Полина Кутепова: «Играть как дети»
“Хрупкая, рыжеволосая Полина Кутепова похожа на прекрасных женщин с полотен Боттичелли. Она окончила курс Петра Фоменко в ГИТИСе, тот, что вскоре стал легендарной «Мастерской», и создавала вместе с однокурсниками неповторимый стиль этого театра. Кино появилось в жизни Кутеповой гораздо раньше, чем театр. В детстве Полина с сестрой-близнецом Ксенией сыграли дочерей Нины Руслановой и Ольги Остроумовой в фильмах «Куда он денется» и «Василий и Василиса». Полина – лауреат всевозможных кинопремий, ее роли называли лучшим воплощением образа современницы. Но она предпочитает блистать на сцене, играя в спектаклях Петра Фоменко «Волки и овцы» (Купавина), «Три сестры» (Маша), «Война и мир. Начало романа»; в спектаклях Евгения Каменьковича «Улисс» (Молли), «Дом, где разбиваются сердца» (Ариадна), «Дар» (Критик), «После занавеса» (Соня Серебрякова), «Самое важное» и в других постановках. В кино снимается редко и только у хороших режиссеров. Полина чаще «рисует» своих героинь нежной акварелью, хотя в нынешнем сезоне удивила всех, сыграв брехтовскую Мамашу Кураж молодой, наглой и агрессивно-женственной. А в недавней премьере «Мастерской» – спектакле «Амфитрион», который поставил француз Кристоф Рок, – у Полины сразу две роли: богиня Ночь и служанка Клеантида.
– В начале нынешнего сезона в «Мастерской Фоменко» состоялась премьера необычного для нее спектакля – «Мамаша Кураж» Брехта, где вы сыграли главную роль. В «Мастерской » никогда не ставили Брехта, Вытоптов – новый для театра режиссер. Как возник это проект?
– Кирилл Вытоптов не посторонний нашему театру человек, потому что он поступал в стажерскую группу «Мастерской» еще в тот момент, когда ее набирал Петр Наумович Фоменко, и вместе со своими однокурсниками приходил к нам на прослушивание, но в стажерскую группу не пошел. Мы давно знакомы с Кириллом, мне нравились режиссерские работы, которые он делал в институте, и я обрадовалась, когда Кирилл пришел к Евгению Борисовичу Каменьковичу и предложил «Мамашу Кураж». Неожиданными были выбор материала и распределение, но в результате все сложилось.
– Роль Мамаши Кураж для вас роль на преодоление?
– Нет, не на преодоление… Непонятно было, как к ней подступиться, потому что хотелось уйти от привычных представлений о Мамаше Кураж и найти в пьесе Брехта сегодняшнюю историю. Мне очень нравится взгляд Кирилла на эту пьесу: война вокруг нас, и мы ее уже не замечаем, настолько она для нас привычна. Мы с утра просматриваем новостную ленту, видим информацию: военные действия в Сирии, погибло столько-то людей, но это для нас фон жизни. Мы смотрим новости, но никаких, скажем так, действий не предпринимаем. Просто смотрим: ах, взрывы! ах, погибли люди! Но при этом наша жизнь фактически не меняется.
– В спектакле Вытоптова война идет в наши дни, а Мамаша Кураж − не маркитантка, а бизнес-леди в красном кожаном плаще. Какие качества вам нужно было найти в себе, чтобы сыграть эту роль?
– Мне пришлось найти в себе алчность, злость, отчаяние, азарт, страх и какую-то необыкновенную, мощнейшую жажду жизни. Она же очень жизнелюбивая женщина. История Кураж – про гибель и разрушение. В Кураж так много жизни, что это в итоге ее и губит. Она, как игрок у Достоевского, меряется силой с Богом, чертом, судьбой. Она настолько уверена, что справится со смертью, что в конце концов причина ее человеческого краха оказывается не во внешних обстоятельствах, а во внутреннем противоречии: страсть к детям и такая же по величине страсть к наживе. Это противоречие ее уничтожает, и она теряет все − и детей, и деньги, и себя.
– Почему в финале действие спектакля переносится в 1990-е годы, а разорившаяся Мамаша Кураж стала уличной торговкой в драной шубе?
