Кураж и другие
Спектакль «Мамаша Кураж» в Театре «Мастерская П. Фоменко»
Советский и российский театр не часто баловал своего зрителя спектаклями по известной антивоенной пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж». Наверное, потому, что это было сопряжено с проблемой непривычности такой драматургии и отсутствия адекватных способов ее сценического воплощения. А также с тем, что брехтовский эпический театр с его принципом отчуждения актера от образа не очень вязался с канонами русской психологической школы. Хотя и Николай Охлопков в Театре им. Вл. Маяковского в 1960 году, и Марк Захаров в Театре сатиры в 1972-м, и Павел Хомский в Театре им. Моссовета, и совсем недавно – Михаил Левитин в Театре «Эрмитаж», ставя свои спектакли, пытались найти какой-то особый сценический язык для этой сложнейшей пьесы о тягостном периоде Тридцатилетней войны в Германии. Кстати, источником для пьесы Брехта послужила повесть непосредственного участника этой войны немецкого прозаика Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж».
С удовольствием вспоминаю замечательных актрис Татьяну Пельтцер, Валентину Талызину, Галину Морачёву, Дарью Белоусову, сыгравших в упомянутых спектаклях мамашу Кураж. Но, тем не менее, признаюсь, что пьеса Брехта никогда не вызывала у меня особого восторга. Более того, рождала нечто похожее на уныние и тоску. Она ассоциировалась с «вялотекущей» войной, бесконечной мрачной дорогой, маркитантской повозкой, неправедным бизнесом лживой, грубоватой «торгашки» по имени Анна Фирлинг по прозвищу Кураж, её убиенными детьми, коварными фельдфебелями и вербовщиками, двуличными священниками, etc. Да и некоторые персонажи пьесы, что греха таить, порой казались несколько плосковатыми и одноплановыми. Спектакль, о котором идет речь в этой заметке, позволил взглянуть на пьесу иначе.
Он был поставлен сравнительно недавно на небольшой по размеру Старой сцене «Мастерской П. Фоменко» и вырос из эксперимента в рамках «Вечера проб и ошибок», который издавна по инициативе Мастера практикуется в театре. Поставил «Мамашу Кураж» молодой, но уже известный режиссер Кирилл Вытоптов, попытавшийся открыть пьесу особым ключом и преподнесший зрителю немало неожиданностей. Сюрпризы начинаются с «картинки». Вытоптов вместе со своим соавтором художником-постановщиком Наной Абдрашитовой, стремясь уйти от привычных клише, вместо унылой военной дороги и маркитантской повозки соорудили на сцене похожую на аквариум небольшую комнатку со стенами, дверью и крышей из прозрачного пластика, которую при наличии определенной фантазии можно принять за своеобразный походный шатер. В нем поначалу расположится небольшой оркестрик, под аккомпанемент которого персонажи будут распевать в микрофон непривычные для нашего слуха резкие, жесткие, порой режущие ухо и «выносящие мозг» брехтовские зонги. Не могу при этом не отметить блестящие вокальные данные абсолютно всех участников спектакля. (В спектакле звучит музыка Пауля Дессау, который написал немало зонгов к брехтовским пьесам. Аранжировки сделал актер «Мастерской П. Фоменко» Николай Орловский, музыкальный руководитель спектакля – Марина Раку). Начнется действие с зонга, который даже не споет, а продекламирует или даже выкрикнет хриплым голосом мамаша Кураж, как будто намеренно раздражая зрителя странными диссонансами и настраивая его на диссонансы сценические. Во втором действии «аквариум» превратится в склад, доверху набитый громадными клетчатыми сумками, которые у нас всегда считались атрибутом «челноков». А ближе к зрителю справа вдоль стены расположится громадный черный стеллаж с военным обмундированием и прочими товарами, которыми будет торговать шустрая маркитантка.
