Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье
Рассуждая об актуальности классики, мы, как правило, фокусируемся на чем-нибудь абстрактном и очень глубокомысленном. На парадоксах добра и зла, свободе воли, основах идеального государства и других умозрительных вопросах, над которыми человечество бьется столетиями и которые, следовательно, объединяют эпохи и поколения. Поиск второй половинки – проблема более прозаическая, но не менее вечная. В век толерантности, феминизма и виртуальных знакомств гоголевская «Женитьба» звучит на редкость злободневно. Убедиться в этом можно на спектакле «Совершенно Невероятное Событие (Женитьба в двух действиях)» Мастерской Петра Фоменко.
Экзальтированные дамы, которые после первой встречи с мужчиной планируют свадьбу и придумывают имена общим детям. Кавалеры, которых перспектива «серьезных отношений» заставляет выпрыгивать из окна. Неловкие ухаживания, чересчур энергичные друзья, надежды и страхи, муки выбора («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»)
«Как авторы могут брать подобные сюжеты? Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во-вторых тоже нет пользы», – слова, написанные Гоголем о повести «Нос», прекрасно подходят и к его «Женитьбе». Недаром в спектакле Мастерской их произносит Кочкарев. Пьеса была встречена современниками холодно; ее первые постановки не имели успеха. Если критикам в комедии Гоголя не хватало общественной пользы, то публике – веселья, оптимизма. Что же это за «Женитьба» без свадьбы в конце?
Гоголь, действительно, не столько смешит, сколько высмеивает и обличает. Но постановщику Евгению Каменьковичу и режиссерам Юрию Буторину, Ивану Вакуленко и Мадлен Джабраиловой удается, бережно обращаясь с текстом, заменить сатиру иронией и смягчить авторскую интонацию. Премьера Мастерской – изящная, воздушная, поднимающая настроение и, как хорошее шампанское, слегка ударяющая в голову. В ней нет показного осовременивания, но нет и упрямого, дотошного следования оригиналу. «Женитьба» Гоголя задает правила игры, устанавливает границы. Создатели спектакля ни разу их не нарушат, но, оставаясь в рамках, не откажут себе в удовольствии пошалить. Они заставят персонажей комментировать собственные реплики («Тут у автора хорошее слово, но я забыла»). Водрузят на авансцену статую льва – чем не символ Петербурга девятнадцатого века? Разбросают по постановке цитаты из Пушкина и других произведений Гоголя. Сделают Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) наследницей фотоателье.
«Совершенно Невероятное Событие» – смелый, но уважительный диалог с публикой, Гоголем и русской литературой в целом. Пожалуй, самая интересная и неожиданная из проведенных в премьере Мастерской параллелей – между плутом Кочкаревым и … Пушкиным. Друг Подколесина в исполнении Юрия Буторина – с кудрявой шевелюрой, в развевающемся плаще-крылатке – постоянно цитирует «солнце русской поэзии» и заполняет зал своей неуемной энергией.
Если Кочкарев в постановке Каменьковича – Пушкин, то Подколесин (Иван Вакуленко), разумеется, Гоголь, которого светлый гений подталкивает, стимулирует, снабжает сюжетами и идеями. Гоголь утверждал, что «ничего не предпринимал без его (Пушкина – Т. Р. ) совета». Так и Подколесин тенью следует за другом, который в спектакле ловко присваивает статус главного героя. Это он торопит события, закручивает интригу и создает историю. Порой кажется, что «Женитьба» существует именно благодаря Кочкареву/Пушкину – творцу, одним прикосновением превращающему прозу жизни в искусство.
Пожалуй, именно в балансировании на грани бытового и художественного (которому очень способствует образ фотоателье) – секрет искрящейся легкости постановки. Грубоватый охотник за приданым Яичница (Алексей Колубков), тщеславный Анучкин (Томас Моцкус), сентиментальный до глупости Жевакин (Степан Пьянков), изворотливая Фекла Ивановна (Мадлен Джабраилова), трусливый Подколесин в реальности отвратительны. Как персонажи гоголевской пьесы они интересны. Как действующие лица спектакля с прекрасными актерами – восхитительны. Каменьковичу удается постоянно менять ракурс, не позволяя героям застыть в одной ипостаси, не давая публике отвлечься от утонченной интеллектуальной игры.
