«Дар» напрасный, «Дар» случайный
Спектакль «Дар», первая премьера, выпущенная в «Мастерской Петра Фоменко» после смерти Мастера, идет четыре часа. Минуте на двадцатой начинаешь мечтать, чтобы он скорее закончился. Бывают представления пошленькие, но живенькие. У Евгения Каменьковича и молодых артистов труппы спектакль получился интеллигентным и унылым. Как такое случилось с режиссером, которому даже в самых сомнительных его работах нельзя было отказать в остроумии, ума не приложу, но оставшиеся 3 часа 40 минут я лично предавалась размышлениям о прозе Набокова и о судьбе самого всеми нами любимого театра ну надо же, в самом деле, чем-то занять себя в темном зале.
Вот интересно, думала я, позевывая в кресле: действие романа Набокова происходит в Берлине во второй половине 20-х годов. Кажется, никогда Германия не была так творчески продуктивна, как в этот период. Экспрессионизм, конструктивизм, немецкий кинематограф, Брехт, Курт Вайль, «Трехгрошовая опера» Да и сама общественно-политическая жизнь, разрывающаяся между ультралевыми и ультраправыми, между деятельным авангардом и консервативной элитой, между хаосом и резиньяцией, не дает соскучиться. Интереснейшая эпоха, черт побери! Но, читая «Дар», не обнаружишь в нем ни одной из примет времени ни Веймарская республика, ни наступающий фашизм (роман был написан уже в 30-е годы) Набокова не волнуют. Он в упор их не видит. Германия и сам немецкий дух представлены в книге какими-то скучными обывателями, тотальным мещанством, посреди которого живут русские персонажи. Они автору интересны, а жизнь, текущая за стенами их домов, ничуть.
В спектакле Каменьковича тоже не сыскать никаких примет сегодняшнего дня и текущей за стенами театра жизни. Но на этом родство его «Дара» с набоковским заканчивается. «Дар» Набокова оригинален, «Дар» Каменьковича банален. Главный герой книги, начинающейся эпиграфом из «Учебника русской грамматики» и кончающейся подражанием онегинской строфе, конечно же, сама Россия, обретаемая через воспоминания, через детские стихи Годунова-Чердынцева, через упорные размышления о русской культуре, о русской интеллигенции, о причинах русской катастрофы. Ушедшая под воду Атлантида для автора реальнее самой реальности. Рефлексия по поводу этой Атлантиды есть нерв романа. Блистательная игра с классической романной формой его фактический сюжет.
Каменькович ставит «Дар» так, словно это роман Тургенева или Гончарова. Словно там есть драматургическая пружина, коллизии, подлежащий разрешению конфликт. Он подробнейшим образом, стараясь не упустить никаких мелочей, пересказывает биографии героев и историю их взаимоотношений. Но с точки зрения классической романной формы «Дар» безнадежно плох он рыхлый, аморфный, статичный. Где завязка, где кульминация, где конфликт? Вот и спектакль тоже получается рыхлым, аморфным, тягомотным. Ну, иногда талантливо вскрикнет хорошая актриса Роза Шмуклер (Александра Яковлевна Чернышевская), иногда померещится, что Амбарцум Кабанян (Александр Яковлевич Чернышевский) не лишен комического дарования, а Федор Малышев (Годунов-Чердынцев) обаяния. Но скучно, скучно, скучно… И ладно бы только скучно. В программке к спектаклю рядом с Федором Константиновичем Годуновым-Чердынцевым помещен персонаж, величаемый «Критик, его воображаемая Литературная Необходимость». Именно так с прописных букв. Литературную Необходимость играет единственная представительница старшего поколения «фоменок» Полина Кутепова. Она ходит по сцене в мешковатом костюме, мужском парике и с накладным (гоголевским) носом, то и дело вступая с Годуновым-Чердынцевым в диалог. Кажется, в этих местах режиссером предполагалась какая-то ирония, но ее так легко спутать с высокопарностью, что лучше бы ее и вовсе не было. Невольно хочется спросить вы роман-то внимательно изучили? Там в одной из первых сцен застенчивый рижанин Герман Иванович Буш читает собравшимся свою философскую трагедию, в которой Одинокий Спутник («Федор Константинович напрасно понадеялся, что это метафизический парадокс, а не предательский ляпсус») беседует о греческой философии с проститутками на Улице Греха. Литературная Необходимость в исполнении Кутеповой словно бы взошла на подмостки «Мастерской» прямиком из этой трагедии. Поставить роман Набокова как роман Тургенева это еще полбеды, но превратить его в пародируемую Набоковым символистскую графоманию беда настоящая.
