Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепоте
В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Молли Суини» с Полиной Кутеповой и Юрием Буториным в главных ролях. Esquire встретился с артистами после премьеры и попросил их ответить на 10 вопросов о новой постановке, актуальности российского театра и любви.
Спектакль «Молли Суини» поставлен по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрила. В центре сюжета – история слепой женщины, которая в результате операции обретает зрение после 40 лет жизни в темноте. Несмотря на то, что действие разворачивается в вымышленном ирландском городке Бэллибег, в основе спектакля лежит реальная история, а именно очень похожий случай из практики американского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса.
В постановке всего три героя – Молли Суини (Полина Кутепова), ее муж Фрэнк (Юрий Буторин) и доктор Райс (Анатолий Горячев). У каждого из них свой монолог, но все они сплетаются в единую и трагичную историю о «внутренней слепоте», людях, которые не слышат друг друга и не видят главного.
Каждый из героев живет надеждой на чудо и считает, что после операции его жизнь станет лучше. Фрэнк, неуемный философ и инициатор заведомо провальных идей, готов провести эксперимент над собственной женой, чтобы доказать, что способен и на успешные проекты. Доктор Райс, в прошлом звезда медицины, а ныне алкоголик, проводит эту операцию в надежде вернуть былую славу.
Операция проходит успешно, но чуда не случается. Главная героиня не может найти себе места среди зрячих. Оказывается, ей комфортнее в своем мире, который она гораздо острее чувствовала и понимала с помощью запахов и тактильных ощущений. В результате все герои этой истории в попытке уйти от реальности застряли в мире собственных иллюзий.
После показа актеры спектакля Полина Кутепова и Юрий Буторин ответили на 10 одинаковых вопросов.
О чем этот спектакль? Как вы интерпретируете идею в основе сюжета – женщина, которая всю жизнь была слепой, вдруг обретает зрение?
Полина Кутепова: Текст пьесы настолько многогранен и многослоен, что рождает множество смыслов. Поэтому каждый зритель найдет свой. Может быть, это история о внутренней слепоте и об ответственности за каждое слово, за каждый поступок. А может быть, это история о невозможности предугадать и увидеть свое будущее. Или о том, как человек пытается понять свое предназначение и найти смысл своей жизни.
Юрий Буторин: Помимо основного сюжета в этой пьесе много и философских отсылок, и рассуждений, и вопросов, в том числе у актеров к самим себе и к зрителям. Все это расширяет, казалось бы, довольно простенькую сюжетную линию. И если все-таки отойти от сюжета, то эта пьеса о том, что сделало героев «слепыми», – о желании чуда.
Автора пьесы, драматурга Брайана Фрила, часто называют ирландским Чеховым. На ваш взгляд, что у них общего?
П. К. : Очень глубокая психологичность героев, тщательная проработка характеров. И у всех персонажей есть «русская тоска» по лучшей жизни.
Ю. Б. : Мечты, рефлексия, бездействие героев (иногда там, где нужно действовать). Здесь вообще особенная драматургия: в тишине, в бездействии происходит мощнейшая трагедия жизни.
Почему эта ирландская история может быть интересна российскому зрителю?
П. К. : «Молли Суини» – прекрасная пьеса. Ее можно ставить в театрах и смотреть зрителю в любой стране по той же причине, почему по всему миру играют Беккета, Бернарда Шоу или Оскара Уайльда.
Ю. Б. : В этой пьесе есть элемент притчи, поэтому она как бы приподнимается над всеми разницами: национальными, конфессиональными, да любыми! Это человеческая история, неважно, где она происходит. Здесь есть общечеловеческая проблема – герои не слышат друг друга, так же как и мы перестали друг друга слышать, общаться друг с другом из-за того, что появились телефоны, соцсети, мессенджеры. Я в последнее время наблюдаю: сидишь в кафе, видишь пару за соседним столиком, но они не общаются между собой – каждый сидит в своем телефоне. Это жутко, что каждый погружается в свой выдуманный мир, который не потрогаешь. Наверное, в этом сегодня и состоит «слепота». Общечеловеческая. Не знаю, рождает ли наш спектакль такие мысли, но мне хотелось бы, чтобы люди обратили внимание друг на друга. Наверное, вот это и привлечет зрителя.
