Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка
Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала «Театральная афиша столицы» Ольга Романцова — о премьере в «Мастерской Петра Фоменко»
«Курс доллара неотвратим, как смерть», — говорит «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), героиня спектакля «Двадцать третий», премьера которого накануне состоялась в театре «Мастерская Петра Фоменко». Зрительный зал откликается на эту реплику — смеется и аплодирует в ответ. Название, перекликающееся с событиями 2023 года, по словам художественного руководителя Евгения Каменьковича, случайное совпадение. Спектакль поставлен по мотивам романа Э. М. Ремарка «Черный обелиск», действие которого происходит в 1923 году.
Прожить молодость заново
Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.
Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии.
Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».
Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.
Геологические слои памяти
Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.
Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.
Актерский ансамбль
В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.
Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».
Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».
Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.
Источник: ТАСС
Прожить молодость заново
Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.
Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии.
Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».
Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.
Геологические слои памяти
Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.
Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.
Актерский ансамбль
В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.
Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».
Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».
Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.
Источник: ТАСС
Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Мы будем у вас в течение часаДарья Борисова, «На западе Москвы», 13.04.2018
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993