Как глупо быть Эрнестом
Премьера в мастерской Петра Фоменко. «Как важно быть серьезным» О. Уайльда. Режиссер Евгений Каменькович. Художник по костюмам Дмитрий Чолаку
Театральная Москва давно никого так не любила, как последних выпускников Петра Фоменко. Весь уже изрядно траченный молью, залежавшийся запас чувств — по-отечески пристрастных и по-женски умилительных, — лавиной опрокинулся на эту компанию детей, застигнутых славой врасплох, на бегу. Третьекурсниками со спектаклем «Владимир III степени» они феерически прошли на международном студенческом фестивале и, не задумываясь о том, выпорхнули за пределы контекста. Какая-то явная неправильность цепляла в них сразу; ненавязчивое, но внятное многим расхождение с генеральной линией жизни или с законами театра, что по сути одно и то же. К примеру, на каждом актерском курсе должны быть герой и героиня. На этом — не было. Зато были близнецы, с которыми нигде не знали бы что делать. Близнецы Кутеповы стали таким же знаком курса Фоменко, как чайка на занавесе МХАТа.
Не знаю подробностей их взаимоотношений с системой Станиславского, но школьную задачу «я и предлагаемые обстоятельства» они явно решали не заглядывая в ответ, дерзко игнорируя рекомендации учебника. Неврастенической надутости, надрывов, взвинченных интонаций, потоков слез и прочих атрибутов, традиционно относимых к русской психологической школе, нет в их спектаклях. Нет и наивной жизнерадостной агрессивности.
Они грациозны и естественны, как желания. В них любой пустяк и целая жизнь одинаково мимолетны, ничто не укореняется, не утверждается наверняка. Речь не о робости и не о свойствах легкомысленной юности — о свободе. В том числе и от собственного замысла. Спектакли мастерской Фоменко воодушевлены общим надбытовым сознанием, отсюда все эти утонченно капризные интонации принцесс на горошине, незавершенные жесты, лукавые полуулыбки, стремительные пробеги. Жизнь травестируется и доставляет удовольствие. Фейерверк находок, летящих далеко за рамки студенческого капустника. Они не несут печати ответственности, их стиль интимен и создает обманчивое ощущение домашнего контакта. Но попробуйте взять их в руки — ускользнут. Иногда кажется, что они как бы и не используют свое мастерство, что они равнодушны к нему и уверенной линии предпочитают небрежную нежность штриха. Контур этих спектаклей колеблется и мерцает, как в неверном ночном свете. Необъяснимый, таинственный выплеск: то ли было, то ли померещилось. В них нет тяжести деяния, есть легкость затеи, которой, впрочем, отдаются не менее безраздельно.
Все (кто со страхом, а кто со сладострастием) ждали момента, когда им придется спуститься на землю и удержаться на ней или умереть. Окончить курс и стать как все. Не балованными детьми, которые, не задумываясь о приличиях или обычаях, делает что хотят, а порченными жизнью взрослыми актерами. Играть спектакли не для удовольствия, а по необходимости; получать вместо привычных уже призов нищенскую зарплату; бороться за роли, интриговать, рожать детей и тихо стареть. В быт их с головой, и посмотрим, как они выплывут! Нормальная российская привычка — сильно полюбив, тут же грозить пальцем, чтоб не зазнавались.
Пока им удалось остаться вместе и стать театром. «Как важно быть серьезным» — их первая премьера в новом качестве. Разочарование можно было предсказать заранее: выбранная пьеса не могла даже попытаться стать событием. Интересно, что они все еще продолжают быть свободными, на сей раз уже от наших нетерпеливых и требовательных ожиданий. В этот спектакль вложили ровно столько, сколько потребно пьесе. Не больше, но и не меньше.