В спектакле есть место любви? Сложилось впечатление, что каждый герой просто пытается реализовать свои интересы.
П. К. : Конечно, в спектакле присутствует любовь, во всех персонажах. Это чувство руководит ими, и они совершают поступки из-за любви, не только, но из-за этого тоже. В этих персонажах столько намешано – и хорошего, и ужасного. Они живые, как и все мы.
Ю. Б. : Когда мы только начинали работать над спектаклем, первый вопрос у нас был такой – «Кто кого любит?». Без этого невозможно развивать сюжет, так как действия героев, их намерения, их желания, их мысли – все это строится на любви. Например, мой персонаж, Фрэнк, он и фантастически влюбленный, и бешеный, и ненавидящий – в нем очень много всего. Но если вам так показалось, значит мы будем работать над этой линией.
Какое из пяти человеческих чувств вы считаете самым важным? Какое из них вы бы выбрали?
П. К. : Чувство любви. Чувство прекрасного / чувство красоты. Чувство благодарности. Чувство сожаления. Чувство свободы или освобождения. Чувство голода, чтобы затем насытиться и получить чувство удовольствия от того, чем насытился.
Ю. Б. : Я выбрал бы шестое чувство – интуицию. Представляете, я бы тогда был глухой, слепой, без рук, без носа, но зато – с интуицией. (Смеется.)
Где проходит граница между искренним желанием помочь и вторжением в чужой мир?
П. К. : Не знаю. Раньше говорили: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Так вот, если бы эту границу все знали и видели, то жили бы все счастливо и спокойно, как вышедший на пенсию карточный шулер в Сочи. Иногда мне кажется, что этой границы нет, определить ее, прочертить между людьми невозможно.
Ю. Б. : Просьба о помощи должна исходить от человека, которому она нужна. Помощь – это все-таки когда о ней просят, а не навязывают. Навязанная помощь – это эгоизм.
Должен ли театр подстраиваться под интересы современного зрителя?
П. К. : Конечно, не должен. Ю. Б. : Русский театр – он особенный какой-то. Здесь связь со зрителем была всегда. Но сейчас у театра много конкурирующих форм – телевидение, интернет, где зрителю навязывается все-таки низкий вкус. И когда театр в угоду зрителю пытается соответствовать ожиданиям – это катастрофа. Сейчас можно часто услышать: «А давайте сделаем короткий формат». Это меня убивает! Что можно успеть за час дать зрителю? Нет, если уж ставить какой-то роман, то он должен идти четыре часа. Ну, ничего с этим не поделаешь. Надо, наверное, приучать к этому зрителя.
Как вы считаете, о чем молчит российский театр? Есть ли актуальные темы, которые, на ваш взгляд, недостаточно освещаются?
П. К. : Тема одна – человек. И в любой хорошей пьесе об этом и идет речь: для чего человек рождается? почему он может быть несчастлив? В чем его предназначение? Я не вижу, чтобы что-то замалчивалось. Я прихожу в театр не за тем, чтобы думать о домашнем насилии или проблемах ЛГБТ-сообщества. Это всё обстоятельства, а предмет разговора один – внутренняя жизнь людей.
Ю. Б. : То есть политические, международные ситуации? Этим занимаются другие организации. Цари пройдут, а театр не исчезнет. Мне все-таки кажется, что театр должен говорить про глубину, в людей должен попадать, про них делать и для них говорить.
Актер – это соавтор спектакля или только одно из выразительных средств режиссера, его инструмент?
П. К. : Везде по разному, зависит от режиссера. Допустим, на репетициях «Молли Суини» было общее сочинительство. А когда у нас в театре работал французский режиссер Кристофф Рок, то его способ репетиции был скорее постановочный, требующий от актера точного исполнения режиссерских задач.
Ю. Б. : Все зависит от конкретного случая, режиссера и актера. В нашем театре это всегда сотворчество, мы вместе создаем роль, сцену, спектакль.
Если не театр, то что?
П. К. : Поздно так думать. (Смеется.) Хотя… а почему вы меня об этом спрашиваете?
Ю. Б. : Периодически я задавался этим вопросом, но так и не смог на него ответить. Нет, я, конечно, когда был карантин, научился класть плитку. Пожалуйста! Это тоже интересно! (Смеется.) Но вот так всё взять и бросить – я не представляю. У меня даже встречный вопрос: а зачем? Зачем бросать, если мне здесь комфортно?