Войны в полном смысле слова зритель здесь не увидит, ее иногда будут упоминать, как нечто далекое и почти мифическое. Хотя порой она опосредованно внедрится в действие, сметая на своём зловещем пути жизни и судьбы персонажей. А в финале даже появится некий солдат, похожий на призрака или героя компьютерной игры, который почти «понарошку», но до смерти расстреляет нескольких персонажей, в том числе, несчастную Катрин – немую дочь Кураж. Населяющие спектакль люди относятся к войне как к чему-то обыденному и тривиальному, например, к дождю. Он льёт, и ничего с этим не поделаешь: природа! Надо приспосабливаться. Вот они – каждый по-своему – и приспосабливаются к нескончаемой войне. Кураж её проклинает, но, при этом, кормится ею, пытаясь сбагрить народу свои «неликвиды». А плодами её трудов, как рыбы-прилипалы, питаются окружающие её гнусные людишки, убогая жизнь которых похожа на копошение насекомых. Главное для них – обмануть ближнего, пожрать, выпить водки, а при приближении опасности спрятаться и переждать её. Жизненным лозунгом (или как сейчас говорят, слоганом) для этих обывателей служит удобная фраза: «Честность имеет свои границы!» (Все эти персонажи вызывают резкое неприятие и даже отторжение, но сыграны актерами очень точно и ярко).
Эти люди иногда глубокомысленно философствуют на темы войны. Например: «Вы не убедите меня, что война – это дерьмо. Война уничтожает слабых. Но они погибают и в мирное время. Зато своих людей она кормит лучше». Или: «Нигде не сказано, что война когда-нибудь кончится. Война всегда найдет себе выход. Значит, можно закупать товар» и т.д. Полина Кутепова в интервью по этому поводу очень хорошо скажет: «Мне очень нравится взгляд Кирилла на эту пьесу: война вокруг нас, и мы ее уже не замечаем, настолько она для нас привычна. Мы с утра просматриваем новостную ленту, видим информацию: военные действия в Сирии, погибло столько-то людей, но это для нас фон жизни. Мы смотрим новости, но никаких, скажем так, действий не предпринимаем. Просто смотрим: ах, взрывы! ах, погибли люди! Но при этом наша жизнь фактически не меняется».
В какой-то момент здесь ненадолго воцарится мир, но ты поймешь, что он никому не нужен. Особенно мамаше Кураж, которая совсем недавно закупила партию товара. В этом спектакле сплетутся в один страшный клубок предательство, коварство, обман, ненависть. Не будет здесь только любви, если не считать пронзительных очей Катрин. Главным сюрпризом стало распределение ролей, а именно приглашение режиссером знаменитой актрисы Полины Кутеповой на заглавную роль. Наверное, многие со мной согласятся, что привычный сценический имидж актрисы не позволял даже предположить, что она способна на такое. Узнав незадолго до премьеры, что мамашу Кураж будет играть именно она, я вспомнил фразу великого артиста Павла Луспекаева о том, что роль должна артисту «личить». Если не личит – беда, ничего с ней не сделаешь, даже если ты гений. Кураж хрупкой, нежной, «летучей» Полине по всем статьям априори никак «не личила». Но случилось чудо: сломав все стереотипы восприятия своего имиджа, актриса сыграла эту роль блистательно!
