Пять тысяч штампов для вечности
Уникальные воспоминания о том, с чего начинался театр Петра Фоменко
Чистейшей прелести чистейший образец театр «Мастерская Петра Фоменко», с которым банк ВТБ связывает многолетняя дружба, в этом сезоне отметил свой 20-летний юбилей. Может ли такой скоропортящийся продукт, как впечатление, образ, чувство, эмоция иметь такой срок годности? Среди знаковых работ «Мастерской» спектакль «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского. Созданный еще во времена студенчества «стариков фоменок», он дебютировал перед публикой в учебной аудитории ГИТИСа, вошел в основу репертуара нового театра и пребывает там до сих пор. До сегодняшнего дня не дожил Петр Фоменко. Погиб артист Юрий Степанов, первый исполнитель роли Лыняева. Но спектакль живет. Сайт VTBrussia.ru собрал воспоминания тех, кто помнит, как создавался этот театральный шедевр.
Срок годности
Именно на просмотре «Волков и овец» театровед Наталья Крымова увидела все те знаковые фоменковские приемы, которые принесут Петру Наумовичу и его артистам ту самую, большую славу, и предсказала рождение театра, который чуть позже назвали «Мастерской».
«Вас не зазывают и не обслуживают. Но - увлекают. И если вы не окончательно оглохли и отупели под натиском того, что любого человека сегодня отупляет и оглушает, вы обнаружите в себе неисчезнувшую способность улыбаться, радоваться, слушать музыку стиха, понимать тихую речь, отличать доброе от жестокого и агрессивного. Удивительное дело: Петр Фоменко, не пользовавшийся репутацией доброго художника и мягкого человека, не вдруг, не в одночасье, но за пять лет вырастил рядом с собой компанию молодых, которые объединены, в частности, отсутствием агрессии. Кому-то это покажется свойством несовременным, так сказать, не способствующим выживанию. Действительно, можно ли с таким характером, с таким мирным укладом выжить в обстановке, где вот-вот что-то взорвется, лопнет, грохнет и кончится? Не знаю. Может быть, выжить нельзя вообще, но жить (достойно, уважая друг друга, сосредоточенно жить в искусстве и ради искусства) не только можно, но и, по-моему, должно», писала Наталья Крымова в статье «Прошедших дней очарованье?» в 1992 году.
Первые нити. В гамаке
«Говорят, все началось с отрывка из Волков“, сделанного студенткой из Китая. Ею был придуман узкий легкий гамак для Глафиры на вольном воздухе и то, каким болванчиком выглядел Лыняев, пытаясь уклониться от стремительных взлетов гамака», писала критик Наталья Крымова, посмотрев спектакль в учебной аудитории ГИТИСа.
Это был учебный процесс, рассказывает Рустэм Юскаев, участник первой постановки. У нас на режиссерском факультете учатся актеры и режиссеры. Китаянка Ма Чжен Хун училась на режиссерском, брала актеров с курса и делала с ними отрывки.
Вначале было три человека: Юра Степанов, Галя Тюнина и человек, который трещал за сценой, вспоминает Андрей Казаков, еще один из «стариков» Мастерской. Как этюд будущий спектакль появился на втором курсе. Постепенно добавлялись новые сцены, шли к началу и одновременно к концу.
К сцене на гамаке стал прирастать первый акт, и Ма Чжен предложила мне сыграть Мурзавецкого, продолжает Рустэм Юскаев. Сейчас бы я сделал все по-другому, как у автора. У Островского это комический персонаж, пьющий человек, который безумно любит свою собаку Тамерлана. Но тогда, в студенчестве, было интереснее придумать такого чеховского Мурзавецкого и, каюсь, пришлось перекраивать автора. Мне почему-то запомнился такой момент репетиций: Ма Хун, совершенно растерянная, трогательная и какая-то по-детски беззащитная, говорит на ломаном русском: «Мурзавец волновай, волновай». Это означало, что Мурзавецкий, которого я играл, очень волнуется.
Кто придумал Островского?
