Полина Кутепова крутит носом
Евгений Каменькович, режиссер театра «Мастерская Петра Фоменко»: «У нас очень начитанный театр!»
Юбилейный, 20-й сезон, в Мастерской встречают без Мастера, Петра Наумовича Фоменко. Первая премьера сезона 11 сентября, спектакль Евгения Каменьковича по роману Владимира Набокова «Дар». Накануне премьеры корреспондент VTBrussia.ru задал несколько вопросов режиссеру.
Евгений Борисович, почему Набоков? Вы ╜- мастер по работе с трудными текстами, Шишкина, Джойса. Их не то чтобы инсценировать, читать почти невозможно. И вот еще один крепкий орешек Набоков.
Мы очень давно к нему подбирались. С юности, c институтских времен существует круг чтения, пополненный общением с Фоменко и со всеми нашими. У нас театр очень читающий, и нам с каждым разом все сложнее подбирать тему для дальнейшего спектакля. Тема «Дара» мне кажется невероятно созвучной нашему времени. Сейчас такая ситуация, когда выясняется вопрос: можно ли тобой манипулировать и что ты можешь сделать в ответ. Мне кажется, самое прекрасное в «Даре» то, что его герой каким-то образом умудряется оказывать сопротивление среде. Это абсолютно отдельный человек, очень одинокий, и свой дар он для чего-то бережет. Возможно, сам не зная для чего. И вдруг выстреливает. Вот эта тема противостояния настроениям толпы и большинства в «Даре» мне кажется очень важной. За роман о Чернышевском автора подвергают остракизму его коллеги, товарищи, люди не последние, а посвященные.
Тема Чернышевского у вас звучит еще и в предыдущей работе, в названии спектакля «Русский человек на rengez-vous».
Ну это полное хулиганство. И хулиганство прежде всего со стороны Петра Наумовича. Он дал нашему спектаклю, поставленному по «Вешним водам» Тургенева, название критической статьи Чернышевского, рецензии на тургеневскую «Асю». У нас были «Вешние воды» и «Вешние воды», чего тут думать. А Петр Наумович припомнил работу Чернышевского. Мы все ее когда-то, конечно, читали, но совершенно не обратили внимания. И сейчас, мне кажется, зрителям эта игра очень нравится, они теперь и статью Чернышевского читают. Сейчас, когда мы все сильно углубились в «Дар», становится понятно, что это была сильная провокация со стороны Петра Наумовича. Петр Наумович успел наш «Дар» принять, высказать замечания. Фоменко взял свой острый карандашик, и, мне кажется, что внимательно «Дар» он только начал читать. Очень жалко, что теперь мы уже не услышим его замечаний. Когда Петр Наумович принимал работы, то подробный разговор о спектакле только начинался. В этой связи у меня есть такая привычка: в старые добрые времена, когда Петр Наумович принимал работы, он никогда ничего не запрещал, но делал некие замечания, и я - этим очень горжусь эти замечания внимательно выписывал, и когда он смотрел в следующий раз, я объяснял: эти пункты реально сделать, а эти пункты нереально сделать. Мы спорили, Петр Наумович много смеялся и часто восклицал по поводу своих замечаний: «Я этого не говорил!» Сейчас, к сожалению, мы не можем ставить такие длинные спектакли, как «Улисс», мы играем не пять глав «Дара», а только четыре. А пятую главу, жизнь Н. Г. Чернышевского, мы будем продавать в виде программки. Я уж не знаю, успеют ли зрители прочитать в антракте, предпочтут ли нашу программку буфету или нет. Или просто выбросят, как это часто делается
Но очень многие собирают театральные программки!
Я тоже собираю театральные программки. Поэтому я очень надеюсь, что главу прочтут, потому что без понимания художественной резкости четвертой главы, нельзя понять «Дара».
Чтобы работать над такими сложными текстами, нужно текст полюбить? И критику не признавать?
