Кассовая ненависть
«Обрученные» в Театре имени Моссовета
В прологе спектакля, поставленного Виктором Шамировым по средневековому роману Алессандро Мандзони, зрителям напоминают, что люди обязаны следить за душой так же, как за одеждой. Досмотрев постановку, АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА пришла к выводу, что для самого себя режиссер делает исключение.
Лет 12 тому назад выпускник Марка Захарова ставил весьма талантливые, всегда скрыто романтичные опусы, явно не рассчитанные на кассовый успех. В Театре Армии шел его «Дон Жуан» по пьесе Алексея Константиновича Толстого, поставленный с приемами брехтовского уличного театра: зрители сидели прямо на сцене, в двух шагах от актеров, игравших так, как к тому времени в Театре Армии никто, казалось, играть уже не мог. А в антракте из кулис выскакивали нищие, вымогая у почтенной публики деньги на «памятник Командору».
Все это было еще до всяких новых веяний и криков о срочной необходимости смены поколений. Ставить «Дон Жуана» Шамиров получил возможность потому, что за него замолвил слово Марк Захаров. Еще один хороший спектакль «Ничего особенного» (из тех, что буквально через пару лет стали зваться новой драмой, высказываниями поколения и т. п.) он выпустил на малой сцене «Школы современной пьесы». Потом был смешной, хулиганский «Маскарад» в Театре имени Станиславского: в финале Нина распевала романс со словом из трех букв, а публика теряла сознание от возмущения. На этом то ли силы кончились, то ли деньги так и не начались: обидевшись на судьбу, режиссер впал в кризис, заговорил об отвращении к театру, взял курс на кассу и с тех пор почти постоянно работает в антрепризе.
Бог знает, зачем ему понадобилось ставить роман Алессандро Мандзони с подзаголовком «Сцены неслыханного злодейства и ангельской доброты» лав стори крестьянских Ромео и Джульетты (в пьесе их зовут Ренцо и Лючия), не успевших повенчаться из-за козней богатого развратника дона Родриго и терпящих лишения во имя любви. С помощью молитв Пресвятой Деве укрывшейся в монастыре Лючии (Вера Строкова) удается укротить целую шайку злодеев во главе с сущим дьяволом по имени Безымянный (Александр Яцко) едва взглянув на белокурого ангела, он тут же бежит к случившемуся проездом кардиналу (Анатолий Адоскин) и раскрывает развратные замыслы дона Родриго. А в это время свободолюбивый Ренцо (Станислав Бондаренко) едва не погибает, подняв в Милане восстание. Но тут на помощь приходит подкравшаяся внезапно чума, уносящая всех эксплуататоров и тех из бандитов, которые еще не успели раскаяться.
Вся эта романтическая труха играется бодро, весело, со средневековой музыкой, громкими криками, живописными драками. И очень напоминает постановку некоего затерянного во времени и пространстве ТЮЗа, судя по декорациям и режиссерским приемам, годов этак 80-х прошлого века. По законам ТЮЗа, содержание здесь не играют, а «разжевывают» на тот случай, если в зале сидят отстающие в умственном развитии. Увидев обведенные черным глаза, зловеще красный, с какими-то перьями камзол и услышав сладкий голос дона Родриго (Роман Маякин), даже слабоумный поймет, что это главный негодяй. Чтобы зрители почувствовали, как он всесилен, у кривляки-адвоката (Евгений Ратьков), к которому идет за помощью наивный Ренцо, при одном упоминании синьора начинается неудержимый приступ рвоты. Тому же недугу подвержен сельский священник Христофоро (Рамиль Сабитов) и еще парочка неплохих, но заблудших селян. В контексте спектакля это выглядит неожиданной авторской рецензией постановки и пьесы. Но если так, зачем же три часа мучить зрителей халтурой да еще произносить тексты о душе, за которой надо следить?! Не честнее ли выйти на сцену и сказать, как девочка в рассказе Хармса: «Папа просил передать, что театр закрывается. Нас всех тошнит».