Играют в Доме моды Вячеслава Зайцева, и золотыми буквами горящее Slava Zaitsev вполне способно шокировать после привычно убогой студенческой обстановки. Грязные полы и пыльные кулисы ГИТИСа не шокировали никого. Бедность, она как-то интеллигентней. Но выбранное помещение — не долгожданная демонстрация упадка вкуса, в нем заключено точное режиссерское решение пьесы, в которой текст подается, как костюмы на подиуме. Шикарные костюмы важны для спектакля Каменьковича, как важны автору все эти афоризмы и язвительные парадоксы, не имеющие никакого отношения к сюжету, а только к нему самому. Костюмы меняют так же часто и упоительно нелепо, как обстоятельства в пьесе. Костюмы не принадлежат ни персонажам, ни актерам, как не принадлежит им текст. Костюмы Дмитрия Чолаку, текст Оскара Уайльда, и руки прочь от чужой собственности. Манекенщики меняют туалеты, как светские дамы перчатки, а реплики перебрасываются, как закуски на приеме у знатного лорда. В мизансценах, созданных и ограниченных вызывающим пространством, изливается и иссякает сюжет. На этом держится спектакль, и ни на чем другим он бы не удержался.
Уайльдовского холодного блеска в актерах нет, а о дендизме они знают разве что из истории литературы и театра. Зато уайльдовского бенберизма в избытке. Игроки, фарсеры, арлекины и прочие персонажи эксцентрического театра, окрашенные, правда, непривычно мягкой, размытой, дымчатой краской, гуляют вдоль подиума с важной серьезностью, как того требует название. Ксения Кутепова (Гвендолен Фэрфакс), может быть, более всех точно держит стиль. Выпаливая предписанную ей россыпь злого остроумия, она тут же отстраняется от этой едкости, салонности и прочей ерунды, еле удерживая брызги смеха в глазах, посверкивающих как-то возбуждающе самостоятельно.
Масштабных задач с помощью Уайльда в мастерской Фоменко решать не стали. Спектакль похож на изящную бутоньерку и наглядно демонстрирует прелесть бесполезного искусства. Он не стал «Чайкой» нового театра, но ведь и чеховская пьеса не была первой в репертуаре МХТ. На спор предлагаю театроведам вспомнить названия выполнивших необходимую роль и бесславно сошедших с афиш сочинений.
От соприкосновения с бытом, гораздо более жестоким, чем студенческая бедность, театр не утратил природной грации; лица и голоса актеров не огрубели; очарование не отказало им в своем присутствии. Но. Об этом «но» лучше сказать, хотя сомнения, терзающие всех читателей русской литературы, мешают водить пером по бумаге. «Фоменок» напрасно упрекают в избалованности. Излишняя любовь никогда не бывает вредна, она дарует уверенность и освобождает от комплексов. Опасность сторожит в другом месте — в мечтании, чтобы и дальше все было так же. В боязни резких движений. В желании искать и впредь равенства самому себе.
Перед актерами не поставили сколько-нибудь новых для них задач. Именно тут сомнения толкают руку, и само собой выводится: а умение носить костюмы не из студенческого гардероба и освоение чужого русскому театру текста — не новая разве задача? И разве не требует усилий ее решение? Не крупная, но важная, если строить будущее не рывками, а постепенно и надолго. Но все же актеры чаще всего берут краски из накопленного и удачно опробованного. Женщин это касается в меньшей степени.
У Галины Тюниной (мисс Призм) роль маленькая и невыигрышная, ее пришлось расцвечивать старыми запасами. Но эти знакомые краски легки и не настырны. Зато Ксения Кутепова, Полина Кутепова (леди Брэкнелл) и Мадлен Джабраилова (Сесили Кардью) добавили новый звук своему голосу. В этих личиках Ватто появились новые пусть не черты, но черточки, меняющие милую сердцу привычную картинку. Увы, мужчины всего лишь изящно воспользовались приготовленными для другой работы набросками. Рустэм Юскаев (Джон Уортинг) и Юрий Степанов (Алджернон Монкриф) играют с давно полюбившейся забавной вальяжностью и неотразимым обаянием лентяев.
