«Руслан и Людмила»: сказка — ложь?
В Мастерской Фоменко поставили пушкинскую поэму.
У фоменок снова премьера. В рамках традиционных вечеров «проб и ошибок» режиссер Михаил Крылов поставил пушкинскую поэму-сказку. Главный русский поэт, как известно, был любимым автором Петра Наумовича, так что спектакль «Руслан и Людмила» — это своеобразный поклон Мастеру. Еще один поклон ему — совсем не детская трактовка истории про храброго Руслана и компанию. На новый спектакль, конечно, можно идти с детьми. Их здесь и заинтересуют, и развеселят. Но вот политические подтексты и фривольную пушкинскую иронию, боимся, они не прочтут. Этот подарок актеров Мастерской — только для взрослых зрителей.
Спектакль идет в Малом зале, декорациями служит большое фойе Основного здания театра (этот прием многие помнят по легендарному фоменковскому «Триптиху»): здесь вам и колонны, и лестницы, и подъемы, и пространство. Реквизит и костюмы — самые традиционные. И даже простые, с учетом возможностей костюмерного цеха. Впрочем, одна из прелестей Мастерской всегда было (и остается) умение создать театр из ничего, обнаружить его в воздухе и просто дать увидеть зрителю. Так, например, обычная швабра становится здесь очень обаятельным конем, эмалированное ведро — боевым шлемом, а гигантское белое полотнище с дырками глаз, носа и рта — головой великана. Совершенно прелестна борода Черномора, похожая на таинственное растение с колючками. Но это, как говорится, только «внешность» спектакля. Яркая, забавная, вполне себе сказочная. А что за ней?
Рассказчик — Пушкин — сначала кудрявым купидоном весело прыгает рядом с шумной толпой героев. Потом — Черномором, лишившимся волшебной бороды, запрыгивает в мешок к заклятому врагу и едет с ним в «гордый город Киев» (славное совпадение). Пушкин, оборачивающийся смешным карликом, тоже не просто так. Черномор ведь безнадежно влюблен в Людмилу. А Пушкин, как известно, обожал многих недоступных ему прелестниц (кстати, обе роли, с завидной страстью, исполняет режиссер Михаил Крылов).
Вообще фоменки явно не сказочку нам рассказывают, они «выписывают» русские народные типажи. Руслан (Игорь Войнаровский) здесь — рубаха-парень, трогательный в своей наивной уверенности — добро побеждает зло. Людмила — не бог весть какого ума розовощекая девица (замечательная работа Екатерины Смирновой), для которой муж-добрый молодец — предел мечтаний. Такую никакие дивные страны и новые миры не соблазнят. Рогдай (Владимир Свирский) — герой, который, как и Портос Дюма, запросто мог бы сказать «я дерусь просто потому, что дерусь». Фарлаф (Андрей Казаков) — трусливый и подленький толстяк с пивным животом, Ратмир (его безукоризненно играет Федор Малышев) — позер, болтун и подкаблучник (предает мечты ради доступной «девы рядом» — становится рыбаком). Остается князь Владимир-отец Людмилы, мудрый Финн и коварная Наина. Первый — царством своим руководит с помощью дворовых девок, иначе, пьяный, он не двигает руками. Второй — похож на хипстера в отставке, хвастающегося своим прошлым. Ну, а третья — Наина, — обозлившаяся на мир старая дева.
Вся эта честная компания вслед за Пушкиным любовно выписана фоменками. Всё по их фирменному рецепту: близко к тексту, но между строк. Иронично, но не зло. Весело, а горчит. Почему-то все счастливые финалы в России случаются только чудом, «как в сказке». И как же хорошо, что фоменковская сказка, несмотря на всю свою искрометную веселость, дает возможность об этом задуматься.
Спектакль идет в Малом зале, декорациями служит большое фойе Основного здания театра (этот прием многие помнят по легендарному фоменковскому «Триптиху»): здесь вам и колонны, и лестницы, и подъемы, и пространство. Реквизит и костюмы — самые традиционные. И даже простые, с учетом возможностей костюмерного цеха. Впрочем, одна из прелестей Мастерской всегда было (и остается) умение создать театр из ничего, обнаружить его в воздухе и просто дать увидеть зрителю. Так, например, обычная швабра становится здесь очень обаятельным конем, эмалированное ведро — боевым шлемом, а гигантское белое полотнище с дырками глаз, носа и рта — головой великана. Совершенно прелестна борода Черномора, похожая на таинственное растение с колючками. Но это, как говорится, только «внешность» спектакля. Яркая, забавная, вполне себе сказочная. А что за ней?
Рассказчик — Пушкин — сначала кудрявым купидоном весело прыгает рядом с шумной толпой героев. Потом — Черномором, лишившимся волшебной бороды, запрыгивает в мешок к заклятому врагу и едет с ним в «гордый город Киев» (славное совпадение). Пушкин, оборачивающийся смешным карликом, тоже не просто так. Черномор ведь безнадежно влюблен в Людмилу. А Пушкин, как известно, обожал многих недоступных ему прелестниц (кстати, обе роли, с завидной страстью, исполняет режиссер Михаил Крылов).
Вообще фоменки явно не сказочку нам рассказывают, они «выписывают» русские народные типажи. Руслан (Игорь Войнаровский) здесь — рубаха-парень, трогательный в своей наивной уверенности — добро побеждает зло. Людмила — не бог весть какого ума розовощекая девица (замечательная работа Екатерины Смирновой), для которой муж-добрый молодец — предел мечтаний. Такую никакие дивные страны и новые миры не соблазнят. Рогдай (Владимир Свирский) — герой, который, как и Портос Дюма, запросто мог бы сказать «я дерусь просто потому, что дерусь». Фарлаф (Андрей Казаков) — трусливый и подленький толстяк с пивным животом, Ратмир (его безукоризненно играет Федор Малышев) — позер, болтун и подкаблучник (предает мечты ради доступной «девы рядом» — становится рыбаком). Остается князь Владимир-отец Людмилы, мудрый Финн и коварная Наина. Первый — царством своим руководит с помощью дворовых девок, иначе, пьяный, он не двигает руками. Второй — похож на хипстера в отставке, хвастающегося своим прошлым. Ну, а третья — Наина, — обозлившаяся на мир старая дева.
Вся эта честная компания вслед за Пушкиным любовно выписана фоменками. Всё по их фирменному рецепту: близко к тексту, но между строк. Иронично, но не зло. Весело, а горчит. Почему-то все счастливые финалы в России случаются только чудом, «как в сказке». И как же хорошо, что фоменковская сказка, несмотря на всю свою искрометную веселость, дает возможность об этом задуматься.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011