Поматросят и не бросят
В новом спектакле «Моряки и шлюхи» актеры «Мастерской Петра Фоменко» обходятся без лишних слов
Собственно, слов в этом спектакле и нет. Почти что. Так, обрывки фраз и реплик. Донесенные ветром. Собственно моряки и шлюхи в натуральном виде на сцене тоже не появляются. Хотя юная стажерка Серафима Огарева и танцует под скабрезную песню Солти Дика “Serafina” про неутомимую королеву всех портовых девиц из далекого городка Кальяо.
Все здесь, кажется, странно. Отсутствие слов в театре, всегда искавшем вкусы и смыслы в словах. Пикантное «шлюха» на афише. Пластические спектакли сейчас в ходу и «фоменки» тут не первооткрыватели жанра но для них это явно шаг в сторону. В какую? На этих словах тенью отца Гамлета непременно должен появиться какой-нибудь скептик. Напомнив, что постановку благословил еще сам Петр Наумович, он порассуждает о том, как нужны театру свежая смелость и новое дыхание. Легкость, заметит скептик, вижу, но какая-то она нефоменковская. «Мастерская», мол, по-прежнему прекрасна, но лучше бы она шла куда-нибудь к новым горизонтам.
Вот, пожалуйста, «шаг в сторону». «Фоменки» в пластических «Моряках и шлюхах» не такие, как всегда. Притом, мне кажется, все равно оставшиеся на других не похожими. В такой вот пластической форме трудно обнаружить «крупность и масштаб», но нет тут и таких претензий. Есть перетекающие из сцены в сцену танцы и есть очевидная драматическая коллизия даже если мужчины не в тельняшках, а дамы все равно не снимут купальников.
О постановщике Олеге Глушкове говорят сейчас уважительно помимо его работы в фильме «Стиляги», знающие люди помнят множество его постановок с выпускными курсами ГИТИСа, танцевальный спектакль в «Школе драматического искусства».
«Разрешаешь? Ну разреши. Сначала разреши, а потом не разрешай». Это барышня уговаривает ухажера. Потом теми же фразами жонглируют девушки в отсутствие мужчин. Есть тут и девушка, скажем так, больше других познавшая жизнь (Лилия Егорова), ее в приливах нежности заваливают то муляжами рыбных туш, то муляжами цветов. Она каким-то голосом «из вечности» произносит «Спасибо за рыбу, Максим» или «Спасибо тебе за все, Петя». Еще раз произносятся слова «холодно», «теплее», «жарко» когда группа джентльменов развлекается игрою в жмурки с девушкой. Больше ни слова. В конце первого действия Полина Кутепова, обжигаясь, глотает чай под песню Алексея Хвостенко «Конь унёс любимого» и жутковато хохочет, размазывая помаду по лицу.
Три женских возраста в спектакле явно неспроста, как и то, что мужчины здесь явно лишь тени. Но тени, без которых и женщин нет: когда время на сцене вдруг начинает расплываться и сестры Кутеповы движутся, как в замедленной съемке, они оказываются куклами, каждым движением которых управляют шестеро мужчин. Вообще их танцы это какие-то танцы жизни со смертью. Все течение жизни, со взаимным притяжением и враньем, непримиримой любовью и невыносимой легкостью трюков лишь колесо танцев, которые катятся куда-то туда. Взгляд на М и Ж сквозь эти танцы взгляд фаталиста, взгляд самца богомола, замершего после спаривания в ожидании, когда самка его съест. При всем многообразии женских архетипов, при всей их вечной жертвенности все они танцуют по жизни в сторону той самой тетеньки: и «спасибо за рыбу, Максим» звучит как «не забывай того, ради чего мы страдали». Но дальше челюсти хрясть. Куда ж они друг без друга. Завораживают, аж жуть.
Мелодий в спектакле множество, самых разных, внезапных от Генделя до группы «Аукцыон». Блестящая сцена когда под «Яблочко» изящные актрисы пускаются вприсядку на манер солистов таких-то краснознаменных ансамблей. «Поматросить» под «Яблочко» вот чего так не хватало Мадлен Джабраиловой, Полине и Ксении Кутеповым: у них это вышло просто прекрасно. Как и стажерок Ирины Горбачевой, Серафимы Огарёвой и Екатерины Смирновой, конечно Или танец ножек, оставшихся вдруг без своих хозяев (тех скрыли длинной черной шторкой). Да, и еще этот тип с черными кудрями и на каблучках явно напоминающий Цискаридзе.
А в коротком втором действии «шлюхи» в бальных платьях и «матросы» в смокингах танцуют под музыку Вивальди. Каждый готов любить, отдаться или сожрать другого, но каждый ехидно танцует свое, а все вместе оказываются оркестром. Все вполне в соответствии с философией «фоменок».
