Театр от Фомы
Знаете, как удалось нам затеять новый журнал? Ушли прошлым летом из замшелых апартаментов одряхлевшей «Юности», захмелели, глотнув свежего воздуха, едва не наделали всяких глупостей, но вовремя образумились и на всеобщей распродаже достоверных иллюзий и манящих прожектов заполучили под «Новую Юность» и первые деньги, и скромную комнатушку, которая, надеемся, расширится, если пойдет большой читатель.
А знаете, что в Москве объявился новый театр, который ждет не дождется своего дома? Мы бы поделились с ребятами своей комнатушкой, она сошла бы, пожалуй, под гримуборную, но сцену и зрительный зал прикажете вообразить? Однако если журнал наш возник стихийно, то явление в наступившем году этого театра, я убежден, предопределено судьбой.
Режиссер Петр Фоменко давно, казалось бы, должен был иметь в Москве свой театр, но поначалу он ошеломил власть имущих («Смерть Тарелкина» в театре им. Маяковского), а потом, когда делал вид, что готов приручиться («Любовь Яровая» в Малом театре), не позволял себе даже повести эту игру до конца. А «когда объявили прогресс», не поспешил удариться в публицистику («Калигула» в театре им. Моссовета). Но ныне в театральном ряду на нашем сумеречном рынке, где высоко котируются лишь дорогостоящие спекулятивные проекты (коммерческий новояз: читай постановки), вдруг объявляются полуголодные актеры, которых мастер Фоменко научил так править ремесло, «чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло!»
Актеры эти из ГИТИСа, который ныне именуется театральной академией. Из мастерской Петра Фоменко. В прошлом году они завершили курс обучения, но их студенческие спектакли так будоражили театральную Москву, что их оставили в институте еще на год играть, делать очередной спектакль, организовывать собственный театр.
У истоков нового театра и педагоги этой мастерской Ольга Фирсова, Евгений Каменькович и Сергей Женовач, которому Фоменко предложил остаться в мастерской, едва тот закончил его предыдущий актерско-режиссерский курс. А сокурсники Женовача, заметим, и стали артистами, с которыми он поставил два блистательных спектакля в театре-студии «Человек», а затем «Короля Лира» и «Пучину» в театре на Малой Бронной.
Нынешний курс набирался летом восемьдесят восьмого года в то последнее лето, когда на улицах старой Москвы, еще не захлестнутых, не захламленных лихорадочной коммерцией, были различимы трепетные мальчики и девочки, устремлявшиеся кто в «Щуку», кто в «Щепку», кто в ГИТИС┘
В то лето Ольга Фирсова, побывав с комиссией по театральному образованию Российского СТД в Иркутске, высмотрела среди выпускников местного театрального училища Юрия Степанова и убедила его отшлифовать свой природный дар в Москве у такого мастера, как Фоменко. Юра говорит: «Мне повезло с мастером, с курсом. Такой курс дорого стоит». Но и мастеру, и курсу несомненно повезло со Степановым. Каково, однако, этому здоровенному сибиряку жить сегодня на нищенскую стипендию? Что же, он готов терпеть и делать свое дело, а надо декорации строить, так он и плотник классный отец позаботился научить, как строят дом. А когда для спектакля поначалу следует поработать руками, постоянный партнер Степанова рижанин Андрей Казаков. Каменькович так характеризует Казакова: «Сент-Экзюпери с внешностью Тарзана».
И каждый из педагогов мастерской в то лето высматривал своих студентов еще до экзаменов. Мгновенно сработала интуиция и у Сергея Женовача, когда он увидел вдруг в коридоре ГИТИСа двух обворожительных рыжих близняшек. Они выглядели растерянными в одной из мастерских, где тоже набирался курс, им сказали, что никто не возьмет двух одинаковых девочек. А Женовач распознал сразу, что они лишь внешне схожи, что этих рыжих нельзя упустить. И действительно, перед заключительным туром Ксения и Полина Кутеповы уже были вне конкуренции.
