Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»
У таланта Полины Кутеповой много почитателей. Поклонники коллекционируют кассеты с ее фильмами и радиоспектаклями, осаждают маленький зал «Мастерской Петра Фоменко». В этот театр не попасть по многим причинам. Игра Полины одна из самых заманчивых. Она ни на кого не похожа. Даже на свою сестру-близнеца Ксению, не менее успешную актрису «Мастерской». Полина Кутепова поэтична и грациозна, задумчива и насмешлива┘ Купавина в «Волках и овцах», Вольская и Клеопатра в «Египетских ночах», Жозефина в «Безумной из Шайо», Маша в «Трех сестрах», Ариадна в «Доме, где разбиваются сердца».
Про своих разных героинь она знает многое. Знает про их наивность и лукавство, про дерзость и беззащитность, про обольстительность и кокетство. И про стремление во что бы то ни стало быть счастливой. Ей подвластны тончайшие оттенки чувств и настроений. Невозможно поверить, что судьба актрисы могла бы сложиться по-другому. Но после школы Полина не делала ставку только на театр. Если бы не поступила на актерский с первого раза, пошла бы на журналистику. Даже занималась на подготовительных курсах.
Е. Г. Почему именно на журфак?
П. К. Закончила филологический класс, логично было пойти на журналистику.
Е. Г. Вы с Ксенией учились в одной из лучших школ Москвы, в 67-й (сейчас это гимназия). Были прилежными ученицами?
П. К. Не очень. В голове у нас, конечно, было кино, а не литература. В школу был очень строгий отбор в девятый класс, сочинение мы написали отвратительно. Но почему-то Лев Иосифович Соболев, замечательный филолог, нас принял. Думаю, потом он, конечно, понял, что не совсем тех взял к себе учиться. Но относился к нам очень доброжелательно. А мы книги читали в основном в метро от «Беляево» до «Кутузовской» сорок пять минут езды. И уроки часто прогуливали.
Е. Г. Почему?
П. К. Бегали в кино. Наш классный руководитель Тамара Натановна Эйдельман (дочь знаменитого историка) смотрела на наши прогулы сквозь пальцы и называла это красивым словом увлеченность. Такие у нас были удивительные учителя. А мы продолжали сбегать с уроков, пропадали на сеансах кинотеатра «Киев», где часто показывали хорошее кино. Так странно теперь в этом здании наш театр «Мастерская Петра Фоменко».
Е. Г. Вы увлекались кино, а поступили в театральный институт.
П. К. Алла Ивановна Степанова, наш педагог в детской киностудии, в которой мы занимались, посоветовала поступать в ГИТИС к Петру Наумовичу Фоменко. Кстати, многие из наших киностудийцев превратили детские увлечения в профессии стали операторами, продюсерами, теле- и кинорежиссерами.
Е. Г. В своем первом звездном фильме «Настя» вы снялись еще студенткой. Одновременно со съемками репетировали главную роль в дипломном спектакле «Волки и овцы». Было тяжело?
П. К. Ощущения тяжести не помню. Просто в тот период шел процесс обучения. И в институте, и на съемочной площадке все было в первый раз. Что говорил мне Георгий Николаевич Данелия, то я и делала. И очень старалась, чтобы он остался доволен.
Е. Г. Помимо съемок общались с мастером?
П. К. До сих пор общаемся. Не могу сказать, что дружим, но я о нем помню, и он обо мне помнит. Приглашает на свои юбилеи. Вы читали его книги? Что вы, обязательно прочтите! Редкий, уникальный человек, такая глубина! Он - человечище.
Е. Г. Как вы думаете, а Петр Наумович Фоменко смог бы о себе книгу написать?
П. К. Не знаю. О себе вряд ли, а о людях, которые его окружали, наверное.
Е. Г. Когда вы репетировали Машу в «Трех сестрах», Петр Наумович имел в виду, что в жизни вы тоже одна из трех сестер?
П. К. Петр Наумович постоянно твердит, что материал актера это его судьба. Он знает, какие надо сказать слова и как они отзываются в актере. С актерами он работает именно так, обращаясь к их личному опыту.
Е. Г. Ваш муж режиссер и театральный педагог Евгений Борисович Каменькович. Дома ведете профессиональные разговоры?
П. К. Дома для нас это закрытая тема. То есть о театре мы говорим, но не о совместной работе.
Е. Г. Совместной работы у вас много. Евгений Борисович часто занимает вас в своих спектаклях. «Мотылек» по пьесе Гладилина, пожалуй, самый необычный. Ваш рядовой Лебедушкин существо странное и нежное. Человек, попавший в армию из какого-то нереального измерения.