Нет, неправда. Мы про Набокова прочитали уже, кажется, все. Даже не знаю, помогало нам это или нет. Скорее, помогало. Надо сказать, что вся гигантская литература, которая написана на русском и английском, доступным нам языках, она критическая, литературоведческая. И она помощи в создании театрального произведения дает мало. Но, тем не менее, когда ты знаешь, легче работается Хотя, когда мои студенты на режиссерском факультете спрашивают: «А вы уверены, что надо все вокруг читать?», я им отвечаю, что не уверен. Все равно же, как ты создашь образ. Может быть, ты его создашь, ничего не читая, и образ будет парадоксальным. Это вопрос отдан на откуп каждому конкретному режиссеру. В Мастерской все читают все вокруг и, может быть, даже с избытком.
В спектакле заняты стажеры, совсем юные артисты, как они справляются с Набоковым?
Ну, во-первых, они уже не очень юные, если говорить честно. Моя любимая теория: в театре надо играть лет с 17, особенно девушкам. И даже самые молодые, и Серафима Огарева, и Катя Смирнова, прошли через репетиции «Бориса Годунова» с Фоменко Это ужасно, что Петр Наумович не успел еще раз поставить «Годунова» Он часто говорил: «Поставлю Годунова“ и уйду из театра». Ему никто не верил. .. Очень жалко, что спектакль не закончен. Там проделан невероятный объем работы. По-моему, впервые в истории мирового театра посчитано количество действующих лиц и даже тех, кто говорят полфразы или упоминаются в ремарках, их оказалось под 70. И Петр Наумович мечтал, чтобы у каждого артиста была одна роль, а не 6-7 маленьких ролей, как это обычно бывает. До нас доходили слухи, как Петр Наумович работает над «Годуновым», невероятно интересно. Володя Максимов, наш главный художник, приносил Фоменко разные варианты сценографии, Петр Наумович его выслушивал, а потом По словам Володи выходит, что сценографически спектакль состоял бы из излюбленных приемов Петра Наумовича. Надо сказать, за что я очень уважаю Фоменко, Петр Наумович никогда не стеснялся себя цитировать. Есть его любимые мелодии, которые повторялись в разных спектаклях, есть излюбленные мизансцены А в «Годунове» предыдущем, в том, которого Фоменко ставил, когда я еще был аспирантом, ему были очень важны падающие лавки Все, что он за свою жизнь наработал, вот эти микроотркытия, он хотел собрать вместе в новом «Годунове». И я спрашивал Карена Бадалова, Рустэма Юскаева, могли бы они закончить спектакль? Они отвечают «нет», без Фоменко это невозможно. Но все равно, некоторые идеи Фоменко, даже неразработанные им, мы сделаем обязательно. Мы дали себе слово. Он на каждом сборе труппы упоминал такое количество названий произведений, что никто не понимал, как это воспринимать. Потому что это не то что невозможно поставить за один сезон, за сто лет нельзя поставить. А он упорно называл. Я все гадал: какую цель при этом преследует Петр Наумович? Чтобы все прочитали и расширили свой кругозор? Или еще для чего-то? Но поскольку Петр Наумович, несмотря на близость к нему, неразгаданная загадка, невозможно ответить на этот вопрос.
А список вопросов, заданных Фоменко при показе «Дара» у вас есть?
Да! Надо сказать, что после того, как Петр Наумович посмотрел все целиком, потом он отдельно посмотрел один акт, потом отдельно посмотрел второй акт, что-то мы поменяли. Но мы и сами продолжаем работать. До премьеры у нас интенсивные репетиции. У нас есть некий план, который нужно выполнить.
Полина Кутепова играет в «Даре» мужскую роль. Почему?
Это тот самый случай, когда Полина сама выдумала себе эту роль. Может быть, если бы она не выдумала, я бы и не знал, как это сделать. В «Даре» повествование ведется от двух лиц, от первого и от некоего существа, которое с автором спорит. И там есть такие сноски, такой текст «Любезный мой критик. ..» И мы решили, что Полина сыграет этого Критика. Полина сейчас утверждает, что она не Критик, а Альтер Эго автора, мы сейчас спорим и ругаемся, как это существо будет именоваться. Но это не так важно, потому что я для себя решил, что она внутренний голос героя…
А нос? Что за нос у Полины?