Вернемся, однако, к самой книге. В мерном, почти что бесконфликтном течении ее сюжета есть один крутой поворот. А именно глава о Чернышевском, наделавшая в свое время столько шума в эмигрантских кругах. Режиссер отделывается от этой главы, поместив ее текст в программку к спектаклю и напрочь о ней позабыв. Между тем жизнеописание Николая Гавриловича со всеми сомнительными подробностями его семейной жизни, сама его трагикомическая фигура вот, казалось бы, раздолье для театра, всегда знавшего толк во вкусной бенефисной игре. Но дело даже не в этом, а в том, что именно глава о Чернышевском придает тексту Набокова остроту.
Именно благодаря ей вроде бы эскапистский роман попал в самый нерв общественной жизни. Набоков в «Даре» бежал реальности, но его диалог с прошлым ведется с таким жаром и с такой страстью, что он невольно обращен в настоящее. Развенчивая Чернышевского, компрометируя его писания, его политические и эстетические воззрения, его интимную жизнь, Набоков невольно преисполняется восхищением перед его фанатичным подвижничеством. Одержимость его героя комична, но вместе с тем и заразительна. Да и само прошлое у Набокова живое, трепещущее в руках.
В спектакле «Мастерской» нет не только страсти нет самого диалога. Прошлое это просто какой-то музей с пыльными экспонатами, в который иногда приятно забрести и погулять несколько часов. А сам спектакль очередной культурный жест по освоению сокровищ мировой литературы. И эта бесконфликтная, благостная интеллигентщина, в которую обратился стиль театра, на мой взгляд, путь в никуда.
«Мастерская Фоменко» и прежде беззаветно и самозабвенно жила не в настоящем, а в прошлом. Но, во-первых, это была ироничная игра с прошлым великого мастера. А во-вторых, на силе инерции долго не продержишься. Уж сколько театров она погубила. И как представишь себе, что «Мастерскую» ждет судьба доверившегося силе инерции БДТ, начинает сосать под ложечкой. Лучше какие угодно безумства, резкая смена алгоритма, громкие провалы, только не стагнация, не трясина, не спектакли повышенной безопасности, не сладостные воспоминания о минувших деньках. Они могут погубить самый мощный дар и самый прекрасный театр. А в том, что «Мастерская» прекрасна, мы по-прежнему не сомневаемся.
Вот интересно, думала я, позевывая в кресле: действие романа Набокова происходит в Берлине во второй половине 20-х годов. Кажется, никогда Германия не была так творчески продуктивна, как в этот период. Экспрессионизм, конструктивизм, немецкий кинематограф, Брехт, Курт Вайль, «Трехгрошовая опера» Да и сама общественно-политическая жизнь, разрывающаяся между ультралевыми и ультраправыми, между деятельным авангардом и консервативной элитой, между хаосом и резиньяцией, не дает соскучиться. Интереснейшая эпоха, черт побери! Но, читая «Дар», не обнаружишь в нем ни одной из примет времени ни Веймарская республика, ни наступающий фашизм (роман был написан уже в 30-е годы) Набокова не волнуют. Он в упор их не видит. Германия и сам немецкий дух представлены в книге какими-то скучными обывателями, тотальным мещанством, посреди которого живут русские персонажи. Они автору интересны, а жизнь, текущая за стенами их домов, ничуть.
В спектакле Каменьковича тоже не сыскать никаких примет сегодняшнего дня и текущей за стенами театра жизни. Но на этом родство его «Дара» с набоковским заканчивается. «Дар» Набокова оригинален, «Дар» Каменьковича банален. Главный герой книги, начинающейся эпиграфом из «Учебника русской грамматики» и кончающейся подражанием онегинской строфе, конечно же, сама Россия, обретаемая через воспоминания, через детские стихи Годунова-Чердынцева, через упорные размышления о русской культуре, о русской интеллигенции, о причинах русской катастрофы. Ушедшая под воду Атлантида для автора реальнее самой реальности. Рефлексия по поводу этой Атлантиды есть нерв романа. Блистательная игра с классической романной формой его фактический сюжет.
