Три сестры и один сумасшедший
Про «Трех сестер» Петра Наумовича Фоменко хоть краем уха слышали, наверное, все. О «Записках сумасшедшего», выпущенных на родной фоменковской сцене под названием «Он был титулярный советник», знают немногие. «Сестры» событие ажиотажное (в день премьеры, игравшейся в филиале Малого театра, Ордынка стояла, намертво перегороженная спонсорскими лимузинами). «Советник», напротив, отличается предельной даже для «фоменок» камерностью. Это моноспектакль актера Анатолия Горячева, который несколько лет назад перешел в сей славный коллектив из левитинской труппы.
«Сестры» более чем полнометражны. Хоть и называются они в программке «этюдами на пути к спектаклю», общая продолжительность, с учетом двух антрактов четыре часа. Хороши этюды Весь «Советник» полтора часа без антракта.
Вроде бы, кроме логотипа на афише, ничего общего. В действительности общего уйма.
На «Титулярном советнике» у меня, каюсь, возникла, а во время «Трех сестер» (вторично каюсь) окрепла следующая мысль: а хорошо ли это, когда о спектакле нельзя сказать ни одного дурного слова? Тем более, что восхищаться взахлеб тоже как-то не получается Все знают, что Фоменко, которого давно никто не называет просто Фоменко, а непременно многоуважаемый Петр Наумович, режиссер от Бога, и его постановочная фантазия есть, по всей видимости, источник неиссякающий. Это перестало быть новостью. Это сделалось, страшно сказать, обыденностью. Хотя, конечно, приятной.
«Фоменки» ушли из разряда театральных ньюсмейкеров. Их спектакли гарантируют удовольствие, как солидная фирма выплату страховки. Они не хотят меняться, потому что и так хороши, и не считают риск благородным делом. За последние годы мы привыкли к возбуждающей спорности арте-фактов. «Фоменки», напротив, гасят зрительский адреналин. Это полезно для здоровья, но скучновато. Сам мэтр часто говорит о пользе творческой неудачи, его хочется всемерно поддержать. Иногда лучше провал, чем спектакль, перед которым вежливо раскланиваются: мол, нет слов.
Критических слов нет вообще. Ну разве что «еловая аллея» почему-то засыпана опавшими листьями. Да сестры Кутеповы, Ксения и Полина соответственно Ирина и Маша не могут игрой преодолеть свою внешнюю идентичность. Все-таки в пьесе они очень разные. Насколько вообще могут быть разными родные люди. Если бы Ирина и Маша были похожи до полной неразличимости и так близки друг к другу по возрасту (что противоречит фабуле пьесы), сестры Прозоровы вряд ли бы сохранили тесный тройственный союз чужеродной выглядит Ольга, Галина Тюнина
«Три сестры» считаются «женской» пьесой, однако наиболее сильные актерские работы в этом спектакле, на мой взгляд, созданы мужчинами. Юрий Степанов в роли Чебутыкина напомнил мне вдруг и Евгения Леонова, и чуть-чуть Папанова, и немножко Луспекаева, и все это на уровне флюидов в воздухе. Человек одинокий, пропащий, нежный и вспыльчивый, в «Вишневом саде» Чебутыкин станет Гаевым. Видимо, поэтому уже сейчас Петр Фоменко сунул ему в карман коробочку монпансье
Карэн Бадалов Соленый. Как многие нервные люди, успокаивает дрожь четками. Признаваясь Ирине в любви (не столько в любви сколько в ненависти к сопернику), осторожно щупает ногой половицы, почву зондирует. Черный востроносый грач. Позже выясняется, что у Соленого не нос, а клюв, и не грач он, а все-таки мелкий хищник. Серьезная добыча ему не по зубам, а вот от птицы небесной барона Тузенбаха, только окровавленный пух во все стороны полетит. Публика долго смеется над штабс-капитаном с его дурацкими стишками, но ближе к развязке смеяться перестает. Помнит, куда дело клонится. Странно, но Соленый именно убийством «заслужил» серьезное к себе отношение. Может, для того и убивал? Исчерпал другие способы?
