Продолжения следуют
Чеховский микст у Петра Фоменко
НА ПОДМОСТКАХ «МАСТЕРСКОЙ ПЕТРА ФОМЕНКО» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА НЕОБЫЧНОГО СПЕКТАКЛЯ. ЗРИТЕЛЯМ ПРЕДЛОЖИЛИ ВЗГЛЯНУТЬ НА ЧЕХОВСКИХ ГЕРОЕВ ГЛАЗАМИ ИРЛАНДСКОГО ДРАМАТУРГА И ПРЕДСТАВИТЬ, КАК СЛОЖИЛИСЬ БЫ СУДЬБЫ ПЕРСОНАЖЕЙ «ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ». ФАНТАСМАГОРИЯ «ПОСЛЕ ЗАНАВЕСА» ЗАВОРАЖИВАЕТ СМЕЛОСТЬЮ РЕЖИССЕРСКИХ И АКТЕРСКИХ НАХОДОК. ЭТО СВОЕГО РОДА ТЕАТР В ТЕАТРЕ, КОТОРЫЙ ПОДЧАС ОКАЗЫВАЕТСЯ ДОСТОВЕРНЕЕ САМОЙ ЖИЗНИ.
Постановка Евгения Каменьковича объединила две одноактные пьесы шутку А. П. Чехова «Медведь» и «игру воображения» ирландца Брайана Фрила «После занавеса», сочинившего продолжение биографий Сони Серебряковой из «Дяди Вани» и Андрея Прозорова из «Трех сестер». На первый взгляд, между частями спектакля нет ничего общего. Сначала яркий и бурный спор, после антракта тихая беседа, построенная на полутонах. Но столь контрастные истории режиссер мастерски переработал в увлекательное размышление о странностях любви и силе искусства.
НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ
События чеховского «Медведя» разыгрываются жарким летним днем. При этом колоритный слуга Лука (его роль исполняет Никита Тюнин) зажигает свечи вдоль темной рампы, словно устраивая театр в театре. Перевоплощения актеров с легкостью переводят действие из одной реальности в другую, отчего самые невероятные сюжетные повороты выглядят на сцене правдоподобно и естественно.
В феерическое представление превращается вроде бы «житейское дело» о невыплаченном долге. Вдовушка Попова и ее сосед Смирнов не уступают друг другу даже под страхом смерти. В ход идут и прямой шантаж, и хитрости, и потешные трюки. Актерский дуэт Натальи Курдюбовой и Евгения Цыганова играет на преувеличениях, усиливая нелепость ситуации.
Столкновение противоположностей грозит катастрофой. Она кипучая, страстная, непреклонная, цельная натура. Он - мягкотелый, нерешительный и занудный нытик.
Несмотря на кажущуюся слабохарактерность, персонаж Евгения Цыганова своего не упустит, даже если придется напиться вдрызг, висеть вниз головой и драться не на жизнь, а на смерть. Когда страсти накалятся, нытик мгновенно превратится в расчетливого циника, знающего толк в оружии и искусстве стрельбы. Его соперница также не намерена сдаваться. Упрямая фурия стараниями костюмера Виктории Севрюковой мгновенно преображается в изысканную модницу умопомрачительная шляпка и талия «в рюмочку» разят не хуже любого оружия. И уже неудивительно, что лихая дуэль завершается своеобразным свадебным па-де-де и пантомимой о будущей счастливой жизни супругов.
Фантасмагория по чеховскому «Медведю» отдает дань изобразительному искусству. Попова экстравагантная, эмансипированная дама эпохи модерна.
По версии Евгения Каменьковича, она не помещица, а независимая женщина, скульптор-авангардист.
Живописно развевающийся балахон, связанный в стиле crazy, взлохмаченные волосы, вдохновенный взгляд… По всему видно, что эта особа изнурена не столько трауром, сколько муками творчества.
