Начнем сначала?
«Сказка Арденнского леса» в «Мастерской Петра Фоменко»
В только что ушедшем году «Мастерская Фоменко» тихо, без победных фанфар и газетного шума отметила свое пятнадцатилетие. Для театра, студийностью рожденного, возраст солидный, некоторые пессимисты полагают, что срок этот для жизни коллектива критический. Изначальный общий сговор не может длиться вечно, артисты взрослеют, перестают верить в Деда Мороза, собственная судьба неизбежно начинает волновать их больше, чем самозабвенно затеянное когда-то совместное дело. Короче говоря, в игру вступает так называемый кризис среднего возраста, и он требует от руководства каких-то действий. Петр Наумович Фоменко в долговечность единомыслия, впрочем, никогда не верил. При этом страшно печалился, когда оно испарялось, тяжело вздыхал, ядовито шутил и, наконец, придумал набрать при театре стажерскую группу. Года полтора назад объявили конкурс, откликнулись молодые актеры, московские, питерские и даже иностранцы. Так в «Мастерской» образовалась новая студия, где можно было все начать сначала, о чем-то вновь договориться, увлечься общей работой и похулиганить, это Фоменко любил всегда, еще с юности. «Сказка Арденнского леса» итог совместного учебного творчества.
Начать сначала придется и критикам. Когда-то едва ли не в каждой рецензии на спектакли «Мастерской» можно было обнаружить одни и те же слова: легкое дыхание, плетение кружев, прелесть, игра. Однако в последние годы слова эти, как всякий штамп, изрядно надоели. Прежде всего самому Фоменко, который решительно спутал пресловутые «кружева» сначала в «Трех сестрах», а потом и в «Бесприданнице». Но, описывая «Сказку Арденнского леса», они опять будут в самый раз. Пьесу эту давным-давно написал Юлий Ким по мотивам шекспировской комедии «Как вам это понравится». В ней много песенок, с намеком и без, и, как это было принято в диссидентских кругах прошлого века, главенствует непременная игра слов и подтекстов. Можно, конечно, поудивляться, зачем ставить переделку, когда есть оригинал. А только Фоменко уже не в первый раз за этот материал берется, получается, зацепил он его чем-то, угадать бы чем.
Программка спектакля сразу предупреждает вы увидите открытую репетицию. Что означает: весь мир театр, и все мы в нем актеры. Принадлежащая Шекспиру (точнее, его персонажу) мысль эта хорошо известна, и самим Фоменко в самых разных спектаклях отыграна блистательно. Вот и тут молодые актеры со своей задачей чудесно справляются. Разыгрывают изрядно запутанную историю, почти вампуку с побегами, преследованиями, переодеваниями и внезапными влюбленностями, как по нотам чисто, артистично, изящно. Играют в театр азартно и простодушно, как дети, Дмитрий Рудков (шут Билли), Наджа Мэр (Розалинда), Иван Вакуленко (Орландо), да и все остальные. Не отстают и старики, так сказать, ветераны театра. Иван Поповски, например, в эпизодической роли Чарли очень хорош. Но главный тут, конечно, Жак-меланхолик (Кирилл Пирогов, прекрасно играющий), очень важный для режиссера персонаж, можно сказать, его alter ego. Похоже, вот он, крючок, столь цепко привязывающий Фоменко к игриво вязкому тексту Юлия Кима печальный философ в поисках свободы, которой нет нигде, даже в сказочном лесу. Он упрямо ищет независимости от надоевшего общества, от людских пороков, от любви, наконец. Поиски, конечно, безнадежны, но как это все же заманчиво начинать сначала.
«Итоги», 19.01.2009
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009