Анна Фирлинг по прозвищу Мамаша Кураж в трактовке Вытоптова и Кутеповой – это вполне миловидная, отвязная и хитрющая молодая бабёнка в аляповатом красном то ли кожаном, то ли дермантиновом пальто с гривой огненно-рыжих волос и «фиксами» во рту, которая всеми правдами и неправдами добывает свой «хлеб с маслом» и ради этого поступается собственной гордостью и даже жизнями детей. Кураж крутится как белка в колесе: бизнес во все века требовал постоянного к себе внимания. Её сыновья «взбрыкнут» и, поддавшись уговорам вербовщиков, уйдут на войну. Она попытается им воспрепятствовать, и даже для приличия немного «поголосит». Но, в конце концов, плюнет на их непослушание и глупость, назовет старшего сына Эйлифа дураком и продолжит более важное дело – свою торговлю. Перед смертью младшего сына по имени Швейцеркас, которому доверили полковую кассу, она будет метаться между жалостью к сыну и деньгами (и это станет кульминацией спектакля!) Но деньги все же «перетянут», Кураж не станет выкупать жизнь сына. Более того: она его предаст со всеми потрохами, «умоет руки», сказав, что вообще не знает этого человека! (Эта сцена в спектакле блестяще рифмуется со знаменитым брехтовским зонгом о Христе и Понтии Пилате). И Кураж, ничтоже сумняшеся, вновь ринется в водоворот своего маркитантского занятия, ибо надо дело делать, господа: погоревали и будет! Потому что «война – это слава, это доход», как говорит один из персонажей пьесы. Надо успеть урвать своё. Хотя однажды Кураж с ужасом скажет: «Иногда мне кажется, что я в преисподней торгую смолой!»
Мамаша Кураж Полины Кутеповой хитра и многолика. С одной стороны, она – слабая женщина и заботливая мать, добывающая хлеб насущный для своих детей. С другой, – жесткая, расчетливая и холодная бизнесвумен, не останавливающаяся ни перед чем ради барыша. Она лицемерна, способна подластиться к нужным людям, а порой весьма остроумна. Чего стоит только фраза, сказанная ею фельдфебелю: «Лицо порядочной женщины – вот моя лицензия!» Эта Кураж в мановение ока способна превратиться в обворожительную, нежную и очень сексапильную даму – мягкую, как кошка, которая в любой момент может вцепиться в глаза любому, кто перейдет ей дорогу. Но однажды, оставшись с глазу на глаз с самою собой, она с ужасом произнесёт: «Души у меня нет…» Кураж Полины Кутеповой обладает способностью преображаться и внешне. Достигнув определенных успехов в бизнесе, она сменит незатейливое красное пальтишко на вполне приличную шубейку и роскошные модные брюки, во рту у неё прибавится золота, в зубах появится трубка, – и это сделает её облик импозантным и абсолютно неотразимым! И лишь деревянные счёты, привязанные к животу и похожие на своеобразные латы, будут напоминать людям о её профессии. Ускользающая зыбкая сущность и неуловимость этой поразительной женщины не позволяют тебе однозначно определить отношение к ней: вроде бы, надо гневно осудить, но не поворачивается язык. Вполне возможно, что именно этого и добивались режиссер и замечательная актриса.
По-настоящему потрясла уникальная актриса Вера Строкова в роли немой Катрин. Вера с некоторых пор стала весьма популярной в народе благодаря своим ролям в большом кино и в сериалах. Но это ничуть не изменило её трепетного отношения к главному делу – театру. И это отношение проявляется в любой роли и, прежде всего, в Катрин. Отличительной особенностью актрисы является то, что она, будучи уже опытным мастером, внешне ничуть не меняется, а может быть, даже вопреки законам природы, год от года становится моложе. Это позволяет ей быть на редкость органичной в самых разных ролях: Наташи Ростовой, Элен Курагиной в «Войне и мире», Агнессы в «Школе жён» Мольера и даже главной героини в спектакле «Алиса в Зазеркалье», которую дети без всяких скидок принимают за свою ровесницу. Эта особенность внешности Веры сделала образ Катрин в «Мамаше Кураж» особенно пронзительным.
