«Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохе
В Мастерской Петра Фоменко режиссер Юрий Титов поставил спектакль «Подарок» по рассказам Ги де Мопассана
Если говорить о французских писателях, то сейчас, кажется, творчество Мопассана отошло в тень, потому что самым популярным в мире считается Марсель Пруст, а вторым идет Селин. По сравнению с ними Мопассан кажется всего лишь рассказчиком — если не принимать в расчет, что написать хороший рассказ на самом деле сложнее, чем написать хороший роман. А Мопассан был именно блестящий мастер короткой формы. Он обладал умением драматизировать любое, даже пустячное (точнее, кажущееся таковым) происшествие. И по этой причине его рассказы являются идеальным материалом для инсценировки. Вдобавок Юрий Титов не стал брать наиболее известные и, так сказать, хрестоматийные вещи, вроде «Пышки» или «Ожерелья»: он сделал выбор в пользу менее известных рассказов и извлек из них максимум.
Темой — в самом широком смысле — являются секс, деньги и любовь в belle époque, прекрасную эпоху, которая уложилась в несколько десятилетий между окончанием франко-прусской войны и началом первой мировой. Героини Мопассана носят турнюры и со знанием дела обсуждают все три темы. Прекрасные дамы фривольны без пошлости и умеют элегантно выражать любые оттенки мысли, — и так же элегантно, к примеру, избавляться от надоевшего мужа, развод с которым требует многоходовой комбинации.
При этом спектакль полон юмора — вплоть до последней новеллы «В пути», которая со своими русскими героями и своеобразной атмосферой более напоминает Чехова, чем Мопассана. Возможно, это самый чеховский рассказ из написанных Мопассаном — и, кстати, от мемуаристов мы знаем, что Чехов ставил Мопассана очень высоко и учился на примерах его рассказов. Чехов в этом смысле был не единственным — будущий английский классик Моэм, когда был бедным студентом, надолго задерживался в книжных магазинах, чтобы читать новые рассказы Мопассана, которые не мог позволить себе приобрести.
Актеры, как всегда в этом театре, практически безупречны: Серафима Огарёва (маркиза), Роза Шмуклер (баронесса), Михаил Крылов, Амбарцум Кабанян и Наталья Мартынова, исполняющие по несколько ролей, переходят из новеллы в новеллу свободно, изящно, легко. Не так часто встречаются спектакли, в которых ощущается и любовь к первоисточнику, и изящество, и легкость. «Подарок» в этом смысле — действительно подарок. И Мопассан, которого мы видим на сцене — настоящий Мопассан.
Источник: МосКультура
Темой — в самом широком смысле — являются секс, деньги и любовь в belle époque, прекрасную эпоху, которая уложилась в несколько десятилетий между окончанием франко-прусской войны и началом первой мировой. Героини Мопассана носят турнюры и со знанием дела обсуждают все три темы. Прекрасные дамы фривольны без пошлости и умеют элегантно выражать любые оттенки мысли, — и так же элегантно, к примеру, избавляться от надоевшего мужа, развод с которым требует многоходовой комбинации.
При этом спектакль полон юмора — вплоть до последней новеллы «В пути», которая со своими русскими героями и своеобразной атмосферой более напоминает Чехова, чем Мопассана. Возможно, это самый чеховский рассказ из написанных Мопассаном — и, кстати, от мемуаристов мы знаем, что Чехов ставил Мопассана очень высоко и учился на примерах его рассказов. Чехов в этом смысле был не единственным — будущий английский классик Моэм, когда был бедным студентом, надолго задерживался в книжных магазинах, чтобы читать новые рассказы Мопассана, которые не мог позволить себе приобрести.
Актеры, как всегда в этом театре, практически безупречны: Серафима Огарёва (маркиза), Роза Шмуклер (баронесса), Михаил Крылов, Амбарцум Кабанян и Наталья Мартынова, исполняющие по несколько ролей, переходят из новеллы в новеллу свободно, изящно, легко. Не так часто встречаются спектакли, в которых ощущается и любовь к первоисточнику, и изящество, и легкость. «Подарок» в этом смысле — действительно подарок. И Мопассан, которого мы видим на сцене — настоящий Мопассан.
Источник: МосКультура
Валерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- «На успешную маму ребёнок смотрит другими глазами»Светлана Бердичевская, «WorkingMama», 1.02.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009