И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»
В новом спектакле Евгения Каменьковича отразилась вся история театра «Мастерская Петра Фоменко».
«Мастерскую Фоменко» принято считать эдаким заповедником, «театром внутренней эмиграции». Там, мол, размышляют о человеке, «плетут кружева» (что это за «кружева», критиками сочинённые?), иронично играют в театр и счастливо игнорируют всякое тысячелетье на дворе. Мнение не вовсе безосновательное, но всё же, играя в театр и сплетая-расплетая на сцене ниточки человеческих судеб, в лучших своих спектаклях «фоменки» во все времена ухитрялись говорить про сегодня точнее, горше, а порой и злее других. И речь не только о постановках самого Петра Фоменко.
Когда-то в одной из самых удачных работ театра, спектакле Евгения Каменьковича «Самое важное» (по «Венериному волосу» Михаила Шишкина), главная героиня говорила, удивлённо пожимая плечами: «Идёт война, а я пою…». Деликатно и твёрдо «Самым важным» было заявлено право человека вообще и человека-творца в особенности на то, чтобы «петь» во время любой войны – и не только о ней. Даже не право, а обязанность – если, конечно, относиться к нему серьёзно.
Новый спектакль Евгения Каменьковича, «Доктор Живаго», в глобальном смысле – декларация той же мысли. О том, что важнее всех революций, войн, больших и малых идей, которые ты не сможешь игнорировать, даже если захочешь, – просто жить не вполсилы, делать своё дело, любить, отдавать, дотягиваться до замысла о себе в «творчестве и чудотворстве». Достаточно внятная и убедительная в спектакле, эта линия вряд ли нуждается в подробном разборе. Но интересно то, что ещё вмещают в себя пять часов «Живаго», гораздо менее утомительных, к слову, чем можно было бы ожидать.
Три акта, «поименованные» пастернаковскими вариантами названия всего романа: первая часть – «Мальчики и девочки», вторая – «Живые, мёртвые и воскресающие», третья – «Свеча горела». Построение в целом – сюжетное, строго хронологическое, так что «не осилившим» роман есть за чем следить. Действие охватывает, в соответствии с текстом, почти тридцать лет (пролог и эпилог расширяют эти рамки) – и почти тридцать лет истории «Мастерской Фоменко», о чём речь впереди. Первый акт – самый красивый, костюмный и игровой, весь построенный на сложной световой партитуре: заслуга художницы по костюмам Олеси Скарыны и художника по свету Владислава Фролова. А вот «просто» художника тут нет, весь спектакль – действие героев на практически пустой сцене: главная и почти единственная декорация – многочисленные металлические конструкции с софитами на фурках. Пустое пространство и свет. И книга, которая спускается на верёвочке из-под колосников и висит над головой Живаго – с каждым актом всё ближе к арьерсцене, где сквозь проём чёрного бархата в зал льётся яркий тёплый свет – знак перехода: маленькой или большой смерти, новой главы и, если повезёт, продление жизни – в памяти других.
Смерть здесь – действующее лицо, её играет молодая актриса Стефани Елизавета Бурмакова: касается нежными руками в белых перчатках и уводит героев за собой. Или стоит рядом с ними в болезни, горячке, опасности, чтобы потом до времени отступить. В финале найдётся тот, кто Смерти не поддастся, – безымянный читатель стихов Живаго из каких-то военных или послевоенных лет, из посмертия всех героев. Прогонит её саму «в свет», читая (и не дочитывая) стихотворение «Гамлет» – по той самой книге, снятой кем-то с верёвочки.
В ближайшем «родственнике» «Живаго», почти десятилетней давности спектакле Каменьковича «Дар» (по Набокову), финалом было – «И не кончается строка!». Там последняя сцена утверждала: художник и все близкие ему обречены быть «глубоко несчастными», но такой дорогой ценой оплачивается дар творца и катарсис, данный каждому из «несчастных». В «Живаго» стихи переживают человека, однако оптимизма в этом ещё меньше.