– Это скорее к Кириллу вопрос, а не ко мне. Я понимаю это так: в пьесе Брехта есть взрывоопасная смесь войны и торговли. Такая же адская смесь бизнеса и войны возникла в России в 1990-е. Мне кажется, поэтому в спектакле и возникает такая отсылка. Когда у нас в театре ставили спектакль «Рыжий» о поэте Борисе Рыжем, погибшем в 2001 году, я смотрела документальный фильм об этом поэте. Большинство молодых людей его поколения − на кладбище: либо их убили, либо они погибли от наркотиков. Я хорошо помню то десятилетие… Страшное время.
– Какими качествами, по-вашему, должен обладать идеальный актер?
– Идеальный актер должен иметь отличный голос, владеть своим телом не хуже, чем артист балета. Должен уметь быть спонтанным. Но главное, я думаю, это умение существовать в игре. Играть как дети, для которых игра – образ жизни. Актер должен быть наивным и в то же время очень умным, но в нужный момент становиться глупым и, как животное, доверяться инстинктам.
– Интересно, а почему вы с сестрой Ксенией решили поступать в театральный институт? Ваша семья ведь никак не связана с театром?
– Потому что в детстве и юности мы с Ксенией ходили в детскую кино-студию во Дворце пионеров на Ленинских горах. Она сейчас преобразована в Детскую киношколу, а раньше это был необыкновенный детский кружок. Там занимались будущие актеры, режиссеры, мультипликаторы и операторы. У нас были павильоны с профессиональным оборудованием, где снимали кино и мультфильмы. И великолепный педагог Алла Ивановна Степанова, которая и сейчас преподает в этой киношколе, посоветовала нам поступать в театральный институт.
– В тот год, когда вы поступали в ГИТИС, набирали актерские курсы Петр Фоменко, Леонид Хейфец и Анатолий Васильев. Вы хотели именно к Фоменко?
– Мы с Ксенией всюду поступали, как и все абитуриенты. На конкурс прошли к Леониду Ефимовичу Хейфецу и Петру Наумовичу Фоменко, но мы вообще не знали и не понимали, кто такой Хейфец и кто такой Фоменко. На самом деле все это случайность. В коридоре на режиссерском факультете кто-то к нам подошел и тихо прошептал: «Идите к Фоменко!» Кажется, это был Сергей Васильевич Женовач, но нам было на самом деле все равно.
Помню, что, когда вывесили списки поступивших, Ксения решила подшутить надо мной и сказала, что мы не поступили. Я расплакалась, решила на следующий год поступать на филфак, и только после этого Ксения рассказала мне правду. Я ее чуть не убила.
– А если бы вас взяли в один театральный вуз, а Ксению – в другой?
– Если бы Ксения поступила в один театральный институт, а я в другой, так и учились бы.
– Спектаклю «Волки и овцы», который стал одной из первых дипломных работ вашего курса, почти 25 лет. Какие остались воспоминания о репетициях?
– Третий курс. 39-я аудитория на режиссерском факультете, и знакомство с Петром Наумовичем Фоменко вплотную, потому что до этого у него с нами все-таки было общение на уровне разговоров. А тут он стал делать спектакль и учить нас ремеслу на примере пьесы «Волки и овцы».
– Что значит ремесло?
– Умение выстроить роль, чтобы не просто произнести слова с какой-то интонацией, а иметь право так сказать, оживить их и присвоить. Я думаю, что Петром Наумовичем были заложены в нас некие ориентиры и в театре, и в жизни. Они никуда не денутся. Это есть, и все тут. «Волки и овцы» – первый спектакль с Петром Наумовичем, как родовая травма. Может быть, поэтому он так долго и держится. Все, что заложено в спектакль Петром Наумовичем, до сих пор живет.
– В 1997 году вы с двухмесячной дочкой поехали с «Мастерской» на гастроли в Авиньон, где показывали «Волки и овцы». Как вы на это решились?
– Это была авантюра, но прекрасная авантюра. Мне, конечно, было очень сложно – кормить дочь, репетировать и играть спектакли одновременно. Это непросто. В 1997 году на Авиньонском фестивале был русский сезон, и «Мастерская Фоменко» играла четыре спектакля − «Волки и овцы», «Двенадцатую ночь», «Приключение» и «Месяц в деревне».
– Ваша дочь Надя несколько раз снималась в кино. Рассказывали, что она в 10 лет написала пьесу и собиралась ее поставить. Она сейчас занимается театром?
