Российская риторика
Сегодняшние горьковские постановки как будто сознательно уходят от конкретных ответов, которые раньше звучали слишком определенно, ныне они предпочитают задавать вопросы, на которые каждый вправе дать свой ответ.
«Дачники» и «Варвары» в «Мастерской П. Фоменко»
Волна перестроечного азарта как будто смела Горького с «корабля современности». Горький «вернулся» в середине 90-х. В сезон 1994/95 гг. в Москве премьеры прошли сразу в четырех театрах: «Дачники» (под другим названием «Трагикомические сцены из дачной жизни») в Театре им. К. С. Станиславского, «Варвары» в Театре им. Евг. Вахтангова, «Последние» в Театре п/р О. Табакова, «Враги» в «Содружестве актеров Таганки». Особенно в первых двух было отчетливо ощутимо влияние чеховской стилистики. Не прямая стилизация Горького под Чехова, а попытка полнее передать общность мотивов, характеров, настроений. На первый план вышел Горький лирик, психолог, исследователь человеческих душ.
В последние годы к пьесам Горького стали чаще обращаться молодые. В театре «Мастерская П. Фоменко» с небольшим временным отрывом были поставлены «Дачники» и «Варвары». «Дачников» в режиссуре Вениамина Скальника играли тогда еще учащиеся студии, некоторые из них сегодня вошли в труппу театра и стали участниками второго горьковского спектакля, поставленного Евгением Каменьковичем. И если в сценических версиях этих пьес середины 90-х у режиссеров старшего поколения Виталия Ланского и Аркадия Каца наряду с прочим звучал и социальный аспект тема внутренней эмиграции интеллигенции в переломную эпоху, то в последних постановках акцент окончательно сместился в сторону сугубо личных взаимоотношений героев. Заметно изменился и жанр спектаклей.
В «Дачниках» подсказка словно была взята из самого текста: «печальный водевиль». Музыка и смех звучали в спектакле гораздо больше, чем обычно. Взгляд на происходящее стал чуть остраненно ироничным, но одновременно заинтересованным и внимательным. Ведь молодые не перечитывали пьесу заново, а просто читали ее вновь. Потому новизна их взгляда выглядела так органично и естественно. Хотя простота иногда переходила в упрощенность. Такого Горького узнать не всегда легко, но узнавать весьма интересно. В нем больше контрастных сочетаний острого драматизма и почти фарсовой гротескности. А решение отдельных сцен столь неожиданно и непривычно, что порой ставит в тупик, но чаще поражает емкостью и точностью попадания. В «Дачниках» к тому же многие акценты сместились не только благодаря абсолютно свободному взгляду исполнителей на пьесу, но и в силу их юного возраста.
Откровенно комичен юный, забавно суетливый Басов (М. Крылов), в нем еще нет того устало равнодушного, циничного шутовства, которое обычно игралось исполнителями старшего поколения. И Варвара Михайловна (Н. Благих) строга и серьезна, но нет в ней традиционной деловитой принципиальности, а просто боль обманувшейся женщины, создавшей себе кумира и страстно желавшей увидеть то, что нет в реальности, а потому не сразу прозревшей и понявшей, что именно Шалимов (А. Горячев) циничен, груб и озлоблен. Он понимает, что потерял своего читателя, но это не вызывает у него той горечи, которая была, к примеру, в Шалимове Кореневе (в спектакле Театра им. К. С. Станиславского), более близком к Тригорину, с его неудовлетворенностью жизнью и собственным творчеством. Шалимов Горячев зол скорее оттого, что потерял славу, успех, а в это дачное место он приехал отдохнуть, расслабиться. Но у него вдруг наворачиваются на глазах слезы, когда трогательно наивная, смешная Калерия (О. Левитина) хвалит его рассказы. В этой юной поэтессе нет ничего отрешенно декадентского, она мила и немного жалковата в своем суетливом стремлении привлечь к себе внимание. Даже колкости Власа (А. Щенников) по отношению к ней она с надеждой принимает за признаки неравнодушия. Влас же открыт, оптимистичен, но отнюдь не задиристо агрессивен. Его шутки лишены привычного «социального подтекста», а все его действия направлены на завоевание предмета его страстной любви строгой, «застегнутой на все пуговицы» Марьи Львовны (А. Немоляева), этой любви болезненно страшащейся и страдающей из-за своей нерешительности.
