Слишком иллюстрированный Стоппард
«Аркадия» Тома Стоппарда – это не просто прекрасная пьеса, это драматургическое совершенство, превратить которое в совершенство театральное почти никому не удавалось. Автор, уже срежиссировавший на уровне текста свою изумительно придуманную историю, в которой есть и философско-математическая бездна, и литературно-историческое архивное расследование, и любовь, и сад, и остроумие, и даже лорд Байрон, – задал режиссерам задачу уровня теоремы Ферма.
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович попробовал решить ее лекционным способом.
Лекция начинается с выхода первого же персонажа – дворецкого Джелаби (Павел Яковлев). И пока сложная декорация (художник Алексей Трегубов) еще выглядит как белый лист и не предстала перед публикой во всем своем конструктиве, он уверенно использует ее поверхность в качестве интерактивной доски и подробно рассказывает, как автор назвал пьесу сначала, почему он потом это название переменил, и как прежнее звучало на латыни. А также, какая картина послужила появлению самого понятия «Аркадия», кто был художник, что представляет собой первая мизансцена спектакля, кого мы в ней видим, и что персонажи делают в тот момент, когда декорацию, наконец, раскрывают.
Начавшееся действие потока комментариев не прерывает – просто они становятся иллюстративными и возникают в той части сцены и декорации, где в данный момент не играют артисты.
Наверное, для незнакомого с пьесой зрителя высвечивающиеся рисунки в технике «наивная гравюра», сопровождающие диалоги героев, неплохое подспорье. Они не позволяют заблудиться в сложносочиненном сюжете, разворачивающемся сразу в начале XIX века и конце ХХ-го, помогают справиться с интеллектуальной насыщенностью текста и множеством персонажей. Так, бесконечно упоминающийся, но не появляющийся в пьесе Байрон регулярно вторгается в спектакль в виде рисунков в формате «тондо» (кружок). И надо признать, эти его явления, иногда весьма остроумные, вполне уместны. Поскольку как бы ни был интеллектуален зритель, смотрящий эту интеллектуальную пьесу, а о том, как выглядел лорд Байрон, лучше ему все-таки напомнить. Что уж говорить о теореме Ферма! И вообще следует заметить, что вся алгебра и физика, которыми наполнена «Аркадия», никогда еще не были так понятно, с формулами и поясняющими рисунками растолкованы, как в спектакле Евгения Каменьковича.
К сожалению, все эти иллюстрации, формулы, визуальные пояснения, а также павильонные декорации, изображающие две одинаковые библиотеки в загородном английском доме, а точнее, одну и ту же библиотеку, но в разные века, глухая бумажность нарисованного сада, огромная механическая черепаха, проползающая по авансцене, совершенно лишают спектакль воздуха. Да и жизни тоже. И всего того, в чем когда-то не было фоменкам равных. Тут, сколько ни изображает исполнительница роли Ханны Полина Айрапетова, что отряхивает резиновые сапоги от грязи раскопанного сада, сколько ни грызет ногти, верно подметив это за подростками, Томасина Екатерины Новокрещеновой, сколько ни открывают окон в сад остальные герои и ни вылезают в них, все выходит натюрмортно и нарочито. Актеры взлетают на высокие библиотечные лестницы, в пылу научных диалогов укладываются на их ступеньки и, поддерживая концепцию режиссера, делаются лекторами, едва уловимыми движениями руки включая электронные указки и с темпераментом пускаясь в доказательства, – но воздух не колышется. Избежать нарочитости каким-то чудом удалось только Дмитрию Рудкову, играющему чуть мягкотелого, но очень аристократично погруженного в цифры Валентайна. Это, конечно приблизило постановку Евгения Каменьковича к решению «задачи Стоппарда», но совсем чуть-чуть.
А меж тем существует постановщик, у которого решение было. И он тоже работает в «Мастерской Петра Фоменко». В 2020 году в дипломном спектакле студентов Щукинского училища, поменяв местами зрительный зал и сцену, усадив публику прямо в той самой комнате, где девочка Томасина занимается алгеброй, а историки литературы Ханна и Бернард спорят о Байроне, Кирилл Пирогов почти из ничего, без единого механизма, – из конторки, пары стульев и оконных рам, сделал так, что пьеса задышала. В ней были и сад, и воздух, и легкость, и щемящее ощущение настоящего театрального чуда. Но тот сезон из-за карантина остался «слепым» в культурной жизни. И, как и о героях начала XIX века из пьесы «Аркадия», об этой постановке сохранилось мало свидетельств (но все-таки они есть – см. «ЭС» № 3, 2021).
