Пять троп «фоменок»
Тема времени, кажется, стала главной для “Мастерской П. Фоменко” после ухода Петра Наумовича. Театр будто оказался на перепутье: с одной стороны, важно не потерять, не растратить то, что было с такой любовью и терпением взращено учителем. С другой, нужно двигаться вперед, и это тоже “по Фоме”, ведь рутина, предсказуемость, однообразие, штампы – то, чего Петр Наумович, мастер сценических парадоксов и контрапунктов, не выносил. Мозаика завершающегося сезона, второго, прожитого без Фоменко, и юбилейного, двадцатого для театра, сложна и причудлива: пять премьер разных форм и жанров. Но основным мотивом оказывается переплетение двух линий. Первая связана с памятью, тянется из прошлого, поддерживает связь с ним. Вторая устремлена в будущее, в пространство неизведанного. Вот об этом переплетении и стоит говорить.
В завершившемся сезоне две большие роли в разных спектаклях сыграли сестры Кутеповы. Двадцать лет назад они обескураживали неотличимостью. Потом актрисы менялись – каждая по-своему. И в “Трех сестрах” Фоменко со всей наглядностью проявилось то, насколько разными они стали. Судя по последним премьерам, Полина и Ксения продолжают движение каждая по своей траектории, их актерская несхожесть становится все более интересной.
Полина сыграла Сашу в “Фантазиях Фарятьева” по пьесе Аллы Соколовой. Советский ретро сюжет о хороших людях, ненароком ранящих друг друга и разбивающих друг другу сердца, об их мечтах и надеждах педагог по сценречи ГИТИСа, режиссер и давний друг театра Вера Камышникова поставила в “Мастерской” как историю внебытовую, на все времена.
В этом спектакле “фоменки” не пошли по привычному пути, хотя, казалось бы, сама пьеса с присущей ей простотой и сентиментальностью это предполагала. На сцене нет фирменного фоменковского уюта, знакомого зрителям. Обои в цветочек в квартире Саши, Любы и их мамы обрели на сцене кислотно-психоделическую цветовую насыщенность, а за огромным зеркалом зажил своей страшноватой жизнью отдельный мир с отражениями-двойниками героев (художник – Мария Трегубова). Проекции и видеоролики, пространственные игры, буквально уходящий из-под ног пол и раздвигающиеся стены, откровенная условность сценических метафор – все ново для “Мастерской”. Ново – и уже поэтому, видимо, нужно и имеет смысл – как очередной опыт. Удачен ли он? Вероятно, не во всем: пьеса Соколовой с трудом открывается (если вообще открывается) такими театральными ключами. И все-таки следует оценить неочевидность, а потому смелость хода: игру “фоменок” в определенном смысле на чужом поле.
Полина Кутепова в этой истории преподносит разные грани женственности, переходит из одного регистра в другой. Она – то почти водевильная запоздалая невеста на выданье с соответствующими охами-ахами и позами, то – почти девчонка-сорванец, устраивающая драку-возню с младшей сестрой. И в любых сценических метаморфозах где-то на втором плане, в подтексте ее героинь – хрупкость и уязвимость. Пожалуй, Полину Кутепову во всех ее ролях, будь то Купавина или Молли Блум, можно узнать по этому подтексту, всегда немного печальному, тревожному и саднящему.
Партнером Полины Кутеповой, как и в знаменитых “Трех сестрах”, стал Рустэм Юскаев. Его Фарятьев принадлежит скорее не позднесоветской эпохе, а современности: не мечтательность и прекраснодушие, а одиночество – ощутимо в нем в первую очередь. Галина Кашковская, играющая мать Саши и Любы, – пожалуй, одна из самых странных (в самом хорошем театральном смысле) актрис “Мастерской”. И в “Фантазиях Фарятьева” она виртуозно балансирует между абсурдным и типичным, узнаваемым. Отдельным событием спектакля стала работа Веры Строковой, сыгравшей Любу. В обществе старших, фантазеров, мечтателей и влюбленных всех мастей, ее Люба, девочка-подросток с сутуловатыми плечами и вызывающей усмешкой, выглядит реалисткой и бунтаркой. Но по мере развития действия она воспринимается все менее острой, все более нежной и трогательной. Именно моментами такой подкупающей беззащитности на сцене прославились актрисы старшего поколения “Мастерской” – в премьерном “Фарятьеве” становится очевидно: традиция продолжается.