У каждого из героев свои личные проблемы, которыми хочется поделиться, чтобы облегчить душу, или же просто убежать, спрятаться от них. Это и мелкие семейные неурядицы нелепого, нервно заикающегося Дудакова (П. Руттас) и его жены суетливой болтушки Ольги (Н. Домерецкая) и давняя вражда Суслова (П. Сборщиков) и Юлии (Г. Кашковская). Суслова как теоретика «обывательской философии» изначально воспринимали со знаком минус, в последние годы в его речах стали находить искренность и правоту. В спектакле «фоменок» несмотря на то, что спор с ним доходит едва ли не до драки, скандал достаточно быстро стихает. К тому же скандал тоже одна из форм общения. А ведь эти люди собираются вместе, читают под музыку стихи, поют по-итальянски, разыгрывая южные страсти, лихо пляшут и веселятся в меру сил, чтобы заглушить свои печали и тревоги, которые живут в них подспудно. И если раньше финал «Дачников» чаще всего был полон оптимистического пафоса общественной борьбы, то сегодня это скорее общий нервный срыв, которым неожиданно завершается «водевильное» веселье. Но жизнь продолжается, а потому горьковским героям, как и чеховским, «надо жить».
Преемственность чеховских настроений, открываемая в горьковских пьесах, попытка глубже вникнуть в характеры, лишенные четких и заранее определенных социальных ориентиров, меняют структуру постановок, а стремление к подробному, детальному прочтению их протяженность. Продолжительность обоих спектаклей «Мастерской П. Фоменко» около четырех часов. Но если, несмотря на это, в «Дачниках» есть единый твердый стержень, обеспечивающий целостность постановки, которая смотрится легко и динамично, то «Варвары», словно рассыпающиеся на отдельные эпизоды, выглядят порой затянутыми и тяжеловесными. Постановочная нечеткость приводит к сбою ритма и монотонности, отдельные эпизоды «провисают» и кажутся необязательными. Создается ощущение, что режиссер больше сосредоточен на подробной разработке отдельных характеров, нежели на создании целого. Потому в спектакле преимущественно обращают на себя внимание отдельные актерские работы.
Непривычная Надежда Монахова (Г. Тюнина) не жаждущая бурных страстей роскошная уездная красавица, а внешне сдержанная, искренняя и непосредственная женщина, равнодушная к успеху у поклонников, но открытая, откровенная в своих чувствах и совершенно неприемлющая предательства и обмана. Черкун (С. Тарамаев) резкий и грубый циник, задавшийся целью мстить людям за былые унижения. В то же время в нем нет агрессии завоевателя (какая была у недавнего вахтанговского Черкуна Суханова), не похож он и на жалкого плебея, откровенно унижающего других ради собственного возвышения, В нем вообще нет какой бы то ни было поступательной энергии ни разрушительной, ни созидательной. Остается заключить, что главное его состояние и главное оружие равнодушие. Пожалуй, единственная живая реакция возникает у Черкуна в разговоре с Лидией Павловной, проявившей к его комплексам и потенциальным возможностям искренний интерес.