Тузенбах Кирилл Пирогов. Трудно даже понять, как удалось из писаного поэтического красавца с выразительными глазами и чувственным ртом сделать фигуру нелепую, нескладную, почти уродливую. Безнадежный крест на Тузенбахе ставит его отрывистый лающий смех. «Гав, гав, гав!» передразнивают барона сестры. Ирина отчаянно рыдает, собираясь за Тузенбаха замуж, оплакивая все самое дорогое, мечтавшееся, несбывшееся. Когда его застрелят, сила эмоций будет уже не та. И это правда. Сколь ни трогателен барон, застрявший между шинелью и пальто, между военной жизнью и штатской, с какой поистине детской невинностью ни играл бы он в серсо собственной шляпой, надо помнить, что Ирина его не любила. Гибель жениха, пусть это звучит кощунственно, возможно, уберегла ее от главной ошибки в жизни, от долгого и мучительного умирания души. Маша использовала свой шанс любви и потеряла всё. За Ириной сохраняется право на попытку.
В «Трех сестрах» Фоменко не девять персонажей мужеского пола, как задумано автором. Их десять, и десятый сам автор или Человек в пенсне (Олег Любимов). Растерянность он вызывает величайшую. Худенький, странненький, кудловатый, лицом похожий на Эндрю Эгьючика в исполнении Константина Райкина, а костюмом и манерами на дьячка, он сначала сидит за конторкой, потом суфлирует перед авансценой (и сестры вымещают обиды на его торчащей, как мишень, голове), а в третьем акте просто маячит на сцене, то там, то сям. Зачитывает вслух ремарки, отбивает куранты, заботливо гасит лишние свечки (как будто одной Наташи недостаточно). И на протяжении четырех часов с утомительным однообразием призывает актеров соблюдать намеченные в тексте паузы. От него уже отмахиваются, словно говоря: «Да отстаньте вы со своим буквоедством. Это у вас все расписано, а у нас жизнь рушится». Этот «Чехов» выглядит явной насмешкой, однако сам спектакль как насмешку над Чеховым воспринимать невозможно. Отсюда вышеупомянутое зрительское недоумение.
И думается вдруг: а сидел бы вместо «автора» за конторкой режиссер. Вместо фальшивого «Чехова» с фальшивой бородкой настоящий Фоменко, не хрестоматийный авторитет, родной человек. И вел бы своих учеников, свою гордость, свой первый выпуск через игру к жизни. Или они вели бы его за собой, и никто бы не понял в какой момент переменились роли. Сие есть, конечно, мечтание пустое, но кто ж нам запретит мечтать?
Бриллиантики, рассыпанные по сцене Фоменко можно перебирать долго. Женщины перекликаются: «В Москву, в Москву!..», мужчины о чем-то своем: «Черта с два! Черта с два!». Вершинина (Рустэм Юскаев), приехавшего из Москвы, встречают, как привидение, шок на грани обморока. Андрей (Андрей Казаков), увлеченный Африкой, говорит о людоедских племенах, и не понятно, про Конго это или опять же про Москву Маша заученно склоняет вслед за мужем школьную латынь: «я люблю», «ты любишь», «он любит» «Ах, какой громадный пожар», реплика Андрея над заветным графинчиком. Опрокинул рюмку, и облегченно: «Ну, теперь начал стихать ». Маша сравнивает лица Софочки и Андрея, сравнение в пользу Протопопова. Это уже на грани хорошего вкуса, но общему блюду не вредит, как соль или перец. Кулыгин говорит: «Ирина даже чем-то похожа на Машу», зал хохочет. Тоже из области соблазнительных специй.
А вот совершенно потрясающий ход: Наташа обнаруживает бесхозную вилку не на скамейке (подумаешь, разоралась, мещанка!), а у собственной дочери в колясочке. Значит, в доме действительно полный бардак. Значит, жить здесь небезопасно. И хлопанье крыльями над птенцами имеет смысл.