«Учебную работу китаянки Ма Чжен Хун благословил и завершил Петр Фоменко. Посмотрев спектакль, один солидный критик воскликнул: Какая прелесть эта гадость!“ То, что нравы, описанные Островским, гадость, это известно, но что живая прелесть игры (не трюков, но игры настроений, интонаций, оттенков, взаимоотношений) может стать атмосферой спектакля по пьесе Островского, было ново Все фигуры связаны одна с другой, будто буквы в легком, изящном почерке», писала Наталья Крымова в «Прошедших дней очарованье?»
Островского считают занудным, но если вчитаться, выясняется, что это один из самых удивительных драматургов в русском театре, с невероятным чувством юмора. Кроме того, Фоменко все всегда разворачивал в сторону юмора, культивировал это и в себе, и актерах. Он так жил, поясняет Рустэм Юскаев. Петр Наумович сместил акценты в пьесе. Получился спектакль не о том, как волки сжирают овец, а как люди любят друг друга.
Есть такое понятие: спектакль по Островскому. Когда речь идет о чем-то не из нашей жизни, бесконечно далеком и нам непонятном. А Петр Наумович смог текст «пыльного Островского», которого тягают во всех театральных институтах, так рассказать, присвоить, оживить, что возникла атмосфера чеховской постановки. Никакой затхлости и нафталина. Получился живой Островский чудо! рассказывает Полина Кутепова.
«Наклеенные бороды этому Островскому не нужны, как и джинсы. Отодвинуто и забыто расхожее театральное представление о темном царстве и духоте русского быта, но никому не пришло в голову сочинять Глафире и Лыняеву куплеты или делать клоуна из Аполлона Мурзавецкого. Удивительная художественная независимость и чистота. Чистота атмосферы, ясность лиц, языка, душевных движений. Такое впечатление, что текст Островского не заучивали, но именно на его языке заговорили», радовалась Наталья Крымова.
Антоновские яблоки
Мы уже сделали материал, как смогли, он разросся на час сорок. Тогда пришел Петр Наумович и сказал: «Хватит играть отрывки, пора делать спектакль». Так что у спектакля есть и папа, и мама. Кстати, несмотря на то, что Фоменко очень подробно прорабатывал каждую сцену, сцену с гамаком он не трогал никогда, рассказывает Андрей Казаков.
Фоменко очень много времени уделял интонации и пластике. Иногда мы пропархивали сцены легко и почти не останавливаясь, а иногда он мог добиваться подробности игры, вплоть до поворота головы, до взгляда, до положения рук и пальцев. Мы учились играть, выражать внутренние движения персонажей. Это была его школа, рассказывает Мадлен Джабраилова.
Петр Наумович не боялся менять: он мог придти на репетицию и полностью изменить какую-то сцену. И это шло только на пользу, вспоминает Полина Кутепова. Мы играли на разных площадках, у нас не было своего театра. Были гастроли в Польше, когда была крошечная площадка. Петр Наумович сказал: «Вот так и надо!» Он все препятствия превращал в достоинства. Поскольку спектакль был студенческий, мы не могли позволить себе каких-то декораций. Накидывались тряпки, раскрывались шторы на окнах. Мы играли в 39-й аудитории. Впускали свет, воздух, это и были декорации. Пространство трансформировалось.
Однажды Петр Наумович предположил, что действие происходит во время яблочного спаса, продолжает Рустэм Юскаев. Он очень любил запах антоновки. Ну, предположил, и пошел в своих рассуждениях дальше и забыл об этом. На следующий день Ма Чжен на свои студенческие копейки накупила яблок. Потом опять и опять. Где-то через месяц, после не очень удачной репетиции, расстроенный Петр Наумович вдруг спросил: «А почему у нас здесь все время яблоки? а потом, через паузу: А-а-а, Ма Чжен думает, что у нас все еще яблочный спас » Мы работали с очень мощным и интересным материалом, стояла особая атмосфера и мы все очень любили друг друга.
Мастер и подмастерья
Ассистировал Ма Чжен на репетициях канадский студент-режиссер Эверетт Диксон. В первых отрывках он играл собаку Мурзавецкого, Тамерлана.
