Поверить алгеброй «Аркадию»
Спектакль Евгения Каменьковича по пьесе Тома Стоппарда
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Аркадию» — одну из лучших пьес Тома Стоппарда, живого классика XX века. Евгению Каменьковичу, который уже обращался к этому произведению в конце 1990-х, по мнению Марины Шимадиной, удивительным образом удалось войти в одну реку дважды.
Интеллектуальная игра, научные открытия, любовные интриги, гениальные прозрения и путешествия сквозь время — все это соединяется в пьесе Тома Стоппарда с особым изяществом и математически точным расчетом. Тот самый случай, когда алгеброй поверяют гармонию — и вполне успешно. Не зря эта драма считается одним из шедевров второй половины XX века, хотя ставят ее не так часто, как другой хит того же автора — абсурдистскую трагикомедию «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Уж больно нелегко уместить в одном спектакле всю эту сложносочиненную архитектуру воздушных замков.
Евгений Каменькович рискнул сделать это дважды. В 1999 году он ставил «Аркадию» на режиссерском факультете ГИТИСа со студентами последнего из трех курсов Петра Фоменко — Ириной Пеговой, Евгением Цыгановым и другими. Тогда это было открытие пьесы, написанной совсем недавно, в 1993 году, и блестяще переведенной Ольгой Варшавер. Но спектакль игрался в камерном пространстве студенческой аудитории, и видели его немногие.
Второй подход принципиально отличается и составом исполнителей (в основном это молодежь «Мастерской»), и форматом. Евгений Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова, который создал на сцене ту самую Аркадию — образ утраченного земного рая, то есть старинное поместье в графстве Дербишир.
Это место и конкретное, и одновременно условное: детально проработанные интерьеры комнат тут сочетаются с рисованными деревьями за окнами — как на проекте полубезумного архитектора Ноукса, который переделывает роскошный Сидли-парк на романтический манер — с прудами и живописными руинами. Что, по логике Стоппарда, говорит о кризисе века Просвещения и утрате веры в идеалы разума и гуманизма.
Действие происходит параллельно в двух временах: в начале XIX века, где герои живут, любят, пытаются познать мир и увидеть будущее, и в конце XX века, когда ученые погружены в изучение прошлого и мало заботятся о настоящем. Катализатором действия становится приехавший в поместье лорд Байрон — сам он на сцене не появляется, но запускает важные сюжетные повороты, которые пытаются распутать исследователи. Например, выяснить, убил ли в этот день поэт кого-то на дуэли?
В спектакле благодаря сценическому решению два времени стремятся навстречу друг другу. Сначала действие происходит в двух идентичных комнатах, зеркально отражающих друг друга. Потом пространство прошлого и будущего соединяются, а в финале герои двух эпох и вовсе сходятся вместе в полностью надбытовом мире воображаемой Аркадии.
Пьеса Стоппарда, неравнодушного к науке вообще — будь то история или физика, рассказывает о людях, одержимых жаждой познания. Тут 13-летняя девочка Томасина доказывает второй закон термодинамики задолго до его открытия, а ее дальний родственник Валентайн через 200 лет также пытается найти формулу, как-то объясняющую законы этого мира, хотя бы на примере популяции тетеревов. В спектакле можно почерпнуть сведения и по математике, и по биологии, и по литературе и садово-парковому искусству. Чтобы объяснить некоторые научные понятия, постановщики даже прибегают к компьютерной графике, которую Каменькович использует редко и неохотно. Так что публике придется поскрипеть мозгами, вспоминая школьную и институтскую программу.
Но, конечно, пьеса не сводится к ученым диспутам, главное тут происходит между людьми. Юная и бойкая Томасина (отличный дебют Екатерины Новокрещеновой) тайно влюблена в своего учителя Септимуса Ходжа (Федор Малышев), а тот увлечен хозяйкой дома, манерной леди Крум (Екатерина Смирнова), которая в свою очередь неравнодушна к их гостю лорду Байрону. В XX веке с чувствами все сложнее: герои Полины Айрапетовой, Юрия Буторина и Дмитрия Рудкова так увлечены своими историческими штудиями, словно намеренно прячутся в прошлом от настоящего, от самих себя.
Согласно открытию Томасины, этот мир подвержен энтропии и постепенно остывает — из него уходит энергия, страсть, сильные чувства. И единственное, что остается людям,— спешить жить здесь и сейчас, танцевать, пока еще слышны звуки вальса, и любить, пока бьется сердце.
Постановка Евгения Каменьковича, весьма традиционная по стилю и манере актерского существования, набирает ход не сразу. В первом акте действие постепенно раскачивается, зрители разбираются в условиях игры, многочисленных персонажах и сюжетных линиях. А во втором акте спектакль взлетает — между прошлым и настоящим возникают арки, и зрители тоже чувствуют себя включенными в этот художественный универсум, где тайны бытия, кажется, ощущаются на кончиках пальцев.
