Чижик-Пыжик, где ты?
В репертуаре «Мастерской Петра Фоменко» появился еще один экспериментальный спектакль «Египетская марка» по повести Осипа Мандельштама. На суд зрителей вынесли постановку из серии внутритеатральных показов «Пробы и ошибки».
В самостоятельных работах «фоменки» начали упражняться десять лет назад. Из таких опытов выросли «Он был титулярный советник», «Как жаль », «Носорог» и другие спектакли. Но даже башнесносный Ионеско цветочки по сравнению с сюрреалистической повестью Мандельштама, сплошь срифмованной из метафор и аллюзий. Инсценировать ее было идеей самого Петра Наумовича. Смелая проба рисковала стать ошибкой. Читать «Египетскую марку» без подготовки затея сомнительная. Прежде необходимо поинтересоваться, кто такой драгоман, чем отличается мадаполам от шевиота, и вспомнить, что визитка не только карточка, но и вид сюртука. Это вовсе не повесть о каирском почтальоне. Заморский штемпель из заглавия лишь иносказание, символ ненужности" С ни на что не годной маркой («при теперешних-то внешних сообщениях!») Мандельштам сравнивает своего героя робкого интеллигента Парнока (Федор Малышев). Он все еще живет в Петербурге, хотя родной город уже давно стал неспокойным Петроградом, умудряется не заметить Февральскую революцию. И так бы и продолжал год от года преспокойно лысеть на концертах Скрябина, если не вдруг обрушившиеся неприятности. За недоплату в пять рублей портной Мервис (Дмитрий Смирнов) крадет у Парнока визитку и перепродает «беспозвоночную подругу» ротмистру Кржижановскому (Дмитрий Рудков). А тот еще и бесстыже забирает из прачечной рубашку главного героя по квитанции, найденной в кармане сюртука, и приглашает на свидание Ничего Не Подозревающую Даму (Роза Шмуклер), которой Парнок писал признания. Рядом с нахальным ротмистром «князь невезенья» бессилен, как и перед наступающей в грубых военных сапогах эпохой.
Впрочем, отыскать этот сюжет в поэтическом тексте Мандельштама, по крайней мере с первого раза, непросто. Зато на сцене «Мастерской» повесть оживает со всеми эстетскими вывихами: «анфиладами истории и музыки» и кариатидами Эрмитажа, которые обитают где-то среди маленьких картонных арок и ротонд, бесчисленных склянок, выстроившихся рядком вдоль сцены. «С детства он прикреплялся душой ко всему ненужному» город Парнока выглядит очаровательной кучкой хлама. По игрушечному Петербургу бродит робкой танцующей птичьей походкой дрожащая фигурка Египетской марки. Сутулые плечи и вздернутые бровки из развязного и беззаботного поэта Годунова-Чердынцева в набоковском «Даре» Федор Малышев прыгнул в роль беззащитного хилого интеллигента, «робкую концертную душонку».
До последней запятой декадентская, изможденная эстетством проза Мандельштама в постановке Дмитрия Рудкова приобретает здоровый румянец и юмор. Непонятное школьное прозвище главного героя жителями мифического Петербурга произносится как действительно обидное «японский городовой!»" а весь кафкианский кошмар разыгрывается под «Чижика-Пыжика». Спектакль получился не только поэтичным, но и музыкальным. «Соловушкой» Чайковского звучат сны Парнока, десятками колокольчиков отзывается явь: в мареве «петербургского инфлюэнцного бреда» отпевают невесть куда пропавшего «последнего египтянина».
В самостоятельных работах «фоменки» начали упражняться десять лет назад. Из таких опытов выросли «Он был титулярный советник», «Как жаль », «Носорог» и другие спектакли. Но даже башнесносный Ионеско цветочки по сравнению с сюрреалистической повестью Мандельштама, сплошь срифмованной из метафор и аллюзий. Инсценировать ее было идеей самого Петра Наумовича. Смелая проба рисковала стать ошибкой. Читать «Египетскую марку» без подготовки затея сомнительная. Прежде необходимо поинтересоваться, кто такой драгоман, чем отличается мадаполам от шевиота, и вспомнить, что визитка не только карточка, но и вид сюртука. Это вовсе не повесть о каирском почтальоне. Заморский штемпель из заглавия лишь иносказание, символ ненужности" С ни на что не годной маркой («при теперешних-то внешних сообщениях!») Мандельштам сравнивает своего героя робкого интеллигента Парнока (Федор Малышев). Он все еще живет в Петербурге, хотя родной город уже давно стал неспокойным Петроградом, умудряется не заметить Февральскую революцию. И так бы и продолжал год от года преспокойно лысеть на концертах Скрябина, если не вдруг обрушившиеся неприятности. За недоплату в пять рублей портной Мервис (Дмитрий Смирнов) крадет у Парнока визитку и перепродает «беспозвоночную подругу» ротмистру Кржижановскому (Дмитрий Рудков). А тот еще и бесстыже забирает из прачечной рубашку главного героя по квитанции, найденной в кармане сюртука, и приглашает на свидание Ничего Не Подозревающую Даму (Роза Шмуклер), которой Парнок писал признания. Рядом с нахальным ротмистром «князь невезенья» бессилен, как и перед наступающей в грубых военных сапогах эпохой.
Впрочем, отыскать этот сюжет в поэтическом тексте Мандельштама, по крайней мере с первого раза, непросто. Зато на сцене «Мастерской» повесть оживает со всеми эстетскими вывихами: «анфиладами истории и музыки» и кариатидами Эрмитажа, которые обитают где-то среди маленьких картонных арок и ротонд, бесчисленных склянок, выстроившихся рядком вдоль сцены. «С детства он прикреплялся душой ко всему ненужному» город Парнока выглядит очаровательной кучкой хлама. По игрушечному Петербургу бродит робкой танцующей птичьей походкой дрожащая фигурка Египетской марки. Сутулые плечи и вздернутые бровки из развязного и беззаботного поэта Годунова-Чердынцева в набоковском «Даре» Федор Малышев прыгнул в роль беззащитного хилого интеллигента, «робкую концертную душонку».
До последней запятой декадентская, изможденная эстетством проза Мандельштама в постановке Дмитрия Рудкова приобретает здоровый румянец и юмор. Непонятное школьное прозвище главного героя жителями мифического Петербурга произносится как действительно обидное «японский городовой!»" а весь кафкианский кошмар разыгрывается под «Чижика-Пыжика». Спектакль получился не только поэтичным, но и музыкальным. «Соловушкой» Чайковского звучат сны Парнока, десятками колокольчиков отзывается явь: в мареве «петербургского инфлюэнцного бреда» отпевают невесть куда пропавшего «последнего египтянина».
Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- «На успешную маму ребёнок смотрит другими глазами»Светлана Бердичевская, «WorkingMama», 1.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009