П. К. Да нет, вполне реального. И дело даже не в том, что Лебедушкин не выдерживает армейскую жизнь, а в громадной пропасти между полковником (его играет Юрий Степанов) и странным рядовым. На протяжении всей пьесы эти два человека проходят путь от неприятия и ненависти друг к другу до желания понять, сочувствия к другому и даже нежности.
Е. Г. Профессия актера невозможна без больших эмоциональных и физических затрат. А как вы восстанавливаетесь после тяжелых спектаклей?
П. К. Прихожу домой и очень плотно ужинаю, затем сажусь в кресло и перевариваю ужин и прошедший спектакль. Думаю, любой актер не может прийти после спектакля и сразу заснуть. Легендарный театральный педагог Михаил Буткевич в своей книге написал про актеров, что в принципе в жизни они серые, неприметные люди. А в семь часов вечера преображаются и проживают удивительные судьбы. Наряжаются, что-то себе рисуют на лице и испытывают колоссальные эмоции. И после этого сразу не удается отключиться.
Е. Г. А на киносъемках меньше затрат?
П. К. Думаю, в стосерийных сериалах нагрузки на актера намного больше. Но в кино таких испытаний на выносливость у меня не было.
Е. Г. По окончании института вы вместе с Ксенией снимались у Ж. -Л. Годара. Как он вас нашел?
П. К. В Москву приезжала его оператор, смотрела актеров. Приходила к нам на репетицию «Двенадцатой ночи». Я помню, что все были на сцене, а я сидела в зале и очень веселилась, глядя на то, что мои друзья вытворяют. И почему-то она на меня обернулась. Видимо, ее поразило, что человек, который не на сцене, так бурно переживает. Имело значение и то, что мы с Ксенией сестры, в своем проекте Годар использовал мотивы чеховских «Трех сестер».
Е. Г. Что это был за проект?
П. К. В начале 90-х, в перестройку, все интересовались Россией. Телевизионный проект объединил работы о России нескольких режиссеров с мировым именем. По мысли Годара Толстой, Достоевский, Чехов только на Западе воспринимаются как отстраненная литературная классика. Но для русских это не литература, а сама жизнь, насыщенная и необычная. А персонажи книг реально существующие люди. Герои фильма, живущие в 90-х годах двадцатого века, говорили чеховскими текстами. Мы с Ксенией играли эмигранток, горничных в отеле, а говорили словами Ольги и Ирины из «Трех сестер».
Е. Г. Какие впечатления остались от съемок?
П. К. Годар режиссер-диктатор. В том смысле, что всегда точно знает, чего хочет добиться. До миллиметра. Восхитил высочайший профессионализм всей команды. Каждый блестяще делал свое дело.
Е. Г. Полина, вы не только много снимаетесь в игровом кино, но и успешно озвучиваете мультфильмы.
П. К. В создании мультфильмов необычный порядок действий. Сначала записывается звук реплики персонажей и музыка, а потом только изображение, визуальный ряд. В мультфильме «Про мышонка» «звучали» и Ксения, и Галя Тюнина, и Мадлен Джабраилова мои сокурсницы и коллеги по театру. Вроде бы уже столько лет вместе, удивить друг друга уже трудно. Но мы такое вытворяли, какие-то звуки выдумывали Чудеса да и только.
Е. Г. А ваша дочка Надя смотрела эти сказки?
П. К. Да. Но ей не нравятся кукольные мультфильмы. И я в детстве их не любила. Сейчас смотрю понимаю, что это сделано рукотворно. Там даже краешек одежды на проволочке, чтобы тряпочка жила. Во всем мире уже другие технологии трехмерные, компьютерные. А кукольники по-прежнему кропотливо все делают вручную. Они просто сумасшедшие.
Е. Г. А хотели бы играть в сказках в театре?
П. К. Может, когда-нибудь в «Мастерской П. Фоменко» появится детский спектакль. Пока играем только сказки на Новый год для наших детей. Все-таки детский спектакль это что-то особенное.
Е. Г. Действительно, в вашем театре идут только взрослые спектакли. Но иные из них завораживают зрителей, словно волшебные, невероятные истории. В одной из недавних премьер, в очень красивом спектакле «Дом, где разбиваются сердца», вы играете Ариадну. Ситуации этой пьесы Бернарда Шоу загадочны. Столько любовных интриг, но так и не понятно, зачем они затеяны. Всерьез или только ради игры?
П. К. Игра, но всерьез, на грани жизни и смерти. Персонажи этой пьесы невероятно одиноки, поэтому они так отчаянно стремятся друг к другу. И во всех этих любовных линиях, мне кажется, есть огромная необходимость.
Е. Г. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» своеобразное собрание парадоксов. Какой из них для вас наиболее сложен?
П. К. В английской драматургии очень много значат слова, и действие происходит в словах. У Бернарда Шоу непросто найти что-то существующее вне слов. То, что есть у Чехова. И по отношению к жизни Шоу- его противоположность. У Чехова происходит то, что происходит, и три сестры ничего не могут сделать. А Шоу настаивает на том, что человек не может подчиняться обстоятельствам и просто обязан их изменить.