Ну и что, что нос? Полина начала свою работу над ролью с того, что она взяла все лекции Набокова, в том числе о Гоголе, и, по-моему, выучила их наизусть. Мы многое оттуда вставили в спектакль. Гоголевский нос это понятно Но я никак не могу забыть спектакль Эфроса «Турбаза». Он в театре «Моссовета» прошел раз шесть-семь, потом его запретили Но я успел посмотреть. Совершенно замечательный спектакль по пьесе Радзинского. И там Плятт, со своим гениальным носом, играл критика центральной газеты, такую сволочь страшную, и когда любой персонаж входил на сцену, он его обнюхивал и произносил такую фразу: «А мы о вас только что говорили. И хорошо!» А мы, зрители в зале, понимали, что он этого человека уничтожал. И у меня с тех пор образ критика и всех критиков Плятт. С нашим носом мы еще не все докрутили, но я уверен, что мы еще будем с ним играть, дирижировать В любом случае, авторство носа принадлежит Полине.
В традициях Мастерской максимальная творческая свобода артистов Будут ли продолжены ваши знаменитые вечера проб и ошибок?
У нас сейчас 43 актера и есть 7 стажеров, а то и 8. Короче, 50 человек! У нас собраны очень боеспособные люди, которые абсолютно себя еще не реализовали. Кто знает, что у Жени Цыганова были потрясающие режиссерские опыты на наших вечерах проб и ошибок? А как Леша Колубков сейчас пробует ставить! В театре 4 сцены, я думаю, я надеюсь, что мы не остановимся Поскольку вы представляете ВТБ, то вам можно говорить, что одна из тем, на которую мы надеемся с подачи Фоменко, люди пробуют «Египетскую марку» Мандельштама! Ну как это можно поставить, расскажите мне?! Я вот не знаю, а более молодые члены нашей труппы уже показали Петру Наумовичу 25 минут действия. Ну нет, больше я не буду говорить. У нас много всего такого. Это приводит меня в восхищение. Я этим должен хвастаться, мне кажется! И я очень рад, что Фома успел это увидеть.
Евгений Борисович, почему Набоков? Вы ╜- мастер по работе с трудными текстами, Шишкина, Джойса. Их не то чтобы инсценировать, читать почти невозможно. И вот еще один крепкий орешек Набоков.
Мы очень давно к нему подбирались. С юности, c институтских времен существует круг чтения, пополненный общением с Фоменко и со всеми нашими. У нас театр очень читающий, и нам с каждым разом все сложнее подбирать тему для дальнейшего спектакля. Тема «Дара» мне кажется невероятно созвучной нашему времени. Сейчас такая ситуация, когда выясняется вопрос: можно ли тобой манипулировать и что ты можешь сделать в ответ. Мне кажется, самое прекрасное в «Даре» то, что его герой каким-то образом умудряется оказывать сопротивление среде. Это абсолютно отдельный человек, очень одинокий, и свой дар он для чего-то бережет. Возможно, сам не зная для чего. И вдруг выстреливает. Вот эта тема противостояния настроениям толпы и большинства в «Даре» мне кажется очень важной. За роман о Чернышевском автора подвергают остракизму его коллеги, товарищи, люди не последние, а посвященные.
Тема Чернышевского у вас звучит еще и в предыдущей работе, в названии спектакля «Русский человек на rengez-vous».