Все педагоги были убеждены, что надо непременно брать и миниатюрную Мадлен Джабраилову, в которой явно угадывался незаурядный дар перевоплощения, но Фоменко отмалчивался. И складывалось мнение, что он сторонится возможных упреков, что берет на курс дочь своего былого однокашника Рамзеса Джабраилова. Но на самом деле руководителя мастерской смущало, что в актерской группе будущего курса будут лишь три маленьких девочки, ему не хватало уже очевидной, ярко выраженной героини.
Но повторюсь судьбой предначертано было, что этот курс обернется театром. И за день до последнего тура ярко выраженная героиня и будущий лидер курса объявилась. На гастроли в Москву с труппой саратовского театра приехала недавняя выпускница местного театрального училища Галина Тюнина. Фоменко увидел ее - а Галю привела его былая студентка, режиссер Татьяна Зуровская, попросил приготовить назавтра монолог Розалинды и решил уже, что, взяв Тюнину, он сохранит и Джабраилову. Так, в конечном счете, и получилось.
А в режиссерскую группу был принят 19-летний македонец Иван Поповски, который владел языком Шекспира, а в Москву приехал вместе с мамой, которая выступала и в качестве переводчицы. «Ваня это гениальный поступок Фомы», комментирует Каменькович. (В журнале «Театр» рассказ об этом курсе так и назывался ФОМЕНКИ, а сами фоменки величают своего учителя Фомой, и театр этот, действительно, от Фомы.) Что же касается Вани, то уже в 17 лет он написал пьесу «Гордись тем, что ты есть», поставил ее, сыграл главную роль, и этот школьный спектакль был показан на фестивале в Сараево. Ваня вспоминает, что Фоменко взял его с условием, что за три месяца он овладеет русским языком огромный срок дал: «Я же не из Вьетнама приехал, а из Македонии┘». И уже на первом курсе он поставил с таким озорством с Галей Тюниной и Карэном Бадаловым сцену из «Укрощения строптивой» (куриные перья летели, лились ушаты воды!), что навсегда нашел общий язык с Фоменко. Шекспир, заметим, был сыгран на английском, но придет время и Ваня Поповски откроет для себя Марину Цветаеву┘
Фоменко убежден, что его студенты-актеры, которые и учились, и играли вместе с будущими режиссерами, тем самым многое обрели. И актеры эти набирались не только по амплуа на курс были приняты и дипломированный физик Карэн Бадалов (пластичен, каждую роль словно углем рисует оценка Женовача), и дипломированный психолог Рустэм Юскаев.
И уже на втором курсе Каменькович рискнул делать целый спектакль «Двенадцатую ночь» Шекспира. Все началось с отрывка, в котором Тагир Рахимов великолепно сыграл Мальволио, но спектакль в конечном счете состоялся под знаком близнецов сестер Кутеповых. А спустя год на двенадцатую ночь после католического Рождества все поменялись ролями, а сценой была лесная поляна┘ С тех пор спектакль идет с нарастающим успехом и, надо думать, войдет в репертуар их театра.
И каждый следующий спектакль этого курса был заявкой на собственный театр.
Сергей Женовач, для которого театр взаимообмен энергией актеров и зрителей, причем новый спектакль поначалу должен опережать зрительский уровень (какая самоотдача требуется от актеров!), собрал «черновые лоскутки» неоконченной комедии Гоголя «Владимир III степени» и поставил перед своими студентами, казалось бы, невыполнимую задачу сочинить вместе с ним спектакль. И что же? Олег Табаков признался, что смотрел этот спектакль «зачарованно, благодарно». А Наталья Крымова писала: «Режиссер за руку ввел молодых в мир Гоголя, и Гоголь, кажется, не только не воспротивился, но выразил на то свое удовольствие».
В конце декабря, когда пишутся эти заметки, Женовач репетирует уже пятый спектакль курса ведет поиск сценического воплощения потока сознания Фолкнера. Вновь предлагает решить невыполнимую задачу, однако знает, с кем имеет дело.
