Спектакль «Двадцать третий»
Мастерская Петра Фомнко
«Мир во всем мире – никогда еще не говорили об этом так много и не делали так мало…» «Одной мировой войны должно быть достаточно, чтобы люди одумались…», – так считали герои Ремарка, но так, увы, не случилось.
Сегодня романы Ремарка, которыми в 60-70-х гг. прошлого века зачитывалась советская интеллигенция, кажутся чересчур наивными. Романтику из наших людей повыбивал постперестроечный цинизм девяностых, а потом окончательно добил эгоистический инфантилизм двухтысячных гг.
Однако «Черный обелиск» (инсценировка Юрия Буторина и Владимира Топцова) недаром привлек внимание художественного руководителя Театра Петра Фоменко Евгения Каменьковича. И дело не только в прямой временной параллели между нынешним годом и тем же 23-м сто лет назад. В 2023 году, как и в 1923, мировое сообщество вновь в полном разладе, рушатся судьбы миллионов людей, попавших в передел мира. Люди, гордо провозгласившие себя царями природы, не признавая собственную ничтожность и беспомощность, махнув рукой, прожигают отпущенные годы.
Художник-постановщик Александр Боровский оформил спектакль в тревожных черно-желто-красных тонах. Декорации последовательно сменяют друг друга, то взлетая ввысь и зависая над сценой, то опускаясь на место действия. Похоронная контора Кролей выстроена в виде стены из черных гробов с кроваво-красным нутром. У психиатрической клиники – желтая стена с ящичками и дверцами. В ночном клубе – нервно-красное пространство. В этих же тонах выдержаны костюмы героев (художник Мария Боровская). Трехцветная гамма красноречива, выразительна, ярка.
«Двадцать третий» – новая постановка в духе режиссера Евгения Каменьковича: действия мало, литературной прозы много, но сейчас все эти разговорные подробности, как никогда, актуальны. Настоящая классическая литература (а Ремарк – хорошая литература) помогает каждому следующему поколению, в том числе, и потерянному, осознать себя во времени и пространстве. Крайне полезно подумать о вечном – как прожить остаток дней, если остался всего месяц. А если – неделя? Или день?
Несправедливо устроен человеческий мир: много десятилетий обсуждается проблема ухода неизлечимых больных, долго и мучительно умирающих, а ведь многие из них мечтают, уколовшись, тихо и мгновенно избавиться от мук. В результате военных действий страдают и гибнут миллионы здоровых людей, которые хотели бы жить да радоваться, но это даже не обсуждается. Никто не может разрешить эту проблему. Почему-то бесчеловечность невозможно прекратить.
Людям в 23 году думать некогда: они ежеминутно следят за курсом доллара, который резко растет, опрокидывая надежду на стабильность. Жестокая инфляция обесценивает не только материальное, но и духовное существование.
Германия, в которой живут герои Ремарка, никак не может оправиться от Первой мировой войны, люди унижены и жаждут возмещения убытков, неважно, за чей счет. Главный герой Людвиг Бодмер (Юрий Буторин) пассивно и безучастно наблюдает за изменениями в окружающих людях не в лучшую сторону. Людвиг любит нежную неземную Изабеллу/ Женевьеву (Дарья Коныжева), утешается с вполне себе земной, разудалой, разбитной циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), в меру выпивает с верными друзьями, бывшими однополчанами братьями Кролями – Георгом (Олег Топцов) и Генрихом (Дмитрий Захаров), но никаких решений не принимает, ждет, когда само образуется. Людвиг напоминает нынешнее поколение детей двадцать первого века своей «запоздалой молодостью», нежеланием взрослеть. Время перемен крадет у формирующегося поколения радость жизни, инфантилизм двадцати-тридцатилетних – сознательный уход от жестокой реальности. Напиваясь в кабаках или дома, можно забыться, а, протрезвев, снова напиться, заменив тяжелым сном еще более тяжелую явь. Не дремлют только нациоанл-патриоты. Что-то смутно напоминают их претензии соотечественникам:
– Вы, что, не уважаете гимн собственной страны?
– Где вы были во время войны?
В спектакле есть колоритные сцены: мясник Вацек (Тагир Рахимов) с упорством дворняги мочится на черный обелиск, выставленный у похоронной конторы в качестве образца, а его неверная жена Лиза (Ксения Кутепова), вечно пьяная и побитая жрица любви, разукрашивает свою постылую (зато сытную жизнь) адюльтером.
Самые здравомыслящие люди в городе – Пастор (Степан Пьянков) и Доктор (Олег Любимов), но повлиять на ситуацию и они не в силах. Правда, одна пациентка Изабелла/Женевьева (Дарья Коныжева) все же покидает стены желтого дома, но кто знает, где безопасней. Любовь Людвига (Юрий Буторин) не в силах преодолеть всеобщее сумасшествие.
Спектакль «Двадцать третий» оставляет в душе смешанные чувства. История учит тому, что жизнь ничему не учит. Эпоха перемен сродни стихии, от нее укрыться трудно. Остается уповать на мудрость царя Соломона: «Все проходит, и это пройдет …».
Безысходность все же не полная, пока у некоторых, пусть и безучастных людей, сохраняется чувство юмора.
P.S. Нельзя не упомянуть яркие актерские работы Александры Кесельман и Екатерины Смирновой (девицы легкого поведения: Фрица и «Железная лошадь»), а также Павла Яковлева в роли добродушного прожигателя жизни, хозяина ночного клуба.