Е. Г. А для вас в жизни что ближе?
П. К. Хотелось бы жить как персонажи у Бернарда Шоу, а получается, наверное, как у Чехова.
Про своих разных героинь она знает многое. Знает про их наивность и лукавство, про дерзость и беззащитность, про обольстительность и кокетство. И про стремление во что бы то ни стало быть счастливой. Ей подвластны тончайшие оттенки чувств и настроений. Невозможно поверить, что судьба актрисы могла бы сложиться по-другому. Но после школы Полина не делала ставку только на театр. Если бы не поступила на актерский с первого раза, пошла бы на журналистику. Даже занималась на подготовительных курсах.
Е. Г. Почему именно на журфак?
П. К. Закончила филологический класс, логично было пойти на журналистику.
Е. Г. Вы с Ксенией учились в одной из лучших школ Москвы, в 67-й (сейчас это гимназия). Были прилежными ученицами?
П. К. Не очень. В голове у нас, конечно, было кино, а не литература. В школу был очень строгий отбор в девятый класс, сочинение мы написали отвратительно. Но почему-то Лев Иосифович Соболев, замечательный филолог, нас принял. Думаю, потом он, конечно, понял, что не совсем тех взял к себе учиться. Но относился к нам очень доброжелательно. А мы книги читали в основном в метро от «Беляево» до «Кутузовской» сорок пять минут езды. И уроки часто прогуливали.
Е. Г. Почему?
П. К. Бегали в кино. Наш классный руководитель Тамара Натановна Эйдельман (дочь знаменитого историка) смотрела на наши прогулы сквозь пальцы и называла это красивым словом увлеченность. Такие у нас были удивительные учителя. А мы продолжали сбегать с уроков, пропадали на сеансах кинотеатра «Киев», где часто показывали хорошее кино. Так странно теперь в этом здании наш театр «Мастерская Петра Фоменко».
Е. Г. Вы увлекались кино, а поступили в театральный институт.
П. К. Алла Ивановна Степанова, наш педагог в детской киностудии, в которой мы занимались, посоветовала поступать в ГИТИС к Петру Наумовичу Фоменко. Кстати, многие из наших киностудийцев превратили детские увлечения в профессии стали операторами, продюсерами, теле- и кинорежиссерами.
Е. Г. В своем первом звездном фильме «Настя» вы снялись еще студенткой. Одновременно со съемками репетировали главную роль в дипломном спектакле «Волки и овцы». Было тяжело?
П. К. Ощущения тяжести не помню. Просто в тот период шел процесс обучения. И в институте, и на съемочной площадке все было в первый раз. Что говорил мне Георгий Николаевич Данелия, то я и делала. И очень старалась, чтобы он остался доволен.
Е. Г. Помимо съемок общались с мастером?
П. К. До сих пор общаемся. Не могу сказать, что дружим, но я о нем помню, и он обо мне помнит. Приглашает на свои юбилеи. Вы читали его книги? Что вы, обязательно прочтите! Редкий, уникальный человек, такая глубина! Он - человечище.
Е. Г. Как вы думаете, а Петр Наумович Фоменко смог бы о себе книгу написать?
П. К. Не знаю. О себе вряд ли, а о людях, которые его окружали, наверное.
Е. Г. Когда вы репетировали Машу в «Трех сестрах», Петр Наумович имел в виду, что в жизни вы тоже одна из трех сестер?
П. К. Петр Наумович постоянно твердит, что материал актера это его судьба. Он знает, какие надо сказать слова и как они отзываются в актере. С актерами он работает именно так, обращаясь к их личному опыту.
Е. Г. Ваш муж режиссер и театральный педагог Евгений Борисович Каменькович. Дома ведете профессиональные разговоры?
П. К. Дома для нас это закрытая тема. То есть о театре мы говорим, но не о совместной работе.
Е. Г. Совместной работы у вас много. Евгений Борисович часто занимает вас в своих спектаклях. «Мотылек» по пьесе Гладилина, пожалуй, самый необычный. Ваш рядовой Лебедушкин существо странное и нежное. Человек, попавший в армию из какого-то нереального измерения.
П. К. Да нет, вполне реального. И дело даже не в том, что Лебедушкин не выдерживает армейскую жизнь, а в громадной пропасти между полковником (его играет Юрий Степанов) и странным рядовым. На протяжении всей пьесы эти два человека проходят путь от неприятия и ненависти друг к другу до желания понять, сочувствия к другому и даже нежности.
Е. Г. Профессия актера невозможна без больших эмоциональных и физических затрат. А как вы восстанавливаетесь после тяжелых спектаклей?
