Жалко чижика!
В «Мастерской Фоменко» всматриваются в «Египетскую марку» прозу Мандельштама, чтение которой под силу разве что тонким ценителям. Поставить ее еще никто не пробовал.
«Вечер проб и ошибок» так «фоменки» называют в программке свой спектакль. Поставить мандельштамовскую прозу невозможно, спектакль этот шершав и робок, но все, что делают недавние стажеры в режиссуре Дмитрия Рудкова, шаги в верном направлении. Пусть оно и задано давними спектаклями самого Петра Фоменко, но новички под руководством Евгения Каменьковича не эпигонствуют, а нащупывают собственную тропу в сторону поэтического т еатра. Знающий расслышит за вкрадчивым шаманством происходящего на тесной Старой сцене «Мастерской» страшный шум времени (надвигающаяся революция). И разглядит в сутулой пластике молодого артиста Дмитрия Малышева черты самого Осипа Эмильевича, в робких птичьих позах которого, как писали современники, таилась обреченность. А не знающий и еще не читавший Мандельштама зритель, может быть, впервые задумается над так емко выраженной в «Египетской марке» истиной: «Ведь есть же люди, которые к современности пристегнуты как-то сбоку». Все поэты такие люди.
В 1928-м Осип Мандельштам, вечно голодный и бездомный, трудно вписывавшийся в любую, а особенно в советскую действительность, сочинил повесть, которая прозой кажется только на первый взгляд. Официальная критика тотчас назвала ее «эстетской в самом дурном смысле». «Жил в Петербурге человечек в лакированных туфлях, презираемый швейцарами и женщинами. Звали его Парнок. Ранней весной он выбегал на улицу и топал по непросохшим тротуарам овечьими копытами. Ему хотелось поступить драгоманом в министерство иностранных дел, уговорить Грецию на какой-нибудь рискованный шаг и написать меморандум. В феврале он запомнил такое событие: по городу на маслобойню везли глыбы хорошего донного льда » так начинает Мандельштам «Египетскую марку». Речь в ней, конечно, же о феврале 1917-го. Вот-вот кончится вся эта петербургская жизнь, а нелепейший Парнок хорохорится,заказывает у портного новую визитку (не фрак, не сюртук, а визитку, настаивает он), назначает свидания и все пытается кому-то телефонировать надо срочно спасать воришку, укравшего часы: толпа сдавила его плотным кольцом и ведет топить в Фонтанке.
В спектакле, как и в прозе Мандельштама (написанной спустя 11 лет после Февральской революции) есть ощущение, что Питер, как этот карманник, балансирует на краю гибели. Узкое, вытянутое игровое пространство Старой сцены художница Александра Дашевская «усеяла» любовно подобранными обломками прошлого: здесь крошечная копия ворот Летнего сада соседствует с такими же миниатюрными арками и колоннами, которые запросто может увивать нитка бус, оброненных неизвестной красавицей. Рядом с ними притулились серебряная ложка, фарфоровая чашка, склянки с духами. Слева стена из оживающих рубах и кальсон. Это обитель портного и прачек (Дмитрий Смирнов и Роза Шмуклер играют по несколько ролей), коварно лишающих Парнока и новенькой визитки, и парадной рубашки. Справа лестница, на верхней ступеньке которой устроился преподобный отец Николай Бруни (Дмитрий Захаров) Парнок смотрит на него снизу вверх, вместо исповеди срываясь на щенячий скулеж и птичий крик. В центре же, среди склянок, канделябров и колонн возвышается набожная прислуга-полька (Наджа Мэр). Вместо крестика на темном шнурке в складках рубашки болтаетс япузырек с каплями. И как только разойдется Парнок, философствующий обо всем на свете от таинственной египетской марки до музыки Шуберта, она вскочит и привычно отправит ему в рот каплю-другую снадобья.
Как тут не вспомнить: «Ты приехал сюда, так глотай же скорей рыбий жир петербургских ночных фонарей » Эти строки Мандельштам напишет позднее, уже в тридцатые, ожидая ареста и чуть ли не в последний раз навестив Питер. В спектакле этого стихотворения нет, зато есть много других ранних и поздних, которые то шепчет, то насвистывает Дмитрий Малышев. И тогда за строчками проступает не только судьба города, но и страшная судьба поэта, в 1928-м написавшего: «Если я марка, тогда наклейте меня, проштемпелюйте, отправьте » А в 1937-м уже так: «Мне на плечи кидается век-волкодав, / Но не волк я по крови своей. / Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей».