Моя стажировка в России изначально была запланирована только на год, но в итоге я проучился все 5 лет, вспоминает Эверетт. Петр Наумович сказал мне при поступлении: «Один год это очень много и очень мало». Я присоединился к работе, когда Фоменко стал репетировать вместе с Ма Хун. Фоменко был режиссером-постановщиком, а Ма Хун режиссером. И кроме того, Ма Хун гениально играла Анфусу. До сих пор перед глазами стоит репетиция, когда она пила чай, уморительно хлюпая и причмокивая. Конечно, огромную роль в создании спектакля сыграл фоменковский разбор, парадоксальный и гуманный, Когда Ма Хун должна была уехать в Колумбию со своим мужем, режиссером, я стал помогать Петру Наумовичу в технических вопросах, то есть стал тем, что в Канаде называют стейдж-менеджером.
Анализируя увиденное тогда, продолжает Эверетт Диксон, можно выделить четыре этапа работы над пьесой. Прежде всего, «внутренний разбор», когда режиссер размышляет над положением персонажа, рассматривая его с парадоксальной точки зрения. И творчество Островского, и «Волки и Овцы», на мой взгляд, идеальный материал для Фоменко. Созданные автором ситуации очень противоречивы. Затем режиссер приступал к «внешнему» разбору текста с дотошной, почти музыкальной точностью. Затем прорабатывался сценический рисунок. По правде говоря, этот рисунок состоял из репертуара гениальных фоменковских штампов. Сам Фоменко говорил: «Пять штампов это бедность, а пять тысяч штампов это школа». И самое важное: отношение Петра Наумовича к участникам постановки. Когда он ругал, бывало непонятно, польстил он актеру или разгромил. Фоменковский разбор текста длился очень долго, несколько месяцев. Фома сам сочинял каждый момент действия, подчиняя его смыслу. Например, отчаянный разбег Лыняева в конце четвертого действия, когда тот понимает, что женится! Фоменко попросил Юру Степанова, игравшего Лыняева, сделать паузу перед тем, как он говорит Меропе: «Честь имею кланяться». Пауза нужна была, чтобы Лыняев справился с волнением и удержался от того, чтобы оскорбить Меропу. Но больше всего меня поразил разбор Купавиной: традиционно ее представляют беззащитной, глупой женщиной, а для Фомы это человек, который всегда был во власти других и поэтому ничего не соображает в жизни. И вот настал момент, она самостоятельна и изо всех сил борется, чтобы быть свободной, действительно ничего не понимает в делах и поэтому просит помощи Лыняева. Но на самом деле она самый умный персонаж пьесы. Она подписывает вексель не потому, что не осознает возможных последствий, а для того, чтобы эти последствия спровоцировать и предпринять самостоятельные действия. Самое главное, что я хочу подчеркнуть своим неумелым пересказом гениальной работы: Фома всегда умел сохранить безукоризненное человеческое достоинство самых комических, глупых или скверных персонажей. Его разбор это разбор с любовью и уважением к людям.
Срок годности
Именно на просмотре «Волков и овец» театровед Наталья Крымова увидела все те знаковые фоменковские приемы, которые принесут Петру Наумовичу и его артистам ту самую, большую славу, и предсказала рождение театра, который чуть позже назвали «Мастерской».
«Вас не зазывают и не обслуживают. Но - увлекают. И если вы не окончательно оглохли и отупели под натиском того, что любого человека сегодня отупляет и оглушает, вы обнаружите в себе неисчезнувшую способность улыбаться, радоваться, слушать музыку стиха, понимать тихую речь, отличать доброе от жестокого и агрессивного. Удивительное дело: Петр Фоменко, не пользовавшийся репутацией доброго художника и мягкого человека, не вдруг, не в одночасье, но за пять лет вырастил рядом с собой компанию молодых, которые объединены, в частности, отсутствием агрессии. Кому-то это покажется свойством несовременным, так сказать, не способствующим выживанию. Действительно, можно ли с таким характером, с таким мирным укладом выжить в обстановке, где вот-вот что-то взорвется, лопнет, грохнет и кончится? Не знаю. Может быть, выжить нельзя вообще, но жить (достойно, уважая друг друга, сосредоточенно жить в искусстве и ради искусства) не только можно, но и, по-моему, должно», писала Наталья Крымова в статье «Прошедших дней очарованье?» в 1992 году.
Первые нити. В гамаке
«Говорят, все началось с отрывка из Волков“, сделанного студенткой из Китая. Ею был придуман узкий легкий гамак для Глафиры на вольном воздухе и то, каким болванчиком выглядел Лыняев, пытаясь уклониться от стремительных взлетов гамака», писала критик Наталья Крымова, посмотрев спектакль в учебной аудитории ГИТИСа.