А третий спектакль дипломная работа Вани Поповски. Лишь легкий акцепт выдает сегодня его западнославянское происхождение. Фоменки его семья, их дом его дом. А любимый поэт Марина Цветаева. И для диплома он избрал ее «Приключение» («Это не пьеса, это поэма просто любовь┘»). Свой спектакль он увидел как бы в глубине колодца, и колодцем этим стал институтский коридор.
«Удивительно, сколько возможностей таил в себе коридор, в котором вчера могли с трудом разойтись два человека! Сегодня в нем разыгрывается история мимолетной любви и расставания Казановы и загадочной Генриэтты┘» (Игорь Овчинников, «Театральная жизнь»).
«Коридор становится колодцем памяти издалека, приближаясь, обретая зримые очертания, потоком струятся воспоминания, материализуясь, теснясь к переднему плану, на мгновения замирая и вновь истончаясь в пространстве времени» (Михаил Швыдкой, «Независимая газета»).
Секция критиков СТД назвала сей студенческий диплом «Гвоздем сезона».
Остается добавить, что, уже защитив диплом, Поповски побывал вместе с курсом в Италии. И поспешил в Венецию, разыскал улицу, где родился Казанова, и увидел, что она не шире институтского коридора. Неужто им озаренье владело?
Громкий успех «Приключения» был предопределен, надо думать, и тем, что режиссер, зная, на что способны его однокурсники, не имел проблем с распределением ролей: роль Генриетты поручил, естественно, Тюниной, девочки Джабраиловой, горбуна Степанову┘
Но вот сам Фома поставил «Волки и овцы» Островского и раскрыл как бы заново ряд своих воспитанников. Полина Кутепова в роли «овечки» Купавиной скорее походит на трепетную лань, воплощая всем своим обликом звучащий в спектакле романс «Прошедших дней очарованье». А в роли «волчихи» Мурзавецкой я видел Мадлен Джабраилову, которая, рассказывают, фактически сама подготовила эту роль и лишний раз доказала, что в театре Петра Фоменко ей подвластна любая роль. Фоменко же репетировал с Ксенией Кутеповой, которая «играет старуху Мурзавецкую менее всего старухой, но зато и девицей, и барышней, и барыней, всем вместе. Скажут, так не бывает. Бывает, однако». Приведенная цитата из рецензии Натальи Крымовой в «Московском наблюдателе». А Карэну Бадалову Фоменко дал роль холодного дельца Беркутова, и Карэн, внушавший себе, что на сцене ему дано быть шутом, поначалу противился этой роли, а теперь признается, что в «Волках» Фоменко научил его не бояться себя.
И нет на сцене никакого «темного царства» каждый артист уже несет «луч света» своей игрой. И восхищенно наблюдаешь, как Глафира завлекает в свои сети Лыняева, и сопереживаешь этому робкому богатею, когда он тщетно пытается устоять┘ Да что мне все эти «волки» и «овцы», когда ведут игру ту истинную игру, которой они здесь овладели такие артисты, как Галина Тюнина и Юрий Степанов!
Следует сказать, что интонацию этой постановки предопределила китаянка Ма Чжен Хун из режиссерской группы курса. Отрывки, сделанные ею, привлекли руководителя мастерской, и он предложил ей помогать ему в работе над спектаклем. Актерам близки творческие устремления и остальных режиссеров-дипломников (общая аура!), и будем ждать появления их имен на афише театра. Курс Петра Фоменко закончил и режиссер-канадец Эверетт Диксон, о котором Каменькович говорит: «Эверетт подарок с неба. Такие люди, по-моему, давно вымерли». Он занимался с ребятами и языками английским и французским, вовсю тратил доллары, когда в общежитии наступали голодные дни┘ Сейчас Эверетт дома, в Канаде вкалывает, чтобы расплатиться с долгами и кое-что заработать, ибо пообещал быть в Москве в день открытия театра.