Ну это полное хулиганство. И хулиганство прежде всего со стороны Петра Наумовича. Он дал нашему спектаклю, поставленному по «Вешним водам» Тургенева, название критической статьи Чернышевского, рецензии на тургеневскую «Асю». У нас были «Вешние воды» и «Вешние воды», чего тут думать. А Петр Наумович припомнил работу Чернышевского. Мы все ее когда-то, конечно, читали, но совершенно не обратили внимания. И сейчас, мне кажется, зрителям эта игра очень нравится, они теперь и статью Чернышевского читают. Сейчас, когда мы все сильно углубились в «Дар», становится понятно, что это была сильная провокация со стороны Петра Наумовича. Петр Наумович успел наш «Дар» принять, высказать замечания. Фоменко взял свой острый карандашик, и, мне кажется, что внимательно «Дар» он только начал читать. Очень жалко, что теперь мы уже не услышим его замечаний. Когда Петр Наумович принимал работы, то подробный разговор о спектакле только начинался. В этой связи у меня есть такая привычка: в старые добрые времена, когда Петр Наумович принимал работы, он никогда ничего не запрещал, но делал некие замечания, и я - этим очень горжусь эти замечания внимательно выписывал, и когда он смотрел в следующий раз, я объяснял: эти пункты реально сделать, а эти пункты нереально сделать. Мы спорили, Петр Наумович много смеялся и часто восклицал по поводу своих замечаний: «Я этого не говорил!» Сейчас, к сожалению, мы не можем ставить такие длинные спектакли, как «Улисс», мы играем не пять глав «Дара», а только четыре. А пятую главу, жизнь Н. Г. Чернышевского, мы будем продавать в виде программки. Я уж не знаю, успеют ли зрители прочитать в антракте, предпочтут ли нашу программку буфету или нет. Или просто выбросят, как это часто делается
Но очень многие собирают театральные программки!
Я тоже собираю театральные программки. Поэтому я очень надеюсь, что главу прочтут, потому что без понимания художественной резкости четвертой главы, нельзя понять «Дара».
Чтобы работать над такими сложными текстами, нужно текст полюбить? И критику не признавать?
Нет, неправда. Мы про Набокова прочитали уже, кажется, все. Даже не знаю, помогало нам это или нет. Скорее, помогало. Надо сказать, что вся гигантская литература, которая написана на русском и английском, доступным нам языках, она критическая, литературоведческая. И она помощи в создании театрального произведения дает мало. Но, тем не менее, когда ты знаешь, легче работается Хотя, когда мои студенты на режиссерском факультете спрашивают: «А вы уверены, что надо все вокруг читать?», я им отвечаю, что не уверен. Все равно же, как ты создашь образ. Может быть, ты его создашь, ничего не читая, и образ будет парадоксальным. Это вопрос отдан на откуп каждому конкретному режиссеру. В Мастерской все читают все вокруг и, может быть, даже с избытком.
В спектакле заняты стажеры, совсем юные артисты, как они справляются с Набоковым?
Ну, во-первых, они уже не очень юные, если говорить честно. Моя любимая теория: в театре надо играть лет с 17, особенно девушкам. И даже самые молодые, и Серафима Огарева, и Катя Смирнова, прошли через репетиции «Бориса Годунова» с Фоменко Это ужасно, что Петр Наумович не успел еще раз поставить «Годунова» Он часто говорил: «Поставлю Годунова“ и уйду из театра». Ему никто не верил. .. Очень жалко, что спектакль не закончен. Там проделан невероятный объем работы. По-моему, впервые в истории мирового театра посчитано количество действующих лиц и даже тех, кто говорят полфразы или упоминаются в ремарках, их оказалось под 70. И Петр Наумович мечтал, чтобы у каждого артиста была одна роль, а не 6-7 маленьких ролей, как это обычно бывает. До нас доходили слухи, как Петр Наумович работает над «Годуновым», невероятно интересно. Володя Максимов, наш главный художник, приносил Фоменко разные варианты сценографии, Петр Наумович его выслушивал, а потом По словам Володи выходит, что сценографически спектакль состоял бы из излюбленных приемов Петра Наумовича. Надо сказать, за что я очень уважаю Фоменко, Петр Наумович никогда не стеснялся себя цитировать. Есть его любимые мелодии, которые повторялись в разных спектаклях, есть излюбленные мизансцены А в «Годунове» предыдущем, в том, которого Фоменко ставил, когда я еще был аспирантом, ему были очень важны падающие лавки Все, что он за свою жизнь наработал, вот эти микроотркытия, он хотел собрать вместе в новом «Годунове». И я спрашивал Карена Бадалова, Рустэма Юскаева, могли бы они закончить спектакль? Они отвечают «нет», без Фоменко это невозможно. Но все равно, некоторые идеи Фоменко, даже неразработанные им, мы сделаем обязательно. Мы дали себе слово. Он на каждом сборе труппы упоминал такое количество названий произведений, что никто не понимал, как это воспринимать. Потому что это не то что невозможно поставить за один сезон, за сто лет нельзя поставить. А он упорно называл. Я все гадал: какую цель при этом преследует Петр Наумович? Чтобы все прочитали и расширили свой кругозор? Или еще для чего-то? Но поскольку Петр Наумович, несмотря на близость к нему, неразгаданная загадка, невозможно ответить на этот вопрос.