Это был учебный процесс, рассказывает Рустэм Юскаев, участник первой постановки. У нас на режиссерском факультете учатся актеры и режиссеры. Китаянка Ма Чжен Хун училась на режиссерском, брала актеров с курса и делала с ними отрывки.
Вначале было три человека: Юра Степанов, Галя Тюнина и человек, который трещал за сценой, вспоминает Андрей Казаков, еще один из «стариков» Мастерской. Как этюд будущий спектакль появился на втором курсе. Постепенно добавлялись новые сцены, шли к началу и одновременно к концу.
К сцене на гамаке стал прирастать первый акт, и Ма Чжен предложила мне сыграть Мурзавецкого, продолжает Рустэм Юскаев. Сейчас бы я сделал все по-другому, как у автора. У Островского это комический персонаж, пьющий человек, который безумно любит свою собаку Тамерлана. Но тогда, в студенчестве, было интереснее придумать такого чеховского Мурзавецкого и, каюсь, пришлось перекраивать автора. Мне почему-то запомнился такой момент репетиций: Ма Хун, совершенно растерянная, трогательная и какая-то по-детски беззащитная, говорит на ломаном русском: «Мурзавец волновай, волновай». Это означало, что Мурзавецкий, которого я играл, очень волнуется.
Кто придумал Островского?
«Учебную работу китаянки Ма Чжен Хун благословил и завершил Петр Фоменко. Посмотрев спектакль, один солидный критик воскликнул: Какая прелесть эта гадость!“ То, что нравы, описанные Островским, гадость, это известно, но что живая прелесть игры (не трюков, но игры настроений, интонаций, оттенков, взаимоотношений) может стать атмосферой спектакля по пьесе Островского, было ново Все фигуры связаны одна с другой, будто буквы в легком, изящном почерке», писала Наталья Крымова в «Прошедших дней очарованье?»
Островского считают занудным, но если вчитаться, выясняется, что это один из самых удивительных драматургов в русском театре, с невероятным чувством юмора. Кроме того, Фоменко все всегда разворачивал в сторону юмора, культивировал это и в себе, и актерах. Он так жил, поясняет Рустэм Юскаев. Петр Наумович сместил акценты в пьесе. Получился спектакль не о том, как волки сжирают овец, а как люди любят друг друга.
Есть такое понятие: спектакль по Островскому. Когда речь идет о чем-то не из нашей жизни, бесконечно далеком и нам непонятном. А Петр Наумович смог текст «пыльного Островского», которого тягают во всех театральных институтах, так рассказать, присвоить, оживить, что возникла атмосфера чеховской постановки. Никакой затхлости и нафталина. Получился живой Островский чудо! рассказывает Полина Кутепова.
«Наклеенные бороды этому Островскому не нужны, как и джинсы. Отодвинуто и забыто расхожее театральное представление о темном царстве и духоте русского быта, но никому не пришло в голову сочинять Глафире и Лыняеву куплеты или делать клоуна из Аполлона Мурзавецкого. Удивительная художественная независимость и чистота. Чистота атмосферы, ясность лиц, языка, душевных движений. Такое впечатление, что текст Островского не заучивали, но именно на его языке заговорили», радовалась Наталья Крымова.
Антоновские яблоки
Мы уже сделали материал, как смогли, он разросся на час сорок. Тогда пришел Петр Наумович и сказал: «Хватит играть отрывки, пора делать спектакль». Так что у спектакля есть и папа, и мама. Кстати, несмотря на то, что Фоменко очень подробно прорабатывал каждую сцену, сцену с гамаком он не трогал никогда, рассказывает Андрей Казаков.
Фоменко очень много времени уделял интонации и пластике. Иногда мы пропархивали сцены легко и почти не останавливаясь, а иногда он мог добиваться подробности игры, вплоть до поворота головы, до взгляда, до положения рук и пальцев. Мы учились играть, выражать внутренние движения персонажей. Это была его школа, рассказывает Мадлен Джабраилова.
