Мы будем у вас в течение часа
В «Мастерской Петра Фоменко» премьера. Молодой режиссер Алексей Кузмин-Тарасов поставил спектакль с интригующим названием «Сережа очень тупой». Так же называется и пьеса Дмитрия Данилова, которая легла в основу спектакля.
Впервые она была представлена публике в ходе читки на драматургическом фестивале «Любимовка», летом прошлого года. «Мне показалось интересным написать пьесу с вполне классической формой (сюжет, персонажи, диалоги), со своей внутренней логикой, но при этом абсурдную», – рассказывает драматург. Действительно, произведение Данилова можно в какой-то мере причислить к корпусу драматургии театра абсурда. В типовую московскую однушку, где живут тридцатилетние супруги Сережа и Маша, заявляются три курьера из таинственной Службы Доставки с посылкой от неизвестного отправителя. Перед этим они, конечно же, позвонили хозяину дома и предупредили, что будут в течение часа. К ужасу Сережи «в течение часа» в этой Службе подразумевают не дорогу, а нахождение у клиента в течение часа. И вот эти странные люди в зеленой униформе высиживают положенное время, отвлекая программиста Сережу от работы и заставляя играть в города.
«Если мне нужно ответить на вопрос о чем эта пьеса?“, то я бы сказал, что она о том, что в простую, размеренную жизнь самого обычного человека в любой момент может вторгнуться что-то иррациональное, необъяснимое, и с этим иррациональным придется иметь дело и как-то на него реагировать», – объясняет Данилов. В 2006 году по фестивальным экранам прошел фильм Аркадия Яхниса по сценарию Юрия Арабова «Ужас, который всегда с тобой» – там был использован тот же абсурдистский прием: в квартиру простых обывателей заселялась группа спецназовцев, которая «пасла» владельца квартиры напротив. И несчастные супруги постепенно привыкали к жизни в собственном доме с чужими людьми. Такое вроде тихое и ненавязчивое насилие, но ему совершенно невозможно противостоять, в нем вязнешь
«Тупой» Сережа в пьесе Данилова тоже на глазах теряет уверенность. Столичный IT-гений пасует перед заскорузлыми мужичками из города Грязи (да-да, все трое родились в славном городе Грязи), пьющими чай из блюдечек, с сахаром вприкуску. Потому что они представляют какую-то зловещую, темную силу, которая способна задавить массой. «Курьерам» из Службы Доставки странными и неправильными кажутся умники вроде Сережи. Надо бы таких навещать и вселять в них напряжение, чтоб не мнили себя хозяевами жизни. Скромнее надо быть, Сережа, не выпен¬дриваться и не обижать уроженцев города Грязи.
Спектакль Кузмина-Тарасова, ученика нынешнего худрука театра Евгения Каменьковича поставлен в рамках проекта «Пробы и ошибки», то есть, он родился из эскиза. В нем заняты не только молодые звезды театра Андрей Миххалев, Мария Большова, но и мэтр «Мастерской» Тагир Рахимов – он замечательно сыграл старшего курьера, больше других склонного к нравоучениям. Вообще, сложился гармоничный ансамбль из пяти актеров разных поколений. Манера существования исполнителей и лаконичная сценография никак не поддерживают абсурд – и оттого иррациональность действий и речей «курьеров» так работает.
Источник: «На западе Москвы»
Впервые она была представлена публике в ходе читки на драматургическом фестивале «Любимовка», летом прошлого года. «Мне показалось интересным написать пьесу с вполне классической формой (сюжет, персонажи, диалоги), со своей внутренней логикой, но при этом абсурдную», – рассказывает драматург. Действительно, произведение Данилова можно в какой-то мере причислить к корпусу драматургии театра абсурда. В типовую московскую однушку, где живут тридцатилетние супруги Сережа и Маша, заявляются три курьера из таинственной Службы Доставки с посылкой от неизвестного отправителя. Перед этим они, конечно же, позвонили хозяину дома и предупредили, что будут в течение часа. К ужасу Сережи «в течение часа» в этой Службе подразумевают не дорогу, а нахождение у клиента в течение часа. И вот эти странные люди в зеленой униформе высиживают положенное время, отвлекая программиста Сережу от работы и заставляя играть в города.
«Если мне нужно ответить на вопрос о чем эта пьеса?“, то я бы сказал, что она о том, что в простую, размеренную жизнь самого обычного человека в любой момент может вторгнуться что-то иррациональное, необъяснимое, и с этим иррациональным придется иметь дело и как-то на него реагировать», – объясняет Данилов. В 2006 году по фестивальным экранам прошел фильм Аркадия Яхниса по сценарию Юрия Арабова «Ужас, который всегда с тобой» – там был использован тот же абсурдистский прием: в квартиру простых обывателей заселялась группа спецназовцев, которая «пасла» владельца квартиры напротив. И несчастные супруги постепенно привыкали к жизни в собственном доме с чужими людьми. Такое вроде тихое и ненавязчивое насилие, но ему совершенно невозможно противостоять, в нем вязнешь
«Тупой» Сережа в пьесе Данилова тоже на глазах теряет уверенность. Столичный IT-гений пасует перед заскорузлыми мужичками из города Грязи (да-да, все трое родились в славном городе Грязи), пьющими чай из блюдечек, с сахаром вприкуску. Потому что они представляют какую-то зловещую, темную силу, которая способна задавить массой. «Курьерам» из Службы Доставки странными и неправильными кажутся умники вроде Сережи. Надо бы таких навещать и вселять в них напряжение, чтоб не мнили себя хозяевами жизни. Скромнее надо быть, Сережа, не выпен¬дриваться и не обижать уроженцев города Грязи.
Спектакль Кузмина-Тарасова, ученика нынешнего худрука театра Евгения Каменьковича поставлен в рамках проекта «Пробы и ошибки», то есть, он родился из эскиза. В нем заняты не только молодые звезды театра Андрей Миххалев, Мария Большова, но и мэтр «Мастерской» Тагир Рахимов – он замечательно сыграл старшего курьера, больше других склонного к нравоучениям. Вообще, сложился гармоничный ансамбль из пяти актеров разных поколений. Манера существования исполнителей и лаконичная сценография никак не поддерживают абсурд – и оттого иррациональность действий и речей «курьеров» так работает.
Источник: «На западе Москвы»
Дарья Борисова, «На западе Москвы», 13.04.2018
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Мы будем у вас в течение часаДарья Борисова, «На западе Москвы», 13.04.2018
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993