Надо бы спросить ну и куда вытанцовывает театр такими пластическими па? Да вытанцует, никуда не денется. Моряки и шлюхи безделица? Может, и так но безделица явно не лишняя. Вензель хитрый и со смыслом.
Все здесь, кажется, странно. Отсутствие слов в театре, всегда искавшем вкусы и смыслы в словах. Пикантное «шлюха» на афише. Пластические спектакли сейчас в ходу и «фоменки» тут не первооткрыватели жанра но для них это явно шаг в сторону. В какую? На этих словах тенью отца Гамлета непременно должен появиться какой-нибудь скептик. Напомнив, что постановку благословил еще сам Петр Наумович, он порассуждает о том, как нужны театру свежая смелость и новое дыхание. Легкость, заметит скептик, вижу, но какая-то она нефоменковская. «Мастерская», мол, по-прежнему прекрасна, но лучше бы она шла куда-нибудь к новым горизонтам.
Вот, пожалуйста, «шаг в сторону». «Фоменки» в пластических «Моряках и шлюхах» не такие, как всегда. Притом, мне кажется, все равно оставшиеся на других не похожими. В такой вот пластической форме трудно обнаружить «крупность и масштаб», но нет тут и таких претензий. Есть перетекающие из сцены в сцену танцы и есть очевидная драматическая коллизия даже если мужчины не в тельняшках, а дамы все равно не снимут купальников.
О постановщике Олеге Глушкове говорят сейчас уважительно помимо его работы в фильме «Стиляги», знающие люди помнят множество его постановок с выпускными курсами ГИТИСа, танцевальный спектакль в «Школе драматического искусства».
«Разрешаешь? Ну разреши. Сначала разреши, а потом не разрешай». Это барышня уговаривает ухажера. Потом теми же фразами жонглируют девушки в отсутствие мужчин. Есть тут и девушка, скажем так, больше других познавшая жизнь (Лилия Егорова), ее в приливах нежности заваливают то муляжами рыбных туш, то муляжами цветов. Она каким-то голосом «из вечности» произносит «Спасибо за рыбу, Максим» или «Спасибо тебе за все, Петя». Еще раз произносятся слова «холодно», «теплее», «жарко» когда группа джентльменов развлекается игрою в жмурки с девушкой. Больше ни слова. В конце первого действия Полина Кутепова, обжигаясь, глотает чай под песню Алексея Хвостенко «Конь унёс любимого» и жутковато хохочет, размазывая помаду по лицу.
Три женских возраста в спектакле явно неспроста, как и то, что мужчины здесь явно лишь тени. Но тени, без которых и женщин нет: когда время на сцене вдруг начинает расплываться и сестры Кутеповы движутся, как в замедленной съемке, они оказываются куклами, каждым движением которых управляют шестеро мужчин. Вообще их танцы это какие-то танцы жизни со смертью. Все течение жизни, со взаимным притяжением и враньем, непримиримой любовью и невыносимой легкостью трюков лишь колесо танцев, которые катятся куда-то туда. Взгляд на М и Ж сквозь эти танцы взгляд фаталиста, взгляд самца богомола, замершего после спаривания в ожидании, когда самка его съест. При всем многообразии женских архетипов, при всей их вечной жертвенности все они танцуют по жизни в сторону той самой тетеньки: и «спасибо за рыбу, Максим» звучит как «не забывай того, ради чего мы страдали». Но дальше челюсти хрясть. Куда ж они друг без друга. Завораживают, аж жуть.
Мелодий в спектакле множество, самых разных, внезапных от Генделя до группы «Аукцыон». Блестящая сцена когда под «Яблочко» изящные актрисы пускаются вприсядку на манер солистов таких-то краснознаменных ансамблей. «Поматросить» под «Яблочко» вот чего так не хватало Мадлен Джабраиловой, Полине и Ксении Кутеповым: у них это вышло просто прекрасно. Как и стажерок Ирины Горбачевой, Серафимы Огарёвой и Екатерины Смирновой, конечно Или танец ножек, оставшихся вдруг без своих хозяев (тех скрыли длинной черной шторкой). Да, и еще этот тип с черными кудрями и на каблучках явно напоминающий Цискаридзе.
А в коротком втором действии «шлюхи» в бальных платьях и «матросы» в смокингах танцуют под музыку Вивальди. Каждый готов любить, отдаться или сожрать другого, но каждый ехидно танцует свое, а все вместе оказываются оркестром. Все вполне в соответствии с философией «фоменок».
Надо бы спросить ну и куда вытанцовывает театр такими пластическими па? Да вытанцует, никуда не денется. Моряки и шлюхи безделица? Может, и так но безделица явно не лишняя. Вензель хитрый и со смыслом.
Игорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011