Юная ангелоподобная девочка – антипод своей матери. Поначалу Катрин находится как бы в стороне от событий, её задача состоит лишь в «сурдопереводе» того, что говорят её близкие и пришлые люди. Но, в конце концов, не произнося ни слова, Катрин становится одним из главных действующих лиц спектакля. Она напряженно следит за всем происходящим вокруг, пытается что-то доказать матери, вмешаться в действие, мечется по сцене, стараясь спасти братьев. Но тщетно. Несчастья сыплются на девочку без всякой пощады: на нее нападают какие-то изверги, калечат лицо, после чего она прячется от людей. Ей говорят: «Молись, бедная тварь, говорить не можешь, так хоть молись. Никто тебя не услышит, а Он услышит». Ночью изуродованной Катрин снятся диковинные сны. И в этих снах, переходящих в реальность, она видит и слышит, как бывший повар предлагает Кураж уехать в Голландию и бросить в разоренной Германии дочь…
А потом придет страшный призрачный человек с автоматом и прикажет всем молчать. Катрин, чувствуя опасность, грозящую её городу, не подчинится. Разбудить город криком она не может по причине своей немоты. И несчастная девочка изо всех сил начнет колотить сначала по медной тарелке, оставшейся от оркестрика в «прозрачной комнате», а потом и в барабан. Призрачный человек наставит на нее дуло автомата, но она истово, упрямо продолжит бить в барабан. И полезет с ним на крышу, пытаясь разбудить горожан. Вера Строкова играет эту сцену без особых эмоций – строго и жёстко, не пытаясь разжалобить зрителя и по-брехтовски несколько отстраняясь от образа. Но пронзительный взгляд её несчастной, измученной Катрин поворачивает твои глаза зрачками в душу…
Звучит дикторский текст: «Длинная автоматная очередь». Катрин, одетая в дивное бальное белое платье, замертво падает на крыше. Диктор: «Город проснулся, она своего добилась!» Музыканты оркестрика, облаченные в военную форму, в темноте начнут что-то наигрывать, импровизировать. А мамаша Кураж в платочке и серой фуфайке примется раскладывать свои нехитрые пожитки на блошином рынке. Вдруг появится фельдфебель, принявший респектабельный облик современной эстрадной звезды (артист Игорь Войнаровский), и пронзительно споёт страшный, трагический, раздирающий душу финальный зонг:
Война удачей переменной
Сто лет продержится вполне,
Хоть человек обыкновенный
Не видит радости в войне:
Он жрёт дерьмо, одет он худо,
Он палачам своим смешон.
Но он надеется на чудо,
Пока поход не завершен.
Эй, христиане, тает лед!
Спят мертвецы в могильной мгле.
Вставайте, всем пора в поход,
Кто жив и дышит на земле!
Так заканчивается этот жёсткий, вызывающий дискомфорт, абсолютно современный и актуальный для всех времен спектакль, после которого долго болит сердце.
Источник: «Театрон»
С удовольствием вспоминаю замечательных актрис Татьяну Пельтцер, Валентину Талызину, Галину Морачёву, Дарью Белоусову, сыгравших в упомянутых спектаклях мамашу Кураж. Но, тем не менее, признаюсь, что пьеса Брехта никогда не вызывала у меня особого восторга. Более того, рождала нечто похожее на уныние и тоску. Она ассоциировалась с «вялотекущей» войной, бесконечной мрачной дорогой, маркитантской повозкой, неправедным бизнесом лживой, грубоватой «торгашки» по имени Анна Фирлинг по прозвищу Кураж, её убиенными детьми, коварными фельдфебелями и вербовщиками, двуличными священниками, etc. Да и некоторые персонажи пьесы, что греха таить, порой казались несколько плосковатыми и одноплановыми. Спектакль, о котором идет речь в этой заметке, позволил взглянуть на пьесу иначе.