Героиня сосредоточенно лепит гигантский памятник умершему мужу, но не просто месит глину, уточняет детали, а погружается в настоящий магический ритуал. Новый этап работы повод для колдовского танца (острый хореографический рисунок сочинила Алла Сигалова). Наверняка цель этого шаманского ритуала не только соорудить портрет, но и оживить его, вернув с того света почившего муженька.
В гротескных и броских манерах Натальи Курдюбовой сквозит насмешка актрисы над кипучими страстями вдовушки, ведь увлекающаяся натура совсем скоро найдет другое «сокровище» для обожания.
В начале спектакля ничто не намекает на нарушение творческого уединения Поповой. Но пройдет меньше часа сценического времени, и ее прежние идеалы рухнут так же эффектно, как и деревянная постройка в центре сцены. Дощатый павильон, со всех сторон увешанный полотнищами, на протяжении всего действия интригует зрителей, скрывая нечто объемное и загадочное. Стены обрушатся в самый разгар бурного спектакля, представив великий и ужасный арт-объект Поповой. Явление этого нелепого кукольного великана, уморительно смешное в своей неожиданности, способно затмить самые эффектные трюки спектакля.
Остроумные режиссерские находки Евгения Каменьковича, гиперболы и театральные каламбуры акцентируют внимание на сюжетных поворотах пьесы «Медведь». Такой резкий и жесткий Чехов может шокировать тех, кто привык воспринимать хрестоматийный водевиль в ключе замечательного фильма с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской. Но спектакль «Мастерской Петра Фоменко» протягивает связующие нити не к тонкой психологии поздних пьес великого драматурга, а к юмористическим рассказам раннего Чехова, лихого и острого Антоши Чехонте периода «Осколков» и «Будильника».
ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Слепящий свет усиливает тени, и после бурлеска «Медведя» неторопливый разговор Сони Серебряковой и Андрея Прозорова резко меняет настроение в зале. Соня и Андрей не раз виделись в привокзальном кафе, но долго не решались познакомиться.
Однажды разговорились, удивились тому, как много у них общего. Но встреча ничем не закончилась… Подобная печальная ситуация могла бы стать темой психологического исследования или сюжетом лирической мелодрамы. Но ирландский драматург Брайан Фрил воспользовался историей неловкого знакомства для литературной игры. По замыслу Фрила, большого поклонника творчества Чехова, деликатная, ангелоподобная женщина без возраста вполне может оказаться Соней Серебряковой из «Дяди Вани», а интеллигентный, застенчивый мужчина лет сорока Андреем Прозоровым из «Трех сестер».
В новой истории встретились персонажи разных пьес, но со схожими характерами.
Придумывать, в кого по прошествии 20 лет превратились кроткие терпеливые неудачники, гораздо заманчивее, чем домысливать биографии более ярких героев. У Чехова Андрей и Соня персонажи второго плана, свидетели личных драм главных героев пьес. Но именно им суждено рассказать, что выпало на долю персонажей «После занавеса».
По версии Брайана Фрила, судьба обошлась с ними жестоко. Дядя Ваня умер 19 лет назад, ушел из жизни и Сонин отец, профессор Серебряков. Елена Андреевна вышла за Астрова, но в России почти не бывает: гастрольная жизнь блестящей пианистки переносит ее из Парижа в Лондон, из Рима в Женеву. Астров безнадежно спивается, но Соня по-прежнему его любит.
Хроника семьи Прозоровых еще безрадостнее.
Маша застрелилась из-за безответной любви к Вершинину. Ирине и Ольге уже под пятьдесят, а счастья все нет. Наташа бросила Андрея и ушла к Протопопову. Чеховские многоточия превратились в жирные точки над i.
Однако на сцене этот сценарий воплощен в сюрреалистической манере. Актеры Полина Кутепова и Никита Зверев показывают сразу несколько планов: развивая характеры своих тонких, интеллигентных героев, они мастерски продолжают игру в театр, начатую в первом действии постановки.