– История о пьесе – какая-то легенда. Она сейчас учится в Высшей школе экономики на специальности «международные отношения».
– Она довольна?
– Я довольна. (Смеется.)
– Вы играете в театре не только женственных героинь, таких как Маша в «Трех сестрах» или Молли в «Улиссе», но и смешного, нелепого Критика, Литературную необходимость – двойника Годунова-Чердынцева, главного героя спектакля «Дар». Этого персонажа нет в романе Набокова. Кто его придумал?
– Евгений Борисович Каменькович. Было необходимо найти некую форму повествования, соответствующую форме романа о литературе, поэтому и возникла мысль о критике. Подразумевалось, что это будет именно критик, окололитературный человек. Ну а внешний вид моего героя придумали мы вместе с художником. Нам был важен образ этой двойственности: Годунов-Чердынцев, наделенный даром, а рядом человек, которому это не дано, но который мечтает проникнуть в тайну гения. Литературный приживала. Они не могут друг без друга, хотя мой персонаж не реальный человек, а некая прагматичная часть мозга Федора Константиновича Годунова-Чердынцева. Много материала для этой роли взято из литературоведческих статей Набокова.
– Вам проще или сложнее репетировать с вашим мужем, Евгением Каменьковичем?
– Сложнее, потому что надо увеличивать дистанцию.
– Двойственность, о которой мы говорили, есть и в пьесе «Амфитрион», – премьеру которой выпустил в «Мастерской» француз Кристоф Рок. Бог Юпитер, влюбившись в Алкмену, жену Амфитриона, приходит к ней в дом в его облике, с ним приходит Меркурий в облике слуги Созия. Почему у вас в этом спектакле сразу две роли?
– В «Амфитрионе» три женские роли – Алкмена, ее служанка Клеантида и небольшая роль Ночи. Алкмену играет Ксения, Клеантиду и Ночь – я. Во французском театре есть традиция, что Клеантиду и Ночь играет одна актриса.
– Значит, Ночь похожа на Клеантиду и обе они – на Алкмену, которую играет Ксения?
– Кристофу в этой пьесе интересны идея двойственности и весь этот морок, когда со всеми постоянно происходят подмены.
– В пьесе служанка Клеантида – характерный, комический персонаж. А в спектакле?
– Мне нравится направление, которое Кристоф предлагал нам на репетициях, хотя это непросто, потому что мы привыкли к одной манере работы, а у Кристофа все абсолютно иначе.
– Вы с Ксенией смотрите работы друг друга. Делаете ли вы друг другу замечания?
– Да, постоянно. Должна сказать, что замечания Ксении мне очень важны, я ими очень дорожу и прислушиваюсь. Не знаю, как она относится к моим замечаниям, но искренне могу сказать, что она мне помогает. Она многое понимает обо мне и может что-то точно подсказать.
– Раньше, когда в «Мастерской» работало всего 80 человек, атмосфера за кулисами была совсем другой. Сейчас в театре гораздо больше сотрудников, возникла какая-то новая энергетика. Сложнее работать в новой ситуации?
– Конечно, сложнее. В маленьком театре всегда проще: в нем существует энергия таких домашних взаимоотношений и на ней очень многое держится. Когда в театре работает много человек, невозможно существовать на этой энергии и энтузиазме. Нужен другой способ, требующий большей концентрации. По-другому строятся человеческие отношения, главное – иметь какую-то общую цель.
– Ваши роли в фильмах «Две зимы и три лета» по прозе Федора Абрамова или «Пелагея и белый бульдог» и многие другие сильно отличаются от ваших театральных ролей. Кино дает вам то, чего не может дать театр?
– Не знаю, я об этом не думала.
– Как вы выбираете фильмы, в которых будете сниматься?
– В первую очередь я выбираю интересный материал, хотя на самом деле очень разные бывают ситуации. Иногда выбираешь какой-то кинопроект, потому что нужны деньги. Бывает, что сценарий не нравится, но, если режиссер тебе интересен, соглашаешься. Очень по-разному бывает. Фильм «Две зимы и три лета» по романам Федора Абрамова грех было не выбрать: это отличный материал и замечательный режиссер Тэмо Эсадзе. Я, наоборот, даже напрашивалась в эту работу.
– В прошлом году вы записали диск, на котором читаете английские народные сказки для детей. Режиссером проекта была ваша старшая сестра Злата. Она вернулась в профессию?