Он был поставлен сравнительно недавно на небольшой по размеру Старой сцене «Мастерской П. Фоменко» и вырос из эксперимента в рамках «Вечера проб и ошибок», который издавна по инициативе Мастера практикуется в театре. Поставил «Мамашу Кураж» молодой, но уже известный режиссер Кирилл Вытоптов, попытавшийся открыть пьесу особым ключом и преподнесший зрителю немало неожиданностей. Сюрпризы начинаются с «картинки». Вытоптов вместе со своим соавтором художником-постановщиком Наной Абдрашитовой, стремясь уйти от привычных клише, вместо унылой военной дороги и маркитантской повозки соорудили на сцене похожую на аквариум небольшую комнатку со стенами, дверью и крышей из прозрачного пластика, которую при наличии определенной фантазии можно принять за своеобразный походный шатер. В нем поначалу расположится небольшой оркестрик, под аккомпанемент которого персонажи будут распевать в микрофон непривычные для нашего слуха резкие, жесткие, порой режущие ухо и «выносящие мозг» брехтовские зонги. Не могу при этом не отметить блестящие вокальные данные абсолютно всех участников спектакля. (В спектакле звучит музыка Пауля Дессау, который написал немало зонгов к брехтовским пьесам. Аранжировки сделал актер «Мастерской П. Фоменко» Николай Орловский, музыкальный руководитель спектакля – Марина Раку). Начнется действие с зонга, который даже не споет, а продекламирует или даже выкрикнет хриплым голосом мамаша Кураж, как будто намеренно раздражая зрителя странными диссонансами и настраивая его на диссонансы сценические. Во втором действии «аквариум» превратится в склад, доверху набитый громадными клетчатыми сумками, которые у нас всегда считались атрибутом «челноков». А ближе к зрителю справа вдоль стены расположится громадный черный стеллаж с военным обмундированием и прочими товарами, которыми будет торговать шустрая маркитантка.
Войны в полном смысле слова зритель здесь не увидит, ее иногда будут упоминать, как нечто далекое и почти мифическое. Хотя порой она опосредованно внедрится в действие, сметая на своём зловещем пути жизни и судьбы персонажей. А в финале даже появится некий солдат, похожий на призрака или героя компьютерной игры, который почти «понарошку», но до смерти расстреляет нескольких персонажей, в том числе, несчастную Катрин – немую дочь Кураж. Населяющие спектакль люди относятся к войне как к чему-то обыденному и тривиальному, например, к дождю. Он льёт, и ничего с этим не поделаешь: природа! Надо приспосабливаться. Вот они – каждый по-своему – и приспосабливаются к нескончаемой войне. Кураж её проклинает, но, при этом, кормится ею, пытаясь сбагрить народу свои «неликвиды». А плодами её трудов, как рыбы-прилипалы, питаются окружающие её гнусные людишки, убогая жизнь которых похожа на копошение насекомых. Главное для них – обмануть ближнего, пожрать, выпить водки, а при приближении опасности спрятаться и переждать её. Жизненным лозунгом (или как сейчас говорят, слоганом) для этих обывателей служит удобная фраза: «Честность имеет свои границы!» (Все эти персонажи вызывают резкое неприятие и даже отторжение, но сыграны актерами очень точно и ярко).
Эти люди иногда глубокомысленно философствуют на темы войны. Например: «Вы не убедите меня, что война – это дерьмо. Война уничтожает слабых. Но они погибают и в мирное время. Зато своих людей она кормит лучше». Или: «Нигде не сказано, что война когда-нибудь кончится. Война всегда найдет себе выход. Значит, можно закупать товар» и т.д. Полина Кутепова в интервью по этому поводу очень хорошо скажет: «Мне очень нравится взгляд Кирилла на эту пьесу: война вокруг нас, и мы ее уже не замечаем, настолько она для нас привычна. Мы с утра просматриваем новостную ленту, видим информацию: военные действия в Сирии, погибло столько-то людей, но это для нас фон жизни. Мы смотрим новости, но никаких, скажем так, действий не предпринимаем. Просто смотрим: ах, взрывы! ах, погибли люди! Но при этом наша жизнь фактически не меняется».
