помню, чтобы и тезка ее и по совместительству бабушка наша Надежда Николаевна куда-нибудь хоть раз опоздала или не сделала того, что обещала.
З. К. : Да уж, это точно. Кстати, признайся, ты ведь на это и надеялась, когда Надю в честь мамы называла?
П. К. : (Смеется.) Точно-точно. Расчет оправдался.
Конечно, подумала я, перечитав написанное, лучше сестры никто не побеседует. Даже если видел все спектакли и фильмы. Потому что жизнь больше работы.
P. S. Если бы тебе предложили интересную работу, такую, о какой мечтать только могла, но для этого пришлось бы не видеть близких целый год, даже по скайпу, ты бы согласилась? Даже со скайпом точно нет.
Самое лучшее событие в твоей жизни? Рождение дочери и поступление на курс к Петру Наумовичу Фоменко. Правда, в обратной хронологии.
Есть что-то, о чем не знает Ксения? Прости меня, Ксения. Да, есть.
Если бы тебе предложили сделать операцию у лучшего в мире пластического хирурга, что бы ты изменила в своей внешности? Сейчас ничего. А с возрастом… не знаю. Хочется, конечно, сказать, что просто надо уметь стареть достойно, но я не знаю, что я скажу потом.
Приходилось ли совершать такие поступки, о которых сейчас жалеешь? Конечно, как и всем. Мне кажется, люди рисуются, когда говорят: « Я ни о чем в своей жизни не жалею!» А если это на самом деле так, то мне их жалко.
Театр или, точнее, работа и жизнь равнозначные понятия? Нет, жизнь больше, чем театр или работа. Почему ты удивилась?
Расскажешь рецепт того замечательного тыквенного супа? Легко. Берешь тыкву, чистишь, режешь и заливаешь небольшим количеством воды. Можешь добавить лук, морковь и, если хочешь, для густоты картофелину. Варишь до готовности, посолив, но не переваривая, потом блендером смешиваешь со сливками. Да! Главный секрет в белых сухариках, их надо потом подать с супом.
Если бы ты родила сейчас еще ребенка, как бы отреагировала на это твоя дочь Надя, как ты думаешь? Спроси у нее. Хотя забавный вопрос, я даже не знаю. Предполагаю, была бы вся гамма чувств с ее стороны, и не только положительных.
Что такое женская мудрость, с твоей точки зрения? Да почему только женская? Думаю, что любая мудрость заключается в понимании того, что мир и любовь сильнее убеждений и принципов. Просто на словах это легко, а на деле трудно.
Что бы ты могла пожелать или посоветовать себе такого, что могла бы пожелать и посоветовать и другим женщинам? Всегда очищать на ночь лицо, как бы ни устали. А учить их жизни я не имею права.
«Красота и здоровье», 12.2011
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,