Источник: «Экран и сцена»
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович попробовал решить ее лекционным способом.
Лекция начинается с выхода первого же персонажа – дворецкого Джелаби (Павел Яковлев). И пока сложная декорация (художник Алексей Трегубов) еще выглядит как белый лист и не предстала перед публикой во всем своем конструктиве, он уверенно использует ее поверхность в качестве интерактивной доски и подробно рассказывает, как автор назвал пьесу сначала, почему он потом это название переменил, и как прежнее звучало на латыни. А также, какая картина послужила появлению самого понятия «Аркадия», кто был художник, что представляет собой первая мизансцена спектакля, кого мы в ней видим, и что персонажи делают в тот момент, когда декорацию, наконец, раскрывают.
Начавшееся действие потока комментариев не прерывает – просто они становятся иллюстративными и возникают в той части сцены и декорации, где в данный момент не играют артисты.
Наверное, для незнакомого с пьесой зрителя высвечивающиеся рисунки в технике «наивная гравюра», сопровождающие диалоги героев, неплохое подспорье. Они не позволяют заблудиться в сложносочиненном сюжете, разворачивающемся сразу в начале XIX века и конце ХХ-го, помогают справиться с интеллектуальной насыщенностью текста и множеством персонажей. Так, бесконечно упоминающийся, но не появляющийся в пьесе Байрон регулярно вторгается в спектакль в виде рисунков в формате «тондо» (кружок). И надо признать, эти его явления, иногда весьма остроумные, вполне уместны. Поскольку как бы ни был интеллектуален зритель, смотрящий эту интеллектуальную пьесу, а о том, как выглядел лорд Байрон, лучше ему все-таки напомнить. Что уж говорить о теореме Ферма! И вообще следует заметить, что вся алгебра и физика, которыми наполнена «Аркадия», никогда еще не были так понятно, с формулами и поясняющими рисунками растолкованы, как в спектакле Евгения Каменьковича.
К сожалению, все эти иллюстрации, формулы, визуальные пояснения, а также павильонные декорации, изображающие две одинаковые библиотеки в загородном английском доме, а точнее, одну и ту же библиотеку, но в разные века, глухая бумажность нарисованного сада, огромная механическая черепаха, проползающая по авансцене, совершенно лишают спектакль воздуха. Да и жизни тоже. И всего того, в чем когда-то не было фоменкам равных. Тут, сколько ни изображает исполнительница роли Ханны Полина Айрапетова, что отряхивает резиновые сапоги от грязи раскопанного сада, сколько ни грызет ногти, верно подметив это за подростками, Томасина Екатерины Новокрещеновой, сколько ни открывают окон в сад остальные герои и ни вылезают в них, все выходит натюрмортно и нарочито. Актеры взлетают на высокие библиотечные лестницы, в пылу научных диалогов укладываются на их ступеньки и, поддерживая концепцию режиссера, делаются лекторами, едва уловимыми движениями руки включая электронные указки и с темпераментом пускаясь в доказательства, – но воздух не колышется. Избежать нарочитости каким-то чудом удалось только Дмитрию Рудкову, играющему чуть мягкотелого, но очень аристократично погруженного в цифры Валентайна. Это, конечно приблизило постановку Евгения Каменьковича к решению «задачи Стоппарда», но совсем чуть-чуть.
А меж тем существует постановщик, у которого решение было. И он тоже работает в «Мастерской Петра Фоменко». В 2020 году в дипломном спектакле студентов Щукинского училища, поменяв местами зрительный зал и сцену, усадив публику прямо в той самой комнате, где девочка Томасина занимается алгеброй, а историки литературы Ханна и Бернард спорят о Байроне, Кирилл Пирогов почти из ничего, без единого механизма, – из конторки, пары стульев и оконных рам, сделал так, что пьеса задышала. В ней были и сад, и воздух, и легкость, и щемящее ощущение настоящего театрального чуда. Но тот сезон из-за карантина остался «слепым» в культурной жизни. И, как и о героях начала XIX века из пьесы «Аркадия», об этой постановке сохранилось мало свидетельств (но все-таки они есть – см. «ЭС» № 3, 2021).
Источник: «Экран и сцена»
Майя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный СтоппардМайя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009