День, жизнь и вечность
«Улисс» в театре «Мастерская Петра Фоменко», режиссер Евгений Каменькович
Рассуждать в контексте современного театра о том, насколько разумно, пренебрегая драматургией, инсценировать вовсе не предназначенную для этого прозу, довольно бессмысленно. Роман на сцене давно стал обычной театральной реалией. И свидетельствует это, наверное, прежде всего о кризисе актуальной драматургии, а не о специфических склонностях постановщиков. Впрочем, бывают и исключения.
Идею поставить в театре роман Джеймса Джойса «Улисс» едва ли можно объяснить тем, что режиссер не нашел подходящей пьесы. Хотя бы только потому, что менее сценичное произведение трудно даже вообразить. Этот семисотстраничный шедевр одни его поклонники и литературоведы называют главным романом XX века, другие простые смертные самой скучной книгой на свете. Однако и те, и другие сходятся в вердикте: «Улисс» на сцене невероятно!
Только не для Евгения Каменьковича. Видимо, сознание театрального художника устроено так, что его личное пристрастие просто не может не обрести сценическую форму. Что не всегда, конечно, дает хороший результат. Однако пристрастие к Джойсу этого режиссера стало большой удачей для театра «Мастерская Петра Фоменко».
С полистилистикой и литературностью романа Джойса, а также с его впечатляющим объемом режиссер справился в буквальном смысле играючи. Один день дублинского еврея Леопольда Блума, который писатель проспрягал в десятке стилей, разбил на сотни мельчайших эпизодов и мириады неслучайных мыслей, Евгений Каменькович превратил в шестичасовой фейерверк актерского искусства.
Леопольда Блума с блеском играет Анатолий Горячев. Обольстительный и смешной, пошловатый и романтичный, изысканный и слащавый, его Польди изменчив, как Протей. Впрочем, эти перевоплощения построены на нюансах. Это игра без заигрывания, без пафоса и даже без особой страсти. Ведь речь идет о простом человеке, проживающем один из дней своей жизни, похожих на сотни других дней. Лицедейство тут ни к чему.
Предельно подробный выписанный до мельчайших черточек день в романе Джойса становится воплощением всех дней, прожитых человечеством, и стремится к бесконечности. И точно так же подробность актерской игры на сцене создает образ максимально конкретный и безграничный одновременно. Сопоставление песчинки и океана, дня и вечности, человека и человечества та увлекательная игра, в которую вслед за Джойсом Евгений Каменькович предлагает сыграть зрителю. И она завораживает.
Юрий Буторин в роли Стивена Дедала, а также Андрей Казаков, Алексей Колубков, Олег Любимов, Владимир Топцов, Василий Фирсов и Роза Шмуклер играют так, что возникает неодолимое желание, вопреки неписаным законам драматического театра, провожать каждую сцену аплодисментами.
Но главная героиня и центр «Улисса» конечно, Полина Кутепова в роли Молли, жены Леопольда Блума. Она появляется в первой сцене спектакля и завершает его впечатляющим финальным монологом. Ее ненавязчивая обольстительность, умение сочетать порочность с детской невинностью, гипнотическая медлительность движений и голоса создают женщину, которая воплощает всю мировую женственность.
Единственное, чего, возможно, недостает этому во всех отношениях прекрасному спектаклю, генеральной идеи. Свое калейдоскопичное действо режиссер завершил эффектным появлением знака бесконечности на заднике. Что больше похоже на многоточие, чем на точку. Зато «Улисс» Евгения Каменьковича прекрасен, как настоящее дитя любви. Он смотрится на одном дыхании, очаровывает и оставляет послевкусие, с которым не хочется расставаться.
Идею поставить в театре роман Джеймса Джойса «Улисс» едва ли можно объяснить тем, что режиссер не нашел подходящей пьесы. Хотя бы только потому, что менее сценичное произведение трудно даже вообразить. Этот семисотстраничный шедевр одни его поклонники и литературоведы называют главным романом XX века, другие простые смертные самой скучной книгой на свете. Однако и те, и другие сходятся в вердикте: «Улисс» на сцене невероятно!
Только не для Евгения Каменьковича. Видимо, сознание театрального художника устроено так, что его личное пристрастие просто не может не обрести сценическую форму. Что не всегда, конечно, дает хороший результат. Однако пристрастие к Джойсу этого режиссера стало большой удачей для театра «Мастерская Петра Фоменко».
С полистилистикой и литературностью романа Джойса, а также с его впечатляющим объемом режиссер справился в буквальном смысле играючи. Один день дублинского еврея Леопольда Блума, который писатель проспрягал в десятке стилей, разбил на сотни мельчайших эпизодов и мириады неслучайных мыслей, Евгений Каменькович превратил в шестичасовой фейерверк актерского искусства.
Леопольда Блума с блеском играет Анатолий Горячев. Обольстительный и смешной, пошловатый и романтичный, изысканный и слащавый, его Польди изменчив, как Протей. Впрочем, эти перевоплощения построены на нюансах. Это игра без заигрывания, без пафоса и даже без особой страсти. Ведь речь идет о простом человеке, проживающем один из дней своей жизни, похожих на сотни других дней. Лицедейство тут ни к чему.
Предельно подробный выписанный до мельчайших черточек день в романе Джойса становится воплощением всех дней, прожитых человечеством, и стремится к бесконечности. И точно так же подробность актерской игры на сцене создает образ максимально конкретный и безграничный одновременно. Сопоставление песчинки и океана, дня и вечности, человека и человечества та увлекательная игра, в которую вслед за Джойсом Евгений Каменькович предлагает сыграть зрителю. И она завораживает.
Юрий Буторин в роли Стивена Дедала, а также Андрей Казаков, Алексей Колубков, Олег Любимов, Владимир Топцов, Василий Фирсов и Роза Шмуклер играют так, что возникает неодолимое желание, вопреки неписаным законам драматического театра, провожать каждую сцену аплодисментами.
Но главная героиня и центр «Улисса» конечно, Полина Кутепова в роли Молли, жены Леопольда Блума. Она появляется в первой сцене спектакля и завершает его впечатляющим финальным монологом. Ее ненавязчивая обольстительность, умение сочетать порочность с детской невинностью, гипнотическая медлительность движений и голоса создают женщину, которая воплощает всю мировую женственность.
Единственное, чего, возможно, недостает этому во всех отношениях прекрасному спектаклю, генеральной идеи. Свое калейдоскопичное действо режиссер завершил эффектным появлением знака бесконечности на заднике. Что больше похоже на многоточие, чем на точку. Зато «Улисс» Евгения Каменьковича прекрасен, как настоящее дитя любви. Он смотрится на одном дыхании, очаровывает и оставляет послевкусие, с которым не хочется расставаться.
Алена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- «На успешную маму ребёнок смотрит другими глазами»Светлана Бердичевская, «WorkingMama», 1.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009