«Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастье
В постановке «Последние свидания» по Бунину актерам удается передать легкое дыхание автора
Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» выпустил премьерный спектакль «Последние свидания» по «Темным аллеям» Бунина. В сценическую композицию вошли рассказы «Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид».
Театр любит «Темные аллеи» за совершенный язык, краткую форму, легкое дыхание поздней прозы писателя, настроение навевающее сладкую тоску о любви, которая встречается на пути человека лишь однажды. Герои, как правило, с первого взгляда не распознают ее, беспечно теряют и, дожив до седин, неизменно оплакивают.
Встреча такого автора, как Бунин, и такого театра, как «Мастерская», была неизбежна. Театр настроения, полутонов, изысканный, странный и чувственный идеально подходит для поздней прозы писателя. Кроме того, счастье — это тот уникальный язык, на котором свободно говорят в «Мастерской Петра Фоменко». Не раз подмечалось, как часто это слово встречается в названиях спектаклей его основателя; ни в каком другом театре Москвы не умеют столь легко передавать на сцене это ускользающее состояние, транслируя его в зал.
Опасность выбора, на который отважился молодой режиссер Юрий Титов, заключалась в том, что театр и автор могли раствориться друг в друге, но, к счастью, этого не произошло. Постановку спасла ирония — верный спутник постановок Петра Фоменко и его последователей, и то дыхание молодости, свободы и самозабвенной игры, без которого невозможно представить лучшие постановки театра.
«Последние свидания» продолжают излюбленные темы «Мастерской», с той разницей, что режиссер в своей работе решается на почти невозможное исследование, пытаясь определить границы состояния эйфории.
Фат и щеголь поэт Глебов (Юрий Титов) меняет женщин, как перчатки. Не имея определенных планов на будущее, предвкушая сюрпризы судьбы, он едет в Ниццу — «всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча » — вместе с очередной спутницей, русской журналисткой с псевдонимом Генрих (превосходная, тонкая работа Ирины Горбачевой). И одна проведенная вместе ночь вдруг переворачивает жизнь героя. Он влюблен, он любим, но навеки разлучен с предметом своей страсти.
Герой «Натали» юный Виктор Мещерский (Амбарцум Кабанян) жаждет знакомства с плотской любовью, попадает под обаяние молодости кузины и ее подруги. Шутка, игра оборачиваются трагедией, шалость и легкомысленность — годами бесцельной жизни. Сюжеты «Темных аллей», так не похожие друг на друга, роднит потеря — неизменный компонент рассказов Бунина. Истории героев развиваются параллельно, почти не пересекаясь, но, тем не менее, не выглядят чужеродными.
На старой сцене «Мастерской» в здании бывшего кинотеатра «Киев», в декорации, похожей на фасад дома, на двух уровнях от пола до потолка разыгрывается действие. В глухой серой стене то и дело распахиваются окна, словно из старинного комода выдвигаются, как ящики, накрытые столы, богато обитые стулья, застеленные кровати и за ненадобностью снова утопают в панели. Маленький зал оживает, фантазия ведет зрителя за замыслом художника и постановщика, и ощущение зимней Москвы сменяется простором летнего поместья. Место действия — литературный мир писателя.
Герои постановки шмыгают из двери в дверь, проезжают на санях в оконных просветах, играют в бадминтон, провожают поезда, обживая единое пространство. Каждый играет сразу несколько ролей, часто противоположных по звучанию. Гордячка декадентка Ли из «Генриха», страстная Соня Черкасова из «Натали» и простолюдинка Поля из «Мадрида» — всё это успевшая заявить о себе молодая актриса театра Серафима Огарева. Сердечная крестьянка Гаша («Натали») и обаятельная поэтесса Надя («Генрих») — виртуозные работы Розы Шмуклер.
Новая постановка, руководителем которой выступил худрук Евгений Каменькович, выполнена в традициях «Мастерской». Она наследует основополагающие принципы театра, тем не менее, не становясь бледным отражением, пародией на лучшие работы мэтра.
Спектакль «Последние свидания» — это пронзительная история, утверждающая вслед за героем «Речного трактира»: не важно, чем и как счастлив человек, если в душе его остаются воспоминания — особенно жестокие и мучительные, когда вспоминается что-нибудь счастливое.