Я начал с того, что театр этот нам явлен ныне судьбой. И хочется верить, что московские власти не оставят артистов на улице, и будет дом, где тебя всегда одарят игрой, которая противостоит злосчастной повседневности.
А знаете, что в Москве объявился новый театр, который ждет не дождется своего дома? Мы бы поделились с ребятами своей комнатушкой, она сошла бы, пожалуй, под гримуборную, но сцену и зрительный зал прикажете вообразить? Однако если журнал наш возник стихийно, то явление в наступившем году этого театра, я убежден, предопределено судьбой.
Режиссер Петр Фоменко давно, казалось бы, должен был иметь в Москве свой театр, но поначалу он ошеломил власть имущих («Смерть Тарелкина» в театре им. Маяковского), а потом, когда делал вид, что готов приручиться («Любовь Яровая» в Малом театре), не позволял себе даже повести эту игру до конца. А «когда объявили прогресс», не поспешил удариться в публицистику («Калигула» в театре им. Моссовета). Но ныне в театральном ряду на нашем сумеречном рынке, где высоко котируются лишь дорогостоящие спекулятивные проекты (коммерческий новояз: читай постановки), вдруг объявляются полуголодные актеры, которых мастер Фоменко научил так править ремесло, «чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло!»
Актеры эти из ГИТИСа, который ныне именуется театральной академией. Из мастерской Петра Фоменко. В прошлом году они завершили курс обучения, но их студенческие спектакли так будоражили театральную Москву, что их оставили в институте еще на год играть, делать очередной спектакль, организовывать собственный театр.
У истоков нового театра и педагоги этой мастерской Ольга Фирсова, Евгений Каменькович и Сергей Женовач, которому Фоменко предложил остаться в мастерской, едва тот закончил его предыдущий актерско-режиссерский курс. А сокурсники Женовача, заметим, и стали артистами, с которыми он поставил два блистательных спектакля в театре-студии «Человек», а затем «Короля Лира» и «Пучину» в театре на Малой Бронной.
Нынешний курс набирался летом восемьдесят восьмого года в то последнее лето, когда на улицах старой Москвы, еще не захлестнутых, не захламленных лихорадочной коммерцией, были различимы трепетные мальчики и девочки, устремлявшиеся кто в «Щуку», кто в «Щепку», кто в ГИТИС┘
В то лето Ольга Фирсова, побывав с комиссией по театральному образованию Российского СТД в Иркутске, высмотрела среди выпускников местного театрального училища Юрия Степанова и убедила его отшлифовать свой природный дар в Москве у такого мастера, как Фоменко. Юра говорит: «Мне повезло с мастером, с курсом. Такой курс дорого стоит». Но и мастеру, и курсу несомненно повезло со Степановым. Каково, однако, этому здоровенному сибиряку жить сегодня на нищенскую стипендию? Что же, он готов терпеть и делать свое дело, а надо декорации строить, так он и плотник классный отец позаботился научить, как строят дом. А когда для спектакля поначалу следует поработать руками, постоянный партнер Степанова рижанин Андрей Казаков. Каменькович так характеризует Казакова: «Сент-Экзюпери с внешностью Тарзана».
И каждый из педагогов мастерской в то лето высматривал своих студентов еще до экзаменов. Мгновенно сработала интуиция и у Сергея Женовача, когда он увидел вдруг в коридоре ГИТИСа двух обворожительных рыжих близняшек. Они выглядели растерянными в одной из мастерских, где тоже набирался курс, им сказали, что никто не возьмет двух одинаковых девочек. А Женовач распознал сразу, что они лишь внешне схожи, что этих рыжих нельзя упустить. И действительно, перед заключительным туром Ксения и Полина Кутеповы уже были вне конкуренции.