Источник: независимый интернет-журнал «Мнение»
Сегодня романы Ремарка, которыми в 60-70-х гг. прошлого века зачитывалась советская интеллигенция, кажутся чересчур наивными. Романтику из наших людей повыбивал постперестроечный цинизм девяностых, а потом окончательно добил эгоистический инфантилизм двухтысячных гг.
Однако «Черный обелиск» (инсценировка Юрия Буторина и Владимира Топцова) недаром привлек внимание художественного руководителя Театра Петра Фоменко Евгения Каменьковича. И дело не только в прямой временной параллели между нынешним годом и тем же 23-м сто лет назад. В 2023 году, как и в 1923, мировое сообщество вновь в полном разладе, рушатся судьбы миллионов людей, попавших в передел мира. Люди, гордо провозгласившие себя царями природы, не признавая собственную ничтожность и беспомощность, махнув рукой, прожигают отпущенные годы.
Художник-постановщик Александр Боровский оформил спектакль в тревожных черно-желто-красных тонах. Декорации последовательно сменяют друг друга, то взлетая ввысь и зависая над сценой, то опускаясь на место действия. Похоронная контора Кролей выстроена в виде стены из черных гробов с кроваво-красным нутром. У психиатрической клиники – желтая стена с ящичками и дверцами. В ночном клубе – нервно-красное пространство. В этих же тонах выдержаны костюмы героев (художник Мария Боровская). Трехцветная гамма красноречива, выразительна, ярка.
«Двадцать третий» – новая постановка в духе режиссера Евгения Каменьковича: действия мало, литературной прозы много, но сейчас все эти разговорные подробности, как никогда, актуальны. Настоящая классическая литература (а Ремарк – хорошая литература) помогает каждому следующему поколению, в том числе, и потерянному, осознать себя во времени и пространстве. Крайне полезно подумать о вечном – как прожить остаток дней, если остался всего месяц. А если – неделя? Или день?
Несправедливо устроен человеческий мир: много десятилетий обсуждается проблема ухода неизлечимых больных, долго и мучительно умирающих, а ведь многие из них мечтают, уколовшись, тихо и мгновенно избавиться от мук. В результате военных действий страдают и гибнут миллионы здоровых людей, которые хотели бы жить да радоваться, но это даже не обсуждается. Никто не может разрешить эту проблему. Почему-то бесчеловечность невозможно прекратить.
Людям в 23 году думать некогда: они ежеминутно следят за курсом доллара, который резко растет, опрокидывая надежду на стабильность. Жестокая инфляция обесценивает не только материальное, но и духовное существование.
Германия, в которой живут герои Ремарка, никак не может оправиться от Первой мировой войны, люди унижены и жаждут возмещения убытков, неважно, за чей счет. Главный герой Людвиг Бодмер (Юрий Буторин) пассивно и безучастно наблюдает за изменениями в окружающих людях не в лучшую сторону. Людвиг любит нежную неземную Изабеллу/ Женевьеву (Дарья Коныжева), утешается с вполне себе земной, разудалой, разбитной циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), в меру выпивает с верными друзьями, бывшими однополчанами братьями Кролями – Георгом (Олег Топцов) и Генрихом (Дмитрий Захаров), но никаких решений не принимает, ждет, когда само образуется. Людвиг напоминает нынешнее поколение детей двадцать первого века своей «запоздалой молодостью», нежеланием взрослеть. Время перемен крадет у формирующегося поколения радость жизни, инфантилизм двадцати-тридцатилетних – сознательный уход от жестокой реальности. Напиваясь в кабаках или дома, можно забыться, а, протрезвев, снова напиться, заменив тяжелым сном еще более тяжелую явь. Не дремлют только нациоанл-патриоты. Что-то смутно напоминают их претензии соотечественникам:
– Вы, что, не уважаете гимн собственной страны?
– Где вы были во время войны?
В спектакле есть колоритные сцены: мясник Вацек (Тагир Рахимов) с упорством дворняги мочится на черный обелиск, выставленный у похоронной конторы в качестве образца, а его неверная жена Лиза (Ксения Кутепова), вечно пьяная и побитая жрица любви, разукрашивает свою постылую (зато сытную жизнь) адюльтером.
Самые здравомыслящие люди в городе – Пастор (Степан Пьянков) и Доктор (Олег Любимов), но повлиять на ситуацию и они не в силах. Правда, одна пациентка Изабелла/Женевьева (Дарья Коныжева) все же покидает стены желтого дома, но кто знает, где безопасней. Любовь Людвига (Юрий Буторин) не в силах преодолеть всеобщее сумасшествие.
Спектакль «Двадцать третий» оставляет в душе смешанные чувства. История учит тому, что жизнь ничему не учит. Эпоха перемен сродни стихии, от нее укрыться трудно. Остается уповать на мудрость царя Соломона: «Все проходит, и это пройдет …».
Безысходность все же не полная, пока у некоторых, пусть и безучастных людей, сохраняется чувство юмора.
P.S. Нельзя не упомянуть яркие актерские работы Александры Кесельман и Екатерины Смирновой (девицы легкого поведения: Фрица и «Железная лошадь»), а также Павла Яковлева в роли добродушного прожигателя жизни, хозяина ночного клуба.
Источник: независимый интернет-журнал «Мнение»
Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006