Петр Наумович не боялся менять: он мог придти на репетицию и полностью изменить какую-то сцену. И это шло только на пользу, вспоминает Полина Кутепова. Мы играли на разных площадках, у нас не было своего театра. Были гастроли в Польше, когда была крошечная площадка. Петр Наумович сказал: «Вот так и надо!» Он все препятствия превращал в достоинства. Поскольку спектакль был студенческий, мы не могли позволить себе каких-то декораций. Накидывались тряпки, раскрывались шторы на окнах. Мы играли в 39-й аудитории. Впускали свет, воздух, это и были декорации. Пространство трансформировалось.
Однажды Петр Наумович предположил, что действие происходит во время яблочного спаса, продолжает Рустэм Юскаев. Он очень любил запах антоновки. Ну, предположил, и пошел в своих рассуждениях дальше и забыл об этом. На следующий день Ма Чжен на свои студенческие копейки накупила яблок. Потом опять и опять. Где-то через месяц, после не очень удачной репетиции, расстроенный Петр Наумович вдруг спросил: «А почему у нас здесь все время яблоки? а потом, через паузу: А-а-а, Ма Чжен думает, что у нас все еще яблочный спас » Мы работали с очень мощным и интересным материалом, стояла особая атмосфера и мы все очень любили друг друга.
Мастер и подмастерья
Ассистировал Ма Чжен на репетициях канадский студент-режиссер Эверетт Диксон. В первых отрывках он играл собаку Мурзавецкого, Тамерлана.
Моя стажировка в России изначально была запланирована только на год, но в итоге я проучился все 5 лет, вспоминает Эверетт. Петр Наумович сказал мне при поступлении: «Один год это очень много и очень мало». Я присоединился к работе, когда Фоменко стал репетировать вместе с Ма Хун. Фоменко был режиссером-постановщиком, а Ма Хун режиссером. И кроме того, Ма Хун гениально играла Анфусу. До сих пор перед глазами стоит репетиция, когда она пила чай, уморительно хлюпая и причмокивая. Конечно, огромную роль в создании спектакля сыграл фоменковский разбор, парадоксальный и гуманный, Когда Ма Хун должна была уехать в Колумбию со своим мужем, режиссером, я стал помогать Петру Наумовичу в технических вопросах, то есть стал тем, что в Канаде называют стейдж-менеджером.
Анализируя увиденное тогда, продолжает Эверетт Диксон, можно выделить четыре этапа работы над пьесой. Прежде всего, «внутренний разбор», когда режиссер размышляет над положением персонажа, рассматривая его с парадоксальной точки зрения. И творчество Островского, и «Волки и Овцы», на мой взгляд, идеальный материал для Фоменко. Созданные автором ситуации очень противоречивы. Затем режиссер приступал к «внешнему» разбору текста с дотошной, почти музыкальной точностью. Затем прорабатывался сценический рисунок. По правде говоря, этот рисунок состоял из репертуара гениальных фоменковских штампов. Сам Фоменко говорил: «Пять штампов это бедность, а пять тысяч штампов это школа». И самое важное: отношение Петра Наумовича к участникам постановки. Когда он ругал, бывало непонятно, польстил он актеру или разгромил. Фоменковский разбор текста длился очень долго, несколько месяцев. Фома сам сочинял каждый момент действия, подчиняя его смыслу. Например, отчаянный разбег Лыняева в конце четвертого действия, когда тот понимает, что женится! Фоменко попросил Юру Степанова, игравшего Лыняева, сделать паузу перед тем, как он говорит Меропе: «Честь имею кланяться». Пауза нужна была, чтобы Лыняев справился с волнением и удержался от того, чтобы оскорбить Меропу. Но больше всего меня поразил разбор Купавиной: традиционно ее представляют беззащитной, глупой женщиной, а для Фомы это человек, который всегда был во власти других и поэтому ничего не соображает в жизни. И вот настал момент, она самостоятельна и изо всех сил борется, чтобы быть свободной, действительно ничего не понимает в делах и поэтому просит помощи Лыняева. Но на самом деле она самый умный персонаж пьесы. Она подписывает вексель не потому, что не осознает возможных последствий, а для того, чтобы эти последствия спровоцировать и предпринять самостоятельные действия. Самое главное, что я хочу подчеркнуть своим неумелым пересказом гениальной работы: Фома всегда умел сохранить безукоризненное человеческое достоинство самых комических, глупых или скверных персонажей. Его разбор это разбор с любовью и уважением к людям.
Петр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,