Исполнитель заглавной роли, Иван Вакуленко, – артист не только тонко-лирический (что само по себе важно для Живаго). Вакуленко обладает редкой способностью нефальшиво сыграть хорошего человека. Хорошего без запятых и без подвохов, но при этом живого, не плоского: веришь, что подобный человек может существовать. Примерно такого он и играет в «Живаго» – в этой интерпретации (изначально режиссёрской, конечно) главный герой скорее Мышкин, чем Юрий Живаго. Да и вообще тут упоминаемый по ходу действия Достоевский присутствует чуть ли не в большей мере, чем Пастернак: в страстях и экзальтации, в трагичности разговоров и непоправимых поступков, в изломах не только судеб, но и характеров. И в боли, которой тут больше, чем чего-либо другого.
До поры до времени единственная «трагическая вина» Живаго – вина перед стихами, перед вторым (или первым?) своим даром. В третьем акте – кульминация драматического напряжения, здесь всё трагически непоправимо. Живаго тут станет жёстче. Отчаянней. И стихи, которые звучат во время всего спектакля, теперь будет читать так же. Настоящее чувство вины найдёт его дважды. Весёлое отчаянье прощального письма жены – Екатерина Смирнова играет здесь что-то очень важное не про жертву и смирение, а про женщину, играет решимость и всё-таки прощение: «прошлое прошло, прощай – прощаю». Пока длится этот монолог, Живаго сидит на краешке стола, ссутулившись, сложившись в ломаную линию, с лицом, спрятанным в воротник свитера. Переживание горя, осознание «настоящей вины», как застывший беззвучный крик. У Вакуленко пока вообще едва ли не лучшими оказываются такие «немые» сцены – а Живаго почти всегда молчит, вплоть до ухода на фронт, то есть весь первый акт. Страдание и загнанное внутрь противоречие с самим собой в нём, человеке хорошем и вроде бы цельном, живы всегда. Письмо жены переломит Живаго. Самоубийство мужа Лары – Антипова – его раздавит.
Антипов, которого играет Юрий Титов, уже сейчас – бесспорная удача спектакля. (Уже – потому что в целом спектаклю и артистам в нём ещё понадобится время, чтобы задышать свободно, и куда повернёт «Доктор Живаго» хотя бы через полгода, трудно даже предполагать). Чуть ли не в трёх сценах на три акта он успевает выстроить сложную диалектику – не только внешними приёмами, но напряжённой пульсацией чувства. Приём, например, вечная привычка доставать красную гребёнку, которая неизменно застревает в меняющейся причёске Антипова. Сквозная линия – безграничная, но не фанатическая преданность (выбранному пути или человеку), сокрушительное обаяние этой верности и цельности.
И вот приходит смерть. Живаго-Вакуленко читал – давно-давно, два акта-жизни назад – такие известные, такие жизнеутверждающие стихи, «что только-только распогодь…». Читал с вроде «фоменковской», но по сути странной, внезапной паузой: «Смерть… Можно будет побороть усильем воскресенья». Пауза такая долгая, а «смерть» – такая звонкая, горькая, требующая внимания и осмысления, что чуткому зрителю уже тогда становится ясно: не так прост этот «Живаго». И вот – про «фоменок».
Весь первый акт «стар и млад», от «основоположников» – Карэна Бадалова, Полины Кутеповой (которая, к слову, в остальных двух актах не появится) – до «новобранцев», включая Лару – дебютантку, недавнюю выпускницу ГИТИСа Ольгу Бодрову, – не просто играют в «фоменковские» штампы. Они в них сознательно и зримо заигрываются. Начиная со смешного в своей нарочитости, протяжного (и очень характЕрного) произнесения осиротевшим ребёнком-Живаго слова «мааама» («напоминал – маааму», «любила – мааама»). Это сразу после первой сцены – поэтичных похорон матери, где три волхва в белом читают мимо идущим фигурам в чёрном «Рождественскую звезду». Уютный мир разновозрастных «мальчиков и девочек», меняющих маски на бегу, роняющих в воздух окончания фраз, – «фоменковское детство», доведённое до шаржа. Второй акт – самый похожий на «Дар» и на всё, что происходило в «Мастерской» лет десять назад: переходное время, новые поколения, новые спектакли… Новое, а теперь уже освоенное, привычное, кем-то и забытое. Начало пути для некоторых участников спектакля. И вот – третий акт. Точка, где мы все сейчас. Настоящее, из которого ничего не разглядеть, кроме финального света.