– Злата это сделала лично для меня, чтобы мне помочь. И это было здорово. Вместе со мной сказки читает Анатолий Горячев, мой партнер по многим спектаклям. А музыку специально для нас написал тоже актер нашего театра Дмитрий Захаров. На самом деле, если бы времени было больше, я бы еще что-то придумала. Запись сказок достаточно трудоемкий процесс, и времени не хватает. В нашем театре столько прекрасных актеров, которые умеют работать с текстом и словом! Только сиди и записывай, ведь был когда-то такой формат – радиоспектакль. В детстве мы часами просиживали перед радиоприемниками, слушая разные постановки. Уверена, что и сейчас это не менее интересный жанр, чем прежде. Надо будет что-нибудь придумать и сделать.
Источник: журнал «Театральная афиша»
– В начале нынешнего сезона в «Мастерской Фоменко» состоялась премьера необычного для нее спектакля – «Мамаша Кураж» Брехта, где вы сыграли главную роль. В «Мастерской » никогда не ставили Брехта, Вытоптов – новый для театра режиссер. Как возник это проект?
– Кирилл Вытоптов не посторонний нашему театру человек, потому что он поступал в стажерскую группу «Мастерской» еще в тот момент, когда ее набирал Петр Наумович Фоменко, и вместе со своими однокурсниками приходил к нам на прослушивание, но в стажерскую группу не пошел. Мы давно знакомы с Кириллом, мне нравились режиссерские работы, которые он делал в институте, и я обрадовалась, когда Кирилл пришел к Евгению Борисовичу Каменьковичу и предложил «Мамашу Кураж». Неожиданными были выбор материала и распределение, но в результате все сложилось.
– Роль Мамаши Кураж для вас роль на преодоление?
– Нет, не на преодоление… Непонятно было, как к ней подступиться, потому что хотелось уйти от привычных представлений о Мамаше Кураж и найти в пьесе Брехта сегодняшнюю историю. Мне очень нравится взгляд Кирилла на эту пьесу: война вокруг нас, и мы ее уже не замечаем, настолько она для нас привычна. Мы с утра просматриваем новостную ленту, видим информацию: военные действия в Сирии, погибло столько-то людей, но это для нас фон жизни. Мы смотрим новости, но никаких, скажем так, действий не предпринимаем. Просто смотрим: ах, взрывы! ах, погибли люди! Но при этом наша жизнь фактически не меняется.
– В спектакле Вытоптова война идет в наши дни, а Мамаша Кураж − не маркитантка, а бизнес-леди в красном кожаном плаще. Какие качества вам нужно было найти в себе, чтобы сыграть эту роль?
– Мне пришлось найти в себе алчность, злость, отчаяние, азарт, страх и какую-то необыкновенную, мощнейшую жажду жизни. Она же очень жизнелюбивая женщина. История Кураж – про гибель и разрушение. В Кураж так много жизни, что это в итоге ее и губит. Она, как игрок у Достоевского, меряется силой с Богом, чертом, судьбой. Она настолько уверена, что справится со смертью, что в конце концов причина ее человеческого краха оказывается не во внешних обстоятельствах, а во внутреннем противоречии: страсть к детям и такая же по величине страсть к наживе. Это противоречие ее уничтожает, и она теряет все − и детей, и деньги, и себя.
– Почему в финале действие спектакля переносится в 1990-е годы, а разорившаяся Мамаша Кураж стала уличной торговкой в драной шубе?
– Это скорее к Кириллу вопрос, а не ко мне. Я понимаю это так: в пьесе Брехта есть взрывоопасная смесь войны и торговли. Такая же адская смесь бизнеса и войны возникла в России в 1990-е. Мне кажется, поэтому в спектакле и возникает такая отсылка. Когда у нас в театре ставили спектакль «Рыжий» о поэте Борисе Рыжем, погибшем в 2001 году, я смотрела документальный фильм об этом поэте. Большинство молодых людей его поколения − на кладбище: либо их убили, либо они погибли от наркотиков. Я хорошо помню то десятилетие… Страшное время.
– Какими качествами, по-вашему, должен обладать идеальный актер?
– Идеальный актер должен иметь отличный голос, владеть своим телом не хуже, чем артист балета. Должен уметь быть спонтанным. Но главное, я думаю, это умение существовать в игре. Играть как дети, для которых игра – образ жизни. Актер должен быть наивным и в то же время очень умным, но в нужный момент становиться глупым и, как животное, доверяться инстинктам.