Источник: Esquire
Спектакль «Молли Суини» поставлен по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрила. В центре сюжета – история слепой женщины, которая в результате операции обретает зрение после 40 лет жизни в темноте. Несмотря на то, что действие разворачивается в вымышленном ирландском городке Бэллибег, в основе спектакля лежит реальная история, а именно очень похожий случай из практики американского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса.
В постановке всего три героя – Молли Суини (Полина Кутепова), ее муж Фрэнк (Юрий Буторин) и доктор Райс (Анатолий Горячев). У каждого из них свой монолог, но все они сплетаются в единую и трагичную историю о «внутренней слепоте», людях, которые не слышат друг друга и не видят главного.
Каждый из героев живет надеждой на чудо и считает, что после операции его жизнь станет лучше. Фрэнк, неуемный философ и инициатор заведомо провальных идей, готов провести эксперимент над собственной женой, чтобы доказать, что способен и на успешные проекты. Доктор Райс, в прошлом звезда медицины, а ныне алкоголик, проводит эту операцию в надежде вернуть былую славу.
Операция проходит успешно, но чуда не случается. Главная героиня не может найти себе места среди зрячих. Оказывается, ей комфортнее в своем мире, который она гораздо острее чувствовала и понимала с помощью запахов и тактильных ощущений. В результате все герои этой истории в попытке уйти от реальности застряли в мире собственных иллюзий.
После показа актеры спектакля Полина Кутепова и Юрий Буторин ответили на 10 одинаковых вопросов.
О чем этот спектакль? Как вы интерпретируете идею в основе сюжета – женщина, которая всю жизнь была слепой, вдруг обретает зрение?
Полина Кутепова: Текст пьесы настолько многогранен и многослоен, что рождает множество смыслов. Поэтому каждый зритель найдет свой. Может быть, это история о внутренней слепоте и об ответственности за каждое слово, за каждый поступок. А может быть, это история о невозможности предугадать и увидеть свое будущее. Или о том, как человек пытается понять свое предназначение и найти смысл своей жизни.
Юрий Буторин: Помимо основного сюжета в этой пьесе много и философских отсылок, и рассуждений, и вопросов, в том числе у актеров к самим себе и к зрителям. Все это расширяет, казалось бы, довольно простенькую сюжетную линию. И если все-таки отойти от сюжета, то эта пьеса о том, что сделало героев «слепыми», – о желании чуда.
Автора пьесы, драматурга Брайана Фрила, часто называют ирландским Чеховым. На ваш взгляд, что у них общего?
П. К. : Очень глубокая психологичность героев, тщательная проработка характеров. И у всех персонажей есть «русская тоска» по лучшей жизни.
Ю. Б. : Мечты, рефлексия, бездействие героев (иногда там, где нужно действовать). Здесь вообще особенная драматургия: в тишине, в бездействии происходит мощнейшая трагедия жизни.
Почему эта ирландская история может быть интересна российскому зрителю?
П. К. : «Молли Суини» – прекрасная пьеса. Ее можно ставить в театрах и смотреть зрителю в любой стране по той же причине, почему по всему миру играют Беккета, Бернарда Шоу или Оскара Уайльда.
Ю. Б. : В этой пьесе есть элемент притчи, поэтому она как бы приподнимается над всеми разницами: национальными, конфессиональными, да любыми! Это человеческая история, неважно, где она происходит. Здесь есть общечеловеческая проблема – герои не слышат друг друга, так же как и мы перестали друг друга слышать, общаться друг с другом из-за того, что появились телефоны, соцсети, мессенджеры. Я в последнее время наблюдаю: сидишь в кафе, видишь пару за соседним столиком, но они не общаются между собой – каждый сидит в своем телефоне. Это жутко, что каждый погружается в свой выдуманный мир, который не потрогаешь. Наверное, в этом сегодня и состоит «слепота». Общечеловеческая. Не знаю, рождает ли наш спектакль такие мысли, но мне хотелось бы, чтобы люди обратили внимание друг на друга. Наверное, вот это и привлечет зрителя.
В спектакле есть место любви? Сложилось впечатление, что каждый герой просто пытается реализовать свои интересы.