Впрочем, открытого трагизма «фоменки» избегают. Stabat Mater Перголези здесь распевают как «блям-блям-блям», вплетают в текст мандельштамовскую автопародию: «Дан мне желудок, что мне делать с ним, / Таким голодным и таким моим», а таинственное сочетание «египетская марка» произносят, словно эвфемизм какого-то нового ругательства. В общем, озоруют, чтобы не впасть в пафос. Но озоруй не озоруй, все равно поплывет по веревке над сценой вереница окровавленных рубах. Толпа набросится на жертву, и уже не ясно, кого растерзали и топят в Фонтанке отца ли Бруни, безвестного воришку или самого поэта. Топят и припевают: «Чижик-пыжик, где ты был?». Жалко чижика.
В 1928-м Осип Мандельштам, вечно голодный и бездомный, трудно вписывавшийся в любую, а особенно в советскую действительность, сочинил повесть, которая прозой кажется только на первый взгляд. Официальная критика тотчас назвала ее «эстетской в самом дурном смысле». «Жил в Петербурге человечек в лакированных туфлях, презираемый швейцарами и женщинами. Звали его Парнок. Ранней весной он выбегал на улицу и топал по непросохшим тротуарам овечьими копытами. Ему хотелось поступить драгоманом в министерство иностранных дел, уговорить Грецию на какой-нибудь рискованный шаг и написать меморандум. В феврале он запомнил такое событие: по городу на маслобойню везли глыбы хорошего донного льда » так начинает Мандельштам «Египетскую марку». Речь в ней, конечно, же о феврале 1917-го. Вот-вот кончится вся эта петербургская жизнь, а нелепейший Парнок хорохорится,заказывает у портного новую визитку (не фрак, не сюртук, а визитку, настаивает он), назначает свидания и все пытается кому-то телефонировать надо срочно спасать воришку, укравшего часы: толпа сдавила его плотным кольцом и ведет топить в Фонтанке.
В спектакле, как и в прозе Мандельштама (написанной спустя 11 лет после Февральской революции) есть ощущение, что Питер, как этот карманник, балансирует на краю гибели. Узкое, вытянутое игровое пространство Старой сцены художница Александра Дашевская «усеяла» любовно подобранными обломками прошлого: здесь крошечная копия ворот Летнего сада соседствует с такими же миниатюрными арками и колоннами, которые запросто может увивать нитка бус, оброненных неизвестной красавицей. Рядом с ними притулились серебряная ложка, фарфоровая чашка, склянки с духами. Слева стена из оживающих рубах и кальсон. Это обитель портного и прачек (Дмитрий Смирнов и Роза Шмуклер играют по несколько ролей), коварно лишающих Парнока и новенькой визитки, и парадной рубашки. Справа лестница, на верхней ступеньке которой устроился преподобный отец Николай Бруни (Дмитрий Захаров) Парнок смотрит на него снизу вверх, вместо исповеди срываясь на щенячий скулеж и птичий крик. В центре же, среди склянок, канделябров и колонн возвышается набожная прислуга-полька (Наджа Мэр). Вместо крестика на темном шнурке в складках рубашки болтаетс япузырек с каплями. И как только разойдется Парнок, философствующий обо всем на свете от таинственной египетской марки до музыки Шуберта, она вскочит и привычно отправит ему в рот каплю-другую снадобья.
Как тут не вспомнить: «Ты приехал сюда, так глотай же скорей рыбий жир петербургских ночных фонарей » Эти строки Мандельштам напишет позднее, уже в тридцатые, ожидая ареста и чуть ли не в последний раз навестив Питер. В спектакле этого стихотворения нет, зато есть много других ранних и поздних, которые то шепчет, то насвистывает Дмитрий Малышев. И тогда за строчками проступает не только судьба города, но и страшная судьба поэта, в 1928-м написавшего: «Если я марка, тогда наклейте меня, проштемпелюйте, отправьте » А в 1937-м уже так: «Мне на плечи кидается век-волкодав, / Но не волк я по крови своей. / Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей».
Впрочем, открытого трагизма «фоменки» избегают. Stabat Mater Перголези здесь распевают как «блям-блям-блям», вплетают в текст мандельштамовскую автопародию: «Дан мне желудок, что мне делать с ним, / Таким голодным и таким моим», а таинственное сочетание «египетская марка» произносят, словно эвфемизм какого-то нового ругательства. В общем, озоруют, чтобы не впасть в пафос. Но озоруй не озоруй, все равно поплывет по веревке над сценой вереница окровавленных рубах. Толпа набросится на жертву, и уже не ясно, кого растерзали и топят в Фонтанке отца ли Бруни, безвестного воришку или самого поэта. Топят и припевают: «Чижик-пыжик, где ты был?». Жалко чижика.
Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009