Ажурная стена разделяет сцену на два противоположных мира (художники спектакля Владимир Максимов, Валентина Останькович, Филипп Виноградов). За полутемным и убогим вокзальным залом отчетливо просматривается меняющееся по воле режиссера бесконечное пространство.
Для Сони и Андрея территория за стеной своеобразное зазеркалье, где можно быть свободным от предрассудков и комплексов. С детской непосредственностью и раскованностью они играют в оперу, поют под фонограмму дуэтом, нисколько не стесняясь открыто демонстрировать свои чувства.
Фрагмент из «Богемы» возникает не случайно.
Андрей Прозоров представляется музыкантом из оркестра Большого театра и приглашает Соню на премьеру оперы Пуччини (Брайан Фрил превратил в профессию увлечение чеховского Андрея игрой на скрипке). Но вскоре Соня услышит от собеседника совсем другую историю. Андрей играет на улице, живет подаянием. Сын Бобик сидит в тюрьме, и, чтобы его навещать, приходится приезжать в Москву из родного Таганрога. Фрил стремится всячески развеять сомнения в том, что Андрей лжет, приукрашивая судьбу. Но Соня не хочет верить в неприятные подробности, прерывая тяжелые откровения криком: «Все, хватит!» Жизнь Сони тоже могла бы сложиться иначе. Сначала она излагает версию о своем благополучии: жизнь в усадьбе налаживается, Михаил Львович Астров во всем помогает. Затем сама себе противоречит, рассказывая о нависшей угрозе лишиться родового имения. Печальному сценарию есть и документальное подтверждение. В какой-то момент из громоздкого потертого портфеля Соня вынимает бумаги и посвящает Андрея в перипетии непростых взаимоотношений с Наркомземом. Тем не менее герои Полины Кутеповой и Никиты Зверева не принимают однозначных выводов ирландского драматурга светлые, теплые краски в их игре заметно преобладают над мрачными тонами, нагнетаемыми Фрилом. Не исключено, что их герои лгут, рассказывая о выпавших на их долю испытаниях, а перечисляя успехи, остаются самими собой. Но в действие резким контрастом вторгаются кадры кинохроники: демонстрации, грандиозные стройки, великие свершения… История неумолима.
Чеховским героям сложно приспособиться к суровой послереволюционной действительности. А Соня и Андрей не из тех, кто готов ходить строем, и им непросто жить в такое время.
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС
Неряшливая развязная баба нехотя забирает тарелки, презрительно усмехаясь в сторону притихших собеседников. Медуза Горгона, как зовет ее Соня, оказывается еще и лихой пианисткой, напоминающей героиню Фаины Раневской из фильма «Александр Пархоменко». Дмитрий Захаров утрирует грубые манеры «мастерицы на все руки». Рядом с ней хрупкая, женственная Соня кажется существом эфемерным, а подчеркнуто интеллигентный Андрей благородным принцем. И даже бутылка водки, в какой-то момент возникшая в руках Сони, не выглядит вульгарно. Кутепова превращает выпивку в полудетскую клоунаду. В пародийной сцене актриса оспаривает Фрила, сильно сомневаясь, что чеховская героиня, терпеливая труженица и истинная христианка, могла бы превратиться в алкоголичку. Соня Полины Кутеповой верна своим давним идеалам, своей девичьей привязанности к Астрову и не хочет ничего менять. Актриса явно любит свою героиню и очень ей сочувствует. Столь же искренен по отношению к Андрею Прозорову и Никита Зверев. Актер перевоплощается в слабого, неприкаянного человека, оказавшегося никому не нужным.
Именно поэтому ни к чему не обязывающая беседа с женщиной, близкой ему по духу, заканчивается ничем. Соня исчезает «за занавесом», Андрей остается у буфетного столика на вокзале, символизирующего здесь вечную неустроенность.