Все педагоги были убеждены, что надо непременно брать и миниатюрную Мадлен Джабраилову, в которой явно угадывался незаурядный дар перевоплощения, но Фоменко отмалчивался. И складывалось мнение, что он сторонится возможных упреков, что берет на курс дочь своего былого однокашника Рамзеса Джабраилова. Но на самом деле руководителя мастерской смущало, что в актерской группе будущего курса будут лишь три маленьких девочки, ему не хватало уже очевидной, ярко выраженной героини.
Но повторюсь судьбой предначертано было, что этот курс обернется театром. И за день до последнего тура ярко выраженная героиня и будущий лидер курса объявилась. На гастроли в Москву с труппой саратовского театра приехала недавняя выпускница местного театрального училища Галина Тюнина. Фоменко увидел ее - а Галю привела его былая студентка, режиссер Татьяна Зуровская, попросил приготовить назавтра монолог Розалинды и решил уже, что, взяв Тюнину, он сохранит и Джабраилову. Так, в конечном счете, и получилось.
А в режиссерскую группу был принят 19-летний македонец Иван Поповски, который владел языком Шекспира, а в Москву приехал вместе с мамой, которая выступала и в качестве переводчицы. «Ваня это гениальный поступок Фомы», комментирует Каменькович. (В журнале «Театр» рассказ об этом курсе так и назывался ФОМЕНКИ, а сами фоменки величают своего учителя Фомой, и театр этот, действительно, от Фомы.) Что же касается Вани, то уже в 17 лет он написал пьесу «Гордись тем, что ты есть», поставил ее, сыграл главную роль, и этот школьный спектакль был показан на фестивале в Сараево. Ваня вспоминает, что Фоменко взял его с условием, что за три месяца он овладеет русским языком огромный срок дал: «Я же не из Вьетнама приехал, а из Македонии┘». И уже на первом курсе он поставил с таким озорством с Галей Тюниной и Карэном Бадаловым сцену из «Укрощения строптивой» (куриные перья летели, лились ушаты воды!), что навсегда нашел общий язык с Фоменко. Шекспир, заметим, был сыгран на английском, но придет время и Ваня Поповски откроет для себя Марину Цветаеву┘
Фоменко убежден, что его студенты-актеры, которые и учились, и играли вместе с будущими режиссерами, тем самым многое обрели. И актеры эти набирались не только по амплуа на курс были приняты и дипломированный физик Карэн Бадалов (пластичен, каждую роль словно углем рисует оценка Женовача), и дипломированный психолог Рустэм Юскаев.
И уже на втором курсе Каменькович рискнул делать целый спектакль «Двенадцатую ночь» Шекспира. Все началось с отрывка, в котором Тагир Рахимов великолепно сыграл Мальволио, но спектакль в конечном счете состоялся под знаком близнецов сестер Кутеповых. А спустя год на двенадцатую ночь после католического Рождества все поменялись ролями, а сценой была лесная поляна┘ С тех пор спектакль идет с нарастающим успехом и, надо думать, войдет в репертуар их театра.
И каждый следующий спектакль этого курса был заявкой на собственный театр.
Сергей Женовач, для которого театр взаимообмен энергией актеров и зрителей, причем новый спектакль поначалу должен опережать зрительский уровень (какая самоотдача требуется от актеров!), собрал «черновые лоскутки» неоконченной комедии Гоголя «Владимир III степени» и поставил перед своими студентами, казалось бы, невыполнимую задачу сочинить вместе с ним спектакль. И что же? Олег Табаков признался, что смотрел этот спектакль «зачарованно, благодарно». А Наталья Крымова писала: «Режиссер за руку ввел молодых в мир Гоголя, и Гоголь, кажется, не только не воспротивился, но выразил на то свое удовольствие».
В конце декабря, когда пишутся эти заметки, Женовач репетирует уже пятый спектакль курса ведет поиск сценического воплощения потока сознания Фолкнера. Вновь предлагает решить невыполнимую задачу, однако знает, с кем имеет дело.