То, что Лидию играет Ксения Кутепова, а жену Черкуна Анну Полина Кутепова, наверное, уже само по себе можно воспринимать как постановочное решение, к финалу их внешнее сходство усиливается еще и почти одинаковыми костюмами. Но когда в итоге практически все героини спектакля оказываются одетыми в платья из одной красной ткани, первоначальная версия утрачивает смысл, да и разгадка режиссерского знака становится затруднительной. Что означает это всеобщее приобщение к любимому цвету Надежды Монаховой? То ли, что у всех этих женщин одинаковая судьба, то ли, что сами они одинаковы. У Лидии и Анны внешнее сходство действительно постепенно не только дополняется внутренним, но в конечном счете они как бы меняются местами: поначалу строгая, уверенная в себе Лидия утрачивает душевный покой и выдержку, а внешне веселая, но жестоко униженная в своей любви Анна ценой страданий обретает внутреннюю силу и достоинство. Однако в чем их сходство с любопытной кокеткой Марьей Ивановной (П. Агуреева) или суматошной, откровенно глуповатой болтушкой Пелагеей Ивановной (О. Левитина), агрессивно задиристой Катей (М. Джабраилова) или энергичной, добродушной Татьяной Николаевной (Л. Аринина)? Объединяет их разве что скука, царящая в небольшом городке, слегка скрашиваемая редкими зваными вечерами, да неоправдавшиеся надежды на приезжих из столицы. Действие спектакля предваряется долгим проходом вдоль площадки вглядывающихся в даль «местных обывателей», вооружившихся биноклями в ожидании гостей.
Гости же, экипированные в черную кожу и напоминающие, говоря современным языком, «крутых новых русских», вносят в жизнь города не разнообразие, но разрушение, никаких особых усилий к тому не прилагая. Цыганов (Р. Юскаев) даже свои иронические колкости произносит вяло, неохотно, и за Надеждой ухаживает как-то неловко, бесцветно. Степан Лукин (К. Пирогов), лихо убеждающий Катю покинуть отчий дом, тоже никому зла не желает. Здесь никто ни с кем в открытую не воюет и никто никого не завоевывает. Однако погибшая Надежда и спившийся добродушный, безвольный толстяк Гриша (Ю. Степанов), убитый горем Монахов (А. Казаков), раздавленный, утративший былой гонор и самоуверенность Редозубов (Т. Рахимов), окончательно выбитый из колеи Доктор (К. Бадалов) и обиженный Павлин Савельевич (О. Любимов) это то, что приезжие оставляют после себя в так нетерпеливо ожидавшем их городе. Но, возможно, обыватели сами оказались слишком доверчивыми и готовыми к тому, чтобы их завоевали. Поскольку конфликт в спектакле выстроен недостаточно точно и многие персонажи существуют как бы отдельно, сами по себе, то и ответ на вопрос «кто виноват?» затруднителен. Впрочем, вопрос этот в России почти всегда остается риторическим.
«Дачники» и «Варвары» в «Мастерской П. Фоменко»
Волна перестроечного азарта как будто смела Горького с «корабля современности». Горький «вернулся» в середине 90-х. В сезон 1994/95 гг. в Москве премьеры прошли сразу в четырех театрах: «Дачники» (под другим названием «Трагикомические сцены из дачной жизни») в Театре им. К. С. Станиславского, «Варвары» в Театре им. Евг. Вахтангова, «Последние» в Театре п/р О. Табакова, «Враги» в «Содружестве актеров Таганки». Особенно в первых двух было отчетливо ощутимо влияние чеховской стилистики. Не прямая стилизация Горького под Чехова, а попытка полнее передать общность мотивов, характеров, настроений. На первый план вышел Горький лирик, психолог, исследователь человеческих душ.
В последние годы к пьесам Горького стали чаще обращаться молодые. В театре «Мастерская П. Фоменко» с небольшим временным отрывом были поставлены «Дачники» и «Варвары». «Дачников» в режиссуре Вениамина Скальника играли тогда еще учащиеся студии, некоторые из них сегодня вошли в труппу театра и стали участниками второго горьковского спектакля, поставленного Евгением Каменьковичем. И если в сценических версиях этих пьес середины 90-х у режиссеров старшего поколения Виталия Ланского и Аркадия Каца наряду с прочим звучал и социальный аспект тема внутренней эмиграции интеллигенции в переломную эпоху, то в последних постановках акцент окончательно сместился в сторону сугубо личных взаимоотношений героев. Заметно изменился и жанр спектаклей.