Впрочем, вот вам последнее сомнение, и с этими мудреностями пора завязывать. Обретение индивидуальной и, может быть, даже неповторимой манеры не есть ли главная и единственная задача художника? На этом опасном пути кто только не повторял сам себя, с упорством маньяка добиваясь совершенства. Разве рисунки Модильяни не похожи один на другой, как сестры-близнецы Кутеповы? И пусть в таком случае тот, кто назовет хотя бы двух актеров, в каждом следующем спектакле открывающих в себе все новые и новые краски, бросит в Юрия Степанова камень. Не лучше ли расслабиться и получить удовольствие, чем морщить лоб и горькую думу думать?
Не знаю подробностей их взаимоотношений с системой Станиславского, но школьную задачу «я и предлагаемые обстоятельства» они явно решали не заглядывая в ответ, дерзко игнорируя рекомендации учебника. Неврастенической надутости, надрывов, взвинченных интонаций, потоков слез и прочих атрибутов, традиционно относимых к русской психологической школе, нет в их спектаклях. Нет и наивной жизнерадостной агрессивности.
Они грациозны и естественны, как желания. В них любой пустяк и целая жизнь одинаково мимолетны, ничто не укореняется, не утверждается наверняка. Речь не о робости и не о свойствах легкомысленной юности — о свободе. В том числе и от собственного замысла. Спектакли мастерской Фоменко воодушевлены общим надбытовым сознанием, отсюда все эти утонченно капризные интонации принцесс на горошине, незавершенные жесты, лукавые полуулыбки, стремительные пробеги. Жизнь травестируется и доставляет удовольствие. Фейерверк находок, летящих далеко за рамки студенческого капустника. Они не несут печати ответственности, их стиль интимен и создает обманчивое ощущение домашнего контакта. Но попробуйте взять их в руки — ускользнут. Иногда кажется, что они как бы и не используют свое мастерство, что они равнодушны к нему и уверенной линии предпочитают небрежную нежность штриха. Контур этих спектаклей колеблется и мерцает, как в неверном ночном свете. Необъяснимый, таинственный выплеск: то ли было, то ли померещилось. В них нет тяжести деяния, есть легкость затеи, которой, впрочем, отдаются не менее безраздельно.
Все (кто со страхом, а кто со сладострастием) ждали момента, когда им придется спуститься на землю и удержаться на ней или умереть. Окончить курс и стать как все. Не балованными детьми, которые, не задумываясь о приличиях или обычаях, делает что хотят, а порченными жизнью взрослыми актерами. Играть спектакли не для удовольствия, а по необходимости; получать вместо привычных уже призов нищенскую зарплату; бороться за роли, интриговать, рожать детей и тихо стареть. В быт их с головой, и посмотрим, как они выплывут! Нормальная российская привычка — сильно полюбив, тут же грозить пальцем, чтоб не зазнавались.
Пока им удалось остаться вместе и стать театром. «Как важно быть серьезным» — их первая премьера в новом качестве. Разочарование можно было предсказать заранее: выбранная пьеса не могла даже попытаться стать событием. Интересно, что они все еще продолжают быть свободными, на сей раз уже от наших нетерпеливых и требовательных ожиданий. В этот спектакль вложили ровно столько, сколько потребно пьесе. Не больше, но и не меньше.
Играют в Доме моды Вячеслава Зайцева, и золотыми буквами горящее Slava Zaitsev вполне способно шокировать после привычно убогой студенческой обстановки. Грязные полы и пыльные кулисы ГИТИСа не шокировали никого. Бедность, она как-то интеллигентней. Но выбранное помещение — не долгожданная демонстрация упадка вкуса, в нем заключено точное режиссерское решение пьесы, в которой текст подается, как костюмы на подиуме. Шикарные костюмы важны для спектакля Каменьковича, как важны автору все эти афоризмы и язвительные парадоксы, не имеющие никакого отношения к сюжету, а только к нему самому. Костюмы меняют так же часто и упоительно нелепо, как обстоятельства в пьесе. Костюмы не принадлежат ни персонажам, ни актерам, как не принадлежит им текст. Костюмы Дмитрия Чолаку, текст Оскара Уайльда, и руки прочь от чужой собственности. Манекенщики меняют туалеты, как светские дамы перчатки, а реплики перебрасываются, как закуски на приеме у знатного лорда. В мизансценах, созданных и ограниченных вызывающим пространством, изливается и иссякает сюжет. На этом держится спектакль, и ни на чем другим он бы не удержался.