Ксения Кутепова после “Самого важного”, вышедшего в 2006 году, не выпускала драматических премьер в родном театре. И вот – новая роль, да еще в свежей, в этом году представленной на “Любимовке” пьесе Ивана Вырыпаева “Летние осы кусают нас даже в ноябре”. Тексты Вырыпаева при всей их кажущейся внешней простоте основаны на играх со временем и пространством, мистификациях, умноженных сущностях. Вот и в “Летних осах”, согласно ремаркам, героев зовут одними именами, а обращаются они друг к другу совсем иначе. Потому ли, что все они феерические лгуны и никому из них не стоит верить? Потому ли, что перед зрителями игра в игру, актеры, играющие актеров, играющих персонажей? Ответа нет.
На сцене трое: супружеская пара и друг семьи. У каждого, как это водится у Вырыпаева, свои счеты с Богом и свое одиночество в сердце. Есть подозрение, что Елена, она же Сарра (Ксения Кутепова), изменила мужу, есть подозрение, что их друг Йозеф, он же Дональд (Алексей Колубков), сошел с ума. История, придуманная Вырыпаевым, оказывается очень хитрой с театральной точки зрения. Ситуация, в которой есть жена, муж, друг и измена, походит поначалу на классический водевиль. Таинственный любовник, интрига, неожиданные повороты сюжета – чем не развлекательное острое зрелище? В “Мастерской” зрители от души смеются.
В камерном зале в Старом здании театра художник Мария Митрофанова создала условную конструкцию, своего рода ринг для актеров, неприкрытое пространство для крупных планов и игры глаза в глаза со зрителем. Ярко-желтый пол, красные стулья – чистые цвета, четкий ритм, музыкальные паузы и перестановки между эпизодами, когда каждая новая сцена начинается с живой картины из замерших в нелепых позах героев. Вдобавок мир этого спектакля предполагает открытые обращения в зал и беседы с воображаемым Маркусом и другими персонажами, тут же, на месте, выбираемыми из публики.
Сердцем и нервом этого мира становится героиня Ксении Кутеповой. Она наиболее точно передает интонацию, с которой “фоменки” и молодой режиссер, ученица Сергея Женовача, Сигрид Стрем Рейбо рассказывают со сцены историю Вырыпаева. (И водевили, и фарсы здесь вспоминаются неслучайно.) Партитура выстроена предельно четко: кажется, что Ксения вытанцовывает и выпевает свою роль – при этом немного на форте. Елена-Сарра удивляется, вскидывая брови, округляя глаза за очками, ахая, встряхивая коротко стриженой головой; расстраивается, по-детски всхлипывая и поворачиваясь спиной к “обидчику”.
Финальный же монолог героини с рассуждениями о том, как сложно, почти невозможно сегодня женщине найти себе мужчину-господина, при тех комических нотках, которые в нем ощутимы, заставляет вспомнить о Маше из “Семейного счастия”. И эта Маша нашего времени не менее пронзительна, чем вспоминающая свою юность повзрослевшая “девушка-фиалка” из спектакля Фоменко.
Сезон в “Мастерской” был ознаменован также значимой работой Полины Агуреевой. “Гиганты горы” по пьесе Луиджи Пиранделло в постановке Евгения Каменьковича – масштабное событие с нескольких точек зрения: первое воплощение “Гигантов” на московской сцене (текст специально для “фоменок” перевела Елена Касаткина) и единственная премьера сезона, выпущенная на большой сцене. Это, в полном согласии с названием, по-настоящему большая форма: персонажи здесь взмывают на тросах под колосники, взбираются и скатываются с хитроумно придуманных горок, исчезают в огромном люке – и появляются в нем как тени-силуэты (художник – Мария Митрофанова).
А еще прямо на глазах изумленной публики обитатели виллы “Отчаяние”, то ли люди, то ли призраки, во главе с магом Котроне устраивают почти настоящую грозу с громом, молнией и шумом ветра…
“Гиганты горы” – неоконченная, последняя пьеса Пиранделло. Тема границы между искусством и жизнью для творчества Пиранделло сквозная. Но в случае с “Гигантами” речь уже не о жизни и искусстве, а скорее о смерти и искусстве, о полной гибели всерьез. Этот крайний, трагический поворот темы оказался близким Полине Агуреевой, выступившей здесь не только в роли актрисы, но и в качестве со-режиссера.