Каменькович ставит «Дар» так, словно это роман Тургенева или Гончарова. Словно там есть драматургическая пружина, коллизии, подлежащий разрешению конфликт. Он подробнейшим образом, стараясь не упустить никаких мелочей, пересказывает биографии героев и историю их взаимоотношений. Но с точки зрения классической романной формы «Дар» безнадежно плох он рыхлый, аморфный, статичный. Где завязка, где кульминация, где конфликт? Вот и спектакль тоже получается рыхлым, аморфным, тягомотным. Ну, иногда талантливо вскрикнет хорошая актриса Роза Шмуклер (Александра Яковлевна Чернышевская), иногда померещится, что Амбарцум Кабанян (Александр Яковлевич Чернышевский) не лишен комического дарования, а Федор Малышев (Годунов-Чердынцев) обаяния. Но скучно, скучно, скучно… И ладно бы только скучно. В программке к спектаклю рядом с Федором Константиновичем Годуновым-Чердынцевым помещен персонаж, величаемый «Критик, его воображаемая Литературная Необходимость». Именно так с прописных букв. Литературную Необходимость играет единственная представительница старшего поколения «фоменок» Полина Кутепова. Она ходит по сцене в мешковатом костюме, мужском парике и с накладным (гоголевским) носом, то и дело вступая с Годуновым-Чердынцевым в диалог. Кажется, в этих местах режиссером предполагалась какая-то ирония, но ее так легко спутать с высокопарностью, что лучше бы ее и вовсе не было. Невольно хочется спросить вы роман-то внимательно изучили? Там в одной из первых сцен застенчивый рижанин Герман Иванович Буш читает собравшимся свою философскую трагедию, в которой Одинокий Спутник («Федор Константинович напрасно понадеялся, что это метафизический парадокс, а не предательский ляпсус») беседует о греческой философии с проститутками на Улице Греха. Литературная Необходимость в исполнении Кутеповой словно бы взошла на подмостки «Мастерской» прямиком из этой трагедии. Поставить роман Набокова как роман Тургенева это еще полбеды, но превратить его в пародируемую Набоковым символистскую графоманию беда настоящая.
Вернемся, однако, к самой книге. В мерном, почти что бесконфликтном течении ее сюжета есть один крутой поворот. А именно глава о Чернышевском, наделавшая в свое время столько шума в эмигрантских кругах. Режиссер отделывается от этой главы, поместив ее текст в программку к спектаклю и напрочь о ней позабыв. Между тем жизнеописание Николая Гавриловича со всеми сомнительными подробностями его семейной жизни, сама его трагикомическая фигура вот, казалось бы, раздолье для театра, всегда знавшего толк во вкусной бенефисной игре. Но дело даже не в этом, а в том, что именно глава о Чернышевском придает тексту Набокова остроту.
Именно благодаря ей вроде бы эскапистский роман попал в самый нерв общественной жизни. Набоков в «Даре» бежал реальности, но его диалог с прошлым ведется с таким жаром и с такой страстью, что он невольно обращен в настоящее. Развенчивая Чернышевского, компрометируя его писания, его политические и эстетические воззрения, его интимную жизнь, Набоков невольно преисполняется восхищением перед его фанатичным подвижничеством. Одержимость его героя комична, но вместе с тем и заразительна. Да и само прошлое у Набокова живое, трепещущее в руках.
В спектакле «Мастерской» нет не только страсти нет самого диалога. Прошлое это просто какой-то музей с пыльными экспонатами, в который иногда приятно забрести и погулять несколько часов. А сам спектакль очередной культурный жест по освоению сокровищ мировой литературы. И эта бесконфликтная, благостная интеллигентщина, в которую обратился стиль театра, на мой взгляд, путь в никуда.
«Мастерская Фоменко» и прежде беззаветно и самозабвенно жила не в настоящем, а в прошлом. Но, во-первых, это была ироничная игра с прошлым великого мастера. А во-вторых, на силе инерции долго не продержишься. Уж сколько театров она погубила. И как представишь себе, что «Мастерскую» ждет судьба доверившегося силе инерции БДТ, начинает сосать под ложечкой. Лучше какие угодно безумства, резкая смена алгоритма, громкие провалы, только не стагнация, не трясина, не спектакли повышенной безопасности, не сладостные воспоминания о минувших деньках. Они могут погубить самый мощный дар и самый прекрасный театр. А в том, что «Мастерская» прекрасна, мы по-прежнему не сомневаемся.
Марина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,