– Интересно, а почему вы с сестрой Ксенией решили поступать в театральный институт? Ваша семья ведь никак не связана с театром?
– Потому что в детстве и юности мы с Ксенией ходили в детскую кино-студию во Дворце пионеров на Ленинских горах. Она сейчас преобразована в Детскую киношколу, а раньше это был необыкновенный детский кружок. Там занимались будущие актеры, режиссеры, мультипликаторы и операторы. У нас были павильоны с профессиональным оборудованием, где снимали кино и мультфильмы. И великолепный педагог Алла Ивановна Степанова, которая и сейчас преподает в этой киношколе, посоветовала нам поступать в театральный институт.
– В тот год, когда вы поступали в ГИТИС, набирали актерские курсы Петр Фоменко, Леонид Хейфец и Анатолий Васильев. Вы хотели именно к Фоменко?
– Мы с Ксенией всюду поступали, как и все абитуриенты. На конкурс прошли к Леониду Ефимовичу Хейфецу и Петру Наумовичу Фоменко, но мы вообще не знали и не понимали, кто такой Хейфец и кто такой Фоменко. На самом деле все это случайность. В коридоре на режиссерском факультете кто-то к нам подошел и тихо прошептал: «Идите к Фоменко!» Кажется, это был Сергей Васильевич Женовач, но нам было на самом деле все равно.
Помню, что, когда вывесили списки поступивших, Ксения решила подшутить надо мной и сказала, что мы не поступили. Я расплакалась, решила на следующий год поступать на филфак, и только после этого Ксения рассказала мне правду. Я ее чуть не убила.
– А если бы вас взяли в один театральный вуз, а Ксению – в другой?
– Если бы Ксения поступила в один театральный институт, а я в другой, так и учились бы.
– Спектаклю «Волки и овцы», который стал одной из первых дипломных работ вашего курса, почти 25 лет. Какие остались воспоминания о репетициях?
– Третий курс. 39-я аудитория на режиссерском факультете, и знакомство с Петром Наумовичем Фоменко вплотную, потому что до этого у него с нами все-таки было общение на уровне разговоров. А тут он стал делать спектакль и учить нас ремеслу на примере пьесы «Волки и овцы».
– Что значит ремесло?
– Умение выстроить роль, чтобы не просто произнести слова с какой-то интонацией, а иметь право так сказать, оживить их и присвоить. Я думаю, что Петром Наумовичем были заложены в нас некие ориентиры и в театре, и в жизни. Они никуда не денутся. Это есть, и все тут. «Волки и овцы» – первый спектакль с Петром Наумовичем, как родовая травма. Может быть, поэтому он так долго и держится. Все, что заложено в спектакль Петром Наумовичем, до сих пор живет.
– В 1997 году вы с двухмесячной дочкой поехали с «Мастерской» на гастроли в Авиньон, где показывали «Волки и овцы». Как вы на это решились?
– Это была авантюра, но прекрасная авантюра. Мне, конечно, было очень сложно – кормить дочь, репетировать и играть спектакли одновременно. Это непросто. В 1997 году на Авиньонском фестивале был русский сезон, и «Мастерская Фоменко» играла четыре спектакля − «Волки и овцы», «Двенадцатую ночь», «Приключение» и «Месяц в деревне».
– Ваша дочь Надя несколько раз снималась в кино. Рассказывали, что она в 10 лет написала пьесу и собиралась ее поставить. Она сейчас занимается театром?
– История о пьесе – какая-то легенда. Она сейчас учится в Высшей школе экономики на специальности «международные отношения».
– Она довольна?
– Я довольна. (Смеется.)
– Вы играете в театре не только женственных героинь, таких как Маша в «Трех сестрах» или Молли в «Улиссе», но и смешного, нелепого Критика, Литературную необходимость – двойника Годунова-Чердынцева, главного героя спектакля «Дар». Этого персонажа нет в романе Набокова. Кто его придумал?
– Евгений Борисович Каменькович. Было необходимо найти некую форму повествования, соответствующую форме романа о литературе, поэтому и возникла мысль о критике. Подразумевалось, что это будет именно критик, окололитературный человек. Ну а внешний вид моего героя придумали мы вместе с художником. Нам был важен образ этой двойственности: Годунов-Чердынцев, наделенный даром, а рядом человек, которому это не дано, но который мечтает проникнуть в тайну гения. Литературный приживала. Они не могут друг без друга, хотя мой персонаж не реальный человек, а некая прагматичная часть мозга Федора Константиновича Годунова-Чердынцева. Много материала для этой роли взято из литературоведческих статей Набокова.