Владимир Максимов окружил сестер не слишком оригинальным легким ажуром почти без прямых углов. Гнутые линии, смягченные округлые контуры, оазис тепла и света, беззаботность хотя бы относительная. К третьему акту дом оголяется до безликой строгости вокзала. Ну что ж, сколько могли, они веселились, и делали это искренне, и зрителю хотелось смеяться и петь вместе с ними
Три сестры все мечтали поработать. Мы теперь преимущественно мечтаем отдохнуть. Они «В Москву, в Москву!», мы - «Из Москвы, из Москвы!», и желательно туда, где потеплее. В этом отношении нам крайне близок Арсентий Иванович Поприщин, титулярный советник сорока двух лет, который по примеру большинства русских людей работать не хотел скучно да и лень зато живо интересовался международным положением. Мокрая петербургская осень и большое столичное искусство, как известно, свели Арсентия Ивановича с ума. «Титулярный советник» открывается арией Кармен. Для человека, завершившего свою карьеру в качестве короля Испании Фердинанда Восьмого, самое подходящее сопровождение. «Меня не любишь ты, ну что же, так берегись любви моей!» кстати, и Соленый мог бы спеть Ирине
Анатолий Горячев хороший актер. Больше о нем не скажешь, но и этого довольно. Он играет человека подчеркнуто нормального, за которого с разных сторон взялись два беса одиночество и тщеславие. Ведь все-таки не влюбленность в генеральскую дочку движет Поприщиным, но сама романтика генеральства. А по генеральству, тому или иному, у нас каждый второй с ума сходит. Сегодня ремиссия, завтра очередное обострение. Эдак нас всех можно объявить спятившими.
Правда, Поприщин слышит голоса, и поэтому сразу на подозрении. Но все-таки переход от тихого помешательства к буйному безумству сделан очень эффектно. Да и смешно представить себе картинку со стороны. Воображаю, как перепугались те, к кому в квартиру ворвался незнакомец, схватил собачью корзиночку и наутек Умора.
«Титулярный советник» очень интересно оформлен Станиславом Морозовым. Маленькое пространство заставляет художников изощряться. У Поприщина стол и кровать объединены в странную конструкцию. Для стола эта кровать неудобна, в качестве кровати этот стол слишком жесток. Жалкая подушка, псивое одеяльце, настоящее скрипучее перышко, свечка, чайник вместо рукомойника. Поганое ведро (т.е. ведро, предназначенное для отправления физиологических нужд) впоследствии будет использовано как трон и даже как корона И лестница то ли служебная, где Поприщин застрял на нижней ступеньке, то ли просто крутая, питерская, в убогую каморку. К финалу спектакль грешит излишним натурализмом, и Горячев начинает бить на жалость, вызывая у публики неловкое чувство, но в целом «Советник» очень симпатичная вещь. Где удовольствие от текста идет как бонус.
Когда же завернувшись в плащ и выставив профиль, Поприщин маскируется под памятник своему создателю, тому, кто тоже стремился в теплые края, однако и там не спасся от душевного беспокойства, он опять напоминает Соленого с его одержимостью Лермонтовым. В сущности Лермонтов создал штабс-капитана, как Гоголь сумасшедшего чиновника. Такая странная перекличка таких разных, но похожих премьер
«Сестры» более чем полнометражны. Хоть и называются они в программке «этюдами на пути к спектаклю», общая продолжительность, с учетом двух антрактов четыре часа. Хороши этюды Весь «Советник» полтора часа без антракта.
Вроде бы, кроме логотипа на афише, ничего общего. В действительности общего уйма.
На «Титулярном советнике» у меня, каюсь, возникла, а во время «Трех сестер» (вторично каюсь) окрепла следующая мысль: а хорошо ли это, когда о спектакле нельзя сказать ни одного дурного слова? Тем более, что восхищаться взахлеб тоже как-то не получается Все знают, что Фоменко, которого давно никто не называет просто Фоменко, а непременно многоуважаемый Петр Наумович, режиссер от Бога, и его постановочная фантазия есть, по всей видимости, источник неиссякающий. Это перестало быть новостью. Это сделалось, страшно сказать, обыденностью. Хотя, конечно, приятной.
«Фоменки» ушли из разряда театральных ньюсмейкеров. Их спектакли гарантируют удовольствие, как солидная фирма выплату страховки. Они не хотят меняться, потому что и так хороши, и не считают риск благородным делом. За последние годы мы привыкли к возбуждающей спорности арте-фактов. «Фоменки», напротив, гасят зрительский адреналин. Это полезно для здоровья, но скучновато. Сам мэтр часто говорит о пользе творческой неудачи, его хочется всемерно поддержать. Иногда лучше провал, чем спектакль, перед которым вежливо раскланиваются: мол, нет слов.