Создавая образ Илсе, настоящей актрисы без страха и упрека, Полина Агуреева высказывается о сути и смысле дела своей жизни. Ей удается соединить трагическую глубину, которая ощущалась в “Бесприданнице” Петра Фоменко, со строгостью и аскетичностью, присущими работам с режиссером Виктором Рыжаковым в “Практике” и в “Мастерской”. Илсе Агуреевой, мечущаяся по сцене фурия со всклокоченными рыжими волосами, порой производит впечатление помешанной. Однако ее безумие, не теряя накала, в мизансценах, интонациях и пластике вдруг обретает точный рисунок. Не случайно в связи с Илсе возникает множество ассоциаций из живописи, в частности, вспоминается и один из любимых художников Полины Агуреевой Марк Шагал и его “Влюбленные”.
Текст Пиранделло чрезвычайно непрост: в нем множество сюжетных линий. Сложен и сценический текст Каменьковича и Агуреевой: утяжелен эффектами, неровен по ритму. Оттого порой думается, что спектаклю не хватает целостности. В сложной мозаике постановки хочется выделить две сцены. Одна из них – диалог то ли людей, то ли марионеток (актеры Ирина Горбачева и Дмитрий Захаров), происходящий не то во сне, не то наяву. Острый пластический рисунок, абсурдная беседа, где рефреном звучит фраза о случайно проглоченной булавке, жутковатые маски, сливающиеся с лицами (маски работы Ирины Бачуриной), – и странная, выморочная атмосфера виллы “Отчаяние” обретает пугающую убедительность. Вторая сцена – тоже на двоих, разговор Илсе с мужем (Юрий Буторин), живая борьба живых людей, которым, похоже, нельзя ни вместе, ни врозь.
“Гиганты горы” – еще одна проба “фоменок” в области условного театра. За “Мастерской” давно закрепилась репутация театра “русской психологической школы”. Однако горизонты Фоменко были, конечно, значительно шире: его отличал безусловный вкус к сценической условности, причем к разным ее проявлениям и градациям. И это не могло не отозваться в его учениках.
Еще в этом сезоне (в самом его начале) случились “Последние свидания” по рассказам И. А. Бунина – их по-кинематографически смонтировал молодой актер и режиссер Юрий Титов. И “Руслан и Людмила” – бурнокипящая сценическая сказка для детей и взрослых, поставленная Михаилом Крыловым, в которой смысл игры – в самой игре. Пять спектаклей – пять новых граней облика “Мастерской”. Или – пять троп, расходящихся из общего центра.
И одна невозвратная потеря. Нельзя не сказать о том, что совсем недавно “Мастерская П. Фоменко” потеряла Владимира Максимова, художника высочайшей театральной культуры, верного соратника Петра Фоменко. По словам нынешнего художественного руководителя Евгения Каменьковича, театр надеется в следующем сезоне выпустить спектакль “Олимпия” по эскизам Максимова. Связь времен не должна прерваться.
В завершившемся сезоне две большие роли в разных спектаклях сыграли сестры Кутеповы. Двадцать лет назад они обескураживали неотличимостью. Потом актрисы менялись – каждая по-своему. И в “Трех сестрах” Фоменко со всей наглядностью проявилось то, насколько разными они стали. Судя по последним премьерам, Полина и Ксения продолжают движение каждая по своей траектории, их актерская несхожесть становится все более интересной.
Полина сыграла Сашу в “Фантазиях Фарятьева” по пьесе Аллы Соколовой. Советский ретро сюжет о хороших людях, ненароком ранящих друг друга и разбивающих друг другу сердца, об их мечтах и надеждах педагог по сценречи ГИТИСа, режиссер и давний друг театра Вера Камышникова поставила в “Мастерской” как историю внебытовую, на все времена.
В этом спектакле “фоменки” не пошли по привычному пути, хотя, казалось бы, сама пьеса с присущей ей простотой и сентиментальностью это предполагала. На сцене нет фирменного фоменковского уюта, знакомого зрителям. Обои в цветочек в квартире Саши, Любы и их мамы обрели на сцене кислотно-психоделическую цветовую насыщенность, а за огромным зеркалом зажил своей страшноватой жизнью отдельный мир с отражениями-двойниками героев (художник – Мария Трегубова). Проекции и видеоролики, пространственные игры, буквально уходящий из-под ног пол и раздвигающиеся стены, откровенная условность сценических метафор – все ново для “Мастерской”. Ново – и уже поэтому, видимо, нужно и имеет смысл – как очередной опыт. Удачен ли он? Вероятно, не во всем: пьеса Соколовой с трудом открывается (если вообще открывается) такими театральными ключами. И все-таки следует оценить неочевидность, а потому смелость хода: игру “фоменок” в определенном смысле на чужом поле.