П. К. : Конечно, в спектакле присутствует любовь, во всех персонажах. Это чувство руководит ими, и они совершают поступки из-за любви, не только, но из-за этого тоже. В этих персонажах столько намешано – и хорошего, и ужасного. Они живые, как и все мы.
Ю. Б. : Когда мы только начинали работать над спектаклем, первый вопрос у нас был такой – «Кто кого любит?». Без этого невозможно развивать сюжет, так как действия героев, их намерения, их желания, их мысли – все это строится на любви. Например, мой персонаж, Фрэнк, он и фантастически влюбленный, и бешеный, и ненавидящий – в нем очень много всего. Но если вам так показалось, значит мы будем работать над этой линией.
Какое из пяти человеческих чувств вы считаете самым важным? Какое из них вы бы выбрали?
П. К. : Чувство любви. Чувство прекрасного / чувство красоты. Чувство благодарности. Чувство сожаления. Чувство свободы или освобождения. Чувство голода, чтобы затем насытиться и получить чувство удовольствия от того, чем насытился.
Ю. Б. : Я выбрал бы шестое чувство – интуицию. Представляете, я бы тогда был глухой, слепой, без рук, без носа, но зато – с интуицией. (Смеется.)
Где проходит граница между искренним желанием помочь и вторжением в чужой мир?
П. К. : Не знаю. Раньше говорили: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Так вот, если бы эту границу все знали и видели, то жили бы все счастливо и спокойно, как вышедший на пенсию карточный шулер в Сочи. Иногда мне кажется, что этой границы нет, определить ее, прочертить между людьми невозможно.
Ю. Б. : Просьба о помощи должна исходить от человека, которому она нужна. Помощь – это все-таки когда о ней просят, а не навязывают. Навязанная помощь – это эгоизм.
Должен ли театр подстраиваться под интересы современного зрителя?
П. К. : Конечно, не должен. Ю. Б. : Русский театр – он особенный какой-то. Здесь связь со зрителем была всегда. Но сейчас у театра много конкурирующих форм – телевидение, интернет, где зрителю навязывается все-таки низкий вкус. И когда театр в угоду зрителю пытается соответствовать ожиданиям – это катастрофа. Сейчас можно часто услышать: «А давайте сделаем короткий формат». Это меня убивает! Что можно успеть за час дать зрителю? Нет, если уж ставить какой-то роман, то он должен идти четыре часа. Ну, ничего с этим не поделаешь. Надо, наверное, приучать к этому зрителя.
Как вы считаете, о чем молчит российский театр? Есть ли актуальные темы, которые, на ваш взгляд, недостаточно освещаются?
П. К. : Тема одна – человек. И в любой хорошей пьесе об этом и идет речь: для чего человек рождается? почему он может быть несчастлив? В чем его предназначение? Я не вижу, чтобы что-то замалчивалось. Я прихожу в театр не за тем, чтобы думать о домашнем насилии или проблемах ЛГБТ-сообщества. Это всё обстоятельства, а предмет разговора один – внутренняя жизнь людей.
Ю. Б. : То есть политические, международные ситуации? Этим занимаются другие организации. Цари пройдут, а театр не исчезнет. Мне все-таки кажется, что театр должен говорить про глубину, в людей должен попадать, про них делать и для них говорить.
Актер – это соавтор спектакля или только одно из выразительных средств режиссера, его инструмент?
П. К. : Везде по разному, зависит от режиссера. Допустим, на репетициях «Молли Суини» было общее сочинительство. А когда у нас в театре работал французский режиссер Кристофф Рок, то его способ репетиции был скорее постановочный, требующий от актера точного исполнения режиссерских задач.
Ю. Б. : Все зависит от конкретного случая, режиссера и актера. В нашем театре это всегда сотворчество, мы вместе создаем роль, сцену, спектакль.
Если не театр, то что?
П. К. : Поздно так думать. (Смеется.) Хотя… а почему вы меня об этом спрашиваете?
Ю. Б. : Периодически я задавался этим вопросом, но так и не смог на него ответить. Нет, я, конечно, когда был карантин, научился класть плитку. Пожалуйста! Это тоже интересно! (Смеется.) Но вот так всё взять и бросить – я не представляю. У меня даже встречный вопрос: а зачем? Зачем бросать, если мне здесь комфортно?
Источник: Esquire
Юлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,