В «Дачниках» подсказка словно была взята из самого текста: «печальный водевиль». Музыка и смех звучали в спектакле гораздо больше, чем обычно. Взгляд на происходящее стал чуть остраненно ироничным, но одновременно заинтересованным и внимательным. Ведь молодые не перечитывали пьесу заново, а просто читали ее вновь. Потому новизна их взгляда выглядела так органично и естественно. Хотя простота иногда переходила в упрощенность. Такого Горького узнать не всегда легко, но узнавать весьма интересно. В нем больше контрастных сочетаний острого драматизма и почти фарсовой гротескности. А решение отдельных сцен столь неожиданно и непривычно, что порой ставит в тупик, но чаще поражает емкостью и точностью попадания. В «Дачниках» к тому же многие акценты сместились не только благодаря абсолютно свободному взгляду исполнителей на пьесу, но и в силу их юного возраста.
Откровенно комичен юный, забавно суетливый Басов (М. Крылов), в нем еще нет того устало равнодушного, циничного шутовства, которое обычно игралось исполнителями старшего поколения. И Варвара Михайловна (Н. Благих) строга и серьезна, но нет в ней традиционной деловитой принципиальности, а просто боль обманувшейся женщины, создавшей себе кумира и страстно желавшей увидеть то, что нет в реальности, а потому не сразу прозревшей и понявшей, что именно Шалимов (А. Горячев) циничен, груб и озлоблен. Он понимает, что потерял своего читателя, но это не вызывает у него той горечи, которая была, к примеру, в Шалимове Кореневе (в спектакле Театра им. К. С. Станиславского), более близком к Тригорину, с его неудовлетворенностью жизнью и собственным творчеством. Шалимов Горячев зол скорее оттого, что потерял славу, успех, а в это дачное место он приехал отдохнуть, расслабиться. Но у него вдруг наворачиваются на глазах слезы, когда трогательно наивная, смешная Калерия (О. Левитина) хвалит его рассказы. В этой юной поэтессе нет ничего отрешенно декадентского, она мила и немного жалковата в своем суетливом стремлении привлечь к себе внимание. Даже колкости Власа (А. Щенников) по отношению к ней она с надеждой принимает за признаки неравнодушия. Влас же открыт, оптимистичен, но отнюдь не задиристо агрессивен. Его шутки лишены привычного «социального подтекста», а все его действия направлены на завоевание предмета его страстной любви строгой, «застегнутой на все пуговицы» Марьи Львовны (А. Немоляева), этой любви болезненно страшащейся и страдающей из-за своей нерешительности.
У каждого из героев свои личные проблемы, которыми хочется поделиться, чтобы облегчить душу, или же просто убежать, спрятаться от них. Это и мелкие семейные неурядицы нелепого, нервно заикающегося Дудакова (П. Руттас) и его жены суетливой болтушки Ольги (Н. Домерецкая) и давняя вражда Суслова (П. Сборщиков) и Юлии (Г. Кашковская). Суслова как теоретика «обывательской философии» изначально воспринимали со знаком минус, в последние годы в его речах стали находить искренность и правоту. В спектакле «фоменок» несмотря на то, что спор с ним доходит едва ли не до драки, скандал достаточно быстро стихает. К тому же скандал тоже одна из форм общения. А ведь эти люди собираются вместе, читают под музыку стихи, поют по-итальянски, разыгрывая южные страсти, лихо пляшут и веселятся в меру сил, чтобы заглушить свои печали и тревоги, которые живут в них подспудно. И если раньше финал «Дачников» чаще всего был полон оптимистического пафоса общественной борьбы, то сегодня это скорее общий нервный срыв, которым неожиданно завершается «водевильное» веселье. Но жизнь продолжается, а потому горьковским героям, как и чеховским, «надо жить».
Преемственность чеховских настроений, открываемая в горьковских пьесах, попытка глубже вникнуть в характеры, лишенные четких и заранее определенных социальных ориентиров, меняют структуру постановок, а стремление к подробному, детальному прочтению их протяженность. Продолжительность обоих спектаклей «Мастерской П. Фоменко» около четырех часов. Но если, несмотря на это, в «Дачниках» есть единый твердый стержень, обеспечивающий целостность постановки, которая смотрится легко и динамично, то «Варвары», словно рассыпающиеся на отдельные эпизоды, выглядят порой затянутыми и тяжеловесными. Постановочная нечеткость приводит к сбою ритма и монотонности, отдельные эпизоды «провисают» и кажутся необязательными. Создается ощущение, что режиссер больше сосредоточен на подробной разработке отдельных характеров, нежели на создании целого. Потому в спектакле преимущественно обращают на себя внимание отдельные актерские работы.