У Живаго появляется мягкая, почти шепчущая интонация: это человек, которому и в прямом, и в переносном смысле трудно дышать. Который сам себе сломал позвоночник и напоследок говорит об этом. А потом – задыхаясь, растерянно, торопливо про то, что «всё будет хорошо». И в это «хорошо», которым начинается небытово решённая (а по роману как раз бытовая), страшная сцена смерти Живаго, не верят ни зрители, ни он сам. Ни секунды. Он пришёл к точке растерянности, из которой герою-Живаго – выход в смерть, а куда плыть тем, на кого так похожи в конце Дудоров, Гордон и тот же Живаго? Тем, кто их играет. Тем, кто на них смотрит. Тем, у кого между прошлым и будущим вопросов больше, чем ответов.
Учащение, замедление «сердечных» ударов рукой по груди: Живаго-Вакуленко буквально отбивает их ладонью. Ритмичность и задыхание. Нет тут места «фоменковским паузам». Есть судорожная прерывистость последних фраз. А «проартикулированное» в словах – разве что звучавший перед тем, просто и быстро, монолог Живаго: «В наше время очень участились микроскопические формы сердечных кровоизлияний. Они не все смертельны. В некоторых случаях люди выживают. Это болезнь новейшего времени. Я думаю, её причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведённого криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие…». Нефоменковская пауза «фоменок» выходит за пределы спектакля.
Источник: Театр.
«Мастерскую Фоменко» принято считать эдаким заповедником, «театром внутренней эмиграции». Там, мол, размышляют о человеке, «плетут кружева» (что это за «кружева», критиками сочинённые?), иронично играют в театр и счастливо игнорируют всякое тысячелетье на дворе. Мнение не вовсе безосновательное, но всё же, играя в театр и сплетая-расплетая на сцене ниточки человеческих судеб, в лучших своих спектаклях «фоменки» во все времена ухитрялись говорить про сегодня точнее, горше, а порой и злее других. И речь не только о постановках самого Петра Фоменко.
Когда-то в одной из самых удачных работ театра, спектакле Евгения Каменьковича «Самое важное» (по «Венериному волосу» Михаила Шишкина), главная героиня говорила, удивлённо пожимая плечами: «Идёт война, а я пою…». Деликатно и твёрдо «Самым важным» было заявлено право человека вообще и человека-творца в особенности на то, чтобы «петь» во время любой войны – и не только о ней. Даже не право, а обязанность – если, конечно, относиться к нему серьёзно.
Новый спектакль Евгения Каменьковича, «Доктор Живаго», в глобальном смысле – декларация той же мысли. О том, что важнее всех революций, войн, больших и малых идей, которые ты не сможешь игнорировать, даже если захочешь, – просто жить не вполсилы, делать своё дело, любить, отдавать, дотягиваться до замысла о себе в «творчестве и чудотворстве». Достаточно внятная и убедительная в спектакле, эта линия вряд ли нуждается в подробном разборе. Но интересно то, что ещё вмещают в себя пять часов «Живаго», гораздо менее утомительных, к слову, чем можно было бы ожидать.