Полина Кутепова в этой истории преподносит разные грани женственности, переходит из одного регистра в другой. Она – то почти водевильная запоздалая невеста на выданье с соответствующими охами-ахами и позами, то – почти девчонка-сорванец, устраивающая драку-возню с младшей сестрой. И в любых сценических метаморфозах где-то на втором плане, в подтексте ее героинь – хрупкость и уязвимость. Пожалуй, Полину Кутепову во всех ее ролях, будь то Купавина или Молли Блум, можно узнать по этому подтексту, всегда немного печальному, тревожному и саднящему.
Партнером Полины Кутеповой, как и в знаменитых “Трех сестрах”, стал Рустэм Юскаев. Его Фарятьев принадлежит скорее не позднесоветской эпохе, а современности: не мечтательность и прекраснодушие, а одиночество – ощутимо в нем в первую очередь. Галина Кашковская, играющая мать Саши и Любы, – пожалуй, одна из самых странных (в самом хорошем театральном смысле) актрис “Мастерской”. И в “Фантазиях Фарятьева” она виртуозно балансирует между абсурдным и типичным, узнаваемым. Отдельным событием спектакля стала работа Веры Строковой, сыгравшей Любу. В обществе старших, фантазеров, мечтателей и влюбленных всех мастей, ее Люба, девочка-подросток с сутуловатыми плечами и вызывающей усмешкой, выглядит реалисткой и бунтаркой. Но по мере развития действия она воспринимается все менее острой, все более нежной и трогательной. Именно моментами такой подкупающей беззащитности на сцене прославились актрисы старшего поколения “Мастерской” – в премьерном “Фарятьеве” становится очевидно: традиция продолжается.
Ксения Кутепова после “Самого важного”, вышедшего в 2006 году, не выпускала драматических премьер в родном театре. И вот – новая роль, да еще в свежей, в этом году представленной на “Любимовке” пьесе Ивана Вырыпаева “Летние осы кусают нас даже в ноябре”. Тексты Вырыпаева при всей их кажущейся внешней простоте основаны на играх со временем и пространством, мистификациях, умноженных сущностях. Вот и в “Летних осах”, согласно ремаркам, героев зовут одними именами, а обращаются они друг к другу совсем иначе. Потому ли, что все они феерические лгуны и никому из них не стоит верить? Потому ли, что перед зрителями игра в игру, актеры, играющие актеров, играющих персонажей? Ответа нет.
На сцене трое: супружеская пара и друг семьи. У каждого, как это водится у Вырыпаева, свои счеты с Богом и свое одиночество в сердце. Есть подозрение, что Елена, она же Сарра (Ксения Кутепова), изменила мужу, есть подозрение, что их друг Йозеф, он же Дональд (Алексей Колубков), сошел с ума. История, придуманная Вырыпаевым, оказывается очень хитрой с театральной точки зрения. Ситуация, в которой есть жена, муж, друг и измена, походит поначалу на классический водевиль. Таинственный любовник, интрига, неожиданные повороты сюжета – чем не развлекательное острое зрелище? В “Мастерской” зрители от души смеются.
В камерном зале в Старом здании театра художник Мария Митрофанова создала условную конструкцию, своего рода ринг для актеров, неприкрытое пространство для крупных планов и игры глаза в глаза со зрителем. Ярко-желтый пол, красные стулья – чистые цвета, четкий ритм, музыкальные паузы и перестановки между эпизодами, когда каждая новая сцена начинается с живой картины из замерших в нелепых позах героев. Вдобавок мир этого спектакля предполагает открытые обращения в зал и беседы с воображаемым Маркусом и другими персонажами, тут же, на месте, выбираемыми из публики.
Сердцем и нервом этого мира становится героиня Ксении Кутеповой. Она наиболее точно передает интонацию, с которой “фоменки” и молодой режиссер, ученица Сергея Женовача, Сигрид Стрем Рейбо рассказывают со сцены историю Вырыпаева. (И водевили, и фарсы здесь вспоминаются неслучайно.) Партитура выстроена предельно четко: кажется, что Ксения вытанцовывает и выпевает свою роль – при этом немного на форте. Елена-Сарра удивляется, вскидывая брови, округляя глаза за очками, ахая, встряхивая коротко стриженой головой; расстраивается, по-детски всхлипывая и поворачиваясь спиной к “обидчику”.