В какой-то момент здесь ненадолго воцарится мир, но ты поймешь, что он никому не нужен. Особенно мамаше Кураж, которая совсем недавно закупила партию товара. В этом спектакле сплетутся в один страшный клубок предательство, коварство, обман, ненависть. Не будет здесь только любви, если не считать пронзительных очей Катрин. Главным сюрпризом стало распределение ролей, а именно приглашение режиссером знаменитой актрисы Полины Кутеповой на заглавную роль. Наверное, многие со мной согласятся, что привычный сценический имидж актрисы не позволял даже предположить, что она способна на такое. Узнав незадолго до премьеры, что мамашу Кураж будет играть именно она, я вспомнил фразу великого артиста Павла Луспекаева о том, что роль должна артисту «личить». Если не личит – беда, ничего с ней не сделаешь, даже если ты гений. Кураж хрупкой, нежной, «летучей» Полине по всем статьям априори никак «не личила». Но случилось чудо: сломав все стереотипы восприятия своего имиджа, актриса сыграла эту роль блистательно!
Анна Фирлинг по прозвищу Мамаша Кураж в трактовке Вытоптова и Кутеповой – это вполне миловидная, отвязная и хитрющая молодая бабёнка в аляповатом красном то ли кожаном, то ли дермантиновом пальто с гривой огненно-рыжих волос и «фиксами» во рту, которая всеми правдами и неправдами добывает свой «хлеб с маслом» и ради этого поступается собственной гордостью и даже жизнями детей. Кураж крутится как белка в колесе: бизнес во все века требовал постоянного к себе внимания. Её сыновья «взбрыкнут» и, поддавшись уговорам вербовщиков, уйдут на войну. Она попытается им воспрепятствовать, и даже для приличия немного «поголосит». Но, в конце концов, плюнет на их непослушание и глупость, назовет старшего сына Эйлифа дураком и продолжит более важное дело – свою торговлю. Перед смертью младшего сына по имени Швейцеркас, которому доверили полковую кассу, она будет метаться между жалостью к сыну и деньгами (и это станет кульминацией спектакля!) Но деньги все же «перетянут», Кураж не станет выкупать жизнь сына. Более того: она его предаст со всеми потрохами, «умоет руки», сказав, что вообще не знает этого человека! (Эта сцена в спектакле блестяще рифмуется со знаменитым брехтовским зонгом о Христе и Понтии Пилате). И Кураж, ничтоже сумняшеся, вновь ринется в водоворот своего маркитантского занятия, ибо надо дело делать, господа: погоревали и будет! Потому что «война – это слава, это доход», как говорит один из персонажей пьесы. Надо успеть урвать своё. Хотя однажды Кураж с ужасом скажет: «Иногда мне кажется, что я в преисподней торгую смолой!»
Мамаша Кураж Полины Кутеповой хитра и многолика. С одной стороны, она – слабая женщина и заботливая мать, добывающая хлеб насущный для своих детей. С другой, – жесткая, расчетливая и холодная бизнесвумен, не останавливающаяся ни перед чем ради барыша. Она лицемерна, способна подластиться к нужным людям, а порой весьма остроумна. Чего стоит только фраза, сказанная ею фельдфебелю: «Лицо порядочной женщины – вот моя лицензия!» Эта Кураж в мановение ока способна превратиться в обворожительную, нежную и очень сексапильную даму – мягкую, как кошка, которая в любой момент может вцепиться в глаза любому, кто перейдет ей дорогу. Но однажды, оставшись с глазу на глаз с самою собой, она с ужасом произнесёт: «Души у меня нет…» Кураж Полины Кутеповой обладает способностью преображаться и внешне. Достигнув определенных успехов в бизнесе, она сменит незатейливое красное пальтишко на вполне приличную шубейку и роскошные модные брюки, во рту у неё прибавится золота, в зубах появится трубка, – и это сделает её облик импозантным и абсолютно неотразимым! И лишь деревянные счёты, привязанные к животу и похожие на своеобразные латы, будут напоминать людям о её профессии. Ускользающая зыбкая сущность и неуловимость этой поразительной женщины не позволяют тебе однозначно определить отношение к ней: вроде бы, надо гневно осудить, но не поворачивается язык. Вполне возможно, что именно этого и добивались режиссер и замечательная актриса.