Три акта, «поименованные» пастернаковскими вариантами названия всего романа: первая часть – «Мальчики и девочки», вторая – «Живые, мёртвые и воскресающие», третья – «Свеча горела». Построение в целом – сюжетное, строго хронологическое, так что «не осилившим» роман есть за чем следить. Действие охватывает, в соответствии с текстом, почти тридцать лет (пролог и эпилог расширяют эти рамки) – и почти тридцать лет истории «Мастерской Фоменко», о чём речь впереди. Первый акт – самый красивый, костюмный и игровой, весь построенный на сложной световой партитуре: заслуга художницы по костюмам Олеси Скарыны и художника по свету Владислава Фролова. А вот «просто» художника тут нет, весь спектакль – действие героев на практически пустой сцене: главная и почти единственная декорация – многочисленные металлические конструкции с софитами на фурках. Пустое пространство и свет. И книга, которая спускается на верёвочке из-под колосников и висит над головой Живаго – с каждым актом всё ближе к арьерсцене, где сквозь проём чёрного бархата в зал льётся яркий тёплый свет – знак перехода: маленькой или большой смерти, новой главы и, если повезёт, продление жизни – в памяти других.
Смерть здесь – действующее лицо, её играет молодая актриса Стефани Елизавета Бурмакова: касается нежными руками в белых перчатках и уводит героев за собой. Или стоит рядом с ними в болезни, горячке, опасности, чтобы потом до времени отступить. В финале найдётся тот, кто Смерти не поддастся, – безымянный читатель стихов Живаго из каких-то военных или послевоенных лет, из посмертия всех героев. Прогонит её саму «в свет», читая (и не дочитывая) стихотворение «Гамлет» – по той самой книге, снятой кем-то с верёвочки.
В ближайшем «родственнике» «Живаго», почти десятилетней давности спектакле Каменьковича «Дар» (по Набокову), финалом было – «И не кончается строка!». Там последняя сцена утверждала: художник и все близкие ему обречены быть «глубоко несчастными», но такой дорогой ценой оплачивается дар творца и катарсис, данный каждому из «несчастных». В «Живаго» стихи переживают человека, однако оптимизма в этом ещё меньше.
Исполнитель заглавной роли, Иван Вакуленко, – артист не только тонко-лирический (что само по себе важно для Живаго). Вакуленко обладает редкой способностью нефальшиво сыграть хорошего человека. Хорошего без запятых и без подвохов, но при этом живого, не плоского: веришь, что подобный человек может существовать. Примерно такого он и играет в «Живаго» – в этой интерпретации (изначально режиссёрской, конечно) главный герой скорее Мышкин, чем Юрий Живаго. Да и вообще тут упоминаемый по ходу действия Достоевский присутствует чуть ли не в большей мере, чем Пастернак: в страстях и экзальтации, в трагичности разговоров и непоправимых поступков, в изломах не только судеб, но и характеров. И в боли, которой тут больше, чем чего-либо другого.
До поры до времени единственная «трагическая вина» Живаго – вина перед стихами, перед вторым (или первым?) своим даром. В третьем акте – кульминация драматического напряжения, здесь всё трагически непоправимо. Живаго тут станет жёстче. Отчаянней. И стихи, которые звучат во время всего спектакля, теперь будет читать так же. Настоящее чувство вины найдёт его дважды. Весёлое отчаянье прощального письма жены – Екатерина Смирнова играет здесь что-то очень важное не про жертву и смирение, а про женщину, играет решимость и всё-таки прощение: «прошлое прошло, прощай – прощаю». Пока длится этот монолог, Живаго сидит на краешке стола, ссутулившись, сложившись в ломаную линию, с лицом, спрятанным в воротник свитера. Переживание горя, осознание «настоящей вины», как застывший беззвучный крик. У Вакуленко пока вообще едва ли не лучшими оказываются такие «немые» сцены – а Живаго почти всегда молчит, вплоть до ухода на фронт, то есть весь первый акт. Страдание и загнанное внутрь противоречие с самим собой в нём, человеке хорошем и вроде бы цельном, живы всегда. Письмо жены переломит Живаго. Самоубийство мужа Лары – Антипова – его раздавит.