Лет 12 тому назад выпускник Марка Захарова ставил весьма талантливые, всегда скрыто романтичные опусы, явно не рассчитанные на кассовый успех. В Театре Армии шел его «Дон Жуан» по пьесе Алексея Константиновича Толстого, поставленный с приемами брехтовского уличного театра: зрители сидели прямо на сцене, в двух шагах от актеров, игравших так, как к тому времени в Театре Армии никто, казалось, играть уже не мог. А в антракте из кулис выскакивали нищие, вымогая у почтенной публики деньги на «памятник Командору».
Все это было еще до всяких новых веяний и криков о срочной необходимости смены поколений. Ставить «Дон Жуана» Шамиров получил возможность потому, что за него замолвил слово Марк Захаров. Еще один хороший спектакль «Ничего особенного» (из тех, что буквально через пару лет стали зваться новой драмой, высказываниями поколения и т. п.) он выпустил на малой сцене «Школы современной пьесы». Потом был смешной, хулиганский «Маскарад» в Театре имени Станиславского: в финале Нина распевала романс со словом из трех букв, а публика теряла сознание от возмущения. На этом то ли силы кончились, то ли деньги так и не начались: обидевшись на судьбу, режиссер впал в кризис, заговорил об отвращении к театру, взял курс на кассу и с тех пор почти постоянно работает в антрепризе.
Бог знает, зачем ему понадобилось ставить роман Алессандро Мандзони с подзаголовком «Сцены неслыханного злодейства и ангельской доброты» лав стори крестьянских Ромео и Джульетты (в пьесе их зовут Ренцо и Лючия), не успевших повенчаться из-за козней богатого развратника дона Родриго и терпящих лишения во имя любви. С помощью молитв Пресвятой Деве укрывшейся в монастыре Лючии (Вера Строкова) удается укротить целую шайку злодеев во главе с сущим дьяволом по имени Безымянный (Александр Яцко) едва взглянув на белокурого ангела, он тут же бежит к случившемуся проездом кардиналу (Анатолий Адоскин) и раскрывает развратные замыслы дона Родриго. А в это время свободолюбивый Ренцо (Станислав Бондаренко) едва не погибает, подняв в Милане восстание. Но тут на помощь приходит подкравшаяся внезапно чума, уносящая всех эксплуататоров и тех из бандитов, которые еще не успели раскаяться.
Вся эта романтическая труха играется бодро, весело, со средневековой музыкой, громкими криками, живописными драками. И очень напоминает постановку некоего затерянного во времени и пространстве ТЮЗа, судя по декорациям и режиссерским приемам, годов этак 80-х прошлого века. По законам ТЮЗа, содержание здесь не играют, а «разжевывают» на тот случай, если в зале сидят отстающие в умственном развитии. Увидев обведенные черным глаза, зловеще красный, с какими-то перьями камзол и услышав сладкий голос дона Родриго (Роман Маякин), даже слабоумный поймет, что это главный негодяй. Чтобы зрители почувствовали, как он всесилен, у кривляки-адвоката (Евгений Ратьков), к которому идет за помощью наивный Ренцо, при одном упоминании синьора начинается неудержимый приступ рвоты. Тому же недугу подвержен сельский священник Христофоро (Рамиль Сабитов) и еще парочка неплохих, но заблудших селян. В контексте спектакля это выглядит неожиданной авторской рецензией постановки и пьесы. Но если так, зачем же три часа мучить зрителей халтурой да еще произносить тексты о душе, за которой надо следить?! Не честнее ли выйти на сцену и сказать, как девочка в рассказе Хармса: «Папа просил передать, что театр закрывается. Нас всех тошнит».
Алла Шендерова, «Коммерсант», 15.10.2007
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре»Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не сниласьМаргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского КотаЕлена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком киноОльга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекцияхМайа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса ЗазеркальяОльга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Локальный СтиксАлена Карась, «Российская газета», 24.03.2010
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Кассовая ненавистьАлла Шендерова, «Коммерсант», 15.10.2007