Шум отходящего поезда перебивает душераздирающий романс. Медуза Горгона разудало исполняет на фортепиано «О, если б мог выразить в звуке», злорадствуя над разбитыми надеждами и несбывшимися мечтами героев спектакля. Эта же музыка, но в исполнении Шаляпина, звучала в водевиле «Медведь», когда слуга Лука, очень точно сыгранный Никитой Тюниным, завел граммофонную пластинку, «озвучивая» страдания своей безутешной барыни.
Жестокий романс возвеличивает балаганный бурлеск «Медведя» и сбивает сентиментальный настрой «После занавеса». Музыка объединяет разноплановые жанры, наводит на мысль, что театр порой оказывается достовернее самой жизни.
Постановка Евгения Каменьковича объединила две одноактные пьесы шутку А. П. Чехова «Медведь» и «игру воображения» ирландца Брайана Фрила «После занавеса», сочинившего продолжение биографий Сони Серебряковой из «Дяди Вани» и Андрея Прозорова из «Трех сестер». На первый взгляд, между частями спектакля нет ничего общего. Сначала яркий и бурный спор, после антракта тихая беседа, построенная на полутонах. Но столь контрастные истории режиссер мастерски переработал в увлекательное размышление о странностях любви и силе искусства.
НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ
События чеховского «Медведя» разыгрываются жарким летним днем. При этом колоритный слуга Лука (его роль исполняет Никита Тюнин) зажигает свечи вдоль темной рампы, словно устраивая театр в театре. Перевоплощения актеров с легкостью переводят действие из одной реальности в другую, отчего самые невероятные сюжетные повороты выглядят на сцене правдоподобно и естественно.
В феерическое представление превращается вроде бы «житейское дело» о невыплаченном долге. Вдовушка Попова и ее сосед Смирнов не уступают друг другу даже под страхом смерти. В ход идут и прямой шантаж, и хитрости, и потешные трюки. Актерский дуэт Натальи Курдюбовой и Евгения Цыганова играет на преувеличениях, усиливая нелепость ситуации.
Столкновение противоположностей грозит катастрофой. Она кипучая, страстная, непреклонная, цельная натура. Он - мягкотелый, нерешительный и занудный нытик.
Несмотря на кажущуюся слабохарактерность, персонаж Евгения Цыганова своего не упустит, даже если придется напиться вдрызг, висеть вниз головой и драться не на жизнь, а на смерть. Когда страсти накалятся, нытик мгновенно превратится в расчетливого циника, знающего толк в оружии и искусстве стрельбы. Его соперница также не намерена сдаваться. Упрямая фурия стараниями костюмера Виктории Севрюковой мгновенно преображается в изысканную модницу умопомрачительная шляпка и талия «в рюмочку» разят не хуже любого оружия. И уже неудивительно, что лихая дуэль завершается своеобразным свадебным па-де-де и пантомимой о будущей счастливой жизни супругов.
Фантасмагория по чеховскому «Медведю» отдает дань изобразительному искусству. Попова экстравагантная, эмансипированная дама эпохи модерна.
По версии Евгения Каменьковича, она не помещица, а независимая женщина, скульптор-авангардист.
Живописно развевающийся балахон, связанный в стиле crazy, взлохмаченные волосы, вдохновенный взгляд… По всему видно, что эта особа изнурена не столько трауром, сколько муками творчества.
Героиня сосредоточенно лепит гигантский памятник умершему мужу, но не просто месит глину, уточняет детали, а погружается в настоящий магический ритуал. Новый этап работы повод для колдовского танца (острый хореографический рисунок сочинила Алла Сигалова). Наверняка цель этого шаманского ритуала не только соорудить портрет, но и оживить его, вернув с того света почившего муженька.
В гротескных и броских манерах Натальи Курдюбовой сквозит насмешка актрисы над кипучими страстями вдовушки, ведь увлекающаяся натура совсем скоро найдет другое «сокровище» для обожания.