Антипов, которого играет Юрий Титов, уже сейчас – бесспорная удача спектакля. (Уже – потому что в целом спектаклю и артистам в нём ещё понадобится время, чтобы задышать свободно, и куда повернёт «Доктор Живаго» хотя бы через полгода, трудно даже предполагать). Чуть ли не в трёх сценах на три акта он успевает выстроить сложную диалектику – не только внешними приёмами, но напряжённой пульсацией чувства. Приём, например, вечная привычка доставать красную гребёнку, которая неизменно застревает в меняющейся причёске Антипова. Сквозная линия – безграничная, но не фанатическая преданность (выбранному пути или человеку), сокрушительное обаяние этой верности и цельности.
И вот приходит смерть. Живаго-Вакуленко читал – давно-давно, два акта-жизни назад – такие известные, такие жизнеутверждающие стихи, «что только-только распогодь…». Читал с вроде «фоменковской», но по сути странной, внезапной паузой: «Смерть… Можно будет побороть усильем воскресенья». Пауза такая долгая, а «смерть» – такая звонкая, горькая, требующая внимания и осмысления, что чуткому зрителю уже тогда становится ясно: не так прост этот «Живаго». И вот – про «фоменок».
Весь первый акт «стар и млад», от «основоположников» – Карэна Бадалова, Полины Кутеповой (которая, к слову, в остальных двух актах не появится) – до «новобранцев», включая Лару – дебютантку, недавнюю выпускницу ГИТИСа Ольгу Бодрову, – не просто играют в «фоменковские» штампы. Они в них сознательно и зримо заигрываются. Начиная со смешного в своей нарочитости, протяжного (и очень характЕрного) произнесения осиротевшим ребёнком-Живаго слова «мааама» («напоминал – маааму», «любила – мааама»). Это сразу после первой сцены – поэтичных похорон матери, где три волхва в белом читают мимо идущим фигурам в чёрном «Рождественскую звезду». Уютный мир разновозрастных «мальчиков и девочек», меняющих маски на бегу, роняющих в воздух окончания фраз, – «фоменковское детство», доведённое до шаржа. Второй акт – самый похожий на «Дар» и на всё, что происходило в «Мастерской» лет десять назад: переходное время, новые поколения, новые спектакли… Новое, а теперь уже освоенное, привычное, кем-то и забытое. Начало пути для некоторых участников спектакля. И вот – третий акт. Точка, где мы все сейчас. Настоящее, из которого ничего не разглядеть, кроме финального света.
У Живаго появляется мягкая, почти шепчущая интонация: это человек, которому и в прямом, и в переносном смысле трудно дышать. Который сам себе сломал позвоночник и напоследок говорит об этом. А потом – задыхаясь, растерянно, торопливо про то, что «всё будет хорошо». И в это «хорошо», которым начинается небытово решённая (а по роману как раз бытовая), страшная сцена смерти Живаго, не верят ни зрители, ни он сам. Ни секунды. Он пришёл к точке растерянности, из которой герою-Живаго – выход в смерть, а куда плыть тем, на кого так похожи в конце Дудоров, Гордон и тот же Живаго? Тем, кто их играет. Тем, кто на них смотрит. Тем, у кого между прошлым и будущим вопросов больше, чем ответов.
Учащение, замедление «сердечных» ударов рукой по груди: Живаго-Вакуленко буквально отбивает их ладонью. Ритмичность и задыхание. Нет тут места «фоменковским паузам». Есть судорожная прерывистость последних фраз. А «проартикулированное» в словах – разве что звучавший перед тем, просто и быстро, монолог Живаго: «В наше время очень участились микроскопические формы сердечных кровоизлияний. Они не все смертельны. В некоторых случаях люди выживают. Это болезнь новейшего времени. Я думаю, её причины нравственного порядка. От огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведённого криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие…». Нефоменковская пауза «фоменок» выходит за пределы спектакля.
Источник: Театр.
Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,