По-настоящему потрясла уникальная актриса Вера Строкова в роли немой Катрин. Вера с некоторых пор стала весьма популярной в народе благодаря своим ролям в большом кино и в сериалах. Но это ничуть не изменило её трепетного отношения к главному делу – театру. И это отношение проявляется в любой роли и, прежде всего, в Катрин. Отличительной особенностью актрисы является то, что она, будучи уже опытным мастером, внешне ничуть не меняется, а может быть, даже вопреки законам природы, год от года становится моложе. Это позволяет ей быть на редкость органичной в самых разных ролях: Наташи Ростовой, Элен Курагиной в «Войне и мире», Агнессы в «Школе жён» Мольера и даже главной героини в спектакле «Алиса в Зазеркалье», которую дети без всяких скидок принимают за свою ровесницу. Эта особенность внешности Веры сделала образ Катрин в «Мамаше Кураж» особенно пронзительным.
Юная ангелоподобная девочка – антипод своей матери. Поначалу Катрин находится как бы в стороне от событий, её задача состоит лишь в «сурдопереводе» того, что говорят её близкие и пришлые люди. Но, в конце концов, не произнося ни слова, Катрин становится одним из главных действующих лиц спектакля. Она напряженно следит за всем происходящим вокруг, пытается что-то доказать матери, вмешаться в действие, мечется по сцене, стараясь спасти братьев. Но тщетно. Несчастья сыплются на девочку без всякой пощады: на нее нападают какие-то изверги, калечат лицо, после чего она прячется от людей. Ей говорят: «Молись, бедная тварь, говорить не можешь, так хоть молись. Никто тебя не услышит, а Он услышит». Ночью изуродованной Катрин снятся диковинные сны. И в этих снах, переходящих в реальность, она видит и слышит, как бывший повар предлагает Кураж уехать в Голландию и бросить в разоренной Германии дочь…
А потом придет страшный призрачный человек с автоматом и прикажет всем молчать. Катрин, чувствуя опасность, грозящую её городу, не подчинится. Разбудить город криком она не может по причине своей немоты. И несчастная девочка изо всех сил начнет колотить сначала по медной тарелке, оставшейся от оркестрика в «прозрачной комнате», а потом и в барабан. Призрачный человек наставит на нее дуло автомата, но она истово, упрямо продолжит бить в барабан. И полезет с ним на крышу, пытаясь разбудить горожан. Вера Строкова играет эту сцену без особых эмоций – строго и жёстко, не пытаясь разжалобить зрителя и по-брехтовски несколько отстраняясь от образа. Но пронзительный взгляд её несчастной, измученной Катрин поворачивает твои глаза зрачками в душу…
Звучит дикторский текст: «Длинная автоматная очередь». Катрин, одетая в дивное бальное белое платье, замертво падает на крыше. Диктор: «Город проснулся, она своего добилась!» Музыканты оркестрика, облаченные в военную форму, в темноте начнут что-то наигрывать, импровизировать. А мамаша Кураж в платочке и серой фуфайке примется раскладывать свои нехитрые пожитки на блошином рынке. Вдруг появится фельдфебель, принявший респектабельный облик современной эстрадной звезды (артист Игорь Войнаровский), и пронзительно споёт страшный, трагический, раздирающий душу финальный зонг:
Война удачей переменной
Сто лет продержится вполне,
Хоть человек обыкновенный
Не видит радости в войне:
Он жрёт дерьмо, одет он худо,
Он палачам своим смешон.
Но он надеется на чудо,
Пока поход не завершен.
Эй, христиане, тает лед!
Спят мертвецы в могильной мгле.
Вставайте, всем пора в поход,
Кто жив и дышит на земле!
Так заканчивается этот жёсткий, вызывающий дискомфорт, абсолютно современный и актуальный для всех времен спектакль, после которого долго болит сердце.
Источник: «Театрон»
Павел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,