Театр любит «Темные аллеи» за совершенный язык, краткую форму, легкое дыхание поздней прозы писателя, настроение навевающее сладкую тоску о любви, которая встречается на пути человека лишь однажды. Герои, как правило, с первого взгляда не распознают ее, беспечно теряют и, дожив до седин, неизменно оплакивают.
Встреча такого автора, как Бунин, и такого театра, как «Мастерская», была неизбежна. Театр настроения, полутонов, изысканный, странный и чувственный идеально подходит для поздней прозы писателя. Кроме того, счастье — это тот уникальный язык, на котором свободно говорят в «Мастерской Петра Фоменко». Не раз подмечалось, как часто это слово встречается в названиях спектаклей его основателя; ни в каком другом театре Москвы не умеют столь легко передавать на сцене это ускользающее состояние, транслируя его в зал.
Опасность выбора, на который отважился молодой режиссер Юрий Титов, заключалась в том, что театр и автор могли раствориться друг в друге, но, к счастью, этого не произошло. Постановку спасла ирония — верный спутник постановок Петра Фоменко и его последователей, и то дыхание молодости, свободы и самозабвенной игры, без которого невозможно представить лучшие постановки театра.
«Последние свидания» продолжают излюбленные темы «Мастерской», с той разницей, что режиссер в своей работе решается на почти невозможное исследование, пытаясь определить границы состояния эйфории.
Фат и щеголь поэт Глебов (Юрий Титов) меняет женщин, как перчатки. Не имея определенных планов на будущее, предвкушая сюрпризы судьбы, он едет в Ниццу — «всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча » — вместе с очередной спутницей, русской журналисткой с псевдонимом Генрих (превосходная, тонкая работа Ирины Горбачевой). И одна проведенная вместе ночь вдруг переворачивает жизнь героя. Он влюблен, он любим, но навеки разлучен с предметом своей страсти.
Герой «Натали» юный Виктор Мещерский (Амбарцум Кабанян) жаждет знакомства с плотской любовью, попадает под обаяние молодости кузины и ее подруги. Шутка, игра оборачиваются трагедией, шалость и легкомысленность — годами бесцельной жизни. Сюжеты «Темных аллей», так не похожие друг на друга, роднит потеря — неизменный компонент рассказов Бунина. Истории героев развиваются параллельно, почти не пересекаясь, но, тем не менее, не выглядят чужеродными.
На старой сцене «Мастерской» в здании бывшего кинотеатра «Киев», в декорации, похожей на фасад дома, на двух уровнях от пола до потолка разыгрывается действие. В глухой серой стене то и дело распахиваются окна, словно из старинного комода выдвигаются, как ящики, накрытые столы, богато обитые стулья, застеленные кровати и за ненадобностью снова утопают в панели. Маленький зал оживает, фантазия ведет зрителя за замыслом художника и постановщика, и ощущение зимней Москвы сменяется простором летнего поместья. Место действия — литературный мир писателя.
Герои постановки шмыгают из двери в дверь, проезжают на санях в оконных просветах, играют в бадминтон, провожают поезда, обживая единое пространство. Каждый играет сразу несколько ролей, часто противоположных по звучанию. Гордячка декадентка Ли из «Генриха», страстная Соня Черкасова из «Натали» и простолюдинка Поля из «Мадрида» — всё это успевшая заявить о себе молодая актриса театра Серафима Огарева. Сердечная крестьянка Гаша («Натали») и обаятельная поэтесса Надя («Генрих») — виртуозные работы Розы Шмуклер.
Новая постановка, руководителем которой выступил худрук Евгений Каменькович, выполнена в традициях «Мастерской». Она наследует основополагающие принципы театра, тем не менее, не становясь бледным отражением, пародией на лучшие работы мэтра.
Спектакль «Последние свидания» — это пронзительная история, утверждающая вслед за героем «Речного трактира»: не важно, чем и как счастлив человек, если в душе его остаются воспоминания — особенно жестокие и мучительные, когда вспоминается что-нибудь счастливое.
Алла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- «На успешную маму ребёнок смотрит другими глазами»Светлана Бердичевская, «WorkingMama», 1.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009