Критических слов нет вообще. Ну разве что «еловая аллея» почему-то засыпана опавшими листьями. Да сестры Кутеповы, Ксения и Полина соответственно Ирина и Маша не могут игрой преодолеть свою внешнюю идентичность. Все-таки в пьесе они очень разные. Насколько вообще могут быть разными родные люди. Если бы Ирина и Маша были похожи до полной неразличимости и так близки друг к другу по возрасту (что противоречит фабуле пьесы), сестры Прозоровы вряд ли бы сохранили тесный тройственный союз чужеродной выглядит Ольга, Галина Тюнина
«Три сестры» считаются «женской» пьесой, однако наиболее сильные актерские работы в этом спектакле, на мой взгляд, созданы мужчинами. Юрий Степанов в роли Чебутыкина напомнил мне вдруг и Евгения Леонова, и чуть-чуть Папанова, и немножко Луспекаева, и все это на уровне флюидов в воздухе. Человек одинокий, пропащий, нежный и вспыльчивый, в «Вишневом саде» Чебутыкин станет Гаевым. Видимо, поэтому уже сейчас Петр Фоменко сунул ему в карман коробочку монпансье
Карэн Бадалов Соленый. Как многие нервные люди, успокаивает дрожь четками. Признаваясь Ирине в любви (не столько в любви сколько в ненависти к сопернику), осторожно щупает ногой половицы, почву зондирует. Черный востроносый грач. Позже выясняется, что у Соленого не нос, а клюв, и не грач он, а все-таки мелкий хищник. Серьезная добыча ему не по зубам, а вот от птицы небесной барона Тузенбаха, только окровавленный пух во все стороны полетит. Публика долго смеется над штабс-капитаном с его дурацкими стишками, но ближе к развязке смеяться перестает. Помнит, куда дело клонится. Странно, но Соленый именно убийством «заслужил» серьезное к себе отношение. Может, для того и убивал? Исчерпал другие способы?
Тузенбах Кирилл Пирогов. Трудно даже понять, как удалось из писаного поэтического красавца с выразительными глазами и чувственным ртом сделать фигуру нелепую, нескладную, почти уродливую. Безнадежный крест на Тузенбахе ставит его отрывистый лающий смех. «Гав, гав, гав!» передразнивают барона сестры. Ирина отчаянно рыдает, собираясь за Тузенбаха замуж, оплакивая все самое дорогое, мечтавшееся, несбывшееся. Когда его застрелят, сила эмоций будет уже не та. И это правда. Сколь ни трогателен барон, застрявший между шинелью и пальто, между военной жизнью и штатской, с какой поистине детской невинностью ни играл бы он в серсо собственной шляпой, надо помнить, что Ирина его не любила. Гибель жениха, пусть это звучит кощунственно, возможно, уберегла ее от главной ошибки в жизни, от долгого и мучительного умирания души. Маша использовала свой шанс любви и потеряла всё. За Ириной сохраняется право на попытку.
В «Трех сестрах» Фоменко не девять персонажей мужеского пола, как задумано автором. Их десять, и десятый сам автор или Человек в пенсне (Олег Любимов). Растерянность он вызывает величайшую. Худенький, странненький, кудловатый, лицом похожий на Эндрю Эгьючика в исполнении Константина Райкина, а костюмом и манерами на дьячка, он сначала сидит за конторкой, потом суфлирует перед авансценой (и сестры вымещают обиды на его торчащей, как мишень, голове), а в третьем акте просто маячит на сцене, то там, то сям. Зачитывает вслух ремарки, отбивает куранты, заботливо гасит лишние свечки (как будто одной Наташи недостаточно). И на протяжении четырех часов с утомительным однообразием призывает актеров соблюдать намеченные в тексте паузы. От него уже отмахиваются, словно говоря: «Да отстаньте вы со своим буквоедством. Это у вас все расписано, а у нас жизнь рушится». Этот «Чехов» выглядит явной насмешкой, однако сам спектакль как насмешку над Чеховым воспринимать невозможно. Отсюда вышеупомянутое зрительское недоумение.
И думается вдруг: а сидел бы вместо «автора» за конторкой режиссер. Вместо фальшивого «Чехова» с фальшивой бородкой настоящий Фоменко, не хрестоматийный авторитет, родной человек. И вел бы своих учеников, свою гордость, свой первый выпуск через игру к жизни. Или они вели бы его за собой, и никто бы не понял в какой момент переменились роли. Сие есть, конечно, мечтание пустое, но кто ж нам запретит мечтать?