Непривычная Надежда Монахова (Г. Тюнина) не жаждущая бурных страстей роскошная уездная красавица, а внешне сдержанная, искренняя и непосредственная женщина, равнодушная к успеху у поклонников, но открытая, откровенная в своих чувствах и совершенно неприемлющая предательства и обмана. Черкун (С. Тарамаев) резкий и грубый циник, задавшийся целью мстить людям за былые унижения. В то же время в нем нет агрессии завоевателя (какая была у недавнего вахтанговского Черкуна Суханова), не похож он и на жалкого плебея, откровенно унижающего других ради собственного возвышения, В нем вообще нет какой бы то ни было поступательной энергии ни разрушительной, ни созидательной. Остается заключить, что главное его состояние и главное оружие равнодушие. Пожалуй, единственная живая реакция возникает у Черкуна в разговоре с Лидией Павловной, проявившей к его комплексам и потенциальным возможностям искренний интерес.
То, что Лидию играет Ксения Кутепова, а жену Черкуна Анну Полина Кутепова, наверное, уже само по себе можно воспринимать как постановочное решение, к финалу их внешнее сходство усиливается еще и почти одинаковыми костюмами. Но когда в итоге практически все героини спектакля оказываются одетыми в платья из одной красной ткани, первоначальная версия утрачивает смысл, да и разгадка режиссерского знака становится затруднительной. Что означает это всеобщее приобщение к любимому цвету Надежды Монаховой? То ли, что у всех этих женщин одинаковая судьба, то ли, что сами они одинаковы. У Лидии и Анны внешнее сходство действительно постепенно не только дополняется внутренним, но в конечном счете они как бы меняются местами: поначалу строгая, уверенная в себе Лидия утрачивает душевный покой и выдержку, а внешне веселая, но жестоко униженная в своей любви Анна ценой страданий обретает внутреннюю силу и достоинство. Однако в чем их сходство с любопытной кокеткой Марьей Ивановной (П. Агуреева) или суматошной, откровенно глуповатой болтушкой Пелагеей Ивановной (О. Левитина), агрессивно задиристой Катей (М. Джабраилова) или энергичной, добродушной Татьяной Николаевной (Л. Аринина)? Объединяет их разве что скука, царящая в небольшом городке, слегка скрашиваемая редкими зваными вечерами, да неоправдавшиеся надежды на приезжих из столицы. Действие спектакля предваряется долгим проходом вдоль площадки вглядывающихся в даль «местных обывателей», вооружившихся биноклями в ожидании гостей.
Гости же, экипированные в черную кожу и напоминающие, говоря современным языком, «крутых новых русских», вносят в жизнь города не разнообразие, но разрушение, никаких особых усилий к тому не прилагая. Цыганов (Р. Юскаев) даже свои иронические колкости произносит вяло, неохотно, и за Надеждой ухаживает как-то неловко, бесцветно. Степан Лукин (К. Пирогов), лихо убеждающий Катю покинуть отчий дом, тоже никому зла не желает. Здесь никто ни с кем в открытую не воюет и никто никого не завоевывает. Однако погибшая Надежда и спившийся добродушный, безвольный толстяк Гриша (Ю. Степанов), убитый горем Монахов (А. Казаков), раздавленный, утративший былой гонор и самоуверенность Редозубов (Т. Рахимов), окончательно выбитый из колеи Доктор (К. Бадалов) и обиженный Павлин Савельевич (О. Любимов) это то, что приезжие оставляют после себя в так нетерпеливо ожидавшем их городе. Но, возможно, обыватели сами оказались слишком доверчивыми и готовыми к тому, чтобы их завоевали. Поскольку конфликт в спектакле выстроен недостаточно точно и многие персонажи существуют как бы отдельно, сами по себе, то и ответ на вопрос «кто виноват?» затруднителен. Впрочем, вопрос этот в России почти всегда остается риторическим.
Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,