– Вам проще или сложнее репетировать с вашим мужем, Евгением Каменьковичем?
– Сложнее, потому что надо увеличивать дистанцию.
– Двойственность, о которой мы говорили, есть и в пьесе «Амфитрион», – премьеру которой выпустил в «Мастерской» француз Кристоф Рок. Бог Юпитер, влюбившись в Алкмену, жену Амфитриона, приходит к ней в дом в его облике, с ним приходит Меркурий в облике слуги Созия. Почему у вас в этом спектакле сразу две роли?
– В «Амфитрионе» три женские роли – Алкмена, ее служанка Клеантида и небольшая роль Ночи. Алкмену играет Ксения, Клеантиду и Ночь – я. Во французском театре есть традиция, что Клеантиду и Ночь играет одна актриса.
– Значит, Ночь похожа на Клеантиду и обе они – на Алкмену, которую играет Ксения?
– Кристофу в этой пьесе интересны идея двойственности и весь этот морок, когда со всеми постоянно происходят подмены.
– В пьесе служанка Клеантида – характерный, комический персонаж. А в спектакле?
– Мне нравится направление, которое Кристоф предлагал нам на репетициях, хотя это непросто, потому что мы привыкли к одной манере работы, а у Кристофа все абсолютно иначе.
– Вы с Ксенией смотрите работы друг друга. Делаете ли вы друг другу замечания?
– Да, постоянно. Должна сказать, что замечания Ксении мне очень важны, я ими очень дорожу и прислушиваюсь. Не знаю, как она относится к моим замечаниям, но искренне могу сказать, что она мне помогает. Она многое понимает обо мне и может что-то точно подсказать.
– Раньше, когда в «Мастерской» работало всего 80 человек, атмосфера за кулисами была совсем другой. Сейчас в театре гораздо больше сотрудников, возникла какая-то новая энергетика. Сложнее работать в новой ситуации?
– Конечно, сложнее. В маленьком театре всегда проще: в нем существует энергия таких домашних взаимоотношений и на ней очень многое держится. Когда в театре работает много человек, невозможно существовать на этой энергии и энтузиазме. Нужен другой способ, требующий большей концентрации. По-другому строятся человеческие отношения, главное – иметь какую-то общую цель.
– Ваши роли в фильмах «Две зимы и три лета» по прозе Федора Абрамова или «Пелагея и белый бульдог» и многие другие сильно отличаются от ваших театральных ролей. Кино дает вам то, чего не может дать театр?
– Не знаю, я об этом не думала.
– Как вы выбираете фильмы, в которых будете сниматься?
– В первую очередь я выбираю интересный материал, хотя на самом деле очень разные бывают ситуации. Иногда выбираешь какой-то кинопроект, потому что нужны деньги. Бывает, что сценарий не нравится, но, если режиссер тебе интересен, соглашаешься. Очень по-разному бывает. Фильм «Две зимы и три лета» по романам Федора Абрамова грех было не выбрать: это отличный материал и замечательный режиссер Тэмо Эсадзе. Я, наоборот, даже напрашивалась в эту работу.
– В прошлом году вы записали диск, на котором читаете английские народные сказки для детей. Режиссером проекта была ваша старшая сестра Злата. Она вернулась в профессию?
– Злата это сделала лично для меня, чтобы мне помочь. И это было здорово. Вместе со мной сказки читает Анатолий Горячев, мой партнер по многим спектаклям. А музыку специально для нас написал тоже актер нашего театра Дмитрий Захаров. На самом деле, если бы времени было больше, я бы еще что-то придумала. Запись сказок достаточно трудоемкий процесс, и времени не хватает. В нашем театре столько прекрасных актеров, которые умеют работать с текстом и словом! Только сиди и записывай, ведь был когда-то такой формат – радиоспектакль. В детстве мы часами просиживали перед радиоприемниками, слушая разные постановки. Уверена, что и сейчас это не менее интересный жанр, чем прежде. Надо будет что-нибудь придумать и сделать.
Источник: журнал «Театральная афиша»
Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,