Уайльдовского холодного блеска в актерах нет, а о дендизме они знают разве что из истории литературы и театра. Зато уайльдовского бенберизма в избытке. Игроки, фарсеры, арлекины и прочие персонажи эксцентрического театра, окрашенные, правда, непривычно мягкой, размытой, дымчатой краской, гуляют вдоль подиума с важной серьезностью, как того требует название. Ксения Кутепова (Гвендолен Фэрфакс), может быть, более всех точно держит стиль. Выпаливая предписанную ей россыпь злого остроумия, она тут же отстраняется от этой едкости, салонности и прочей ерунды, еле удерживая брызги смеха в глазах, посверкивающих как-то возбуждающе самостоятельно.
Масштабных задач с помощью Уайльда в мастерской Фоменко решать не стали. Спектакль похож на изящную бутоньерку и наглядно демонстрирует прелесть бесполезного искусства. Он не стал «Чайкой» нового театра, но ведь и чеховская пьеса не была первой в репертуаре МХТ. На спор предлагаю театроведам вспомнить названия выполнивших необходимую роль и бесславно сошедших с афиш сочинений.
От соприкосновения с бытом, гораздо более жестоким, чем студенческая бедность, театр не утратил природной грации; лица и голоса актеров не огрубели; очарование не отказало им в своем присутствии. Но. Об этом «но» лучше сказать, хотя сомнения, терзающие всех читателей русской литературы, мешают водить пером по бумаге. «Фоменок» напрасно упрекают в избалованности. Излишняя любовь никогда не бывает вредна, она дарует уверенность и освобождает от комплексов. Опасность сторожит в другом месте — в мечтании, чтобы и дальше все было так же. В боязни резких движений. В желании искать и впредь равенства самому себе.
Перед актерами не поставили сколько-нибудь новых для них задач. Именно тут сомнения толкают руку, и само собой выводится: а умение носить костюмы не из студенческого гардероба и освоение чужого русскому театру текста — не новая разве задача? И разве не требует усилий ее решение? Не крупная, но важная, если строить будущее не рывками, а постепенно и надолго. Но все же актеры чаще всего берут краски из накопленного и удачно опробованного. Женщин это касается в меньшей степени.
У Галины Тюниной (мисс Призм) роль маленькая и невыигрышная, ее пришлось расцвечивать старыми запасами. Но эти знакомые краски легки и не настырны. Зато Ксения Кутепова, Полина Кутепова (леди Брэкнелл) и Мадлен Джабраилова (Сесили Кардью) добавили новый звук своему голосу. В этих личиках Ватто появились новые пусть не черты, но черточки, меняющие милую сердцу привычную картинку. Увы, мужчины всего лишь изящно воспользовались приготовленными для другой работы набросками. Рустэм Юскаев (Джон Уортинг) и Юрий Степанов (Алджернон Монкриф) играют с давно полюбившейся забавной вальяжностью и неотразимым обаянием лентяев.
Впрочем, вот вам последнее сомнение, и с этими мудреностями пора завязывать. Обретение индивидуальной и, может быть, даже неповторимой манеры не есть ли главная и единственная задача художника? На этом опасном пути кто только не повторял сам себя, с упорством маньяка добиваясь совершенства. Разве рисунки Модильяни не похожи один на другой, как сестры-близнецы Кутеповы? И пусть в таком случае тот, кто назовет хотя бы двух актеров, в каждом следующем спектакле открывающих в себе все новые и новые краски, бросит в Юрия Степанова камень. Не лучше ли расслабиться и получить удовольствие, чем морщить лоб и горькую думу думать?
«Сегодня», 16.02.1994
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,