Чарующая многоплановость исчезает из постановки лишь однажды – в финале, когда Агафья Тихоновна узнает о бегстве жениха. Во время короткой немой сцены смягчающие и облагораживающие краски искусства блекнут, и мы видим то, что скрывается под ними – банальную историю обманутой и брошенной женщины. Сломанную судьбу. Роковую ошибку. На несколько секунд «Женитьба» из бытовой комедии превращается чуть ли не в трагедию. Но потом на лица потерянных, поникших героев падают разноцветные отблески фейерверков. Искусство снова вступает в свои права. Игра продолжается.
Источник: Театр To Go
Экзальтированные дамы, которые после первой встречи с мужчиной планируют свадьбу и придумывают имена общим детям. Кавалеры, которых перспектива «серьезных отношений» заставляет выпрыгивать из окна. Неловкие ухаживания, чересчур энергичные друзья, надежды и страхи, муки выбора («Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…»)
«Как авторы могут брать подобные сюжеты? Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во-вторых тоже нет пользы», – слова, написанные Гоголем о повести «Нос», прекрасно подходят и к его «Женитьбе». Недаром в спектакле Мастерской их произносит Кочкарев. Пьеса была встречена современниками холодно; ее первые постановки не имели успеха. Если критикам в комедии Гоголя не хватало общественной пользы, то публике – веселья, оптимизма. Что же это за «Женитьба» без свадьбы в конце?
Гоголь, действительно, не столько смешит, сколько высмеивает и обличает. Но постановщику Евгению Каменьковичу и режиссерам Юрию Буторину, Ивану Вакуленко и Мадлен Джабраиловой удается, бережно обращаясь с текстом, заменить сатиру иронией и смягчить авторскую интонацию. Премьера Мастерской – изящная, воздушная, поднимающая настроение и, как хорошее шампанское, слегка ударяющая в голову. В ней нет показного осовременивания, но нет и упрямого, дотошного следования оригиналу. «Женитьба» Гоголя задает правила игры, устанавливает границы. Создатели спектакля ни разу их не нарушат, но, оставаясь в рамках, не откажут себе в удовольствии пошалить. Они заставят персонажей комментировать собственные реплики («Тут у автора хорошее слово, но я забыла»). Водрузят на авансцену статую льва – чем не символ Петербурга девятнадцатого века? Разбросают по постановке цитаты из Пушкина и других произведений Гоголя. Сделают Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) наследницей фотоателье.
«Совершенно Невероятное Событие» – смелый, но уважительный диалог с публикой, Гоголем и русской литературой в целом. Пожалуй, самая интересная и неожиданная из проведенных в премьере Мастерской параллелей – между плутом Кочкаревым и … Пушкиным. Друг Подколесина в исполнении Юрия Буторина – с кудрявой шевелюрой, в развевающемся плаще-крылатке – постоянно цитирует «солнце русской поэзии» и заполняет зал своей неуемной энергией.
Если Кочкарев в постановке Каменьковича – Пушкин, то Подколесин (Иван Вакуленко), разумеется, Гоголь, которого светлый гений подталкивает, стимулирует, снабжает сюжетами и идеями. Гоголь утверждал, что «ничего не предпринимал без его (Пушкина – Т. Р. ) совета». Так и Подколесин тенью следует за другом, который в спектакле ловко присваивает статус главного героя. Это он торопит события, закручивает интригу и создает историю. Порой кажется, что «Женитьба» существует именно благодаря Кочкареву/Пушкину – творцу, одним прикосновением превращающему прозу жизни в искусство.
Пожалуй, именно в балансировании на грани бытового и художественного (которому очень способствует образ фотоателье) – секрет искрящейся легкости постановки. Грубоватый охотник за приданым Яичница (Алексей Колубков), тщеславный Анучкин (Томас Моцкус), сентиментальный до глупости Жевакин (Степан Пьянков), изворотливая Фекла Ивановна (Мадлен Джабраилова), трусливый Подколесин в реальности отвратительны. Как персонажи гоголевской пьесы они интересны. Как действующие лица спектакля с прекрасными актерами – восхитительны. Каменьковичу удается постоянно менять ракурс, не позволяя героям застыть в одной ипостаси, не давая публике отвлечься от утонченной интеллектуальной игры.
Чарующая многоплановость исчезает из постановки лишь однажды – в финале, когда Агафья Тихоновна узнает о бегстве жениха. Во время короткой немой сцены смягчающие и облагораживающие краски искусства блекнут, и мы видим то, что скрывается под ними – банальную историю обманутой и брошенной женщины. Сломанную судьбу. Роковую ошибку. На несколько секунд «Женитьба» из бытовой комедии превращается чуть ли не в трагедию. Но потом на лица потерянных, поникших героев падают разноцветные отблески фейерверков. Искусство снова вступает в свои права. Игра продолжается.
Источник: Театр To Go
Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006