А третий спектакль дипломная работа Вани Поповски. Лишь легкий акцепт выдает сегодня его западнославянское происхождение. Фоменки его семья, их дом его дом. А любимый поэт Марина Цветаева. И для диплома он избрал ее «Приключение» («Это не пьеса, это поэма просто любовь┘»). Свой спектакль он увидел как бы в глубине колодца, и колодцем этим стал институтский коридор.
«Удивительно, сколько возможностей таил в себе коридор, в котором вчера могли с трудом разойтись два человека! Сегодня в нем разыгрывается история мимолетной любви и расставания Казановы и загадочной Генриэтты┘» (Игорь Овчинников, «Театральная жизнь»).
«Коридор становится колодцем памяти издалека, приближаясь, обретая зримые очертания, потоком струятся воспоминания, материализуясь, теснясь к переднему плану, на мгновения замирая и вновь истончаясь в пространстве времени» (Михаил Швыдкой, «Независимая газета»).
Секция критиков СТД назвала сей студенческий диплом «Гвоздем сезона».
Остается добавить, что, уже защитив диплом, Поповски побывал вместе с курсом в Италии. И поспешил в Венецию, разыскал улицу, где родился Казанова, и увидел, что она не шире институтского коридора. Неужто им озаренье владело?
Громкий успех «Приключения» был предопределен, надо думать, и тем, что режиссер, зная, на что способны его однокурсники, не имел проблем с распределением ролей: роль Генриетты поручил, естественно, Тюниной, девочки Джабраиловой, горбуна Степанову┘
Но вот сам Фома поставил «Волки и овцы» Островского и раскрыл как бы заново ряд своих воспитанников. Полина Кутепова в роли «овечки» Купавиной скорее походит на трепетную лань, воплощая всем своим обликом звучащий в спектакле романс «Прошедших дней очарованье». А в роли «волчихи» Мурзавецкой я видел Мадлен Джабраилову, которая, рассказывают, фактически сама подготовила эту роль и лишний раз доказала, что в театре Петра Фоменко ей подвластна любая роль. Фоменко же репетировал с Ксенией Кутеповой, которая «играет старуху Мурзавецкую менее всего старухой, но зато и девицей, и барышней, и барыней, всем вместе. Скажут, так не бывает. Бывает, однако». Приведенная цитата из рецензии Натальи Крымовой в «Московском наблюдателе». А Карэну Бадалову Фоменко дал роль холодного дельца Беркутова, и Карэн, внушавший себе, что на сцене ему дано быть шутом, поначалу противился этой роли, а теперь признается, что в «Волках» Фоменко научил его не бояться себя.
И нет на сцене никакого «темного царства» каждый артист уже несет «луч света» своей игрой. И восхищенно наблюдаешь, как Глафира завлекает в свои сети Лыняева, и сопереживаешь этому робкому богатею, когда он тщетно пытается устоять┘ Да что мне все эти «волки» и «овцы», когда ведут игру ту истинную игру, которой они здесь овладели такие артисты, как Галина Тюнина и Юрий Степанов!
Следует сказать, что интонацию этой постановки предопределила китаянка Ма Чжен Хун из режиссерской группы курса. Отрывки, сделанные ею, привлекли руководителя мастерской, и он предложил ей помогать ему в работе над спектаклем. Актерам близки творческие устремления и остальных режиссеров-дипломников (общая аура!), и будем ждать появления их имен на афише театра. Курс Петра Фоменко закончил и режиссер-канадец Эверетт Диксон, о котором Каменькович говорит: «Эверетт подарок с неба. Такие люди, по-моему, давно вымерли». Он занимался с ребятами и языками английским и французским, вовсю тратил доллары, когда в общежитии наступали голодные дни┘ Сейчас Эверетт дома, в Канаде вкалывает, чтобы расплатиться с долгами и кое-что заработать, ибо пообещал быть в Москве в день открытия театра.
Я начал с того, что театр этот нам явлен ныне судьбой. И хочется верить, что московские власти не оставят артистов на улице, и будет дом, где тебя всегда одарят игрой, которая противостоит злосчастной повседневности.
Юрий Зерчанинов, 1993
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,