П. К. Прихожу домой и очень плотно ужинаю, затем сажусь в кресло и перевариваю ужин и прошедший спектакль. Думаю, любой актер не может прийти после спектакля и сразу заснуть. Легендарный театральный педагог Михаил Буткевич в своей книге написал про актеров, что в принципе в жизни они серые, неприметные люди. А в семь часов вечера преображаются и проживают удивительные судьбы. Наряжаются, что-то себе рисуют на лице и испытывают колоссальные эмоции. И после этого сразу не удается отключиться.
Е. Г. А на киносъемках меньше затрат?
П. К. Думаю, в стосерийных сериалах нагрузки на актера намного больше. Но в кино таких испытаний на выносливость у меня не было.
Е. Г. По окончании института вы вместе с Ксенией снимались у Ж. -Л. Годара. Как он вас нашел?
П. К. В Москву приезжала его оператор, смотрела актеров. Приходила к нам на репетицию «Двенадцатой ночи». Я помню, что все были на сцене, а я сидела в зале и очень веселилась, глядя на то, что мои друзья вытворяют. И почему-то она на меня обернулась. Видимо, ее поразило, что человек, который не на сцене, так бурно переживает. Имело значение и то, что мы с Ксенией сестры, в своем проекте Годар использовал мотивы чеховских «Трех сестер».
Е. Г. Что это был за проект?
П. К. В начале 90-х, в перестройку, все интересовались Россией. Телевизионный проект объединил работы о России нескольких режиссеров с мировым именем. По мысли Годара Толстой, Достоевский, Чехов только на Западе воспринимаются как отстраненная литературная классика. Но для русских это не литература, а сама жизнь, насыщенная и необычная. А персонажи книг реально существующие люди. Герои фильма, живущие в 90-х годах двадцатого века, говорили чеховскими текстами. Мы с Ксенией играли эмигранток, горничных в отеле, а говорили словами Ольги и Ирины из «Трех сестер».
Е. Г. Какие впечатления остались от съемок?
П. К. Годар режиссер-диктатор. В том смысле, что всегда точно знает, чего хочет добиться. До миллиметра. Восхитил высочайший профессионализм всей команды. Каждый блестяще делал свое дело.
Е. Г. Полина, вы не только много снимаетесь в игровом кино, но и успешно озвучиваете мультфильмы.
П. К. В создании мультфильмов необычный порядок действий. Сначала записывается звук реплики персонажей и музыка, а потом только изображение, визуальный ряд. В мультфильме «Про мышонка» «звучали» и Ксения, и Галя Тюнина, и Мадлен Джабраилова мои сокурсницы и коллеги по театру. Вроде бы уже столько лет вместе, удивить друг друга уже трудно. Но мы такое вытворяли, какие-то звуки выдумывали Чудеса да и только.
Е. Г. А ваша дочка Надя смотрела эти сказки?
П. К. Да. Но ей не нравятся кукольные мультфильмы. И я в детстве их не любила. Сейчас смотрю понимаю, что это сделано рукотворно. Там даже краешек одежды на проволочке, чтобы тряпочка жила. Во всем мире уже другие технологии трехмерные, компьютерные. А кукольники по-прежнему кропотливо все делают вручную. Они просто сумасшедшие.
Е. Г. А хотели бы играть в сказках в театре?
П. К. Может, когда-нибудь в «Мастерской П. Фоменко» появится детский спектакль. Пока играем только сказки на Новый год для наших детей. Все-таки детский спектакль это что-то особенное.
Е. Г. Действительно, в вашем театре идут только взрослые спектакли. Но иные из них завораживают зрителей, словно волшебные, невероятные истории. В одной из недавних премьер, в очень красивом спектакле «Дом, где разбиваются сердца», вы играете Ариадну. Ситуации этой пьесы Бернарда Шоу загадочны. Столько любовных интриг, но так и не понятно, зачем они затеяны. Всерьез или только ради игры?
П. К. Игра, но всерьез, на грани жизни и смерти. Персонажи этой пьесы невероятно одиноки, поэтому они так отчаянно стремятся друг к другу. И во всех этих любовных линиях, мне кажется, есть огромная необходимость.
Е. Г. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» своеобразное собрание парадоксов. Какой из них для вас наиболее сложен?
П. К. В английской драматургии очень много значат слова, и действие происходит в словах. У Бернарда Шоу непросто найти что-то существующее вне слов. То, что есть у Чехова. И по отношению к жизни Шоу- его противоположность. У Чехова происходит то, что происходит, и три сестры ничего не могут сделать. А Шоу настаивает на том, что человек не может подчиняться обстоятельствам и просто обязан их изменить.
Е. Г. А для вас в жизни что ближе?
П. К. Хотелось бы жить как персонажи у Бернарда Шоу, а получается, наверное, как у Чехова.
Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,