Бриллиантики, рассыпанные по сцене Фоменко можно перебирать долго. Женщины перекликаются: «В Москву, в Москву!..», мужчины о чем-то своем: «Черта с два! Черта с два!». Вершинина (Рустэм Юскаев), приехавшего из Москвы, встречают, как привидение, шок на грани обморока. Андрей (Андрей Казаков), увлеченный Африкой, говорит о людоедских племенах, и не понятно, про Конго это или опять же про Москву Маша заученно склоняет вслед за мужем школьную латынь: «я люблю», «ты любишь», «он любит» «Ах, какой громадный пожар», реплика Андрея над заветным графинчиком. Опрокинул рюмку, и облегченно: «Ну, теперь начал стихать ». Маша сравнивает лица Софочки и Андрея, сравнение в пользу Протопопова. Это уже на грани хорошего вкуса, но общему блюду не вредит, как соль или перец. Кулыгин говорит: «Ирина даже чем-то похожа на Машу», зал хохочет. Тоже из области соблазнительных специй.
А вот совершенно потрясающий ход: Наташа обнаруживает бесхозную вилку не на скамейке (подумаешь, разоралась, мещанка!), а у собственной дочери в колясочке. Значит, в доме действительно полный бардак. Значит, жить здесь небезопасно. И хлопанье крыльями над птенцами имеет смысл.
Владимир Максимов окружил сестер не слишком оригинальным легким ажуром почти без прямых углов. Гнутые линии, смягченные округлые контуры, оазис тепла и света, беззаботность хотя бы относительная. К третьему акту дом оголяется до безликой строгости вокзала. Ну что ж, сколько могли, они веселились, и делали это искренне, и зрителю хотелось смеяться и петь вместе с ними
Три сестры все мечтали поработать. Мы теперь преимущественно мечтаем отдохнуть. Они «В Москву, в Москву!», мы - «Из Москвы, из Москвы!», и желательно туда, где потеплее. В этом отношении нам крайне близок Арсентий Иванович Поприщин, титулярный советник сорока двух лет, который по примеру большинства русских людей работать не хотел скучно да и лень зато живо интересовался международным положением. Мокрая петербургская осень и большое столичное искусство, как известно, свели Арсентия Ивановича с ума. «Титулярный советник» открывается арией Кармен. Для человека, завершившего свою карьеру в качестве короля Испании Фердинанда Восьмого, самое подходящее сопровождение. «Меня не любишь ты, ну что же, так берегись любви моей!» кстати, и Соленый мог бы спеть Ирине
Анатолий Горячев хороший актер. Больше о нем не скажешь, но и этого довольно. Он играет человека подчеркнуто нормального, за которого с разных сторон взялись два беса одиночество и тщеславие. Ведь все-таки не влюбленность в генеральскую дочку движет Поприщиным, но сама романтика генеральства. А по генеральству, тому или иному, у нас каждый второй с ума сходит. Сегодня ремиссия, завтра очередное обострение. Эдак нас всех можно объявить спятившими.
Правда, Поприщин слышит голоса, и поэтому сразу на подозрении. Но все-таки переход от тихого помешательства к буйному безумству сделан очень эффектно. Да и смешно представить себе картинку со стороны. Воображаю, как перепугались те, к кому в квартиру ворвался незнакомец, схватил собачью корзиночку и наутек Умора.
«Титулярный советник» очень интересно оформлен Станиславом Морозовым. Маленькое пространство заставляет художников изощряться. У Поприщина стол и кровать объединены в странную конструкцию. Для стола эта кровать неудобна, в качестве кровати этот стол слишком жесток. Жалкая подушка, псивое одеяльце, настоящее скрипучее перышко, свечка, чайник вместо рукомойника. Поганое ведро (т.е. ведро, предназначенное для отправления физиологических нужд) впоследствии будет использовано как трон и даже как корона И лестница то ли служебная, где Поприщин застрял на нижней ступеньке, то ли просто крутая, питерская, в убогую каморку. К финалу спектакль грешит излишним натурализмом, и Горячев начинает бить на жалость, вызывая у публики неловкое чувство, но в целом «Советник» очень симпатичная вещь. Где удовольствие от текста идет как бонус.
Когда же завернувшись в плащ и выставив профиль, Поприщин маскируется под памятник своему создателю, тому, кто тоже стремился в теплые края, однако и там не спасся от душевного беспокойства, он опять напоминает Соленого с его одержимостью Лермонтовым. В сущности Лермонтов создал штабс-капитана, как Гоголь сумасшедшего чиновника. Такая странная перекличка таких разных, но похожих премьер
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,