В начале спектакля ничто не намекает на нарушение творческого уединения Поповой. Но пройдет меньше часа сценического времени, и ее прежние идеалы рухнут так же эффектно, как и деревянная постройка в центре сцены. Дощатый павильон, со всех сторон увешанный полотнищами, на протяжении всего действия интригует зрителей, скрывая нечто объемное и загадочное. Стены обрушатся в самый разгар бурного спектакля, представив великий и ужасный арт-объект Поповой. Явление этого нелепого кукольного великана, уморительно смешное в своей неожиданности, способно затмить самые эффектные трюки спектакля.
Остроумные режиссерские находки Евгения Каменьковича, гиперболы и театральные каламбуры акцентируют внимание на сюжетных поворотах пьесы «Медведь». Такой резкий и жесткий Чехов может шокировать тех, кто привык воспринимать хрестоматийный водевиль в ключе замечательного фильма с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской. Но спектакль «Мастерской Петра Фоменко» протягивает связующие нити не к тонкой психологии поздних пьес великого драматурга, а к юмористическим рассказам раннего Чехова, лихого и острого Антоши Чехонте периода «Осколков» и «Будильника».
ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Слепящий свет усиливает тени, и после бурлеска «Медведя» неторопливый разговор Сони Серебряковой и Андрея Прозорова резко меняет настроение в зале. Соня и Андрей не раз виделись в привокзальном кафе, но долго не решались познакомиться.
Однажды разговорились, удивились тому, как много у них общего. Но встреча ничем не закончилась… Подобная печальная ситуация могла бы стать темой психологического исследования или сюжетом лирической мелодрамы. Но ирландский драматург Брайан Фрил воспользовался историей неловкого знакомства для литературной игры. По замыслу Фрила, большого поклонника творчества Чехова, деликатная, ангелоподобная женщина без возраста вполне может оказаться Соней Серебряковой из «Дяди Вани», а интеллигентный, застенчивый мужчина лет сорока Андреем Прозоровым из «Трех сестер».
В новой истории встретились персонажи разных пьес, но со схожими характерами.
Придумывать, в кого по прошествии 20 лет превратились кроткие терпеливые неудачники, гораздо заманчивее, чем домысливать биографии более ярких героев. У Чехова Андрей и Соня персонажи второго плана, свидетели личных драм главных героев пьес. Но именно им суждено рассказать, что выпало на долю персонажей «После занавеса».
По версии Брайана Фрила, судьба обошлась с ними жестоко. Дядя Ваня умер 19 лет назад, ушел из жизни и Сонин отец, профессор Серебряков. Елена Андреевна вышла за Астрова, но в России почти не бывает: гастрольная жизнь блестящей пианистки переносит ее из Парижа в Лондон, из Рима в Женеву. Астров безнадежно спивается, но Соня по-прежнему его любит.
Хроника семьи Прозоровых еще безрадостнее.
Маша застрелилась из-за безответной любви к Вершинину. Ирине и Ольге уже под пятьдесят, а счастья все нет. Наташа бросила Андрея и ушла к Протопопову. Чеховские многоточия превратились в жирные точки над i.
Однако на сцене этот сценарий воплощен в сюрреалистической манере. Актеры Полина Кутепова и Никита Зверев показывают сразу несколько планов: развивая характеры своих тонких, интеллигентных героев, они мастерски продолжают игру в театр, начатую в первом действии постановки.
Ажурная стена разделяет сцену на два противоположных мира (художники спектакля Владимир Максимов, Валентина Останькович, Филипп Виноградов). За полутемным и убогим вокзальным залом отчетливо просматривается меняющееся по воле режиссера бесконечное пространство.
Для Сони и Андрея территория за стеной своеобразное зазеркалье, где можно быть свободным от предрассудков и комплексов. С детской непосредственностью и раскованностью они играют в оперу, поют под фонограмму дуэтом, нисколько не стесняясь открыто демонстрировать свои чувства.
Фрагмент из «Богемы» возникает не случайно.