Источник: «Коммерсант»
Интеллектуальная игра, научные открытия, любовные интриги, гениальные прозрения и путешествия сквозь время — все это соединяется в пьесе Тома Стоппарда с особым изяществом и математически точным расчетом. Тот самый случай, когда алгеброй поверяют гармонию — и вполне успешно. Не зря эта драма считается одним из шедевров второй половины XX века, хотя ставят ее не так часто, как другой хит того же автора — абсурдистскую трагикомедию «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Уж больно нелегко уместить в одном спектакле всю эту сложносочиненную архитектуру воздушных замков.
Евгений Каменькович рискнул сделать это дважды. В 1999 году он ставил «Аркадию» на режиссерском факультете ГИТИСа со студентами последнего из трех курсов Петра Фоменко — Ириной Пеговой, Евгением Цыгановым и другими. Тогда это было открытие пьесы, написанной совсем недавно, в 1993 году, и блестяще переведенной Ольгой Варшавер. Но спектакль игрался в камерном пространстве студенческой аудитории, и видели его немногие.
Второй подход принципиально отличается и составом исполнителей (в основном это молодежь «Мастерской»), и форматом. Евгений Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова, который создал на сцене ту самую Аркадию — образ утраченного земного рая, то есть старинное поместье в графстве Дербишир.
Это место и конкретное, и одновременно условное: детально проработанные интерьеры комнат тут сочетаются с рисованными деревьями за окнами — как на проекте полубезумного архитектора Ноукса, который переделывает роскошный Сидли-парк на романтический манер — с прудами и живописными руинами. Что, по логике Стоппарда, говорит о кризисе века Просвещения и утрате веры в идеалы разума и гуманизма.
Действие происходит параллельно в двух временах: в начале XIX века, где герои живут, любят, пытаются познать мир и увидеть будущее, и в конце XX века, когда ученые погружены в изучение прошлого и мало заботятся о настоящем. Катализатором действия становится приехавший в поместье лорд Байрон — сам он на сцене не появляется, но запускает важные сюжетные повороты, которые пытаются распутать исследователи. Например, выяснить, убил ли в этот день поэт кого-то на дуэли?
В спектакле благодаря сценическому решению два времени стремятся навстречу друг другу. Сначала действие происходит в двух идентичных комнатах, зеркально отражающих друг друга. Потом пространство прошлого и будущего соединяются, а в финале герои двух эпох и вовсе сходятся вместе в полностью надбытовом мире воображаемой Аркадии.
Пьеса Стоппарда, неравнодушного к науке вообще — будь то история или физика, рассказывает о людях, одержимых жаждой познания. Тут 13-летняя девочка Томасина доказывает второй закон термодинамики задолго до его открытия, а ее дальний родственник Валентайн через 200 лет также пытается найти формулу, как-то объясняющую законы этого мира, хотя бы на примере популяции тетеревов. В спектакле можно почерпнуть сведения и по математике, и по биологии, и по литературе и садово-парковому искусству. Чтобы объяснить некоторые научные понятия, постановщики даже прибегают к компьютерной графике, которую Каменькович использует редко и неохотно. Так что публике придется поскрипеть мозгами, вспоминая школьную и институтскую программу.
Но, конечно, пьеса не сводится к ученым диспутам, главное тут происходит между людьми. Юная и бойкая Томасина (отличный дебют Екатерины Новокрещеновой) тайно влюблена в своего учителя Септимуса Ходжа (Федор Малышев), а тот увлечен хозяйкой дома, манерной леди Крум (Екатерина Смирнова), которая в свою очередь неравнодушна к их гостю лорду Байрону. В XX веке с чувствами все сложнее: герои Полины Айрапетовой, Юрия Буторина и Дмитрия Рудкова так увлечены своими историческими штудиями, словно намеренно прячутся в прошлом от настоящего, от самих себя.
Согласно открытию Томасины, этот мир подвержен энтропии и постепенно остывает — из него уходит энергия, страсть, сильные чувства. И единственное, что остается людям,— спешить жить здесь и сейчас, танцевать, пока еще слышны звуки вальса, и любить, пока бьется сердце.
Постановка Евгения Каменьковича, весьма традиционная по стилю и манере актерского существования, набирает ход не сразу. В первом акте действие постепенно раскачивается, зрители разбираются в условиях игры, многочисленных персонажах и сюжетных линиях. А во втором акте спектакль взлетает — между прошлым и настоящим возникают арки, и зрители тоже чувствуют себя включенными в этот художественный универсум, где тайны бытия, кажется, ощущаются на кончиках пальцев.
Источник: «Коммерсант»
Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011