Финальный же монолог героини с рассуждениями о том, как сложно, почти невозможно сегодня женщине найти себе мужчину-господина, при тех комических нотках, которые в нем ощутимы, заставляет вспомнить о Маше из “Семейного счастия”. И эта Маша нашего времени не менее пронзительна, чем вспоминающая свою юность повзрослевшая “девушка-фиалка” из спектакля Фоменко.
Сезон в “Мастерской” был ознаменован также значимой работой Полины Агуреевой. “Гиганты горы” по пьесе Луиджи Пиранделло в постановке Евгения Каменьковича – масштабное событие с нескольких точек зрения: первое воплощение “Гигантов” на московской сцене (текст специально для “фоменок” перевела Елена Касаткина) и единственная премьера сезона, выпущенная на большой сцене. Это, в полном согласии с названием, по-настоящему большая форма: персонажи здесь взмывают на тросах под колосники, взбираются и скатываются с хитроумно придуманных горок, исчезают в огромном люке – и появляются в нем как тени-силуэты (художник – Мария Митрофанова).
А еще прямо на глазах изумленной публики обитатели виллы “Отчаяние”, то ли люди, то ли призраки, во главе с магом Котроне устраивают почти настоящую грозу с громом, молнией и шумом ветра…
“Гиганты горы” – неоконченная, последняя пьеса Пиранделло. Тема границы между искусством и жизнью для творчества Пиранделло сквозная. Но в случае с “Гигантами” речь уже не о жизни и искусстве, а скорее о смерти и искусстве, о полной гибели всерьез. Этот крайний, трагический поворот темы оказался близким Полине Агуреевой, выступившей здесь не только в роли актрисы, но и в качестве со-режиссера.
Создавая образ Илсе, настоящей актрисы без страха и упрека, Полина Агуреева высказывается о сути и смысле дела своей жизни. Ей удается соединить трагическую глубину, которая ощущалась в “Бесприданнице” Петра Фоменко, со строгостью и аскетичностью, присущими работам с режиссером Виктором Рыжаковым в “Практике” и в “Мастерской”. Илсе Агуреевой, мечущаяся по сцене фурия со всклокоченными рыжими волосами, порой производит впечатление помешанной. Однако ее безумие, не теряя накала, в мизансценах, интонациях и пластике вдруг обретает точный рисунок. Не случайно в связи с Илсе возникает множество ассоциаций из живописи, в частности, вспоминается и один из любимых художников Полины Агуреевой Марк Шагал и его “Влюбленные”.
Текст Пиранделло чрезвычайно непрост: в нем множество сюжетных линий. Сложен и сценический текст Каменьковича и Агуреевой: утяжелен эффектами, неровен по ритму. Оттого порой думается, что спектаклю не хватает целостности. В сложной мозаике постановки хочется выделить две сцены. Одна из них – диалог то ли людей, то ли марионеток (актеры Ирина Горбачева и Дмитрий Захаров), происходящий не то во сне, не то наяву. Острый пластический рисунок, абсурдная беседа, где рефреном звучит фраза о случайно проглоченной булавке, жутковатые маски, сливающиеся с лицами (маски работы Ирины Бачуриной), – и странная, выморочная атмосфера виллы “Отчаяние” обретает пугающую убедительность. Вторая сцена – тоже на двоих, разговор Илсе с мужем (Юрий Буторин), живая борьба живых людей, которым, похоже, нельзя ни вместе, ни врозь.
“Гиганты горы” – еще одна проба “фоменок” в области условного театра. За “Мастерской” давно закрепилась репутация театра “русской психологической школы”. Однако горизонты Фоменко были, конечно, значительно шире: его отличал безусловный вкус к сценической условности, причем к разным ее проявлениям и градациям. И это не могло не отозваться в его учениках.
Еще в этом сезоне (в самом его начале) случились “Последние свидания” по рассказам И. А. Бунина – их по-кинематографически смонтировал молодой актер и режиссер Юрий Титов. И “Руслан и Людмила” – бурнокипящая сценическая сказка для детей и взрослых, поставленная Михаилом Крыловым, в которой смысл игры – в самой игре. Пять спектаклей – пять новых граней облика “Мастерской”. Или – пять троп, расходящихся из общего центра.
И одна невозвратная потеря. Нельзя не сказать о том, что совсем недавно “Мастерская П. Фоменко” потеряла Владимира Максимова, художника высочайшей театральной культуры, верного соратника Петра Фоменко. По словам нынешнего художественного руководителя Евгения Каменьковича, театр надеется в следующем сезоне выпустить спектакль “Олимпия” по эскизам Максимова. Связь времен не должна прерваться.
Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,