Андрей Прозоров представляется музыкантом из оркестра Большого театра и приглашает Соню на премьеру оперы Пуччини (Брайан Фрил превратил в профессию увлечение чеховского Андрея игрой на скрипке). Но вскоре Соня услышит от собеседника совсем другую историю. Андрей играет на улице, живет подаянием. Сын Бобик сидит в тюрьме, и, чтобы его навещать, приходится приезжать в Москву из родного Таганрога. Фрил стремится всячески развеять сомнения в том, что Андрей лжет, приукрашивая судьбу. Но Соня не хочет верить в неприятные подробности, прерывая тяжелые откровения криком: «Все, хватит!» Жизнь Сони тоже могла бы сложиться иначе. Сначала она излагает версию о своем благополучии: жизнь в усадьбе налаживается, Михаил Львович Астров во всем помогает. Затем сама себе противоречит, рассказывая о нависшей угрозе лишиться родового имения. Печальному сценарию есть и документальное подтверждение. В какой-то момент из громоздкого потертого портфеля Соня вынимает бумаги и посвящает Андрея в перипетии непростых взаимоотношений с Наркомземом. Тем не менее герои Полины Кутеповой и Никиты Зверева не принимают однозначных выводов ирландского драматурга светлые, теплые краски в их игре заметно преобладают над мрачными тонами, нагнетаемыми Фрилом. Не исключено, что их герои лгут, рассказывая о выпавших на их долю испытаниях, а перечисляя успехи, остаются самими собой. Но в действие резким контрастом вторгаются кадры кинохроники: демонстрации, грандиозные стройки, великие свершения… История неумолима.
Чеховским героям сложно приспособиться к суровой послереволюционной действительности. А Соня и Андрей не из тех, кто готов ходить строем, и им непросто жить в такое время.
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС
Неряшливая развязная баба нехотя забирает тарелки, презрительно усмехаясь в сторону притихших собеседников. Медуза Горгона, как зовет ее Соня, оказывается еще и лихой пианисткой, напоминающей героиню Фаины Раневской из фильма «Александр Пархоменко». Дмитрий Захаров утрирует грубые манеры «мастерицы на все руки». Рядом с ней хрупкая, женственная Соня кажется существом эфемерным, а подчеркнуто интеллигентный Андрей благородным принцем. И даже бутылка водки, в какой-то момент возникшая в руках Сони, не выглядит вульгарно. Кутепова превращает выпивку в полудетскую клоунаду. В пародийной сцене актриса оспаривает Фрила, сильно сомневаясь, что чеховская героиня, терпеливая труженица и истинная христианка, могла бы превратиться в алкоголичку. Соня Полины Кутеповой верна своим давним идеалам, своей девичьей привязанности к Астрову и не хочет ничего менять. Актриса явно любит свою героиню и очень ей сочувствует. Столь же искренен по отношению к Андрею Прозорову и Никита Зверев. Актер перевоплощается в слабого, неприкаянного человека, оказавшегося никому не нужным.
Именно поэтому ни к чему не обязывающая беседа с женщиной, близкой ему по духу, заканчивается ничем. Соня исчезает «за занавесом», Андрей остается у буфетного столика на вокзале, символизирующего здесь вечную неустроенность.
Шум отходящего поезда перебивает душераздирающий романс. Медуза Горгона разудало исполняет на фортепиано «О, если б мог выразить в звуке», злорадствуя над разбитыми надеждами и несбывшимися мечтами героев спектакля. Эта же музыка, но в исполнении Шаляпина, звучала в водевиле «Медведь», когда слуга Лука, очень точно сыгранный Никитой Тюниным, завел граммофонную пластинку, «озвучивая» страдания своей безутешной барыни.
Жестокий романс возвеличивает балаганный бурлеск «Медведя» и сбивает сентиментальный настрой «После занавеса». Музыка объединяет разноплановые жанры, наводит на мысль, что театр порой оказывается достовернее самой жизни.
Елена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,