А список вопросов, заданных Фоменко при показе «Дара» у вас есть?
Да! Надо сказать, что после того, как Петр Наумович посмотрел все целиком, потом он отдельно посмотрел один акт, потом отдельно посмотрел второй акт, что-то мы поменяли. Но мы и сами продолжаем работать. До премьеры у нас интенсивные репетиции. У нас есть некий план, который нужно выполнить.
Полина Кутепова играет в «Даре» мужскую роль. Почему?
Это тот самый случай, когда Полина сама выдумала себе эту роль. Может быть, если бы она не выдумала, я бы и не знал, как это сделать. В «Даре» повествование ведется от двух лиц, от первого и от некоего существа, которое с автором спорит. И там есть такие сноски, такой текст «Любезный мой критик. ..» И мы решили, что Полина сыграет этого Критика. Полина сейчас утверждает, что она не Критик, а Альтер Эго автора, мы сейчас спорим и ругаемся, как это существо будет именоваться. Но это не так важно, потому что я для себя решил, что она внутренний голос героя…
А нос? Что за нос у Полины?
Ну и что, что нос? Полина начала свою работу над ролью с того, что она взяла все лекции Набокова, в том числе о Гоголе, и, по-моему, выучила их наизусть. Мы многое оттуда вставили в спектакль. Гоголевский нос это понятно Но я никак не могу забыть спектакль Эфроса «Турбаза». Он в театре «Моссовета» прошел раз шесть-семь, потом его запретили Но я успел посмотреть. Совершенно замечательный спектакль по пьесе Радзинского. И там Плятт, со своим гениальным носом, играл критика центральной газеты, такую сволочь страшную, и когда любой персонаж входил на сцену, он его обнюхивал и произносил такую фразу: «А мы о вас только что говорили. И хорошо!» А мы, зрители в зале, понимали, что он этого человека уничтожал. И у меня с тех пор образ критика и всех критиков Плятт. С нашим носом мы еще не все докрутили, но я уверен, что мы еще будем с ним играть, дирижировать В любом случае, авторство носа принадлежит Полине.
В традициях Мастерской максимальная творческая свобода артистов Будут ли продолжены ваши знаменитые вечера проб и ошибок?
У нас сейчас 43 актера и есть 7 стажеров, а то и 8. Короче, 50 человек! У нас собраны очень боеспособные люди, которые абсолютно себя еще не реализовали. Кто знает, что у Жени Цыганова были потрясающие режиссерские опыты на наших вечерах проб и ошибок? А как Леша Колубков сейчас пробует ставить! В театре 4 сцены, я думаю, я надеюсь, что мы не остановимся Поскольку вы представляете ВТБ, то вам можно говорить, что одна из тем, на которую мы надеемся с подачи Фоменко, люди пробуют «Египетскую марку» Мандельштама! Ну как это можно поставить, расскажите мне?! Я вот не знаю, а более молодые члены нашей труппы уже показали Петру Наумовичу 25 минут действия. Ну нет, больше я не буду говорить. У нас много всего такого. Это приводит меня в восхищение. Я этим должен хвастаться, мне кажется! И я очень рад, что Фома успел это увидеть.
Яна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,